ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ СЕМИНАР «Наставничество - основа профессионального развития»
презентация к уроку (подготовительная группа)
«Формы, методы и средства организации деятельности в формате наставничества «педагог-педагог»
Аннотация:
Авторы представляют опыт организации и проведения практико-ориентированного семинара для наставников и наставляемых. Раскрываются теоретические и практические аспекты заявленной темы. Акцентируется внимание на видах наставничества, формах и методах организации наставнической деятельности в соответствии с моделями наставничества, возможностях применения цифровых инструментов и сервисов.
Практическая часть семинара включает:
1. знакомство участников с возможностями применения МАИНД-СХЕМЫ как эффективного инструмента планирования и организации деятельности наставнической пары;
2. составление маинд-схем с целью решения готовых кейс-заданий по проблемным ситуациям наставнических пар.
Опыт работы представлен следующими материалами: презентация и фотографии с мероприятия, доклад, кейс-задания, буклет с закодированными ссылками на практический материал и цифровые ресурсы.
Авторы:
инструктор по физической культуре: Алексеева Наталья Дмитриевна;
учитель-дефектолог: Борзова Наталья Яковлевна;
учитель-дефектолог: Михайлова Ирина Викторовна;
учитель-логопед: Погонина Наталья Викторовна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1 часть | 959.81 КБ |
2 часть | 2.89 МБ |
Текст к презентации | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Хороший наставник тот, который заставляет вас меняться даже тогда, когда его самого нет рядом» Н. Латанский Теорема наставничества Молодой педагог/ педагог- консерватор Наставник Успех
Модель в заимодействи я « опытный педагог - молодой специалист» ВИДЫ НАСТАВНИЧЕСТВА ФОРМЫ И МЕТОДЫ ТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА НАСТАВНИЧЕСТВА «ОДИН-НА ОДИН» Консультации ( видеоконсультации ) Инсценировка Майнд -схема Мастер-класс, практикум Метафорические карты Прототипирование Участие в очных и дистанционных мероприятиях Анкетирование и тестирование Беседы СИТУАЦИОННОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО ВИРТУАЛЬНО (ДИСТАНЦИОННОЕ) НАСТАВНИЧЕСТВО КРАТКОСРОЧНОЕ ИЛИ ЦЕЛЕПОЛАГАЮЩЕЕ НАСТАВНИЧЕСТВО СКОРОСТНОЕ КОНСУЛЬТАЦИОННОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО НАСТАВНИЧЕСТВО В ГРУППЕ КВИЗ Круглый стол Шеринг Дискуссия Стендап Мыслительный эксперимент
Модель взаимодействия «лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий профессиональные затруднения в сфере коммуникации » ВИДЫ НАСТАВНИЧЕСТВА ФОРМЫ И МЕТОДЫ ТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА НАСТАВНИЧЕСТВА «ОДИН-НА ОДИН» Консультации ( видеоконсультации ) Майнд -схема Мастер-класс Практикум (составление портфолио, отчетов; конспектов ОД; разработка конспектов ОД, взаимопосещение ОД) Метафорические карты Анкетирование и тестирование Инсценировка Беседы СИТУАЦИОННОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО КРАТКОСРОЧНОЕ И ЦЕЛЕПОЛАГАЮЩЕЕ ВИРТУАЛЬНОЕ (ДИСТАНЦИОННОЕ) НАСТАВНИЧЕСТВО (социальные сети, тематические интернет-порталы)
Модель взаимодействия «педагог- новатор – консервативный педагог» ВИДЫ НАСТАВНИЧЕСТВА ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕВЕРСИВНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО Консультации ( видеоконсультации ) Майнд -схема Мастер-класс Практикум Прототипирование Участие в очных и дистанционных мероприятиях Анкетирование и тестирование Фасилитационная сессия Проектная сессия. СИТУАЦИОННОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО КРАТКОСРОЧНОЕ И ЦЕЛЕПОЛАГАЮЩЕЕ ВИРТУАЛЬНОЕ (ДИСТАНЦИОННОЕ) НАСТАВНИЧЕСТВО ТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА НАСТАВНИЧЕСТВА «ОДИН-НА ОДИН» СКОРОСТНОЕ КОНСУЛЬТАЦИОННОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО НАСТАВНИЧЕСТВО В ГРУППЕ
Модель взаимодействия «опытный предметник – неопытный предметник» ВИДЫ НАСТАВНИЧЕСТВА ФОРМЫ И МЕТОДЫ ТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА НАСТАВНИЧЕСТВА «ОДИН-НА ОДИН» Консультации ( видеоконсультации ) Инсценировка Майнд -схема Мастер-класс, практикум Метафорические карты Прототипирование Участие в очных и дистанционных мероприятиях Анкетирование и тестирование Беседы СИТУАЦИОННОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО ВИРТУАЛЬНО (ДИСТАНЦИОННОЕ) НАСТАВНИЧЕСТВО КРАТКОСРОЧНОЕ ИЛИ ЦЕЛЕПОЛАГАЮЩЕЕ НАСТАВНИЧЕСТВО СКОРОСТНОЕ КОНСУЛЬТАЦИОННОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО
Цифровые инструменты в деятельности наставника Работа в Оффлайн-формате Работа с документами совместного редактирования Встречи в онлайн-формате - видеоконсультации , мастер-классы, видеофрагменты занятий; - запись экрана Free Cam - Yandex документы; - Yandex таблицы; - Yandex презентация; - Документы Word ; - Горячие клавиши - SberJass ; - Сферум; - Pruffme
Free Cam – программа для записи с экрана Выбор области записи Вы можете сделать запись всего экрана, выбранной области экрана или отдельного окна. Запись голоса за кадром Чтобы сделать ваш видеоурок более информативным, вы можете легко записать голос за кадром с помощью микрофона. Запись системных звуков Вы можете записывать звуки ваших программ и прикладных программ или добавлять фоновую музыку к вашему видео. Выделение курсора мыши Чтобы подчеркнуть важные детали и шаги, выделите курсор мыши и включите звук щелчка мышью .
Сервис видеоконференцсвязи SberJazz Преимущества: - легко подключиться или создать видео встречу; - есть приложение для смартфона и web -версия для PC , можно работать в браузере; - шумоподавление; - возможность менять задний фон; - демонстрация одновременно нескольких экранов; - запись видеоурока с сохранением чата Применение в деятельности наставника: - видео встречи; - видеоуроки; - видеопрезентация; - онлайн-консультация
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Платформа для совместной работы и обучения в режиме реального времени Pruffme Преимущества: - большое количество интерактивных инструментов; - большая коллекция шаблонов; - комната виртуальной реальности; - возможность работать в формате нетворкинга; - есть приложение для смартфона и web -версия для PC ; - возможность запускать презентацию; - функция «Автовебинар»; - персональное хранилище файлов; - использование водных знаков для защиты авторских прав. Применение в деятельности наставника: - проведение вебинаров и видео встреч; - взаимодействие в виртуальной реальности; - совместная работа с интерактивной доской; - проведение опросов и тестирования; - организация работы с наставляемым используя методы: SWOT -анализ, SMART, KANBAN,MAIND map .
Документы совместного редактирования на Yandex Disk
Рецензирование документов в формате doc./docx .
Использование «горячих клавиш»
Планирование и организация работы наставнической пары посредством майнд-схемы МАИНД-СХЕМА – это блок-схема на которой представлена структурированная информация (цели, проблемы, идеи). РЕЗУЛЬТАТ Маинд -схемы позволяют участникам фиксировать идеи и создавать новые решения, анализировать и упорядочивать информацию, принимать решения
Варианты майнд-карт
Принципы построения майнд-схемы основная мысль (идея, проблема, цель) основные ключевые понятия, составляющие, ассоциации д етали
Принципы построения майнд-схемы Кейс-задание Формы организации деятельности Методы Инструменты
Кейс (образец) Модель взаимодействия «педагог-новатор – консервативный педагог» Консервативному педагогу необходимо создать чат для родителей на информационно - коммуникативной платформе Сферум. Задача: педагогу – новатору нужно подобрать эффективные формы работы из наших карточек для того, чтобы организовать работу по повышению уровня цифровой компетентности у консервативного педагога.
Предварительный просмотр:
Доклад к семинару «Наставничество – основа профессионального развития. Формы, методы и средства организации деятельности в формате наставничества «педагог-педагог»
Сл.1
Здравствуйте, представляем вашему вниманию наши практические наработки по теме «Наставничество - основа профессионального развития».
Сл.2
Известный коуч-тренер Н. Латанский сказал
«Хороший наставник тот, который заставляет вас меняться даже тогда, когда его самого нет рядом».
Существует теорема наставничества, она гласит, что только непосредственное продуктивное взаимодействие наставляемого и наставника есть путь к успеху.
Сл.3
Для того, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие наставнической пары необходимо определится с моделью взаимодействия, формами и методами организации наставнической деятельности.
