Гражданско-патриотическое воспитание в дошкольных образовательных организациях при различных формах сетевого взаимодействия
материал на тему

ФРОЛОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

Гражданско-патриотическое воспитание в дошкольных образовательных организациях при различных формах сетевого взаимодействия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.96 КБ
PDF icon seminar.pdf1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Гражданско-патриотическое воспитание в дошкольных образовательных организациях при различных формах сетевого взаимодействия

Вселенский опыт говорит,

Что погибают царства

Не оттого, что тяжек быт

Или страшны мытарства,

А погибают оттого

И тем больней, чем дольше,

Что люди царства своего

Не уважают больше. 

(Булат Окуджава)

     Патриотическое воспитание и гражданское становление подрастающего поколения в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость.  Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи российского государства.

      Цитируя В.В. Путина, президента РФ,  хочется отметить что «мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией. Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории,  а прежде всего, служить обществу и стране»                    

    Федеральный закон  РФ «Об образовании»  говорит о том, что воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий   социализации  ребенка на основе   духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.   

       В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Таким образом нормативно-правовой основой патриотического воспитания дошкольников является: закон  РФ «Об образовании», ФГОС ДО, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», закон «О днях  воинской славы (победных днях) России», закон «Об увековечении Победы советского  народа в ВОВ 1941-1945 гг.», закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», Национальная доктрина образования в РФ.

Формирование гражданского общества и правового государства в любой стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Поэтому в настоящее время вопрос о патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален, так как именно сейчас государство стремится возвратить утерянные ценности. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников – проблема очень сложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами, поэтому цели и задачи патриотического воспитания дошкольников требуют переосмысления.

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств в душе каждого человека, это те корни, которые привязывают его к семье, родному городу, родной природе, Отечеству. И развить это чувство, сформировать его в полной мере в душе каждого ребенка – это первостепенная наша задача. Приобщение детей к нравственным традициям способствует узнаванию и укреплению государственного самосознания, принципиального для сохранения самобытности общества, сохранение истории нашей Родины .Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом это объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания. Но, прежде чем приступать к воспитанию гражданско-патриотических чувств у детей, мы поставили перед собой цель – научиться разбираться в основах терминологии и знать, на каких приоритетах будет базироваться наша работа. Итак, среди многообразия существующих классификаций видов патриотического воспитания мы приняли за основу следующую классификацию:

1. Патриотизм исторический. Этот вид патриотизма основан на славном и героическом прошлом нашей Родины. Используя этот вид патриотизма в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников, мы прежде всего знакомим их с героями нашего прошлого, со знаковыми событиями в истории нашей Родины, с фольклором. То есть, решаем, в основном, образовательные задачи.

2. Патриотизм духовный. Это особый вид патриотизма. Это те глубинные нравственные корни, которые ребенок начинает всасывать с молоком матери, это наши вековые традиции, наши духовные ценности, это та основа, которая неразрывно связывает каждого человека с его народом. Научить такому патриотизму невозможно, этот росток есть в душе каждого гражданина нашей страны, независимо от возраста. И наша задача – развить то, что уже заложено в душе каждого ребенка, проследить за тем, чтобы этот росток рос в правильном направлении. То есть, в данном случае мы с вами в основном решаем развивающие задачи.

3. Патриотизм проектный. Это способность человека ощущать себя частью общества и трудиться на его благо. Ян Амос Коменский отмечал в «Великой дидактике»: «Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия». В ходе воспитания проектного патриотизма решаются в основном воспитательные задачи.

Чрезвычайно важно в аспекте воспитания гражданско –патриотических чувств то, что процесс воспитания необходимо начинать как можно раньше, еще в возрасте дошкольного детства. И это совершенно справедливо, ведь именно в этот период происходит активное формирование духовно-нравственной основы ребенка, его социализации в обществе, осознание себя частью целого. Именно исходя из этого, нами была сформулирована цель гражданско -патриотического воспитания дошкольников : формирование у детей потребности совершать хорошие поступки, развитие способности чувствовать ответственность за судьбу своей страны, воспитание такие личностные качества, как сострадание, милосердие, дружелюбие.

