Проект «Методическое сопровождение педагогов как эффективное средство реализации ФГОС дошкольного образования»
проект

Людмила Юрьевна Бакулина

проект в рамках инновационной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt.docx37.34 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Методическое сопровождение педагогов как эффективное средство реализации ФГОС дошкольного образования»

Основания для разработки

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования

Цель проекта

Разработать и апробировать модель методического сопровождения педагогов в условиях реализации ФГОС ДО, ориентированной на изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности.

Задачи проекта

1. Проанализировать готовность педагогов к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и выявить профессиональные затруднения.

 2. Организовать методическое сопровождение педагогов, внедряющих ФГОС дошкольного образования.

3.Осуществлять мониторинг уровня повышения профессиональной компетентности педагогов, их возможностей, образовательных потребностей, динамики профессионального развития;

Структура проекта

  • Содержание проблемы.
  • Цели и задачи проекта.
  • Концепция решения проблемы.
  • Ресурсное обеспечение проекта.
  • Анализ возможных рисков и способы их преодоления.
  • Распределение обязанностей в команде.
  • Внешние связи методической службы по реализации проекта.
  • Этапы реализации.
  • Ожидаемые результаты реализации проекта.
  • Критерии оценки результата.

Сроки и этапы реализации

1 этап. Организационно-подготовительный. (2020 – 2021 г)

2 этап. Внедренческий (май 2021 года – май 2022 года)

3 этап. Обобщающий (июнь - декабрь 2022 года)

Ожидаемый конечный результат реализации проекта

Профессиональная готовность педагогов ДОО к реализации ФГОС дошкольного образования

Система организации контроля за исполнением проекта

Контроль в рамках проекта осуществляет заведующая ДОО.

Актуальность

    Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала.

   Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком (Е.В. Бондаревская, Л.И. Божович, М. И. Лисина, В.С. Мухина). Только зрелость личностной, профессиональной позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника и, следовательно, и повышение качества его образования. Правомерность существования нового понятия «компетентность» применительно к сфере общего образования и теоретические идеи компетентностного подхода обосновываются в работах В.А. Болотова, O.E. Лебедева, В.В. Серикова, A.B. Хуторского.

Цель

Разработать и апробировать модель методического сопровождения педагогов в условиях реализации ФГОС ДО, ориентированной на изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности

Задачи

1. Проанализировать готовность педагогов к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и выявить профессиональные затруднения.

2. Организовать методическое сопровождение педагогов, внедряющих ФГОС дошкольного образования.

3.Осуществлять мониторинг уровня повышения профессиональной компетентности педагогов, их возможностей, образовательных потребностей, динамики профессионального развития;

Концепция решения проблемы:

  • Федеральный государственный образовательный стандарта дошкольного образования (основные положения);
  • Мотивированность самообразования педагогов;
  • Повышение профессиональной компетентности в условиях практико-ориентированной деятельности;
  • Рефлексия собственной деятельности – обязательное условие саморазвития личности.
  • Практические рекомендации по профессиональному развитию кадров Н. В. Немовой.

Основополагающие принципы:

Управленческие принципы:

  • Начиная новое дело – заботиться о том, чтобы в его основании находился прочный ценностный фундамент.
  • Прежде чем приступить к освоению нового, потратить достаточно времени для того, чтобы все его участники понимали смысл вносимых изменений не на уровне отдельных действий, а на глубоком уровне ценностей и целей.

Принципы обучения взрослых (по Н. В. Немовой):

  • обучение тому, что необходимо в практике;
  • обучать через деятельность;
  • для того чтобы освоить содержание, необходимо соблюдение цикла: теоретическая подготовка – практика – самообразование – профессиональное общение.

4. Использование активных форм обучения, для того, чтобы заинтересовать большинство педагогов в активном участии в методической работе.

5. Принцип сетевого взаимодействия.

    Программа разрабатывалась исходя из реального уровня подготовленности педагогов, их запросов, потребностей, местных условий развития образования. При подготовке программы были использованы теоретические и научные рекомендации, принципы и идеи, предшествующий результативный опыт практической методической работы педагогов ДОО.

 . Предполагаем, что образовательная деятельность должна быть ориентирована на развитие следующих педагогических умений, а именно:

  • Исследовательских: умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др.); изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка; провести анализ результативности воспитательно - образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельному направлению; умение провести самоанализ работы с позиции требований ФГОС;
  • Проектировочных: умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия и др. в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях перехода и реализации ФГОС; разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей;
  • Организаторских: умение применять в педагогической практике современные образовательные технологии; современные подходы к воспитательно- образовательной деятельности; умение включить детей в различные виды деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям;
  • Коммуникативных: умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием;
  • Конструктивных: умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы; соблюдать принципы (деятельностного подхода) реализации образовательного процесса.

