КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ
статья

Ольга Сергеевна Маряхина

В статье рассматриваются вопросы совершенствования управления процессом физического воспитания детей дошкольного возраста; анализируется реализация функций педагогического менеджмента в этом процессе; предлагаются конкретные мероприятия для решения поставленных задач в условиях детского сада. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maryahina_o.s._-_statya.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ

Маряхина Ольга Сергеевна

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы совершенствования управления процессом физического воспитания детей дошкольного возраста; анализируется реализация функций педагогического менеджмента в этом процессе; предлагаются конкретные мероприятия для решения поставленных задач в условиях детского сада.

 

На современном этапе развития системы дошкольного образования физическое воспитание представляет собой сложный организованный педагогический процесс. Колесникова Н.Н., Колесникова Ю.Н. считают, что он может быть эффективен в том случае, если будет строиться в виде управляемой системы.

В теории менеджмента выделяются основные функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти четыре первичных функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений. Говоря о перечне функций управления, отметим, что в настоящее время существуют различные подходы к его составлению. Так, в работах В. Г. Афанасьева, А. И. Китова, Ю. А. Конаржевского, Б. Ф. Ломова, P. X. Шакурова, В. А. Якунина и других выделяются следующие функции управления: постановка цели, планирование или принятие управленческих решений, организация, контроль, регулирование (или коррекция) [1]. С одной стороны, это определяет чрезвычайную сложность управления физическим воспитанием, с другой - его большую эффективность в случае принятия оптимальных решений [2].

На этапе проведения эксперимента:

  • Был проанализирован уровень организации управления процессом физического воспитания дошкольников;
  • Была предложена система работы по оптимизации системы управления процессом физического воспитания дошкольников.

Для того чтобы оценить полноту реализации функций управления процессом физического воспитания детей дошкольного возраста, необходимо проанализировать каждую функцию управления. На основании анализа литературы по проблеме исследования были сформулированы следующие критерии, по которым возможно диагностировать реализацию управленческих функций:

  • Информационно-аналитическая:
  • наличие у педагога знаний о физическом развитии и воспитании детей дошкольного возраста в ДОУ;
  • умение педагога систематизировать и транслировать знания и опыт в области организации процесса физического воспитания.
  • Мотивационно-целевая:
  • умение педагога ставить цели и определять задачи деятельности;
  • применение педагогом методов и приемов, направленных на повышение мотивации воспитанников;
  • наличие мотивации у педагога в процессе физического воспитания дошкольников.
  • Планово-прогностическая:
  • умение планировать и прогнозировать предстоящую деятельность;
  • наличие плана деятельности, направленного на организацию физического воспитания.
  • Организационно-исполнительская:
  • проведение педагогом мероприятий в режимных моментах, направленных на организацию физического воспитания дошкольников;
  • использование различных форм, методов и приемов работы, направленных на организацию физического воспитания дошкольников;
  • организация взаимодействия с социальными партнерами.
  • Контрольно-диагностическая:
  • умение педагога осуществлять отбор диагностического инструментария;
  • осуществление педагогом контроля при организации образовательной деятельности;
  • организация диагностики физического воспитания дошкольников.
  • Регулятивно -коррекционная:
  • умение педагога регулировать и корректировать осуществляемую деятельность.

По результатам первого этапа экспериментальный работы можно сделать вывод, что управленческие функции реализуются частично. Педагог недостаточно информирует родителей о важности и значимости физического воспитания детей, большая часть родителей бездействует, в целом процесс физического воспитания детей находится на низком уровне. Спортивные учреждения не взаимодействуют с ДОО, не участвуют в деятельности направленной на организацию процесса физического воспитания детей.  В организованной образовательной деятельности воспитатель способствует физическому воспитанию детей, но в его деятельности существуют недочёты. Педагог осуществляет деятельность в режимных моментах, но системной работы в данном направлении не ведется. Результаты констатирующего эксперимента подтвердили важность разработки и апробации системы мероприятий с учетом оптимизации функций управления процессом физического воспитания дошкольников.

