Доклад на тему: «Проблемные ситуации, как алгоритм поведения детей в социуме»
консультация

Мельникова Татьяна Александровна

Доклад на тему: «Проблемные ситуации, как алгоритм  поведения детей в социуме»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_pedsovetu_problemnye_situatsii.docx31.54 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Сакмарский детский сад «Улыбка»

Доклад на тему: «Проблемные ситуации, как алгоритм  поведения детей в социуме»

к педагогическому совету №3

Тема: «Ознакомление детей с социальным миром»

Подготовил  воспитатель

первой квалификационной категории

Мельникова Т. А.

2024 год

В условиях воплощения в жизнь социально-экономических реалий современного общества, широкого развития и углубления демократизации всех сторон жизни возрастает роль нравственных начал, более значимой становится гуманизация взаимоотношений между людьми.

Нравственное воспитание в нашем обществе направлено на усвоение норм морали – высшего этапа нравственного развития человечества. Мораль предполагает любовь к Родине, своему народу, уважение к другим национальностям, гуманное отношение к людям.

Основы подлинно человеческих отношений между людьми, нравственный опыт общения с окружающими закладываются в дошкольном возрасте. Овладение правилами взаимоотношений – важное звено нравственного развития ребенка. От характера представлений дошкольника о правилах поведения и уровня овладения ими зависит воспитание основ взаимоотношений: умение соотносить свои интересы с интересами окружающих, совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг к другу, оказывать помощь. Усвоение моральных правил облегчает ребенку процесс общения со сверстниками, что в свою очередь способствует развитию его личности. Основа личности закладывается только в общении с другими, но не в любом общении, а основанном на соблюдении правил взаимоотношений. Нравственное воспитание в этом дошкольном возрасте имеет решающее значение для формирования личности как общественного существа.

Процесс усвоения правил поведения осуществляется в двух направлениях: развитие представлений о нравственных нормах поведения и накопление практического опыта общественного поведения в соответствии с нормами морали, воспитание гуманных чувств.

Ребенок попадает в среду уже сложившихся представлений о нормах взаимоотношений между людьми, которые содержат образцы, эталоны должного поведения. Их формирование у ребенка начинается, как только он вступает во взаимодействие с окружающей средой. Источником представлений о правилах поведения является общение с окружающими людьми в различных видах деятельности, суждения взрослых о поведении, художественная литература и т. д. Следовательно, информацию о правилах поведения ребенок получает путем словесного формулирования их взрослыми в виде требований, предложений, объяснений и в процессе восприятия поведения других детей и оценки его взрослыми. Полученная информация постепенно накапливается, обобщается, преобразовывается и становится внутренним образом представлений о должном поведении.

Практика работы с детьми показывает, что дети дошкольного возраста с трудом овладевают правилами взаимоотношений, потому что последние предполагают учитывать желания, интересы и состояние сверстников. А дошкольники еще не умеют ориентироваться в своем поведении на других детей.

Для воспитания гуманного отношения к окружающим недостаточно только знания правил. Надо формировать у детей направленность на окружающих людей, развивать эмоциональное отношение к ним: сопереживание, сочувствие, радость за успехи другого. Это важное условие воспитания культуры взаимоотношений.

Второе, не менее важное условие: правила поведения должны быть осознаны детьми, прочувствованы, пережиты. Только тогда они побуждают ребенка к моральным действиям, становятся мотивом нравственного поведения.

Малыши всегда нуждаются в сверстниках. Симпатия к другому ребенку, возникшая в раннем возрасте, в младшем дошкольном переходит в потребность общения с ним. Эта социальная потребность является предпосылкой для формирования представлений о таких правилах поведения: поочередно пользоваться игрушками, делиться ими; вежливо обращаться к взрослым и товарищам; замечать трудности сверстника, проявлять доброжелательность; уметь поделиться, помочь, посочувствовать.

В среднем дошкольном возрасте потребность в обществе сверстников выражена особенно ярко. Опыт общения со сверстниками, который дети накопили в раннем и младшем дошкольном возрасте, дает возможность педагогу продолжить работу по ознакомлению с более сложными правилами взаимоотношений: проявлять внимание к окружающим – не мешать товарищам, которые рядом; уступать место; быть приветливым, всегда стараться сделать другому что-нибудь приятное – поделиться лакомствами, гостинцами, игрушками; извиняться, если причинил кому-то неприятность; приходить на помощь товарищу и т. п.

