Семинар - практикум по эмоциональному интеллекту
консультация
Наставничество – одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает профессиональные приѐмы под непосредственным руководством педагога-мастера. Суть наставничества – в передаче богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому человеку, в ускорении его адаптации к профессиональной деятельности, оказание помощи и поддержки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum_po_emotsionalnomu_intellektu_.docx | 638.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №57» ГОРОДА БИЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ |
Семинар – практикум для молодых педагогов
«Развитие эмоционального интеллекта дошкольника – путь к успешности!»
Сайфуллина Ирина Геннадьевна, МБДОУ
«Детский сад № 57,
заведующий
г. Бийск, 2023
Пояснительная записка
Актуальность темы, обоснование ее выбора
Наставничество – одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает профессиональные приѐмы под непосредственным руководством педагога-мастера. Суть наставничества – в передаче богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому человеку, в ускорении его адаптации к профессиональной деятельности, оказание помощи и поддержки.
Работу с молодыми педагогами мы организуем через школу наставничества, используя разные формы работы: психологические тренинги, круглые столы, семинары – практикумы, презентации, себя как педагога и др. Вашему вниманию хотелось бы представить семинар – практикум «Развитие эмоционального интеллекта дошкольника – путь к успешности!»
Сегодня все чаще можно услышать понятие «развитие эмоционального интеллекта». Что же это такое? Эмоциональный интеллект — это способность выражать и понимать эмоции, как собственные, так и других людей, а также управлять ими. Когда у человека развит эмоциональный интеллект, у него все в порядке с самооценкой и есть уверенность в себе, он обладает высокой продуктивностью, способен к самоуправлению — умению контролировать свои эмоции и быть адаптивным, открытым, инициативным, оптимистично настроенным. С таким человеком приятно общаться, его хочется слушать и взаимодействовать с ним. Перед тем как начать развивать эмоциональный интеллект у ребенка необходимо развить высокий уровень эмоционального интеллекта у себя. Поэтому эта тема, является, на мой взгляд, особо актуальной для молодых специалистов.
Целевая аудитория: педагоги образовательных учреждений
Цель семинара: повышение психолого-педагогической грамотности молодых педагогов.
Задачи семинара:
Актуализировать проблему развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Познакомить молодых педагогов с приемами развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Создать условия для сплочения коллектива, работы в команде.
Развивать творческую активность, совершенствовать практические навыки участников семинара - практикума.
Планируемые результаты:
Развитие интереса и мотивации к саморазвитию и самообразованию;
Повышение уровня активности и самостоятельности;
Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;
Повышение результативности в профессиональной деятельности;
Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.
Форма проведения: семинар – практикум
Используемые педагогические технологии, методы, приемы
Технология сотрудничества (обучение в команде), технология критического развития мышления (прием 6 шляп), элементы тренинга (игра кувшин счастья), методы и приемы: беседа, анализ, демонстрация, проблемные вопросы.
Ресурсы, используемые при подготовке и проведении мероприятия: молодые педагоги, мультимедиа проектор, презентация, колокольчик, коробочка настроения, наглядный стимульный материал. Семинар проводился в музыкальном зале.
Регламент мероприятия: 50 мин.