Как показал анализ результатов, полученных на первом этапе эксперимента, необходима работа, направленная на оптимизацию управления процессом физического воспитания детей дошкольного возраста в ДОО, что представлено на втором этапе экспериментальный работы в виде системы работы по оптимизации управления процессом физического воспитания дошкольников с позиции функционального подхода.

На этапе оптимизации информационно-аналитической функции предложили следующие виды деятельности:

  • разработка списка актуальных источников по проблеме физического воспитания дошкольников с краткой аннотацией каждого, с активной ссылкой на него и публикация этого списка с целью распространения педагогического опыта;
  • создание информационных стендов и буклетов, которое способствует систематизации и трансляции знаний педагога в области физического воспитания детей.

Оптимизируя мотивационно-целевую функцию, выполняли следующие виды деятельности:

  • определение целей и задач по физическому воспитанию дошкольников;
  • определение и применение различных методов и приемов работы, направленных на повышение мотивации воспитанников, при проведении организованной образовательной деятельности по физическому воспитанию;
  • в режимных моментах с целью повышения мотивации учащихся к физическому воспитанию, предложены различные способы мотивации дошкольников, которыми может воспользоваться педагог в своей профессиональной деятельности.

Для повышения эффективности планово-прогностической функции было выполнено следующее:

  • предложен и апробирован метод прогнозирования предстоящей деятельности, перечислены факторы, влияющие на изменения планируемого и организуемого процесса, которые педагог должен учитывать, прогнозируя процесс физического воспитания детей;
  • создание плана действий по достижению поставленной цели;
  • определение методов и приёмов организации физического воспитания дошкольников в организованной образовательной деятельности;
  • разработка системы мероприятий в режимных моментах, направленных на физическое воспитание детей.

В процессе совершенствования организационно-целевой функции было реализовано:

  • организация учебно-воспитательного пространства (организация выставок;
  • организация работы по повышению квалификации воспитателя в области физического воспитания детей;
  • реализация системы мероприятий в режимных моментах по физическому воспитанию детей;
  • определение и реализация форм взаимодействиями с родителями воспитанников и с представителями спортивных организаций.

На этапе совершенствования контрольно-диагностической функции предложили следующие виды деятельности:

  • выбор диагностического инструментария по проблеме исследования;
  • диагностика уровня сформированности физического воспитания детей.

Оптимизируя регулятивно-коррекционную функцию было предложено:

  • определение способов регулирования и корректирования осуществляемой деятельности по физическому воспитанию дошкольников.

Таким образом, можно сделать вывод, что система работы по оптимизации управления процессом физического развития дошкольников будет являться эффективной при условии реализации всех функций управления данным процессом.

Список источников и литературы

  1. Менеджмент в образовании: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. Ю. Трапицын [и др.]; под редакцией С. Ю. Трапицына. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 413 с.
  2. Медведев, С.Р. Разработка и применение системы комплексного контроля за двигательной подготовленностью шестилеток в процессе физического воспитания // Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования: материалы. междунар. науч.-практической конф. – Омск: СибГАФК, 1998. – С. 6-8.
  3. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.
  4. Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении / Л. И. Фалюшина. – М.: Аркти, 2013. – 259 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Консультация для воспитателей Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста...

Педагогические условия организации физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

По результатам обследования детей, поступающих в дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), наблюдается снижение показателей уровня их здоровья и физического развития. Недостаточная двигательная акт...

Из опыта работы, «Развитие речи в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО».

Из опыта работы, «Развитие речи в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»....

Проектная деятельность области физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста по созданию условий для становления навыка владения мячом.

В результате работы над проектом дошкольники знакомятся с иторией мяча, с их видами, свойствами, применением и назначением. Появляются навыки игр смячом.Совершенствуется работа по укреплению здоровья,...

Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Методика проведения занятий по физической культуре, предусматривающая сочетание выполнения физических упражнений с формированием первоначальных знаний и представлений о природе и воспитанием основ эко...