В старшем дошкольном возрасте представления о гуманном отношении к окружающим расширяются и усложняются в соответствии с уровнем развития ребенка, его опытом общения со сверстниками. Правила, которыми должны овладеть малыши, ориентируют на эмоциональное состояние человека: заботливо относиться к людям; замечать неприятности и неудачи у товарища, помогать ему; защищать более слабого. В играх дети этого возраста обязаны считаться с другими детьми: не обижать их, стараться распределять игрушки и роли по справедливости. Мальчикам необходимо проявлять особое внимание к девочкам: пропускать вперед, уступать место, подавать пальто и т. д. Дошкольники должны уметь утешить, приласкать, посочувствовать товарищу; радоваться его успехам и огорчаться неудачам.

Задача педагога состоит в том, чтобы не только дать ребенку определенную сумму знаний о правилах поведения среди людей, но и научить его руководствоваться этими знаниями в повседневной жизни. Укоренившийся в воспитательном процессе вербализм (указания, замечания, назидания, морализирование) не дает нужного эффекта. Использование только словесных методов в обучении правилам поведения приводит к тому, что дети овладевают ими формально. Например, несмотря на знание детьми правила, запрещающего отбирать игрушки у товарища, часто более сильный забирает то, что хочет, не считаясь ни с кем. Или можно наблюдать такую картину в группе детского сада: сказав «дай мне, пожалуйста», ребенок отнимает нужную вещь и считает себя правым, потому что он сказал «магическое» слово «пожалуйста». Ребенок не понимает, что обидел товарища, что поступил с ним плохо, и жалуется воспитателю, хотя именно его поведение идет вразрез с правилами дружеских взаимоотношений.

Искусство педагога состоит в том, чтобы не просто сформировать у детей представления о хорошем и плохом поступке, но и направить их активность на эмоциональное отношение к сверстнику – сочувствие, сопереживание, содействие ему. Успешно решить эти задачи поможет воспитателю использование наглядности, которая в сочетании со словом дает хороший результат в воспитании маленьких детей.

В дошкольном возрасте действенным средством формирования представлений о нравственном поведении и культуре общения являются картины. На их важную роль в воспитании неоднократно указывал К.Д. Ушинский. Он говорил, что достаточно связать трудные для усвоения слова с картинками – и ребенок схватывает их на лету. Картины влияют на чувства малышей, активизируют мысль, способствуют осознанию нравственного смысла, заложенного в том или ином правиле. Воспитателю необходимо позаботиться о том, чтобы представления о правилах, которые даются детям, имели образный характер, были эмоционально окрашены. «В душу нашу, – писал великий знаток человеческих душ К.Д. Ушинский, – ложатся следы не простых, а проникнутых чувствами представлений».

При помощи сюжетных картин, на которых изображены нравственные коллизии или нравственно значимые ситуации, воспитатель обращает внимание детей на переживания персонажей, вызывает у малышей то или иное эмоциональное отношение к ним, а значит и к соблюдению или несоблюдению определенных правил. Это способствует тому, что усваиваемое правило эмоционально окрашивается и таким образом приобретает действенный характер.

Цель проблемных ситуаций – помочь воспитателям, а также родителям в воспитании у дошкольников общепринятых норм поведения. Научить ребенка видеть другого, понимать его эмоциональное состояние и в своем поведении ориентироваться на него. Показать, что только доброжелательное отношение к окружающим приносит удовлетворение и радость, раскрыть неприглядность отрицательных поступков. Наглядно показать последствия различных поступков для других. Вызвать желание подражать положительным поступкам, воздерживаться от отрицательных.

Сюжеты картин близки и понятны детям, так как на них изображены эпизоды из их жизни. Взаимоотношения между детьми вынесены на передний план, изображения остальных предметов – лишь фон, который помогает раскрыть основное содержание картины – взаимоотношения детей.

