Образовательный проект
проект
Образовательный проект «Мир инноваций и открытий дошкольника»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtor.docx | 19.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Алексенко Наталья Николаевна
Организация: Автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Югорка» (МАДОУ ДСКВ «Югорка») г. Покачи ХМАО-Югры
Образовательный проект «Мир инноваций и открытий дошкольника»
Современная российская наука стремительно развивается. Только за последние несколько месяцев ученые запустили самый мощный в мире нейтронный реактор, провели десятки морских экспедиций и разработали несколько вакцин от коронавируса, эффективность которых признана за рубежом. Президент России В.В. Путин отметил ценность труда ученых и объявил 2021 год Годом науки и технологий. Это хороший повод для привлечения внимания детей к научным открытиям и технологическим достижениям. Чем больше детей будут увлечены наукой, тем больший потенциал технологического развития будет у страны. Большая наука начинается с увлеченных детей, в наших силах сделать профессию исследователя привлекательной для них. Астрономия, одна из удивительнейших наука-космических объектов и разнообразных небесных явлениях, изучающая Вселенную и мир, в котором мы живем. Формирование естественно-научной картины мира у детей старшего дошкольного возраста, показ ее эволюции способствуют развитию у детей наблюдательности, умения осмысливать результаты наблюдений, любознательности, коммуникабельности, ответственности. Несмотря на кажущуюся сложность, астрономия может стать для детей самым настоящим увлечением на всю жизнь. Развитие технологий во многом зависит от интереса к науке, исследованиям и открытиям сегодняшних дошкольников. В рамках реализации мероприятий в ДОУ, посвященных Году науки и технологий и к 60-летию полета Ю.А. Гагарина в космос был разработан инновационный проект «Занимательная наука - астрономия». Основной идеей проекта является развитие у старших дошкольников естественнонаучного мышления, воображения и навыков общения, что позволит поднять на более высокий уровень развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в начальной и основной школе. Проведение Года науки и технологий в России даёт нам шанс воспитать новое поколение исследователей и учёных. И мы этот шанс не упустим!
Обоснование выбора темы, актуальность
Актуальность проекта заключается в необходимости развития широкого кругозора дошкольника в естественнонаучном направлении.
Для глубокого и прочного усвоения основ астрономии необходимо терпеливо формировать важнейшие понятия, начиная уже с дошкольного возраста, когда у детей особенно выражен интерес к техническому и естественнонаучному творчеству.
Комплексная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, в соответствии с которой разработана и реализуется основная образовательная программа дошкольного образования в нашем дошкольном учреждении предусматривает знакомство детей с космической темой только в подготовительной к школе группе и в ограниченном объёме.
Исходя из этого, мы выявили ряд проблем:
поверхностные знания детей, родителей о науке астрономии, космосе, первом человеке, полетевшем в космос;
недостаточность разработанности методики ознакомления дошкольников с астрономическими явлениями;
отсутствие методик и практик по применению мультимедийных технологий в учебном процессе ДОУ.
Использование мультимедийных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает у детей интерес к обучению, способствует активизации познавательной деятельности, улучшает усвоение материала.
Участие детей в проекте «Занимательная наука - астрономия» позволит максимально обогатить знания и представления о космосе, планетах, космонавтах, космических аппаратах, поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.
Новизной проекта является ее ориентация на интеграцию естественнонаучного и гуманитарного образования. Использование средств мультимедийных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка дошкольного возраста достаточно простым и эффективным.
Новизна проекта заключается в использовании комбинаций инновационных педагогических методик и технологий, что способствует новым возможностям естественнонаучного и гуманитарного образования дошкольников, партнерскому взаимодействия ДОУ с семьёй через реализацию проекта.
Гипотеза:
Предположим, что астрономия – наука доступная только взрослым, тогда чем можно объяснить интерес дошкольников к неизведанному для них миру Вселенной? Мы считаем, что азы науки астрономии могут являться источником познания и умственного развития дошкольников.