Если мы говорим непосредственное о такой форме наставничества в ДОО как форма «Педагог-педагог» выделяют четыре модели взаимодействия.
- Взаимодействие «опытный педагог – молодой специалист» наставник учит преодолевать препятствия, внушает наставляемому веру в собственные силы и в позитивные профессиональные перспективы.
Здесь актуальны следующие виды наставничества:
- виртуальное (дистанционное) наставничество дистанционная форма организации наставничества с использованием информационно-коммуникационных технологий, таких как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, социальные сети и онлайн-сообщества, тематические интернет-порталы и др.;
- наставничество в группе форма наставничества, когда один наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек) или один наставляемый взаимодействует сразу с несколькими наставниками по различным сферам педагогической деятельности;
- краткосрочное или целеполагающее наставничество наставник и наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты;
- ситуационное наставничество наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них;
- скоростное консультационное наставничество однократная встреча наставника (наставников) с компетентным лицом) с целью построения взаимоотношений с другими работниками, объединенными общими проблемами и интересами или обменом опытом;
- традиционная форма наставничества («один на один») взаимодействие между более опытным наставником и начинающим работником в течение продолжительного времени.
При реализации моделей наставничества используются как традиционные формы организации деятельности, представленные на слайдах, так и коуч-формы (квиз, шеринг, стендап, фасилитационная сессия и др), которые в настоящее время набирают популярность в образовании. Формы и методы могут как дублироваться, так и быть в единственном варианте. С ними мы более подробно познакомимся на практической части нашей встречи.
Сл.4
- Взаимодействие «лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий профессиональные затруднения в сфере коммуникации» наставник оказывает психологическую и личностную поддержку наставляемому в его профессиональной социализации, подчеркивая уникальность, нестандартность и неповторимость личности педагога, его незаменимость в решении определенных проблем.
Для данной модели актуальны следующие виды наставничества:
- Традиционная форма наставничества «один-на один»
- Ситуационное наставничество
- Краткосрочное и целеполагающее
- Виртуальное (дистанционное) наставничество (социальные сети, тематические интернет-порталы). Формы и методы представлены на слайде.
Сл.5
- Модель взаимодействия «педагог-новатор – консервативный педагог»наставник, склонный к новаторству и нестандартным решениям, помогает опытному педагогу овладеть современными цифровыми технологиями, посредством выведения консервативного педагога на рефлексивную позицию в отношении его педагогического опыта, который в значительной мере сформировался в условиях субъект-объектной педагогики.
- На первый план здесь выходит реверсивное наставничество профессионал младшего возраста становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный педагог становится наставником молодого педагога в вопросах методики и организации учебно-воспитательного процесса.
- Ситуационное наставничество
- Краткосрочное и целеполагающее
- Виртуальное (дистанционное) наставничество
- Традиционная форма наставничества «один-на один»
- Скоростное консультационное наставничество
- Наставничество в группе
Формы и методы представлены на слайде.
Сл.6
4. Взаимодействие «опытный предметник – неопытный предметник» наставник оказывает наставляемому методическую поддержку по конкретному предмету, вовлекая его в деятельность, связанную с углублением в концептуально-методологические основания изучаемого предмета, привлекает его к написанию статей в научно- методические журналы, к участию в предметных научно-практических конференциях, семинарах, вебинарах с последующим обсуждением.
Используются следующие виды наставничества:
- Традиционная форма наставничества «один-на один»
- Ситуационное наставничество
- Виртуально (дистанционное) наставничество
- Краткосрочное или целеполагающее наставничество
- Скоростное консультационное наставничество
Формы и методы представлены на слайде.
Сл. 7
Необходимость использования цифровых сервисов и инструментов – требование современной действительности. Наряду с традиционными формами работы и приемами организации деятельности в формате наставничества активно применяются цифровые инструменты. Выбор средств напрямую зависит от целей и задач, которые ставит перед собой наставник.
Основное назначение цифровых технологий – сделать нашу жизнь легче, следовательно, цифровые инструменты позволяют оптимизировать нашу профессиональную деятельность, тем самым повысить ее эффективность. Одной из основных проблем наставничества является дефицит времени и высокая загруженность наставника или наставляемого, поэтому возникают трудности при планировании встреч. Применение цифровых инструментов позволяет решить эту проблему, за счет того, то некоторые встречи наставнической пары могут проходить дистанционно в онлайн или оффлайн формате, а также можно организовать работу с документами совместного редактирования.