Система методического сопровождения состоит из 3 разделов:

  1. Информационная поддержка педагогов ДОО;
  2. Поддержка формирования и развития кадрового потенциала;
  3. Поддержка нормативного обеспечения внедрения ФГОС ДО.

Содержание методической работы поможет педагогам:

  • глубже переосмыслить сущность, цели и задачи дошкольного образования,
  • овладеть новыми педагогическими технологиями, обеспечивающими личностно-ориентированный подход;
  • проанализировать методическое обеспечение с позиций требований к реализации ФГОС ДО в ДОО;
  • выбрать программы, учебно-дидактические пособия;
  • расширить возможности личностного саморазвития и самореализации педагогов.

Основные формы, используемые в ходе реализации проекта:

  • мастер-классы;
  • методические объединения;
  • обучающие семинары;
  • семинары-практикумы.
  • тренинги
  • дебаты
  • деловые игры
  • наставничество

    Активный поиск путей решения данной проблемы в аспекте совершенствования содержания и форм повышения квалификации специалистов дошкольного профиля приводит к пониманию того, что в систему дополнительного профессионального образования могут быть «включены» дошкольные учреждения. Образовательная среда детского сада, как нельзя лучше, обеспечивает перевод полученных знаний в область практических действий, интеграцию личностного и профессионального компонента, что способствует формированию целостности профессиональной позиции как системообразующего фактора процесса повышения квалификации. Обучение педагогов, в условиях ДОУ позволяет эффективно перестроить педагогическую деятельность, с точки зрения, сформированной позиции специалиста. Образовательная деятельность - процесс целесообразной, планомерной и систематической познавательной активности педагога, решающий задачи обучения, воспитания и развития личности в соответствии с современными требованиями в той или иной области.

    Под моделью мы понимаем систему взаимосвязанных компонентов, включающих в себя, развитие (объективно необходимых) профессиональных педагогических знаний и педагогической позиции, управление профессиональными компетентностями педагогов. Работа ДОУ в режиме развития заставляет переосмыслить и по-новому строить систему управления, привлекая педагогов к разработке, применению и реализации управленческих решений. Требует активного переустройства ранее сложившего опыта работы в сторону изменения основного содержания деятельности и применяемых подходов, построения новой модели взаимодействия.

   Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных (объективно необходимые) психологических и педагогических знаний; профессиональных (объективно необходимые) педагогических умений; профессиональных психологических позиций и установок педагога, требуемых от него профессией.

   Понятие компетентности педагога понимается нами как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая позиция воспитателя - не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования, направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий воспитателя детского сада.

   Методическая работа – это систематическая, целенаправленная, коллективная и индивидуальная, теоретическая и практическая деятельность педагогов по совершенствованию своего мастерства. В условиях изменения парадигмы образования основная цель методической работы – постоянное обновление набора качественных услуг в зависимости от запроса государства. Одной из важнейших задач реформирования отечественного образования является модернизация сложившейся системы оценки его качества. Ключевым условием повышения качества образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров. Системой оценивания профессиональной компетентности в современном мире является аттестация руководящих и педагогических работников.     Повышение квалификации – это процесс, предполагающий сохранение приобретенной квалификации, а также приведение ее в связи с изменяющейся обстановкой, доведение до уровня, который соответствует деятельности учреждения. Системность и комплексность повышения квалификации обеспечивается структурой ее организации, которая отражена в соответствующем плане работы детского сада.

3. Ресурсное обеспечение проекта:

Ресурсы

Наличие

Способ получения ресурса

1. Материально-техническое обеспечение проекта

Наличие законодательных нормативных документов

Работа с сайте ФИРО; Использование Интернет ресурсов

2. Трудовые ресурсы

Имеющийся опыт, мотивированность и теоретическая подготовка педагогов - на основе которых и будет выстроена работа.

Использование дистанционных форм повышения квалификации кадров.

Обучение на КПК Выступление педагогов по теме полученных знаний в ДОО. Возможно обучение отдельных педагогов на дистанционных семинарах и организация трансляции их опыта.

3.Информационные ресурсы

  • имеется выход в Интернет, стационарная и сотовая телефонная связь, электронная почта.
  • официальный сайт ДОО

Введение в стимулирующие показатели оплаты труда регулярность работы с сайтом, электронной почтой.

