Доклад на тему «Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» к педагогическому совету №1
материал
Выступление на педсовет
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
Сакмарский детский сад «Берёзка»
Доклад на тему
«Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ
в соответствии с ФГОС ДО»
к педагогическому совету №1
Подготовила: Белова Татьяна Николаевна
воспитатель высшей категории:
село Сакмара Оренбургская область
2024 год
Слайд1
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Лихачёв Дмитрий Сергеевич (слайд1)
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. Многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
«Дети – наше будущее». И каким будет наше будущее, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребёнка к возвышенному, святому и доброму.
Мы должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно – нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
Слайд 2
Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств ребенка.
Патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность. Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение развития и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в детском саду в условия введения ФГОС ДО.
Слайд 3
С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который закрепляет приоритет патриотического воспитания дошкольников.
Одной из задач стандарта является: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
В соответствии с целевыми ориентирами патриотическая культура детей дошкольного возраста складывается из установки положительного отношения к миру; способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам; адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой патриотического воспитания дошкольников.
Слайд 4
Принципы патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении можно увидеть на слайде.
Слайд 5
Необходимым условием для патриотического воспитания детей является создание предметно - развивающей среды. В группах нашего детского есть центры патриотического воспитания, где представлены: портрет президента РФ, символика России, Оренбурской области. Подобранны дидактические игры, литература, альбомы по темам «Моя Родина Россия», «Малая Родина», «Народы России» и т.д.
Слайд 6
Знакомя детей с родной страной, мы расширяем представление о значении государственных символах России. Воспитываем уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомим детей со столицей нашей Родины – Москвой, другими городами России. Совместно с родителями и детьми мы создали мини - музеи «Моя Родина»», где представлены фотоальбомы с достопримечательностями, рисунки, подделки, предметами народного творчества. Есть также картотека слайдовых презентаций, видео, мультимедийных дидактических игр на темы: «Родина», «Родные края», «Народы России», «Животный и растительный мир родного края».
В познавательно – исследовательском центре представлены детские энциклопедии, открытки, фотографии, литература о животном и растительном мире. Дети знакомятся с богатой природой родного края, разных уголков России, городами России, Оренбургской области.
Наша работа по решению задач патриотического воспитания ведётся в различных видах деятельности: непосредственно – образовательной, познавательно - исследовательской, проектной, режимных моментах, игровой и продуктивной деятельности.
Слайд 7
Игра является ведущей деятельностью дошкольников, представляет собой отражение детьми окружающей жизни. Игра, учит ребёнка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры. Мы используем игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнером, воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям; помогают ребёнку в накоплении социального опыта.
Слайд 8
Русские народные игры позволяют детям не только не только почувствовать себя частью русского народа, но и способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, дают ребёнку защиту от негативного влияния агрессивной среды. Поэтому русские народные игры мы используем во всех видах деятельности.
Слайд 9
Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера. В своей работе мы применяем пословицы, поговорки, потешки, былины. Дети с удовольствием обсуждают содержание сказок, драматизируют их. Мы обращаем внимание на трудолюбие героев, скромность, на то как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за справедливость. Дети хорошо запомнили и полюбили образы русских богатырей.
Слайд 10
Особую роль в воспитании нравственных качеств у дошкольников играет детская художественная литература. Хорошая литература вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе. Она раскрывает человеческие и духовные ценности. Дети очень любят слушать различные рассказы, стихотворения, сказки.
Слайд 11
Наш детский сад тесно сотрудничает с детской районной библиотекой. Дети посещают различные встречи, на которых узнают много нового
Слайд 12
Большое место в приобщении детей к традиционным ценностям народной культуры занимают народные праздники и традиции. Народные развлечения, праздники помогают усвоению детьми правил культуры поведения, вызывают эмоциональные и эстетические переживания, которые очень важны для создания благоприятного климата, общего духовно-нравственного воспитания дошкольника. В детском саду проводятся такие
народные праздники и развлечения, как «Масленица», «Сороки» (Жаворонки), «Посиделки на покров», «Веселится народ праздник пасхи у ворот» и т.д.
Слайд 13
Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему селу. В образовательной деятельности, экскурсиях, беседах даём мы детям краеведческие сведения о родном селе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях.
Для ознакомления детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами ребята нашего детского сада вместе с воспитателями посещают музейную комнату при районной библиотеке. Детям представилась возможность увидеть, потрогать всё своими руками. Ребята узнали, как жили казаки в нашем селе раньше. Экскурсовод познакомил с различными экспонатами, ребята получили много впечатлений и эмоций.