Картины в комплекте поданы по темам, каждая тема имеет определенное правило по 3–4 сюжета. На одной картине изображена незавершенная нравственная коллизия (неизвестно, как поступит в данной ситуации персонаж), на второй –  ситуация, которая разрешает нравственную коллизию положительным поступком персонажа, на третьей –  ситуация, в которой один из персонажей нарушает правило взаимоотношений. Таким образом, две последние картины помогут детям представить последствия двух противоположных по содержанию поступков.

Характерной особенностью детей дошкольного возраста является непонимание эмоционального состояния сверстника. Учитывая это, педагоги в работе с картинами должны акцентировать внимание детей на эмоциональных состояниях персонажей, учить распознавать, что чувствует персонаж в разных ситуациях, –  когда к нему относятся доброжелательно и когда проявляют черствость. Детям, которые затрудняются увидеть это состояние, необходимо поставить наводящие вопросы. Они формулируются так, чтобы могли помочь малышам определить состояние персонажей в данной ситуации, обратить внимание на взаимоотношения, которых они в повседневной жизни иногда не замечают.

Методика использования картин с целью формирования нравственных представлений в каждой возрастной группе имеет свою специфику. Детям раннего дошкольного возраста предлагают картины с изображением доброжелательного отношения к сверстнику как образец поведения.  Например, педагог, показывая картину, изображающую, как дети дружно качаются на качелях, говорит: «А теперь мы покачаем Вову. Садись, Вова». Или, показывая картину, на которой изображен мальчик, предлагающий другому игрушку, педагог говорит: «Игрушками нужно делиться. Все хорошие дети так поступают».

В работе с детьми младшего дошкольного возраста необходимо учитывать то, что малыши еще не способны самостоятельно оценивать поведение изображенных персонажей. Поможет им в этом педагог. Являясь для ребенка большим авторитетом и образцом, которому тот стремится следовать, воспитатель выражает свое отношение к изображенным поступкам, широко используя экспрессию (мимику, интонацию, жесты). Такая форма оценки легко усваивается ребенком.

В среднем дошкольном возрасте педагог при помощи парных сюжетных картин с изображением положительного и отрицательного поступков побуждает детей выражать свое отношение к изображенному, самостоятельно оценивать поведение персонажей: «Кто из персонажей на этих двух картинах нравится вам, а кто не нравится? Почему?» В этой возрастной группе важно так построить беседу, чтобы дети не просто оценивали поступок как правильный или неправильный, но и могли представить себя на месте изображенных персонажей и ответить на вопрос: «А как бы ты поступил?».

Дети старшего дошкольного возраста уже должны уметь определить причины, вызвавшие тот или иной поступок, найти способы решения ситуации. В этом возрастном периоде следует более широко применять сюжетные картины, нравственная коллизия на которых еще не решена. Воспитатель может дать детям такие задания:

1.      Вообрази, что ты герой ситуации, которая изображена на картине. Расскажи, как бы ты поступил.

2.      Закрой глаза и мысленно соверши какой-нибудь хороший поступок в детском саду, дома, на улице. Расскажи о нем.

3.      Закрой глаза и мысленно сделай что-либо приятное своим товарищам, воспитателю, бабушке. Расскажи, что ты сделал.

4.      Нарисуй в своем альбоме какой-нибудь хороший поступок.

Очень важно сформировать у детей умение поставить себя на место другого человека, предвидеть последствия своих поступков для него. Нужно научить их определять по мимике, жестам, то есть по эмоциональному состоянию человека, что принес ему поступок  – радость или огорчение; доказать важность соблюдения правил взаимоотношений, так как пренебрежение ими не сулит удовлетворения обоим.

Правильно организованная жизнь малышей в детском саду – это та среда, в которой они будут приобретать опыт нравственного поведения. Педагог должен позаботиться о том, чтобы объектом внимания был каждый  ребенок,  а  нравственное воспитание осуществлялось не по принуждению со стороны воспитателя, а по желанию самого ребенка.