4. Анализ возможных рисков и способы их преодоления:

Планируемый риск

Возможный способ преодоления

Сопротивление отдельных педагогов нововведениям

Использовать возможности по стимулированию педагогов, вовлечению их в инновационную практику

  • Часть педагогов формально принимают стандарты, но на деятельность это не выходит;
  • Часть не вникают в суть предстоящих изменений

Практическая реализация основных мероприятий, заложенных программой.

Отсутствуют чёткие представления о планировании в условиях реализации новых подходов к моделированию

образовательного процесса.

Формирование проектировочных навыков у педагогов.

Показать педагогам новые способы планирования с учётом содержания,

организационных форм работы и различных видов детской деятельности.

Трудности в фиксации индивидуального развития детей, которая может проводиться в рамках педагогической диагностики (или мониторинга) для решения образовательных задач.

Создание принципиально новой системы оценки качества образования.

Широкий спектр деятельности для педагогов может снизить качество предъявляемых образовательных услуг

Рациональное распределение обязанностей

5. Распределение обязанностей в команде

Заведующая:

  • руководит реализацией проекта, координирует деятельность сотрудников по реализации проекта; осуществляет контроль за ходом реализации проекта.

Старший воспитатель:        

  • является основным участником реализации проекта;
  • выполняет функции методической поддержки и консультирования по своему направлению работы; функции информационно-аналитической деятельности
  • организует методическую работу в ДОО: курирует деятельность Рабочей группы, организует семинары, мастер-классы, круглые столов по повышению педагогического мастерства;
  • занимается информационным сопровождением проекта;

6. Этапы реализации проекта:

1 этап. Организационно-подготовительный (сентябрь 2020 – май 2021г.г.)

Содержание этапа:

  • анкетирование педагогов ДОО;
  • изучение опыта работы,
  • создание банка данных по внедрению ФГОС ДО
  • определение путей совершенствования методической работы с педагогами.

Разработка модели методического сопровождения внедрения ФГОС дошкольного образования в практику ДОО.

2 этап. Внедренческий (сентябрь 2021 – май 2022 г.г.)

Содержание этапа:

2.1. Реализация модели методического сопровождения педагогов ДОО

2.2. Промежуточные результаты реализации проекта

3 этап. Обобщающий (сентябрь 2022 года - декабрь 2022 г.г)

Содержание этапа:

3.1. Оценка эффективности реализации модели методического сопровождения

3.2. Выявление, обобщение педагогического опыта в условиях внедрения ФГОС ДО в практику ДОО.

3.3. Определение путей совершенствования методической работы, обеспечивающей сопровождение внедрения и реализации ФГОС ДО в ДОО.

7. Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • Определены необходимые изменения в образовательных целях, в содержании образовательных программ, в технологиях обучения и воспитания, в способах и механизмах оценки результатов образовательного процесса; подготовленность педагогов к выбору программ, и учебно-методических пособий.
  • Обеспечена информационная, методическая, технологическая готовность педагогов для работы с детьми по ФГОС ДО.
  • Повышен уровень сформированности мотивационно - профессиональной компетентности педагогов ДОУ: выработаны новые ценности, принципы взаимодействия и общения с дошкольниками.
  • Доведены стандарты к условиям, обеспечивающим реализацию основной образовательной программы дошкольного образования согласно ФГОС.
  • Педагоги ознакомлены с технологиями разработки рабочих программ с учетом образовательных областей: социально – коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие.
  • Расширены возможности и потребности педагогов в повышении своей профессиональной компетентности за счет использования разных форм повышения квалификации.
  • Повышение качества образования.

8. Критерии оценки результата.

Критерии

Показатели

1. Знание программ и технологии разработки программ

Создание педагогом рабочих программ, на основе образовательной программы; Разработка специалистами учреждения программ дополнительного образования.

2. Готовность педагогов использовать технологии, отвечающие требованиям ФГОС.

Все педагоги прошли обучение на курсах, семинарах; Составление педагогами технологической карты освоения образовательных областей (целевые ориентиры), соответствующие требованиям к результатам основной образовательной программы.

3. Решение проблемы выбора программ, учебно-методических пособий с учетом интересов всех субъектов образовательного процесса

Определен список учебно-методических пособий, которые будут использоваться в образовательном процессе в соответствии с ФГОС.

4. Уровень профессиональной компетентности педагогов

Повышение уровня сформированности мотивационно – профессиональной компетентности педагогов.