Слайд 14
В патриотическом воспитании большое значении имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, мы прививаем детям такие понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, трудовой подвиг.
Ежегодно в детском саду проводится праздники посвящённые Дню Победы. Стало традицией 9 мая возлагать цветы к обелиску памяти.
Слайд 15
Также проводятся праздники посвящённые «8 марта», «23 февраля», «Дню пожилого человека», а также развлечения «День России», «День народного единства». Папы, мамы, дедушки и бабушки принимают активное участие в мероприятиях.
Слайд 16
На прогулках и экскурсиях мы наблюдаем за природным миром. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. С первой младшей группы формируем в детях бережное отношение, любовь к родной природе, чувство ответственности за сохранение природы родного края. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие патриотические качества человека, в том числе и любовь к Родине.
Слайд 17
Труд ребенка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для развития его личности. На занятиях художественно-продуктивной деятельности дети стараются передать в своих работах красоту природы, любовь к ней и увиденного вокруг себя. Продуктивная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного. Дети творят - это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепит знания и впечатления.
Слайд 18
Ежегодно проходят природоохранные акции: «Кормушки для пичужки», «Береги природу», «День птиц», «День доброты».
Для более ясного осознания и принятия духовно-нравственных ценностей (человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро, стремление к исполнению патриотического долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством) педагог в своей воспитательной работе активно применяет элементы различных технологий.
Для формирования у детей критического мышления, способности сопоставлять, размышлять, опираясь на знание фактов педагог прибегает к использованию проектной деятельности. Данная технология позволяет повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Проектная деятельность всегда ориентирована на результат, то такой совместный процесс достижения конечной цели, в той или иной форме полезен для патриотического развития и формирования знаний, умений дошкольников в этом направлении. Примерная тематика проектов может быть такой: «Мир вокруг нас», «Дерево добра», «Край в котором ты живешь», «Наши пернатые друзья», «Здравствуй, масленица» и др.
Слайд 19
Одной из инновационных форм работы по развитию патриотических качеств у детей дошкольного возраста является создание «лэпбуков» различной тематики. Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей.
Художественная литература всегда была и остается незаменимым источником формирования у дошкольников различных ценностей.
Слайд 20
Технология под названием «Книжка – малышка» является завлекающим процессом изготовления дошкольниками книжек на материале сказок, рассказов или драматизаций. Педагоги учат детей оценивать характеры героев, их поступки, понимать, «что такое хорошо и что такое плохо». Художественная литература заставляет детей сопереживать персонажам и событиям, сочувствовать им, что постепенно формирует определённые моральные оценки, имеющие несравненно большую воздействующую силу.
Одним из эффективных методов патриотического воспитания детей является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Инновационность данной методики – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Темы синквейна патриотического воспитания: фольклор, семья, худ. литература, история и т. д.
Слайд 21 Памятка «Правила синквейна»
Слайд 22 Пример синквейна
В работе по патриотическому воспитанию педагог может использовать технологию «Скрайбинг».
Скрайбинг – визуализация учебного материала. Речь иллюстрируется рисунками "на лету". Получается как бы "эффект параллельного следования", когда мы и слышим, и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда. Темы патриотического воспитания: красота природы, времена года, просторы необъятного космического пространства, бытие русских народных сказок.
Рисунок представляет собой новую, воображаемую жизнь, которая создается в процессе изобразительного творчества. Эту жизнь ребенок не только создает, но и сам в ней участвует. Самореализация детей в художественно-творческой деятельности с применением технологии нетрадиционных техник рисования неразрывно связанных с обогащением духовного опыта ребёнка, педагог способствует развитию его личностных качеств, творческого мышления, воображения и способности к самовыражению.
Слайд 23
Скрайбинг одновременно задействует несколько анализаторов
Слайд 24 Виды скрайбинга
Технологию «Кластер» можно использовать на разных этапах работы по патриотическому воспитанию детей. Смысл «кластера» в выделении смысловых единиц и их графическом оформлении в виде грозди. В центре – ключевое понятие. Правила составления «кластера» очень простые. Выделяем центр – это наша тема. От нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Так как не все дети умеют читать, можно использовать иллюстрированные или смешанные кластеры.
Слайд 25, 26
Перед вами примеры самых простых кластеров
Таким образом, все вышеперечисленные технологии помогают воспитателю не только вносить разнообразие в образовательный процесс, но и целенаправленно решать задачи патриотического развития дошкольников.