Основная часть
Этап | Содержание | Время |
Определение темы Сбор информации Квик – настройка, мотивация на совместную работу в команде Выделение проблемы Работа с группой | -Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас на семинаре – практикуме. Надеюсь, он будет для вас интересным, полезным и принесёт много положительных эмоций. Тема семинара - практикума «Развитие эмоционального интеллекта дошкольника – путь к успешности!». В ходе работы я познакомлю вас с понятием «эмоциональный интеллект», с практическими навыками и приемами для развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. -Коллеги, а что вы знаете о развитии эмоционального интеллекта? Упражнение «Что ты знаешь об этом?» (ответы педагогов) -Чтобы атмосфера на семинаре была уютной, комфортной я предлагаю вам настроиться на положительное взаимодействие друг с другом. Психологический настрой «Кувшин счастья». Поднимите руки вверх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас вылейте его на себя. Соберитесь с мыслями, настройтесь на плодотворную работу. -Коллеги, послушайте отрывок стихотворения Бориса Цветкова «Эмоции» Эмоции не знают языка, По ним определяют настроенье. Они как дуновенье ветерка: В них и печаль, и радость, и сметенье! Эмоции, как дополнение к словам, Когда слова уже ничто не значат А разрывая смысл пополам Они тогда себя почти не прячут! -Коллеги, скажите, пожалуйста, какие ассоциации у вас возникли, когда я читала этот отрывок (ответы педагогов). Спасибо за активность. -Да действительно эмоции играют важную роль в нашей жизни и жизни наших детей. А эмоциональный интеллект (ЭИ) – это как раз способность воспринимать и выражать эмоции, понимать и объяснять эмоции, регулировать эмоции. -Одной из областей развития, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является социально-коммуникативное развитие, которое направлено на решение проблем в области социального воспитания, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками. Важнейшую роль в становлении личности и социализации ребёнка дошкольного возраста играет именно эмоциональный интеллект. -Коллеги, как вы думаете, зачем развивать эмоциональный интеллект в дошкольном возрасте? (ответы педагогов). Да, действительно, вы правы. Дошкольник с развитым эмоциональным интеллектом способен управлять собственными чувствами, адекватно реагировать на различные ситуации, которые возникают в их жизни. Эмоциональный интеллект позволяет выстраивать позитивные и эффективные коммуникации со сверстниками, подбирать конструктивные стратегии разрешение возникающих конфликтных ситуаций. - В конце 20 века, американский психолог, автор книги «Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулмен первым заявил о том, что эмоциональное развитие человека важнее его способностей к логическому анализу. На основании этого был выведен алгоритм гармонично развитой личности: интеллект должен сочетаться с полноценной эмоциональностью. Виктория Шиманская, педагог – психолог считает, что в дошкольном возрасте именно эмоциональное развитие играет ключевую роль в развитии мозга ребенка. Развивая эмоциональный интеллект, мы учим преодолевать, двигаться к цели, работая на будущее ребенка. Ее методика «Академия Монсиков» - это первая отечественная методика по системному развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. -Давайте выполним упражнение «Смоделируем ребенка». Цель: уточнение черт поведения детей с низким и высоким уровнем развития ЭИ. Инструкция: На доске вы видите два силуэта детей. Вокруг них «разбросаны» различные проявления поведения, черты характера, эмоции. Один ребенок с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта, а другой – с низким. Разложите их качества, проявления и эмоции, характерные для этих двух детей. Высокий уровень развития ЭИ - проявляет сочувствие, жалеет упавшего; - легко находит общий язык с окружающими; - уравновешен, легко переключается от негатива на позитив; - увлекается делом, не ожидая награды; - искренне и открыто испытывает, и проявляет самые разные эмоции; - замечает настроение других людей, интересуется настроением родителей, друзей; - спокойно относится к проигрышу в игре. Низкий уровень развития ЭИ: - часто конфликтует с окружающими; - проявляет эмоции невпопад, неадекватно ситуации; - болезненно стремится всегда быть первым, лучшим; - не замечает и не реагирует на настроение окружающих; - не делится игрушками, не уступает; -Вспомните, есть ли в вашей группе такие дети? Каких детей больше? -Запомните золотое правило: никогда не поздно начать развивать эмоциональный интеллект. -Коллеги, как вы думаете, что могут сделать педагоги для гармоничного развития ребёнка, чтобы ребёнок развивался не только физически, интеллектуально, но и эмоционально? (ответы педагогов). -Основная задача воспитателя – наполнить повседневную жизнь ребёнка в группе интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, постараться развивать у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций. Для