Приложение 1

Методическое сопровождение введения и реализации ФГОС ДО

в практику МДОУ «Детский сад № 29»

Цель: Методическое сопровождение при переходе ДОО на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Задачи:

  1. Создать единое информационное пространство, обеспечивающее переход на ФГОС ДО.
  2. Включить педагогов в процесс освоения личностно-ориентированного подхода, оценивания достижений планируемых результатов образования.
  3. Привести нормативно-правовую базу в соответствие с требованиями ФГОС ДО.

Раздел

Содержание

Формы

Сроки

Планируемый результат

Профессиональная готовность педагогов ДОО к реализации ФГОС ДО .

Информационная поддержка педагогов ДОО.

1. Организация обучения педагогов ДОО по вопросам, связанным с введением ФГОС, повышение квалификации.

2.Подготовка банка информационных материалов, обеспечивающих введение ФГОС и реализацию воспитательно-образовательного процесса ДОО

  • Информационно - коммуникационные технологии, позволяющие провести обучение педагогов ДОО
  • Курсы повышения квалификации
  • Семинары
  • Дистанционное обучение
  • Очно-заочное обучение
  • Изучение информационно-методического литературы
  • Работа с информационными материалами на сайте по вопросам реализации  ФГОС  ДО;

постоянно

На уровне ДОО

  • Наличие единых подходов при переходе на ФГОС ДО.
  • Повышение эффективности управления ДОУ, готовности к обновлению

На уровне педагогов

  • Знание содержания и структуры ФГОС ДО, концептуальных основ
  • Принятие идеологии ФГОС дошкольного образования;

Поддержка формирования и развития кадрового потенциала

1.Освоение нового опыта работы, направленного на развитие личностно-ориентированного подхода.

2. Совершенствование методического инструментария основной деятельности педагогов.

Самооценка. Выявление педагогических затруднений введения ФГОС ДО.

Подготовка педагогов входящих в рабочую группу по организации введения ФГОС.

Обсуждение первых выявленных проблем и противоречий

постоянно

  • Способность педагогов ДОО к мотивации на саморазвитие
  • Освоение педагогами новых подходов, методов и технологий обучения и воспитания;
  • Повышение качества инновационных проектов и рабочих учебных программ педагогов;

Заключение

    В эпоху глобального переустройства всего образования в стране идет изменение статуса самого педагога, поэтому повышение квалификации педагогов связано не только с развитием, расширением, углублением знаний и умений, полученных раннее, но и с пересмотром ранее усвоенных фактов, понятий, закономерностей, обусловленных развитием науки, появлением новых научных концепций. Во время повышения квалификации происходит осмысление собственного педагогического опыта и выработка своей педагогической позиции, в сложную, многокомпонентную образовательную деятельность вносится та самая, ценная толика, тепло сердца педагога через его личное участие и ту смысловую канву индивидуальной деятельности педагога.

    На сегодня, можно отметить, что в ДОО сложилась система повышения квалификации педагогических кадров, созданы необходимые условия, которые благоприятствуют организации и осуществлению повышению квалификации педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Методическое сопровождение педагогов ДОУ на пути перехода от ФГТ к ФГОС дошкольного образования»

ПРОЕКТ «Методическое сопровождение педагогов ДОУ на пути перехода от ФГТ к ФГОС дошкольного образования»...

Методическое сопровождение педагогов ДОО как ключевое направление деятельности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Ключевой фигурой в формировании нового содержания образования является личность педагога, готового включиться в инновационную деятельность. При этом педагогическая практика указывает на то, что не все...

Проект "Использование ролевых атрибутов "Цветные накидки" при реализации ФГОС дошкольного образования" и Презентация Социальное партнерство семь и ДОУ

Создание условий для развития творческой инициативы  детей дошкольного возраста с использованием    ролевых атрибутов....

"Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

В системе дошкольного образования произошли большие изменения. С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон "Об образовании в Российской  Федерации", в котором впервые дошкольное образование...

Программа методического сопровождения педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования «Школа педагогического мастерства»

Данная Программа способствует повышению не только профессионального мастерства, но и личностного  роста каждого педагога, раскрытию его творческих возможностей, включает в себя следующие инноваци...

Тренинг «Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Цель: способствовать повышению уровня психолого-педагогической компетенции педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС и в соответствии с требованиями Профессионального стандарта «Педагог».За...

«Коучинг как средство методическом сопровождении педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Для старших воспитателей  ДОУ,с целью методической поодержки участников образовательной деятельности....