Эффективность патриотического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит не только от правильного выбора средств и методов педагогической работы с детьми, но и от взаимодействия детского сада с родителями воспитанников. То, что ребенок с детских лет приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей последующей жизни. Педагог прошлого века А. С. Макаренко утверждал: «Хорошее воспитание детей – это наша счастливая старость. Плохое – это наше горе, наши слезы». Главное в воспитании маленького человека в семье – это достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.
Именно в семье ребенок должен получать свой первый жизненный опыт патриотического поведения, делать первые наблюдения и учиться как себя вести в различных ситуациях. Нам педагогам надо помочь родителям сохранить духовность детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая есть: с многовековой историей и культурой, самобытностью.
Мне помогают такие нетрационные формы работы семьей, как акции. Эта форма работы увлекательна, занимает немного времени и позволяет сразу видеть результат собственного участия.
Слайд 27
Акция «Солнце семейных традиций», где родители вместе с детьми представляли традиции своей семьи в виде коротких фоторассказов, в итоге в группе был оформлен стенд в виде солнышка, лучами были повествования о семейных традициях. Эта акция помогла мне в формировании ценностного отношения к своим близким, традициям каждой семьи, толерантности и уважения к каждой национальности.
Слайд 28
Информативно наполненная и вызвавшая душевный отклик была акция «Герб моей семьи». Каждая семья трудилась над созданием своего личного, необыкновенного, неповторимого Герба, с учетом национальных традиций, семейных особенностей. Акция вдохновила семьи на изучение своих истоков и стимулировала стремление быть достойными членами своего рода. Немалую фантазию родители проявили при оформлении герба семьи. Ни один герб не походил на другой, каждый отражал особенности своей семьи. Каждая семья выбрала свой девиз: «Мой дом – моя крепость», «Всегда вместе – всегда рядом», «Моя семья – моё богатство».
Слайд 29
Также очень понравилась всем акция «Печем вместе с мамой или хлеб всему голова». Дети вместе с мамой изготовили разнообразную выпечку дома, а на следущий день дети с удовольствием рассказывали в детском саду, что они приготовили в семье.
Слайд 30
Нетрадиционная форма работы с семьей "Родительская почта" также помогает мне наладить более тесный контакт с семьями, любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, подсказать каким бы ему хотелось видеть воспитательно-образовательный процесс в группе, обратиться за помощью.
Слайд 31
Очень увлекательным и полезным в патриотическом воспитании оказался проект «Генеалогическое древо». После моей консультации о составлении генеалогического древа семьи у родителей появилось желание составить родословные семей. В группе мы, совместно с родителями оформили выставку «Семейные древа». Каждый родитель подошел к этому вопросу по-особенному. Дети подолгу рассматривали выставку и с гордостью рассказывали о своей семье.
В практике патриотического воспитания также использую и традиционные формы работы с семьей:
1. Родительские собрания. Это одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива. Мною было проведено родительское собрание «Я – семья – род – народ!». Данное собрание было проведено в нетрадиционной форме с участием семей воспитанников.
При подготовке к собранию была оформлена выставка совместного творчества детей и родителей рисунки «Моя семья».
2. Досуги, праздники - самые привлекательные, востребованные формы работы.
Праздник «Ай, да, папы!» помог пробудить в детях чувство национальной гордости за силу, мужество российских мужчин, стремление стать такими же и служить в рядах вооруженных сил.
Слайд 32
Уважение к защитникам Отечества также воспитывают акции. Такие, как прошедшая акция «Тепло родного дома» (дети с родителями собирали посылку и писали письмо для служащих в рядах СВО).
Праздники для мам «День Матери», «Международный женский день 8 марта» воспитывает в детях любовь и уважение к женщине-матери, умение выразить благодарность и любовь по отношению к продолжательницам человеческого рода, стремление походить на мам и бабушек.
Патриотическому празднику 9 мая в нашем детском саду посвящается ряд мероприятий: вальс Победы, возложение цветов к обелиску, Парад Победы, конкурс чтецов. Всё это не обходится без помощи родителей
Не забываем мы и о 12 июня, где чествуем государственные символы России.
Традиционно в детском саду мы с детьми группы и родителями принимаем участие в праздновании Дня семьи «Семья моя – мой отчий дом! ». Этот праздник позволяет нам лишний раз задуматься о важности семьи в нашей жизни и проявить внимание к близким людям.
Конечно, организация всех мероприятий требует от нас и времени, и труда, и душевных сил. Но такую радость они нам приносят, когда мы видим счастливые глаза детей и слышим слова благодарности родителей!
Очень помогают в работе наглядно – информационные формы работы:
1. Родительские уголки – это хороший метод общения с родителями, позволяющий обратить их внимание на проблемы современного общества и получить косвенные советы по патриотическому воспитанию.
