ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ СЕТЕВЫМИ ПРОЕКТАМИ ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
статья (подготовительная группа)
В статье представлен эффективный опыт управления развитием сетевыми межрегиональными проектами гражданско-патриотического воспитания для детей и молодежи в рамках реализации деятельности сообщества «#ПедагогиПатриоты». Раскрыты основные принципы и механизмы сетевого взаимодействия учреждения дополнительного образования с учреждениями культуры, спорта, науки, образования и бизнеса
Скачать:
Предварительный просмотр:
УДК 37.035.461
«ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ СЕТЕВЫМИ ПРОЕКТАМИ
ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ»
О.П. Сысоева – педагог-организатор
1ГБУ ДО ДООЦ «ЦГПВиБЖ», г. Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. В статье представлен эффективный опыт управления развитием сетевыми межрегиональными проектами гражданско-патриотического воспитания для детей и молодежи в рамках реализации деятельности сообщества «#ПедагогиПатриоты». Раскрыты основные принципы и механизмы сетевого взаимодействия учреждения дополнительного образования с учреждениями культуры, спорта, науки, образования и бизнеса.
Ключевые слова: сетевое сообщество, проект, инновационный продукт, дорожная карта, преемственность, событийность, модель управления, патриотическое воспитание.
Возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы связано с решением важнейшей задачи современной государственной политики Российской Федерации: обеспечение высоконравственного развития и воспитания личности гражданина. Роль воспитания в этой связи исключительна и уникальна. Воспитание является важным социальным институтом, через который возможны трансляция и воплощение базовых ценностей и целей развития российского общества. Патриотическое воспитание стало фундаментом для системы образования. А сетевое взаимодействие является важнейшей составляющей реализации программ основного и дополнительного образования! Это отражено в нашем законодательстве и в повседневной жизни общества.
Основным направлением деятельности государственного бюджетного учреждения дополнительного образования детского оздоровительно-образовательного центра Красносельского района Санкт-Петербурга «Центр гражданско-патриотического воспитания и безопасности жизнедеятельности» является дополнительное образование и гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи.
Важнейшей задачей образования является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе объединяющей роли традиционных ценностей народов Российской Федерации, российской самобытности, развития национального самосознания и культурной идентичности [1].
Понимание значимости этой задачи, важности ее реализации через развитие межведомственного взаимодействия, объединение учреждений, реализующих сетевые формы взаимодействия, направленные на гражданско-патриотическое воспитание, а также накопленный опыт сотрудничества с регионами страны и городами стран ближнего зарубежья стали стимулом для реализации программы деятельности сетевого сообщества «#ПедагогиПатриоты», https://vk.com/pedagogipatrioty.
Современные исследователи констатируют некоторые вызовы отечественного общественного развития, которые оказывают непосредственное влияние на воспитание детей:
- специальная военная операция и нестабильность политического и экономического развития;
- интенсификация процессов миграции;
- кризис традиционной семьи;
- стремительное развитие потребительского общества;
- возрастание роли СМИ, «информационные войны»;
- проникновение информационных технологий во все сферы человеческой жизни;
- деструктивное идеологическое воздействие на граждан России [2].
Даже анализ этого далеко не полного списка современных вызовов отечественного общественного развития показывает в какой противоречивой и сложной обстановке происходит развитие личности современного ребенка и подростка. Следует отметить, что некоторые из названных вызовов существуют уже продолжительное время, другие проявили себя в своей полноте лишь недавно.
Происходящие в современном обществе социально-экономические преобразования привели к изменениям ценностных ориентаций и сформировавшихся ценностей у подрастающего поколения, запустив тем самым процессы развития нового ценностного сознания и поведения личности. С ростом информированности подрастающего поколения отмечаются определенные трудности в понимании современными подростками сущности гражданско-патриотических ценностей.
Не секрет, что в длительное время патриотическое воспитание происходило весьма формально, да и термин этот был не популярным. Мы получили поколение, не знающее свою историю и своих героев. Объединяя активных, думающих педагогов патриотов страны, партнеров стран ближнего зарубежья, управляя сетевым сообществом удалось реализовать практику управления сетевыми проектами, создать условия преемственности детского сада, школы и учреждений дополнительного образования, транслировать инновационные идеи и решения.
В основу была положена идея сетевого и межведомственного взаимодействия. Мы создали сетевое сообщество на паритетном принципе управления, где все участники на равных разрабатывают сами или совместно с партнерами социально-значимые проекты, а также поддерживают проекты, которые предлагают наши коллеги. В основе деятельности лежат договора сетевого взаимодействия между организациями и совместная реализация Дорожной карты, совместного плана действий, который ежеквартально обновляется. Роль Центра гражданско-патриотического воспитания, находясь наравне со всеми партнерами, быть чуть впереди, координировать и подавать пример, обучать, оказывать методическую поддержку, проводить круглые столы, рефлексивные группы, семинары-практикумы.
Выстраивая горизонтальные и вертикальные связи с учреждениями культуры, спорта, науки и образования, бизнеса были использованы механизмы управления, которые составляют Программу деятельности сетевого сообщества по реализации патриотических межрегиональных проектов «Что мы Родиной зовем?» для дошкольников, «МЫ граждане большой страны!» для школ. Сотрудничая с фондами и бизнесом, мы приступили к реализации всероссийского проекта «Дорогами войны к Великой Победе!», посвященного прославлению машин Победы.
Важными партнерами стали семьи, являясь постоянными участниками всех событий. Каким увидели дети символ нашего сетевого пространства? В фокусе внимания цветок, символизирующий мир, добро и домашнее тепло, жизнь как колос, дающий побеги и плоды, свет и дружбу. Взрослые выбрали сильное и говорящее название сетевое сообщество «#ПедагогиПатриоты»!