В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются следующие задачи:      

- формировать у ребенка отношение к себе как полноправной личности;

- способствовать развитию основ патриотических и гражданских чувств, развитию этнической идентичности ребенка;

- воспитывать чувство привязанности к родному краю, гордости за историю страны, её народ, культуру, уважение к обычаям, традициям своего и других народов.

- развивать способность к толерантному общению, позитивному взаимодействию  с  ровесниками, родителями,  другими  людьми;

- ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

      Эти задачи мы решаем непрерывно, на протяжении всего периода пребывания ребенка в детском саду и во всех видах деятельности: в труде, в быту, в играх, на занятиях, так как в любой момент жизни ребенка уместен для формирования гражданско -патриотических чувств. 

С чего же начинается формирование патриотизма в работе с дошкольниками? Есть одно основное правило, знакомое всем педагогам – работа должна строиться от малого к большому. Ребенок не способен осознать сразу всеобъемлющее понятие Родины. И для того, чтобы это понятие не осталось для него абстракцией, воспитание патриотизма мы начинаем с самого близкого и самого дорогого сердцу каждого ребенка. Для любого малыша роднее всего мама. Именно с нее начинается формирование чувств любви и привязанности, развитие основ духовности и воспитание необходимых каждому человеку качеств. Затем, с развитием представлений ребенка о мире, его понятие о Родине расширяется до масштабов семьи, детского сада, друзей, воспитателей, окружающей его природы и так далее. И каждый новый элемент Родины вписывается в сознание ребенка, как часть чего-то целого, большего, о чем он узнает дальше. Процесс патриотического воспитания в дошкольном возрасте идет стремительно, поскольку ребенок каждый день узнает что-то новое, что формирует его представление о целостной картине мира. И мы прекрасно осознаем, что работа над формированием гражданско -патриотических основ дошкольника требует от педагога прежде всего компетентности во всех сферах социальной действительности, потому что воспитать то, чего не знаешь или во что не веришь, невозможно. Именно поэтому от современного педагога требуется универсальность, то есть свободное владение знаниями о природе, культуре, истории родной страны и о ее духовных основах. 

Субъектами  взаимодействия в воспитании патриотических чуств являются ребенок, педагоги, родители и социум.

Воспитание  нравственной основы дошкольника невозможно без тесного сотрудничества с семьей, поскольку именно в семье закладываются первые кирпичики фундамента будущей гражданской платформы каждого человека. Поэтому наша работа по воспитанию будущих граждан родной страны направлена на обеспечение тесного взаимодействия с семьей каждого ребенка. Сфера такого взаимодействия достаточно широка, это и совместные экскурсии, позволяющие сформировать интерес к истории родного города и родной страны не только у детей, но и у их родителей, и активное взаимодействие с родителями в форме круглых столов, семинаров, диспутов, в ходе которых решаются насущные вопросы воспитания основ духовности у детей, и вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность по организации и проведению традиционных обрядов и праздников и т. д.    

Духовное веяние патриотизма, не могло не сказаться на работе наших педагогов, а также не могло не отразиться на восприимчивости детей к воспитанию основ гражданственности. Именно в этот благоприятный момент мы обязаны взрастить в детских сердцах любовь и уважение к родной стране, заложив фундамент формирования в будущем из каждого нашего ребенка гражданина и патриота России.

Сегодня мне бы хотелось рассказать вам о работе нашего учреждения в рамках проекта «Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством взаимодействия и сотрудничества ДОУ с сетевыми партнерами»

Цель проекта: 

Объединение ДОУ и сетевых партнеров  в целостный образовательно-воспитательный процесс  в системе гражданско-патриотического воспитания для  позитивной социализации дошкольника в ДОУ

Привлечение в работе с дошкольниками по гражданско-патриотическому воспитанию социальных партнёров в лице семьи, школьного патриотического клуба «Наследие», Союза десантников, дошкольной группы села Филисово и секции самбо, позволяет обеспечить условия для углубленного изучения содержания гражданско-патриотического воспитания, поиск форм и методов формирования гражданственности для детей старшего дошкольного возраста.