2. Фотовыставки:
«Моя малая Родина», «День города в нашей семье», «Мама мир подарила, жизнь подарила мне и тебе», «Для меня всегда герой самый лучший папа мой», «Наши предки», «История нашего города», и многие другие. Родители приняли в их организации активное участие. Эта форма работы показала мне, что она пользуется у родителей популярностью.
3. Библиотека для родителей.
Даем рекомендации по использовании в условиях семьи художественной литературы по определённой теме и предлагаю для чтения детям.
4. В своей работе использую информационные буклеты в помощь родителям.
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Я уверена, что все эти формы нам помогают активизировать родителей в нашей совместной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас общая цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя.
Хотелось бы сравнить каждого нашего воспитанника с цветком. Смотреть, как растет маленький человек, – все равно, что наблюдать, как из крошечного бутона распускается цветок. Никто не знает точно, каким он будет, когда расцветет, – можно только мечтать и надеяться. Но тем больше наша гордость и радость, когда видишь, каким замечательным человеком становится ребенок.
Ребенок родился, чтобы стать разумным и добрым человеком.
Любите детей! Именно это научит их любить других людей, делать добро и радоваться жизни!
Слайд 32. Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств ребенка.. Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в детском саду в условия введения ФГОС ДО.
С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который закрепляет приоритет патриотического воспитания дошкольников. Одной из задач стандарта является: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Принципы патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении: – системность; – культуросообразность, опора на духовно-нравственные ценности отечественной социокультурной традиции; – неформальный характер взаимодействия участников воспитательного процесса (педагогов, детей, родителей); – месяцесловное планирование (планирование воспитательной работы в соответствии с социокультурными доминантами годового календарного круга); – интерактивность; – социокультурная и психологическая адаптивность содержания образовательных программ; – возрастной и индивидуальный подход в воспитании.
В группах нашего детского есть центры патриотического воспитания
Игра является ведущей деятельностью дошкольников, представляет собой отражение детьми окружающей жизни. Игра, учит ребёнка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры.
Русские народные игры позволяют детям не только не только почувствовать себя частью русского народа, но и способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, дают ребёнку защиту от негативного влияния агрессивной среды.
?? Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Особую роль в воспитании нравственных качеств у дошкольников играет детская художественная литература.
Большое место в приобщении детей к традиционным ценностям народной культуры занимают народные праздники и традиции
Наш детский сад тесно сотрудничает с детской районной библиотекой.
Для ознакомления детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами ребята нашего детского сада вместе с воспитателями посещают музейную комнату при районной библиотеке
Ежегодно в детском саду проводится праздники посвящённые Дню Победы. Стало традицией 9 мая возлагать цветы к обелиску
На прогулках и экскурсиях мы наблюдаем за природным миром
Продуктивная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного.
Ежегодно проходят природоохранные акции
Одной из инновационных форм работы по развитию патриотических качеств у детей дошкольного возраста является создание «лэпбуков» различной тематики.
Технология под названием «Книжка – малышка» является завлекающим процессом изготовления дошкольниками книжек на материале сказок, рассказов или драматизаций.
Наш детский сад тесно сотрудничает с детской районной библиотекой.
Наш детский сад тесно сотрудничает с детской районной библиотекой.
СКРАЙБИНГ одновременно задействует несколько анализаторов
Виды ручного скрайбинга Рисованный Аппликационный Магнитный Фланелеграфный
Кластер «Цветок» Тема: «Права ребенка»
Акция «Солнце семейных традиций»
Акция «Герб моей семьи»
Акция «Печем вместе с мамой или хлеб всему голова».
Нетрадиционная форма работы с семьей "Родительская почта"
Проект «Генеалогическое древо»
Акция «Тепло родного дома»
Развлечение «День семьи»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД НА ТЕМУ ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, толерантного отношения к пред...
Доклад на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников»
Доклад на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников»...
Доклад на тему "Патриотическое воспитание дошкольников"
Доклад на тему "Патриотическое воспитание дошкольников"...
Сообщение на педагогическом совете на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа». (из опыта работы).
Детство- каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия. (В.А. Сухомлинский)....
Доклад на тему "Патриотическое воспитание дошкольников в музыкальном развитии.
В докладе раскрывается в каких видах музыкальной деятельности происходит воспитание ребенка патриота, гражданина своей страны....
Информация к педагогическому совету на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с историей России и развитие у детей гендерной, семейно и гражданской принадлежности» в подготовительной группе компенсирующей направленности №5. Направ
Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направленно на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравст...