Развитие творчества личности – цель современного образования
учебно-методический материал
Чем богаче, противоречивее и оригинальнее внутренний мир ребенка, тем радикальнее, неожиданнее его творческие преобразования. Любое новое впечатление, любое знание, преломляясь через уникальный внутренний мир ребенка, получает свой колорит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorchestva.docx | 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
Тема: «Развитие творчества личности – цель современного образования»
Проблема творчества детей одна из самых приоритетных проблем дошкольного образования. Целый ряд ведущих ученых, как, например, Г.Б.Батищева, Н.Е.Веракса, Н.Г. Комратова, Н.Н.Поддьяков, Л.А.Парамонова Г.В.Урадовских и др. рассматривали проблему творчества как объединяющую все другие проблемы дошкольного образования. Они говорят о творчестве, как об универсальной способности, обеспечивающей успешное выполнение самых разнообразных видов детской деятельности. Усвоение детьми общечеловеческой культуры и общественного опыта рассматривается ими как творческий процесс.
Существует несколько позиций теории развития творчества дошкольников:
- Творческий ребенок – это результат всего образа жизни дошкольника в семье и дошкольном учреждении, а также результат его собственной активности.
Чем богаче, противоречивее и оригинальнее внутренний мир ребенка, тем радикальнее, неожиданнее его творческие преобразования. Любое новое впечатление, любое знание, преломляясь через уникальный внутренний мир ребенка, получает свой колорит.
- Эвристическая структура личности и индивидуальный опыт определяют самое разнообразное проявление творчества детей, творческий характер детской деятельности, свое оригинальное проблемно-творческое понимание мира, способность усматривать проблемы и противоречия в самых обыденных ситуациях.
- Важнейшей формой проявления творчества детей являются вопросы, догадки, предположения. В свою очередь, основой детских предположений, догадок являются неясные, неопределенные проблемные знания, которые образуют значительную часть психики ребенка. Эти знания вместе с вопросами детей образуют особую, наиболее изменчивую и противоречивую сферу детского творчества. Такого рода знания дошкольников, их вопросы, догадки и предположения создают проблемное видение мира, проблемное отношение к окружающему и входят составной частью в эвристическую структуру личности ребенка.
- В психическом развитии ребенка имеют место две противоположные тенденции. Первая состоит в том, что в ходе мыслительной деятельности детей осуществляется непрерывный процесс превращения неопределенных, диффузных знаний в знания определенные, ясные и точные. Этот процесс лежит в основе формирования четких знаний об окружающем мире и расширении их объема. Именно этой тенденции уделяется основное внимание на занятиях в детском саду. Но уменьшение неопределенности знаний ведет к снижению умственной активности детей.
Вторая тенденция прямо противоположна первой. Она состоит в возникновении и развитии круга неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Эта неопределенность является мощным стимулятором умственной активности детей. Поэтому этот процесс имеет кардинальное значение в психическом развитии ребенка-дошкольника.
- Мышление ребенка начинается не с постановки вопроса, а гораздо раньше: с преодоления кажущейся ясности и точности своих знаний, осознания их неполноты, неопределенности и противоречивости. Такое преодоление кажущейся ясности, точности своих знаний, превращение этих знаний в проблемные – это ярко выраженный акт творчества, поскольку в процессе этого акта ребенок получает нечто новое.
Концептуальная модель развития творчества воспитанников предусматривает создание в ней творческого пространства и как места творения, и как особого психологического состояния сообщества взрослых и детей. Это должно привести нас к принципиальным изменениям организации жизнедеятельности детей, среды их обитания в дошкольном учреждении, сути и форм взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, форм и содержания образовательного процесса.
Построение творческого пространства возможно при соблюдении следующих условий:
- активизации развивающей образовательной деятельности детей при сохранении приоритетов обучения;
- поддержание высокого уровня умственной активности детей посредством обеспечения роста неопределенных неясных знаний, которые постоянно обгоняют рост ясных знаний;
- соблюдения психологической структуры занятий (мотивация – восприятие – осознание) и соответствующее ее дидактическое обеспечение;
- использование приемов интерактивного обучения детей;
- обеспечение права выбора и свободы волеизъявления при организации познавательной, художественно-речевой, изобразительной деятельности;
- бережного отношения и практического использования продуктов детской деятельности, в том числе и художественно-речевого и музыкального характера;
- предоставление беспрепятственной реализации творческих потенций детей;
- создания условий для активизации детского вопрошания в образовательном и бытовом процессах;
- адекватности стиля общения взрослых и детей характеру их деятельности.