Проблемные ситуации  можно использовать для проведения коллективных и индивидуальных бесед с детьми с целью формирования представлений о правилах взаимоотношений. Но прежде воспитателю необходимо определить, каким запасом знаний о правилах уже обладают дети. Помогут ему в этом беседы по сюжетным картинам, в которых нравственная коллизия еще не решена. Определив характер имеющихся у детей представлений о правилах, педагог сможет наметить конкретные пути устранения воспитательных просчетов. Для унификации восприятия всеми детьми нравственной коллизии воспитатель во вступительной беседе должен дать образец рассказа по картине. Содержание рассказа и вопросы к детям воспитатель может изменять, учитывая уровень развития детей и задачи, которые решаются посредством картин.

Социализация является одним из главных условий жизни ребёнка в обществе. Это - двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение человеком опыта путем вхождения в социальную среду, систему связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства его знаний за счет активного включения и деятельности в социальную среду. Социализации дошкольников – умение жить в социальном обществе, и новой задачей детского сада становится организация дружественного социума в группе для развития социальных навыков у дошкольников.

Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.

Проблемные ситуации создают такие условия детской деятельности и общения, где необходимо дать анализ и/или оценку поведения других людей и своего поведения, а также выбрать стратегию собственного поведения с учетом его возможных последствий. Проблемные ситуации применяются в психодиагностике и близки к методу естественного эксперимента.

Виды проблемных ситуаций.

• реально-практические,

• имитационно-игровые и условно-вербальные,

• иллюстративно-описательные,

• коллизийные,

• прогностические,

• оценочные

Примеры ситуаций:

1. Реально-практические ситуации выбора стратегии поведения воспитатель создает в разных видах детской деятельности (трудовая, конструктивная, двигательная, рисование и пр.). Дети находятся перед необходимостью выбора действовать в собственных интересах или интересах других (например, откликнуться на чью-то просьбу о помощи). Воспитатель, используя ключевой проблемный вопрос, позволяющий вычленить ситуацию: «Что будем делать? Как быть?», побуждает детей к поиску решения. Так, дети реально разрешают различные жизненные проблемы, например, в ситуациях типа: «Наши добрые дела» («Напишем письмо больному товарищу», «Поздравим наших мам и бабушек с праздником 8 Марта», «Посыпем дорожки песком, чтобы никто не упал», «Мы самые старшие в детском саду» («Поможем малышам вымыть игрушки», «Подготовим для малышей спектакль» и т. д., «Наша забота нужна всем» («Украсим детский сад к празднику», «Подклеим книги» и т. д.) и др

2. В условно-вербальных ситуациях взрослый предлагает детям обсудить готовую ситуацию, отражающую в речевой форме жизненные факты – рассказ из личного опыта, литературное произведение, видеосюжет, картину или серию картин. Например, с детьми обсуждают проблемную ситуацию, воспроизводящую «норму щедрости», предложенную Г. А. Урунтаевой. После чтения стихотворения Е. Благининой «Подарок» задают следующие вопросы: «Жалко ли девочке было отдавать лягушку подруге? Почему она ее отдала? Правильно ли она сделала? Как бы ты поступил на ее месте?» (Урунтаева Г. А., 2009, с. 315–316).

Имитационно-игровые ситуации педагог организует в форме различных видов детской игры (режиссерской, сюжетно-ролевой, драматизации, где ребенок проигрывает стратегию поведения с позиции какого-то персонажа. Например, разыгрывает фрагменты из русской народной сказки «Морозко», в которых показана разница в общении падчерицы и родной дочери мачехи с Дедом Морозом.

3. Иллюстративно-описательные, указывающие на какой-либо факт, требуют его распознания, отнесения к той или иной категории и называния нарушаемой кем-то из участников ситуации нравственной нормы (чем сложнее норма, чем больше участников ситуации и их поступков, действий, тем труднее проходит распознание). Например, можно использовать ситуацию, предложенную О. В. Белановской в исследовании понимания лжи: «Сегодня у Пятачка день рождения. Пятачок пригласил друзей в гости, накрыл праздничный стол. На стол поставил большой именинный торт.

