Доклад на тему «Инновационные подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС» к педагогическому совету №2
презентация

Белова Татьяна Николаевна

Доклад на тему «Инновационные подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet.docx27.94 КБ
Файл prezentatsiya.pptx509.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

Сакмарский детский сад «Берёзка»

Доклад на тему

«Инновационные подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС»

к педагогическому совету №2

                                                   Подготовила: Белова Татьяна Николаевна

воспитатель высшей категории:

село Сакмара Оренбургская область

2023 год

Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для маленького ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды - всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей, - рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной среды. С позиций Стандарта  развивающая образовательная среда дошкольной организации (слайд 2) – это предметно-пространственная среда как часть образовательной среды и ключевой фактор перехода на ФГОС ДО.  Само понятие  РППС определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».

ФГОС дошкольного образования – это Стандарт условий, а не Стандарт результатов, который  призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Сегодня (слайд 3) воспитание и  образование в ДОУ рассматривается,  как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.  На смену  пришла более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы, нацеленная на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. И при создании, а в последствии и совершенствовании развивающего пространства в групповом помещении мы воспитатели учитываем ведущую роль игровой деятельности. Именно поэтому у воспитателей  повышенный интерес к обновлению и совершенствованию РППС.

 (слайд 4) Согласно п.3.3.4. ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Давайте по порядку.

Как бы ни банально это прозвучало, детский сад-это не просто «среда» для ребёнка, это его второй дом, который даёт возможность каждому дошкольнику ощутить и увидеть  себя в « своём» пространстве, проявить активность, инициативу, понять собственную значимость. И, если бы стены, мебель, игрушки этого дома могли говорить, то ребёнок слышал бы следующее:

-Ты здесь очень важен! Твой труд ценен! (посмотри, там висит твой рисунок, он подписан твоим именем, поэтому мы будем его беречь).

-Мы гордимся твоими достижениями! (мы никогда не скажем «выбрось этот мусор», когда ты принесёшь то, что нашёл на улице).

-Здесь много интересного для тебя!(оглянись, тебя ждут новые понятные эксперименты и открытия.

-Тебе понравится. Ты точно со всем справишься!

-Не тревожься. Тебе будет понятен твой день! (смотри, сейчас мы узнаем что-то новое, потом поиграем на улице, пообедаем, а через 2-3 дела за тобой придёт  мама) Ну и так далее…

Вернёмся к ФГОС.

(слайд 5) Согласно Стандарта, РППС должна быть содержательно-насыщенной.

В документе прописано:

-насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы,

-образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Что сделано нами:

-изучена образовательная программа детского сада, в которой приведён примерный перечень наполнения центров в групповых помещениях и на участке,

-игровые центры наполнены теми материалами, которые даны в перечне. По мере возможности и необходимости уголки пополняются, в зависимости от тематики образовательного периода. Но мы отслеживаем и тот момент, что дети развиваются по-разному, в связи с чем в группе имеют место быть игровые материалы как для детей 6-7 лет, так и немного младше, или чуть старше (книжки для чтения по слогам, прописи, лото с буквами).

Благодаря чему образовательное пространство и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможность самовыражения, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

 Далее. Трансформируемость  пространства. (слайд 6)

Читаем в документе: трансформируемость предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Что можем сделать мы.

Например, изготовить настольную переносную ширму, внести всевозможные отрезы ткани, платки, материалы для фиксации (прищепки, магнитные крепежи), позволяющие детям самостоятельно трансформировать пространство игрового помещения.

     Следующий принцип: полифункциональность материалов. (слайд 7)

Стандарт гласит:

- полифункциональность  материалов предполагает   возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей,  ширм и т.д.;

-наличие в организации или группе полифункциональных (т.е.не обладающих  жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Что мы имеем на практике.