Организационной особенностью стал принцип событийности. Находя отклик в своем сердце, сетевые партнеры создают значимые проекты и события, которые подчеркивают их индивидуальность и особенность! Это конкурсы, телемосты, фестивали, марафоны, акции и другие простые и понятные практики.
Например, по просьбе Центрального музея железнодорожного транспорта РФ для экспозиции, посвященной Блокаде Ленинграда, мы совместно организовали конкурс «Макет блокадного зоосада», лучшие макеты в уже сейчас помогают начать экскурсии для детей и на понятном уровне раскрыть сложную тему блокады. А коллеги из Луганска организовали и провели акцию «Дети за Мир, дети против войны». В ней наши коллеги хотели выразить свою боль, и стремление к миру.
Участвуя в различных событиях Дорожной карты сообщества, каждый примеряет на себя различные роли: Можно быть «Участником» сетевых проектов по выбору. «Организатором» или «Экспертом» в комиссиях различных конкурсов и диагностических исследованиях.
Для осуществления проектов важно материально-техническое оснащение образовательного процесса компьютерными технологиями, владение ими и готовность обучаться[3]. При реализации управленческих задач по оптимизации собственных ресурсов мы пришли к решению проведения совместных мероприятий и событий находя баланс между собственным финансированием и распределением материальных затрат организаций – партнеров, что является важным экономическим преимуществом по сравнению с традиционной реализацией программ. Например, методические семинары и конференции проходят на базе наших партнеров, а наш Центр ведет онлайн трансляцию в прямом эфире, подключая участников из разных городов, осуществляет функцию председателя оргкомитета конкурсов.
Создание и развитие единого информационного пространства является связующим звеном деятельности сетевого сообщества и пронизывает все направления деятельности. Сайт, социальные сети, профессиональный чат являются нашими помощниками и инструментами. Для нас важно не просто привлечь к нашим событиям как можно больше участников, а создать уникальный продукт сетевого взаимодействия. Каждое событие заканчивается значимым действием, выставкой, концертом и награждением участников, видеороликом совместно проведенных телемостов, марафонов и челленджей.
Поддерживая проекты партнеров, сетевое сообщество является продюсером инноваций наших партнеров. В последствии они сами становятся ресурсными сетевыми центрами в своих городах. Мы уже сейчас имеем устойчивые связи с различными городами нашей страны от Уссурийска до Калининграда. Это города ДНР и ЛНР, Крым, и города республика Беларусь и Приднестровья.
Имея многолетний опыт управления сетевыми проектами за год реализации деятельности сообщества «ПедагогиПатриоты» в Центре патриотического воспитания мы создали устойчивую модель управления. За счет уникальности содержания событий, вовлечение в работу целых инновационных команд, детального планирования от идеи до продукта, а также перераспределения ролей в организационной структуре, обеспечено высокое качество деятельности сообщества. Увеличен охват участников событий сообщества и сетевых партнеров. Появились и успешно внедрены инновационные продукты: новые воспитательные практики и педагогические проекты, методические разработки и единое, постоянно развивающееся информационное пространство. Педагоги взвешенно предлагают новые идеи, оценивая их актуальность и реалистичность. Обеспечен достаточный выбор траекторий содержания сетевого взаимодействия, вариативности и доступности в соответствии запросами и потребностями всех субъектов сетевого взаимодействия.
Управляя сетевыми проектами, мы с партнерами развиваемся вместе и выполняем самое главное – сеем зерно любви к своему Отечеству, формируем правильные ценностные ориентиры у детей, работаем вместе на общий результат – нашу ПОБЕДУ!
Литература
- Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 09.11.2022 №809 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: clck.ru/3ALGFb
- Программа воспитания, социализации и самореализации обучающихся «От Поколения к Поколению» Красносельского района Санкт-Петербурга. – 2023. С.1.
- Давыдова, Н. Н. Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений / Н. Н. Давыдова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2010. — № 1. — С. 3–6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практика использования проектов в гражданско-патриотическом воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении
Современные дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) активно используют проекты, осуществляя гражданско-патриотического воспитание детей, что обусловлено, во-первых, необходимостью упорядочить разн...
Гражданско-патриотическое воспитание в дошкольных образовательных организациях при различных формах сетевого взаимодействия
Гражданско-патриотическое воспитание в дошкольных образовательных организациях при различных формах сетевого взаимодействия...
Практика наставничества в формировании гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Задачи программы:1) выявить затруднения молодого специалиста в педагогической практике и оказать необходимую помощь по их преодолению;2) создать условия для развития профессиональных навыков мол...
Педагогический проект «Эффективные практики гражданско- патриотического воспитания детей дошкольного возраста на тему: Быть здоровым здоровым - это модно!
Проект краткосрочный, возраст воспитанников 4-5 лет,внедрённый. Цель проекта: воспитать у детей интерес к своему здоровью, желание поддерживать его разными видами деятельности. Конечный продукт п...
Межмуниципальный конкурс передовых педагогически практик по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию среди педагогических работников «Современная дидактика образования: единство и традиции»
Межмуниципальный конкурс передовых педагогически практик по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию среди педагогических работников «Современная дидактика образования: един...
Рабочая тетрадь «Широка страна моя родная» по гражданско - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, Методические рекомендации к рабочей тетради по гражданско - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Развитие государства самым непосредственным образом связано с тем, что на данный момент закладывается в подрастающем поколении в качестве социального фундамента. Общественные деятели, социологи, педаг...