Особое внимание при развитии творчества детей необходимо уделять внимание созданию взрослыми творческих задач, а также формированию такой эвристической структуры личности ребенка, которая благоприятствует самостоятельному поиску и выделению им в окружающей действительности проблемных ситуаций и проблемных задач.
Основными показателями сформированности творческого пространства являются:
- способность проблематизации ясных и точных знаний, превращения их в неясные, неопределенные;
- способность детей порождать новые знания, по-особенному видеть окружающий мир;
- способность детей видеть проблемы и противоречия в обыденных ситуациях и обыденных объектах;
- рост и качество детских вопросов познавательного характера относительно окружающего мира, а также в отношении собственных знаний и представлений;
- познавательная мотивация деятельности.
Наиболее подробно мне хотелось бы затронуть вопрос творчества детей в изобразительной деятельности.
Творческое пространство – это изостудия, место в группе. Творческое пространство – это состояние! Это создается не ради того, что это нужно, ты хочешь этим заниматься, это психологическое состояние человека, внутреннее горение.
МЕСТО + СОСТОЯНИЕ = ТВОРЧЕСТВО
Начиная с младшей группы минимальный размер листа для рисования должен составлять А – 3.
При этом качество бумаги может быть самое разнообразное, лучше отдавать предпочтение тонированной бумаге, старым обоям и даже оберточной бумаге.
Основное требование к размеру!
Еще одно требование – дети должны рисовать стоя, можно использовать мольберты или стулья с дощечкой. (мольберт должен быть на уровне глаз ребенка).
При этом у ребенка появляется свобода в движении, ребенок сможет отойти и оценить свою работу с расстояния.
Необходимо не забывать, что вся работа должна строится на том, что ребенок знает о предмете и на основе образов о предметах, которые у него возникают.
Сложность заключается в следовании за образом от впечатлений, которые возникают у ребенка от животного, человека. Необходимо научиться изображать ориентируясь не на структуру объекта, а на ощущения.
В этом возрасте запрещены схемы, они уводят ребенка от образа, портят творческие работы. Всегда необходимо говорить о впечатлениях (ворона, кошка).
Все, что ребенку необходимо знать о предмете, должен дать взрослый, показать на своем листке способ действия.
Средство: линия, цвет, расположение.
Каждая возрастная группа решает серьезные и важные задачи. Дети осваивают серьезный язык живописи, при этом происходит развитие творческих и умственных способностей.
Умственные способности – с помощью рисунка передает структуру объекта, то, что знает, увидел…
Творческие способности – способности к символизации, цвет особенно.
Художественные способности - в процессе развития изобразительной деятельности.
Этапы развития художественных способностей:
- В младшем возрасте дети осваивают линию, изучают возможность использования различных видов линий для разных объектов
«Дым из трубы»
Прямые, короткие линии – колючки ежа пушистый мех
Давайте нарисуем узор, который увидели, когда веточки переплетаются….
Изобразите вечер. Изобразите вечер в городе… Тема одна, но разные образы.
- В беспредметной живописи дети познают язык цвета – как живописное средство.
Рисование цветового пятна. Дети создают некоторый объект, заполняя его цветом «Облака».
В младшей группе 3 цвета (синий, желтый, красный) гуашь. Вводятся по 2 цвета в зависимости от темы, предлагается прием смешивания красок.
Детям необходимо давать экспериментировать с красками. Дети смешивают краску только на листе бумаги.
Педагог выступает как носитель знания, он показывает детям у себя на листе, как нужно смешивать, показывает детям, что это совсем не трудно.
Последовательность работы с цветами:
- сначала темы на реальные объекты (восход, закат);
- дети знакомятся с характерами цвета (холодный, теплый)
В качестве модели – радуга (какой цвет ближе всего к солнцу).
Данный вид работы позволяет ребенку выйти на философский уровень.
Мы задаем тон, а дети работают. Обязательное условие – спросить у ребенка: «Как называется твоя работа?»
- Использование характеристики в изображении предметов. (ежики, свинки морские, мышки…)Любую работу начинаем со знакомства .
Например, приходит помидор:
- лепим помидор
- изображаем помидор (рисуем гостя) – красный контур, затем одеваем его в одежду – закрашиваем.
Техники могут быть разные: губка, вата ….
Н-р: «Рыбки в аквариуме»
Очень важно эмоционально настроить ребенка (3-5 минут), вспоминаем рыбок, рассматриваем рыбок, исследуем форму, цвет, на что похожи… Изучаем где живут, смотрим фото или в аквариуме…
Затем дети сами берут краски и сами рисуют. Необходимое условие - рассмотреть всех рыбок.
В среднем возрасте начинается трудная работа, дети начинают изображать объекты в движении.
Этапы:
- Пластилин
- Графика
- Живописная композиция.
Лепим из одного куска, вытягивая детали, границы сглаживаем. Должна быть видна пластика. С каждым занятием объекты усложняются. Очень много занятий должна занимать работа с кошкой.
Пластилин: уточняют пропорцию, чувствуют пластику, гибкость, проработка объекта а пластилине позволят перенести объект на бумагу.
В средней группе переходим к изображению человека – клоун. Ребенок видит все основные компоненты.
Затем рисуем лицо, автопортрет - я в роли клоуна.
Даются контрастные персонажи: веселый клоун, грустный клоун, при сопровождении музыки.
Дети в этом возрасте рисуют на основе своих наблюдений, деревья, дома, как объекты действий, линию горизонта: земля, небо.
В старшем возрасте добавляются сложные задачи:
1. пространственное изображение объектов;
- передача пространственных отношений между объектами;
- понятие пейзаж, изображаем одновременно и небо и землю. Обращаем внимание на жизнь в небе и на земле. Количество неба и земли зависит от точки зрения художника.
2. учимся изображать предметы, которые находятся близко и далеко от тебя;
- взаимодействие между объектами (человек и неживой объект)
Можно моделировать на пластилине. На данном этапе важно четко формулировать тему, чтобы человек не получился статичным:
«Мальчик катит снежный ком»
«Лошадь бежит»
«Мальчик забивает мяч»
«Футболист ловит мяч»
- человек и живой объект
«Мальчик гладит собачку»
«Девочка кормит кошку»
Обращает внимание на отклонение корпуса
- взаимодействие человека с человеком
«Борцы»
- Преобразование пространственных ситуаций, для этого используем схемы (пробуем, преобразуем)
«Как мы смотрим на эту ситуацию?»
«Что мы видим?»
Кто к нам лицом, кто спиной?
В подготовительной группе начинается серьезная работа художников.
Направления:
- Изображение реальных событий по впечатлениям (в городе, в д/с).
Дети изображают тот эпизод, который им показался наиболее интересным.
- размечают пространство листа
- пробуют на пластилине
-проговаривают атмосферу события
- приступают к использованию цвета (либо по графическому изображению, можно на новом листе)
В данном возрасте дети делают коллективную работу, оговаривая кто будет рисовать какой эпизод, н-р «Цирк»
- Изображение исторических событий «Освоение севера»…
- Создание композиций на основе фантастических событий (на материале сказок).
Творите сами, учите творить детей и творите вместе с ними!
Подготовила: В.В.Иванова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческой личности - цель современного образования
Раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, с использованием только гу...
Семинар - практикум «Технология деятельностного метода обучения как инструмент реализации целей современного образования»
Деятельностный подход - это:Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных ...
Цель современного образования и основные направления экспериментальной работы в условиях модернизации образования.
Цель современного образования...
Семинар - практикум «Технология деятельностного метода обучения как инструмент реализации целей современного образования»
золотые правила деятельностного подхода:Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;Веди ребенка от собственного опыта к общественному;Будь не «НАД», а «РЯДО...
Публичное выступление на тему «Дополнительное образование как средство развития личности в современной системе образования».
Публичное выступление на тему «Дополнительное образование как средство развития личности в современной системе образования»....
"Личность, как цель современного воспитания"
Человек появляется на свет как биологическое существо. Личностью, т.е. существом социальным, он становится в процессе своей индивидуальной жизни, пройдя длительный и сложный путь развития. Одной из гл...
«Детская мультипликация и игровая технология «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича как способ поддержки детской инициативы и развития творчества в практике современного детского сада»
Современная образовательная система требует внедрения в учебный процесс инновационных технологий. В МБДОУ "Подгоренский детский сад №2" в анимационной студии «Анимашка» в р...