Если рассматривать полифункциональность в двух направлениях, то это мебель и материалы. Возьмём, к примеру, стул. С одной стороны он не является полифункциональным, т.к. у него есть чётко обозначенная  функция – на нём сидят. Но, исходя из наблюдений за детьми, с этим уже можно поспорить. Дети строят из них диваны, кровати, домики. То же самое дело обстоит и со столами: домики, кушетка для осмотра пациента (кукла, игрушка – животное) в игре «Больница». Что же касается материалов: рулоны обоев, картонные коробочки разных размеров, крышечки, камешки и прочее. Это самый что ни на есть полифункциональный материал, но есть небольшой нюанс: хранение. Можно всё собранное определить в большой короб, найти подходящее место, например, рядом с экспериментальным уголком, где собранный материал будет быстро уходить на создание поделок, игрушек для игр, а не лежать мёртвым грузом в ожидании проверяющих. Ведь умение самостоятельно создать необходимую игрушку - это умение создать орудие своей деятельности, это умение организовать свою собственную деятельность в соответствии со своими потребностями. Самостоятельное изготовление ребёнком необходимых игрушек полностью разрешает противоречие между широтой игровых интересов и стремлением к реалистичной игрушке. Одновременно подобно предмету- заместителю, игрушка-самоделка позволяет строить игру, отталкиваясь не от наличной среды, а от замысла, т.е. от задач и потребностей, от образа мира самого ребёнка.

       Идём дальше. Вариативность среды предполагает: (слайд 8)

- наличие в организации или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

       Что создано у нас в группах? Такие пространства у нас в группах имеют место быть, но есть одно но: не всегда удаётся реализовать принцип вариативности по причине отсутствия доступа детей к этим центрам по их желанию. Почему? В силу того, что в детском саду установлен режим дня, не предполагающий достаточного количества времени, отведённого под самостоятельную или совместную деятельность со взрослым.

У всех в голове сейчас два вопроса: что считать самостоятельной или совместной деятельностью, и что считать достаточным количеством времени?

Достаточное количество времени – понятие конечно размытое. И точного регламента нигде нет. Но, следуя советам разработчиков книги «Говорящий дом» Илюхиной, достаточно будет минимум одного непрерывного часа в день, как в первой, так и во второй половине дня. Ведь согласно ФГОС и требованиям СанПиН, образовательная деятельность может осуществляться в разных формах, как организованно, так и в совместной и/или самостоятельной деятельности. Как все мы помним самостоятельная деятельность детей – это когда взрослый не принимает участия в организации детских активностей, т.е. не предлагает куда-то пойти и чем-то заняться, но при этом он может участвовать в качестве партнёра (не инициатора!), и тогда эту деятельность уже можно назвать совместной.

Главное помнить, что самостоятельная деятельность детей – это не баловство и не пустая трата времени, а полноценное их развитие, порой даже эффективнее, чем на занятии! Мы уже начали практиковать «достаточное количество времени», где самое интересное происходит тогда, когда дети начинают играть в игру: подбирать материал, оборудование, партнёров, нам воспитателям порой предлагают роли в своих играх.

       Теперь о сменяемости игрового материала – это второе ключевое понятие вариативности. Самая частая проблема – нехватка средств на закупку сменного материала, а так же – его даже негде хранить. Поэтому на сегодняшний день сменным материалом пока остаётся лишь бумага, которую  в некоторых случаях для более длительного использования мы ламинируем  (карточки-картотеки с графическим изображением, раздаточный материал и прочее).

Доступность среды. Смотрим в документе: (слайд 9)

-доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

-свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

-исправность и сохранность материалов и оборудования.

       Что нового для реализации этого принципа. Ну, с дверцами шкафчиков ещё никак не решимся, не снимаем полностью, хотя по сути они препятствуют доступности. Ведь всё, что находится на расстоянии 1,5м. от пола – это для детей, выше – для взрослых. Стандарт рекомендует даже демонтировать мебель, делая из верхних полок элементы для зонирования игрового пространства группы. Часто можно слышать: «Играем с игрушками глазками». Это ситуация, когда игрушки есть, но играть с ними нельзя. Они хранятся для проверки, для специальных занятий, до лучших времён или пока рак на горе свистнет. Считаю, что дети должны играть со всеми игрушками, находящимися в группе. А то, с чем  по каким-либо причинам играть нельзя, хранить там, где дети не видят. Да, игрушки имеют свойство ломаться, изнашиваться от регулярного использования, но это их предназначение! Думаю, что увеличить срок службы любой игрушки поможет правильная её презентация. То есть, если детям показать, объяснить, как можно с ней играть (именно можно, а не как правильно), какие манипуляции проводить, даже разрешить по-своему  применять, но с учётом её сохранности, то дети начинают бережно и с удовольствием играть. Ещё можно предложить детям отобрать игрушки, которые им уже не интересны, не по возрасту и унести их из группы, тем самым немного разгрузив пространство. Некоторые вернуть на полочки, т.к. каждый отбирал исходя из своих интересов, да и отличия возрастного развития сыграли свою роль (об этом говорили чуть выше).