Оффлайн-формат – работа с информацией без подключения к интернету, автономно. Примером такой работы может служить создание наставником видео консультаций, видео мастер-классов и видео-фрагментов занятий. Создать их можно несколькими способами. Первый – самый простой способ, записать видео с помощью встроенной камеры смартфона и отправить видео файл наставляемому через мессенджер или разместить в облаке, и поделиться ссылкой. Второй способ предполагает создание видеороликов с помощью программы или приложения видеоредактора. Такое видео будет более структурированным и зрелищным. Видеоредакторы позволяют записать проект в нужном формате и определенном качестве изображения.
Сл. 8
В ситуации, когда наставнику необходимо показать некий алгоритм действия с приложением на смартфоне или на компьютере, сложно объяснить словами, нужен образец действий. С этой целью можно использовать программы записи с экрана. Мы рекомендуем использовать программу Free Cam. Она подойдет даже для устройств с ограниченной мощностью. Легко устанавливается на компьютер или в качестве приложения на смартфон. После запуска необходимо выбрать область записи и нажать кнопку запись. Можно параллельно записывать комментарии или наложить музыку. Есть возможность выделения, чтобы подчеркнуть важные детали.
Сл.9
Наиболее предпочтительным является работа в онлайн-формате. Цифровые сервисы позволяют в режиме реального времени взаимодействовать с наставляемым. Для организации онлайн-встреч, онлайн-консультаций, проведения видео презентаций, очень удобно использовать возможности сервиса видеоконференцсвязи СберДжаз. СберДжаз был разработан как альтернатива Зум и Скайп. У него упрощенная процедура регистрации. Легко создавать видеовстречу, подключаться к ней. Можно планировать встречу заранее, и система будет о ней напоминать. Есть функция шумоподавления и смены заднего фона. Так же необходимо отметить возможность демонстрации сразу нескольких экранов и функцию протоколирования встречи с сохранением чата. Можно пригласит несколько участников и провести видеоконференцию или пригласить наставляемого на индивидуальную видеовстречу. Сберджаз предназначен для продолжительного и конструктивного общения.
Сл. 10
Информационно-коммуникативная платформа Сферум напрямую связана с ВК-мессенджером. Позволяет создавать учебный профиль, который будет изолирован от личного профиля участника, что обеспечивает дополнительную защиту данных. Сферум предоставляет возможность общения в чатах и осуществления видеозвонков, которые могут записываться и сохраняться как вложение. В чатах можно запускать опросы, прикреплять фото, аудио и видеофайлы. Платформа позволяет запланировать встречу, осуществлять показ с экрана, переводить голосовые сообщения в текст. Есть приложение и веб-версия для ПК. Используется наставнической парой для оперативного решения текущих и организационных вопросов, а также передачи файлов обучающего и информационного характера.
Сл.11
Платформа для совместной работы и обучения в режиме реального времени Пруфми. Можно проводить вебинары и видео встречи, но интересна она большим выбором современных инструментов для организации взаимодействия со слушателями. Можно создавать интерактивные доски с различными заданиями, создавать курсы, тесты, опросы. Можно создать своих аватаров и загрузить в виртуальную комнату и работать там в формате нетворкинга. Можно использовать современные методы совместной работы (свот-анализ, смарт, канбан, маинд-схемы, прототипирование и т.д.). функция «Автовебинар» позволяет из записей встреч составить вебинар и установить режим воспроизведения.
Сл.12
Те наработки, документы и прочие материалы, которые использует в своей работе наставник необходимо размещать на Яндекс диске. Это обеспечивает возможность их систематизации и хранения. Яндекс диск дает возможность создавать документов совместного редактирования с предоставлением к ним доступа. Можно создать совместную видеопрезентацию, журнал взаимодействия специалистов, табель посещаемости детей, и каждый педагог сможет видеть, есть ли ребенок сегодня или отсутствует. Любая документация, с которой работает наставническая пара, может создаваться посредствам совместного редактирования.
Сл.13
Возможности ВОРД позволяют рецензировать текс, составленный наставляемым, будь то конспект занятия или статья. В любом вордовском документе есть вкладка рецензирование, где с помощью инструментов можно делать пометки, записывать исправления, вносить поправки и получать обратную связь.
Сл. 14
Горячие клавиши – это комбинация клавиш, которая позволят управлять операционной системой или приложением без использования мыши. Дублируют функциональное меню и сенсорные кнопки. И нужны для повышения скорости работы с устройством.
Сл.15
Сейчас мы переходим к практической части, которая будет направлена на планирование и организацию работы наставнической пары посредством майнд-схемы.