развития умения понимать и проявлять свои чувства и эмоции, широкие возможности предоставляет ролевая игра. Сюжетами для таких игр следует выбирать трудные ситуации, предполагающие яркое проявление эмоции, чувств. Например: «На дне рождения друга», «На приёме у врача», «Дочки-матери» и др. Театрализованная игра, так же великолепно решает задачи развития эмоционального интеллекта. Как и в ролевой игре, в театрализованной игре есть возможность учить детей как распознавать эмоции, так и проявлять их. Роли следует распределять по-разному, давая ребёнку возможность «прожить» в игре чувства и эмоции разного плана, чтобы ребёнок мог посмотреть на ситуацию с разных точек зрения. Подвижные игры, танцы, пластические упражнения, физические упражнения – способствуют снятию эмоциональных зажимов. Регулярная работа по развитию эмоционального интеллекта, будет способствовать уменьшению конфликтности в группах среди детей. Дети смогут свободно различать и называть эмоции и чувства свои собственные и окружающих их людей, умело выражать их с помощью мимики, жестов, пантомимики; соотносить мимику и жесты других людей с их эмоциональным состоянием; видеть связь между поступками и чувствами, настроением и поведением; управлять своими эмоциями. - Свой опыт работы по развитию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста представит воспитатель- наставник Алейникова Екатерина Вячеславовна. -Коллеги, я хочу рассказать о той работе, которую я провожу со своими воспитанниками «Мои маленькие секретики» 1. Первое, что я сделала, это пересмотрела свое отношение к развитию собственных эмоций. Стараюсь быть открытой, жизнерадостной, чтобы в общении с детьми, родителями, коллегами, получать положительную обратную связь. В общении с воспитанниками всегда обращаюсь к героям произведений, вместе анализируем их поступки, характер, эмоции. В таких беседах и происходит эмоциональное развитие ребенка. 2. Я рассказываю своим воспитанникам, что не надо скрывать своих эмоций, даже если они у них бывают негативными, приучая их делиться эмоциями с близкими людьми. У нас есть свой ритуал: каждый день мы проводим с детьми утренний круг – это начало дня, когда дети собираются вместе, чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, настроением, эмоциями, обсудить совместные планы, договорится о правилах, высказаться о том, что их беспокоит. Здесь же мы проводим эмоциональную зарядку, игры. Вечерний круг направлен на рефлексию собственной деятельности детей – обсуждения с детьми прошедшего дня, что хорошего и интересного мы сделали, какие эмоции, чувства возникали в течение дня, как мы с ними «дружили». В результате дети уходят домой в хорошем настроении. -Коллеги, приглашаю вас в утренний круг (под звон колокольчика) -Доброе утро! (имя педагога) Я рада, что вы сегодня с нами (здоровается с каждым) -Опишите, пожалуйста, свое настроение? -А как можно узнать какое настроение у другого человека? (по выражению лица) -А как можно назвать проявление разного настроения? (эмоции) -Каждая эмоция имеет свою краску. Назовите эмоцию и цвет, который для нее подходит (радость, грусть¸ злость, удивление) -А теперь давайте сделаем эмоциональную зарядку, показываем эмоции и движения. -Улыбнемся мы вот так, Застесняемся вот так, Рассмеемся, разозлимся, Топнем ножкой, удивимся, Хмурим брови, расправляем. Хорошо все чувства знаем! -Представьте, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза, и вы зажмурились. А теперь побежал по лицу, лаская вас своим лучиком. Почувствуйте его запах, попробуйте на вкус, а теперь попробуйте его поймать. Ну что получилось? Спасибо за активность. 3. Организация совместной деятельности по развитию эмоционального интеллекта – это наши путешествия с друзьями – монсиками, которые живут в долине и постоянно попадают в трудные ситуации, а мы приходим к ним на помощь. Уникальность технологии Виктории Шиманской заключается в том, что ребенок в игре с помощью сказочных героев монсиков легко и с удовольствием учится понимать эмоции и управлять ими! Содержание наших путешествий, которые организуются в совместной деятельности с детьми строю следующим образом: • Сначала мы погружаемся в сказку, где нас встречают монсики и рассказывают о своей проблеме. • Потом играем. Все игры помечены призывом «Помочь!». Веселые развивающие игры, которые сопровождают перемещением через волшебный портал эмоций, увлекательны и очень полезны для детей. • Затем мы вместе с героями учимся понимать свои эмоции. Для этого к нам на помощь приходят все 5 чувств, которые живут в филингбоксе – коробке для хранения эмоций. Художественное слово, которые сопровождает наши приключения, помогает объяснить, каким был бы мир без той или иной эмоции. • После каждого путешествия дается возможность выразить свои эмоции через рисунок. -Коллеги, давайте обратимся к филингбоксу и пользуясь 5 – тью чувствами (слухом, обонянием, вкусом, зрением, осязанием) попробуем выбрать карточки с нужными ответами на вопрос: «Для меня смех – это…» и поместить их в наш филингбокс. Давайте проверим, что у вас получилось. 