Повышает профессиональную компетентность и активизирует творческий потенциал педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания. В ДОУ апробируются новые формы взаимодействия с социальными партнёрами по возрождению отечественных культурных традиций и воспитанию в каждом ребёнке гражданина и патриота.

Задачи проекта:

  1. Разработать системную модель воспитания гражданина – патриота Родины, направленную на эффективную комплексную работу по гражданско-патриотическому воспитанию детей в микросоциуме «Детский сад – Семья – социальные партнеры.
  2. Повысить профессиональную компетентность и активизировать творческий потенциал педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания.
  3. Обеспечить условия для социального партнёрства, поиск форм и методов формирования гражданственности для детей старшего дошкольного возраста.
  4. Развивать у детей начало исторического и гражданского самосознания, ощущение причастности   к культуре и истории родного города, края, страны.
  5. Расширить знания у детей об истории Отечества, устойчивого интереса к её  героическому прошлому, Вооруженным Силам РФ,  желание выполнить гражданский и воинский долг по защите Родины.
  6. Формировать в детях навыки сотрудничества с партнёрами, проявления детской инициативы.
  7. Создать предметно-развивающую, музейную среду для личностного развития дошкольника по гражданско-патриотическому воспитанию.

Новизна проекта заключается в эффективном партнерстве ДОУ, социальными партнерами и семьи по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников и предполагает два уровня взаимодействия: внутренний и внешний. Позволяет строить педагогический процесс, ориентируясь на ФГОС ДО.

Данный проект реализуется в три этапа:

1 этап - подготовительный, планово-прогностический

 (октябрь 2017г.)

2 этап - практический, основной

(ноябрь 2017г – июнь 2018г.)

3 этап – аналитический  (июнь 2018г.)

Реализация:

  1. Цикл занятий
  2. Просмотр видео роликов, мультфильмов
  3. Экскурсии
  4. Встреча с членами патриотического клуба «Наследие»
  5. Участие в митинге
  6. Смотр строя и песни
  7. Выставка рисунков
  8. Конкурс чтецов
  9. Шашечный турнир
  10. Военно-спортивная игра «Зарница»

Планируем

  1. Шашечный турнир посвященный Дню Победы с членами клуба «Наследие»
  2. Участие детей, родителей, педагогов ДОУ в акции «Бессмертный полк»
  3. Конкурс чтецов к 9 мая
  4. Акция «Подарок ветерану»
  5. Встреча с членами Союза десантников
  6. Выставка рисунков ко дню России
  7. Мероприятие «Наш дом Россия»        

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из нашего опыта работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. 

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи -задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству»
Д.С. Лихачёв.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Методы гражданско-патриотического воспитания в дошкольных образовательных организациях»

Методы воспитания - это общественно обусловленные пути и способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношени...

«Методы гражданско-патриотического воспитания в дошкольных образовательных организациях »

Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о гербе, флаге РФ и родного города. Задачи: патриотического воспитания дошкольников многообразны, они усложняются с возрастом детей.Об...

«Методы гражданско-патриотического воспитания в дошкольных образовательных организациях »

Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о гербе, флаге РФ и родного города. Задачи: патриотического воспитания дошкольников многообразны, они усложняются с возрастом детей.Об...

Методы гражданско - патриотического воспитания в дошкольной образовательной организации

В презентации изложены цель, задачи и некоторые методы гражданско - патриотического воспитания в ДОО....

презентация «Методы гражданско-патриотического воспитания в дошкольных образовательных организациях».

Проблема гражданско – патриотического воспитания актуальна для нашего ДОУ, так как приоритетным направлением нашего детского сада является социально – личностное развитие воспитанников. Во...

«Методы гражданско – патриотического воспитания в дошкольных образовательных организациях».

Патриотическое воспитание является одной из главных задач дошкольного образования – это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества, проявляющ...