Майнд-схемы - эффективный инструмент, помогающий очень наглядно планировать работу. Их еще называют ментальными картами или интеллект-картами. Многие, начав использовать этот метод, находят его чрезвычайно полезным, а процесс планирования — увлекательным.
Этот инструмент помогает увидеть общую картину предстоящей работы и последовательно разбить ее на более мелкие этапы.
Сл.16
С помощью Майнд-карт проводят свои исследования маркетологи и социологи, этот инструмент помогает подготовиться к важному мероприятию или составить план масштабной работы, набросать список необходимых дел. Словом, методика практически универсальна.
Достоинства интеллект-карт
- Информация, структурированная в подобную схему, легче воспринимается мозгом, т.к. выглядит упорядоченной и воплощенной в виде конкретного образа. Такая форма легко и надолго запоминается.
- При помощи майнд-карт мы включаем ассоциативное мышление — более естественное для нашего мозга, нежели линейное, которое работает при составлении последовательных списков. Именно поэтому при помощи интеллект-карт становится легче систематизировать и приводить в порядок большие объемы информации.
- Воспринимая карту, мы сначала фиксируем свое внимание на общих моментах, постепенно продвигаясь к частным, что помогает правильно определить приоритетные направления.
- Карта позволяет наглядно увидеть все детали проекта вплоть до самых мелких, легко выявить возможные нестыковки и помехи.
- Выполненные пункты удобно отмечать, можно в любой момент добавлять новые ветви.
- Неоднородные элементы легко «уживаются» рядом в пределах одной карты.
Сл.17
Принципы построения карт
В начале работы в центральной части страницы обозначается основная мысль (идея, проблема, цель). На ветках первого уровня располагаются основные ключевые понятия, составляющие, ассоциации, которые вызывает у вас центральный образ. Далее каждый луч дополняется ответвлениями 2, 3 уровня. Уровней может быть столько, сколько необходимо для полного раскрытия каждой составляющей.
Сл.18
Являясь участниками федерального проекта Сбербанка «Вклад в будущее» в рамках организации работы ПОС (профессиональных обучающихся сообществ) мы познакомились с данной формы организации деятельности в ДОО.
Элементами - карточками в майнд – карте выступают формы организации, методы и приемы, оборудование и участники.
И сегодня на практике мы с вами поработаем с майнд – схемой и решим задания – кейсы.
Сл.19
Перед вами пример кейса - модель взаимодействия «педагог-новатор – консервативный педагог».
Консервативному педагогу необходимо создать чат для родителей на информационно - коммуникативной платформе Сферум.
Задача: опишите вариант рабочей встречи наставника и наставляемого, выберите из карточек форматы встреч, методы и инструменты.
Сл.20
На слайде представлен пример решения данной задачи. Давай рассмотрим какие можно использовать формы и методы.
Предлагаем вам объединится в рабочие группы для решения кейсов. У вас на столах лежат конверты с заданием и карточками майнд-схемы. Ваша задача – составить майнд-схему вашего варианта решения задачи. Майнд-схема уникальна тем, что ваше решение не может быть верным или неверным. Далее команды будут защищать свои варианты схем. Действуйте.
Сл. 21-22
Фотографии рабочих групп участников семинара и результатов.
Сл.23
Каждому из вас мы подготовили буклет с закодированными ссылками на практический материал (готовые карточки для составления майнд-схем) и цифровые ресурсы.
В завершении нашего семинара просим вас отсканировать QR-код и заполнить анкету обратной связи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-ориентированный семинар для педагогов ДОУ "Профилактика профессионального выгорания"
Сгорел на работе!» - в переводе на бытовой язык это означает: очень много работал, а потом заболел и умер. Вот и вся патетика. До недавнего времен...
Практико-ориентированный семинар «Профилактика профессионального выгорания»
Практико-ориентированный семинар «Профилактика профессионального выгорания»...
Программа практико - ориентированного семинара «Культурная практика как форма взаимодействия детей в разновозрастных сообществах»
quot;Не ребёнок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребёнку" А. Асмолов...
Практико – ориентированный семинар «Ранняя профориентация дошкольников в рамках практико-ориентированного обучения в соответствии с ФГОС до».
Повышение уровня теоретической и практической подготовки педагогов, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых люде...
Практико-ориентированный семинар «Профилактика профессионального выгорания»
Обучающие цели семинараВ результате семинара участники:— познакомятся с синдромом профессионального выгорания— смогут выявлять наличие или отсутствие этого синдрома у себя и друг...