4.Огромную роль в развитии эмоционального интеллекта детей играет, на мой взгляд, предметно – развивающая среда в группе. Ее я создаю совместно с родителями и детьми и стараюсь, чтобы детей окружала обстановка эмоционального комфорта. У нас в группе оборудован уголок уединения, куда каждый из детей может уйти, чтобы побыть наедине, отдохнуть на подушечках, рассмотреть альбом с разными эмоциями, семейные фотографии. В группе оформлена доска настроений, куда дети подходят и анализируют свои эмоции в течение дня. Занимаясь развитием эмоционального интеллекта ребенка, стоит помнить о том, что эффект достигается только в условиях динамики, поэтому постепенно увеличивайте нагрузку, комбинируйте занятия, повышайте их сложность и не забывайте о поощрениях. -Спасибо, Екатерина Вячеславовна, за такой интересный опыт работы. Согласитесь, коллеги, что выражать свои эмоции публично бывает сложно. -В заключении хочется отметить, что работу над развитием эмоционального интеллекта у дошкольников невозможно проводить без тесного сотрудничества с родителями воспитанников. Воспитатель и родители должны «делать одно дело» - создавать для ребёнка благоприятную, эмоциональную атмосферу, уважать, прислушиваться к его мнению. Безусловно, все родители хотят видеть своего ребенка счастливым. Не забывайте помогать им в развитии эмоционального интеллекта наряду с другими «способностями» ребенка. | 2 мин. 3 мин. 5 мин. 2 мин. 35 мин. |
Рефлексия | - А сейчас я предлагаю оценить нашу совместную деятельность в форме метода критического мышления «6 шляп». Шляпа определённого цвета означает ваше отношение к семинару – практикуму. Представьте мысленно, что вы одеваете одну из шляп, только подумайте, какую и выскажитесь. В этом вам помогут инструкции. Инструкция: - Я выбираю серую шляпу, потому что сегодня на мастер - классе я узнала, что …. - Я выбираю черную шляпу, потому что у меня остались вопросы…… - Я выбираю зеленую шляпу, потому что буду использовать материал семинара в …… Я выбираю синюю шляпу, потому что продолжу… Спасибо, у меня тоже есть повод провести рефлексию своей аналитической деятельности. -Коллеги, если семинар - практикум вам был интересен и полезен, то подарите мне свою улыбку. Спасибо за внимание! | 3 мин. |
Заключение
Несомненно, развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста значимая и актуальная проблема социально – коммуникативного развития. При проведении рефлексии молодые педагоги отметили, что хотели бы познакомиться с практическими приемами работы по развитию эмоционального интеллекта с воспитанниками, в связи с чем был организован коллективный просмотр совместной игровой деятельности с детьми по реализации образовательной технологии В. Шиманской «Академия Монсиков», направленной на развитие эмоций. В рамках школы наставничества реализуется проект «Монсики – наши друзья!»
Список источников
1. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. — СПб.: БХВ Петербург, 2012.
2. Афонькина Ю. А. Диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников //Детский сад: теория и практика. 2014. № 4.
3. Готтман Дж., Деклер Дж. Эмоциональный интеллект для детей и родителей/ Джон Готтман, Джоан Деклер; пер. с англ. Г. Федотовой. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.
4.Микляева Н., Тихонова О., Чудесникова Т., Шакирова О. Развитие эмоционального и социального интеллекта у дошкольников// Методическое пособие, серия: Развитие и воспитание. Издательство: АРКТИ, 2019.
5. Савенков В. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей. – М.: Национальный книжный центр, 2015.
6.Шиманская В. Эмоциональный интеллект для детей и родителей. Учимся понимать и проявлять эмоции, управлять ими// Издательство: Питер, 2021.
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум "«Коррекция эмоционального развития конфликтных детей с ограниченными возможностями здоровья»
Наиболее благоприятным периодом коррекции социальных качеств является дошкольное детство. В это время через общение с окружающими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстн...
Семинар-практикум профилактика эмоционального выгорания
Семинар-практикум разработан для педагогов по профилактике эмоционального и профессионального выгорания....
Семинар-практикум "Профилактика эмоционального напряжения и стрессов у педагогов"
Предлагаются игры и упражнения для снятия психоэмоционального напряжения и улучшения самочувствия педагогов....
семинар -практикум "Регуляция эмоционального состояния при стрессовых ситуациях"
Семинар рассказывает о применении различных способов способов саморегуляции, сопровождается презентацией...
Семинар-практикум «Снижение эмоционального напряжения через игру»
Для профилактики и лечения детских неврозов, снятия нервного напряжения используются специальные релаксационные приемы и упражнения.Давно замечено, что нервное напряжение влечет за собой напряжение му...
Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...