         Ну и снова – регламентация процессов. Детям просто некогда воспользоваться всеми возможностями группы, мы их всё время на что-то организуем, не предоставляя достаточно свободного времени. Об этом я уже говорила.

          И ещё немаловажный принцип – Безопасность РППС (слайд 10), который предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Без глубоких комментариев, так как здесь во всём своём величии звучит волшебное слово СанПиН. Как говорится, кто его боится, тот его не читал. А всего-то: прочесть, сделать пометки относительно своей работы и работать спокойно, просто соблюдая пункты.

        И что хочется сказать в завершение. При создании и совершенствовании РППС мы стараемся избавиться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами, создаем для детей предметные пространства, отвечающие масштабам действий их рук (масштаб «глаз-рука»).

        (слайд 11)  В соответствии с воспитательной функцией при построении и пополнении РППС ориентируемся на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, предложить помощь или пройти мимо проблемы. Ведь среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения и бережного отношения. Разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода ко всему, что имеется в группе, способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.

       (слайд 12) Считаю, что развивающая предметно-пространственная среда не может быть построена окончательно. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска иных инновационных подходов, а так же развитие интереса родителей и мотивирование стремления к взаимодействию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«« Инновационные подходы к созданию и совершенствованию предметно – развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС» подготовила: воспитатель МБДОУ Сакмарский детский сад «Берёзка» Белова Т.Н.

Слайд 2

Развивающая предметно-пространственная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития С.Л.Новосёлова

Слайд 3

Воспитание и образование в ДОУ рассматривается, как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.

Слайд 4

Требования к развивающей предметно-пространственной среде Содержательно – насыщенная трансформируемая полифункциональная вариативность доступность и безопасность условия для организации инклюзивного образования учет национально – культурных климатических условий

Слайд 5

Насыщенность среды(разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в здании и на участке ) должна соответствовать: возрастным возможностям детей содержанию Программы

Слайд 6

ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ пространства обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости: от образовательной ситуации от меняющихся интересов детей от возможностей детей

Слайд 7

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т.д.) наличие не обладающих жестко закрепленным способом употребления полифункциональных предметов ( в т. ч. природные материалы, предметы-заместители)

Слайд 8

ВАРИАТИВНОСТЬ среды предполагает: Наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения и т.д. Разнообразных материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми Периодическую сменяемость игрового материала Появление новых предметов, которые стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей

Слайд 9

ДОСТУПНОСТЬ среды предполагает: Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности Исправность и сохранность материалов и оборудования

Слайд 10

БЕЗОПАСНОСТЬ среды: Соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларация соответствия

Слайд 11

При построении и пополнении РППС ориентируемся на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, предложить помощь или пройти мимо проблемы.

Слайд 12

Считаю, что развивающая предметно-пространственная среда не может быть построена окончательно.

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Инновационный подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды с учётом ФГОС».

Цель данного педсовета - провести системный анализ педагогической деятельности по созданию и совершенствованию развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ...

Инновационный подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе

«Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единс...

Консультация для воспитателей "Инновационный подход к созданию развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Инновационный подход к созданию развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ"...

«Инновационный подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды участка и территории ДОУ»

Самый драгоценный дар, который человек получил от природы - это здоровье.  "Здоровье каждому человеку дает физкультура, закаливание, здоровый образ жизни! "Сохранение здоровья детей в п...

Консультация для воспитателей на тему: ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ

На развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, среда и воспитание. Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, ...

Консультация «Инновационные подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС»

В консультаци помещен материал относительно инновационных подходов к созданию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС....

Реферат на тему: «Инновационные подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования«Московский педагогический государственный университет»...