4. Условно-коллизийные или ситуации морального выбора предполагают выбор правильной линии поведения из нескольких возможных и его мотивирование на основе моральных норм и представлений. К этой группе ситуаций относятся ситуации конфликта как межличностного (борьбы интересов участников взаимодействия: «Один из детей принес в детский сад новую игрушку. Всем детям захотелось с ней поиграть. Вдруг другой ребенок выхватил машину у ее хозяина и стал с ней играть. Тогда хозяин игрушки… Что сделал? Почему?», так и внутриличностного (конфликт норм и ценностей, желаний и возможностей и т. д.). Например, можно использовать предложенную Н. В. Макарычевой проблемную ситуацию, направленную на изучение осознания детьми честности как нравственной нормы и умения сдерживать свои непосредственные побуждения, т. е. ситуация содержит конфликт между «хочу» и «нельзя». Каждому ребенку группы педагог заранее готовит сюрприз за хорошую работу на занятиях, подарок упаковывается в яркую, красивую коробку, которая легко открывается, но прежде чем его получить, ребенок должен отгадать, что там лежит. Объяснив условие получения подарка, педагог оставляет ребенка на время одного (на 3 минуты). Его поведение фиксируется со стороны скрытого наблюдателя. После возвращения взрослый загадывает загадку, помогает отгадать что там, отдает сюрприз. В завершении ситуации ребенку задаются вопросы: «Скажи, только честно, ты знал, какой сюрприз я тебе приготовила? Ты не открывал упаковку, пока я выходила?»

5. Прогностические ситуации способствуют наряду с вышеуказанными интеллектуальными операциями выдвижению предположений о дальнейшем развитии событий и действий героев, их объяснению с точки зрения имеющихся социальных ориентаций (например, как поступить мальчику или девочке, нашедшему чужую вещь, которая ему или ей понравилась, но затем узнавшему ее настоящего хозяина. То есть ребенку необходимо найти ответ на вопросы: «Что будет с героями и их отношениями дальше? Как бы ты поступил в следующий раз?»).

6. Оценочные ситуации предполагают помимо распознания и называния нарушаемой нормы еще и нахождение причинно-следственных связей в описанных поступках и действиях, их сравнение, определение положительного или отрицательного в них, а соответственно, установление их адекватной оценки и ее объяснение; объяснение своей позиции и позиции участников, т. е. выявление мотивов поведения и суждений. В качестве примера можно обратиться к ранее рассмотренной ситуации про день рождения Пятачка, но задавать ребенку дополнительные вопросы, направленные на установление причинно-следственных связей: «Каковы могут быть последствия лжи Пятачка для здоровья друзей? Что лучше сделать в такой ситуации? Как предупреждать такие ситуации?» (закрывать окна, накрывать еду и т. д.).

Приемы, методы и средства создания проблемной ситуации:

- подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

- побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;

- постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

- постановка проблемных задач.

Этапы процесса решения проблемных ситуаций:

1) поиск средств анализа условий проблемы с помощью наводящих вопросов с актуализации прежних знаний:  «что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», « что мы можем использовать из известного нам для решения проблемы?»

2) процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиска ключа,  идеи решения. Ребенок ищет решения «во внешних условиях», в различных источниках знаний.

3) доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью.

В заключение следует отметить, что понимание и устранение проблемного поведения детей требует терпения, сострадания и желания понять, что является причиной такого поведения. Выявив основные причины и используя эффективные стратегии для их устранения, вы сможете помочь детям развить навыки, необходимые для управления своим поведением и социального и эмоционального процветания. Помните, что сложное поведение - это возможность для обучения и роста, как для детей, так и для взрослых, которые о них заботятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к докладу на тему: "Развитие компонентов устной речи детей через описание сюжета по картине"

Овладение родным языком, развитие речи является одим из самых важных приобретений ребенка в дошкольном воспитании. Исследования отечественных педагогов доказали, что овладение речью не просто что-то д...

Стендовый доклад "Работа с проблемными ситуациями и формирование социальной компетентности дошкольников."

К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и других) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторг...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Консультация для педагогов на тему: «Проблемная ситуация»

способствовать повышению уровня профессиональных знаний у педагогов для использования  проблемных ситуаций в работе с дошкольниками....

Опыт работы "Использование проблемных ситуаций в обучении детей ПДД"

quot;Использование проблемных ситуаций в обучении детей ПДД" (из опыта работы воспитателя  старшей группы)...