Данная работа принесет видимые результаты при условии, что будет реализоваться в тесном взаимодействии семьи и ДОУ.
Цель проекта: формирование элементарных астрономических знаний и познавательных интересов к научным и энциклопедическим знаниям об основах астрономии в интеллектуальной и познавательно-практической деятельности у старших дошкольников посредством использования мультимедийных технологий.
Задачи для детей:
Обучающие
Формировать представления об астрономии как науке, изучающей Вселенную, о профессиях людей, связанных с созданием этой науки и с космосом;
Формировать представление о Солнце как самой близкой к нам звезде, его признаках (форма, размер, польза для всего живого);
Формировать представление о планетах Солнечной системы;
Формировать у ребят познавательный интерес к окружающему миру, умение делать умозаключения и выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности.
Закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин.
Познакомить детей с российскими учёными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики: Циолковским К.Э., Королёвым С.П.
Развивающие:
Развить аналитические умения (умение наблюдать, анализировать сравнивать предметы и явления, обобщать, делать выводы).
Развить творческое воображение и мышление, зрительную память, эмоциональную сферу.
Развить речь детей (обогатить словарный запас, ввести в лексику специальную терминологию, формировать речевую культуру).
Развивать мелкую моторику (рисование, лепка, работа с конструктором)
Развивать интерес к научному познанию космического пространства.
Побуждать к творчеству, развивать фантазию, конструктивные способности.
Воспитательные:
Воспитать любознательность, трудолюбие, целеустремленность, самостоятельность, культуру межличностных отношений и другие ценностные качества личности.
Воспитывать гордость за свою страну и свой народ.
Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с изучением звезд, солнечной системы, космоса.
Задачи для родителей:
Расширять педагогическую грамотность родителей по вопросам познавательного развития детей.
Привлечь родителей к активной позиции участника проекта.
Задачи для педагогов:
Создать методическую копилку передового опыта по теме «Космос».
Создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
Внедрить в педагогический процесс МДОУ информационно-коммуникационных технологий (мультимедийного оборудования) с целью развития познавательных способностей дошкольников.
Методы решения задач проекта:
Методы обучения: наблюдение (с использованием мультимедийного оборудования), демонстрация наглядных пособий(предметов, репродукций), демонстрационные фильмы, рассказ педагога; рассказы детей; беседа; дидактическая игра; элементарные опыты, экспериментирование; моделирование (процесс создания моделей и их использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов (используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели).
Приемы обучения: вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности); указание (целостное и дробное); пояснение; объяснение; педагогическая оценка; беседа; внезапное появление объектов; выполнение игровых действий; загадывание и отгадывание загадок; введение элементов соревнования; создание игровой ситуации.
Методы организации учебного процесса.
Основными методами организации учебно-познавательной деятельности являются:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесные(устное изложение, беседа, рассказ, лекция);
наглядные (показ видео– и мультимедийных материалов), иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу;
практический (выполнение работ по схемам);
аудиовизуальные;
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую
информацию);
репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);
проблемно-поисковый.
Наиболее оптимальными формами организации занятий могут быть следующие формы: игра (путешествие, имитация, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра), демонстрация, иллюстрация, беседа с игровыми элементами, виртуальная экскурсия.
Проект ориентирован на получение каждой категорией участников определенных результатов.
Ожидаемые результаты:
Дети
- Сформированность у детей элементарных знаний по теме «Космос»
- Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
- Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в веселых конкурсах и соревнованиях, представить свои рисунки, поделки.
Родители:
- Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком;
- Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей;
- Участие в праздновании российского праздника - День космонавтики и юбилейной даты.
Педагоги:
- Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности
- Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий
- Распространение педагогического опыта в использовании электронных образовательных ресурсов.
Продукт проектной деятельности:
- развивающий центр «Волшебная астрономия»;
- презентация проекта «Занимательная наука астрономия»;
- итоговое мероприятие проекта «КВН «Знатоки астрономии»».
Этапы реализации проекта:
1 этап работы – подготовительный (информационно-накопительный)
Цель: заинтересовать детей, создать яркие положительные эмоции, мотивировать детскую деятельность.
Работа над проектом началась с создания развивающей среды. Вместе с детьми и родителями начали подбирать материал для уголка «Волшебная астрономия», в котором дети бы знакомились с историей возникновения науки астрономия, планетами Солнечной системы, узнавали бы об изучении человеком космоса, нашей планеты Земля и ее спутника.
Были оформлены:
модель «Солнечная система»;
карта созвездий;
фотовыставка «Космос»;
сбор и анализ методической, научно-популярной, детской и художественной литературы для взрослых и детей, иллюстрированный материал по тематике;
подборка дидактических и развивающих игр и пособия;
подборка и создание картотеки мультимедийных презентаций, обучающих видеофильмов, мультфильмов по теме «Астрономия для детей».
2 этап работы– практический
Цель: стимулировать умственную активность детей, оказать помощь в решении индивидуальных задач развития, привлечь родителей к активной позиции участника.
•Проведение цикла тематических бесед, занятий.
•Просмотр и обсуждение обучающих и познавательных видеофильмов, мультфильмов для детей по теме проекта.
•Чтение методической и художественной литературы.
•Рассматривание иллюстраций, фотографий по теме проекта.
Работа с родителями по пополнению развивающей предметно-пространственной среды группы по теме проекта;
• Выявление уровня знаний о космосе у детей старшего дошкольного возраста (итоговая диагностика);
3 этап – Завершающий этап
Цель: обеспечить рефлексию, показать рост каждого ребенка, создать продукт проекта.
• Выставка продуктов детской деятельности;
• Выставка картотек «Вселенная и ее тайны», «Великие космонавты»,
«Планеты солнечной системы»;
• Выставка творческой деятельности детей и родителей «Космос и его обитатели»;
Выявление уровня знаний о космосе у детей старшего дошкольного возраста (итоговая диагностика);
• Презентация проекта «Занимательная наука - астрономия» педагогам ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение детей связной речи в условиях единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи в реализации инновационных образовательных проектов.
Речь - это универсальное средство воспитания культурного человека и развития личности. Главная задача развития речи детей - это совершенствование монологической речи. В своей работе я использую обще...
Среднесрочный образовательный проект "Растим патриотов России" образовательная область "Музыка" "
Основная цель проекта - привитие патриотических качеств, любви к родному Отечеству....
ПРОЕКТ КАК ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ «ЗДОРОВЫЕ НОГИ ИДУТ ПО ДОРОГЕ»
ВВЕДЕНИЕПроблема профилактики и коррекции функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, негативной тенденцией...
Образовательный проект «Овощи» во второй младшей группе №12 краткосрочный (одна неделя) Участники проекта: Дети группы №12; Родители. Руководитель проекта: Воспитатель:Семенова С. П. 2019
Образовательный проект «Овощи&raq...
Краткосрочный групповой образовательный проект, с заданным результатом для детей 3-4 лет Продолжение проекта 1 месяц. Участники проекта: дети младшей группы, родители воспитанников, воспитатели. «Овощи»
Что же такое овощи?Как объяснить малышу, что овощи являются одним из основных и традиционных компонентов питания? Некоторые овощи, такие как огурцы, помидоры, морковь, свёкла присутствуют ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Эффективная система наставничества образовательной организации в образовательном пространстве города Нижневартовска»
Настоящий образовательный проект раскрывает особенности создания условий и реализации модели наставничества в дошкольном образовательном учреждении....
Взаимодействие с родителями по образованию детей при непосредственном вовлечении их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных и
Пример плана работы с родителями в группе старшего дошкольного возраста...