Программа дополнительного образования по "Естественно-научному направлению"
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Современный уровень развития науки и техники, обогащение содержания обучения предъявляет все более высокие требования к воспитанию детей в период детства, и соответственно, повышенные требования к интеллектуальным качествам личности ребенка.
Проблема интеллектуального развития личности всегда занимала важное место в педагогике. В наше время школа, используя различные развивающие программы обучения, предъявляет высокие требования к уровню развития ребенка. Поэтому необходимо начинать интеллектуальное развитие личности именно в дошкольном возрасте, когда формируются познавательные интересы ребенка, развиваются его психологические процессы.
Современное детство отличается наличием огромных возможностей раннего развития детей. Именно в дошкольном детстве впервые появляется возможность относительно систематического обучения детей по определенной программе. Упустить эту возможность означает потерять годы «золотого века» детства, означает не востребовать данные природой ребенку удивление миром и неустанное желание его познавать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovolodochki_-_programma_dopolnietlnogo_obrazovaniya_2023.doc | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования
по «Естественнонаучному направлению»
образовательная область:
Речевое развитие
для детей и взрослых
Название программы: «Словолодочки»
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Старший воспитатель
Калинина ВВ
Пояснительная записка.
Современный уровень развития науки и техники, обогащение содержания обучения предъявляет все более высокие требования к воспитанию детей в период детства, и соответственно, повышенные требования к интеллектуальным качествам личности ребенка.
Проблема интеллектуального развития личности всегда занимала важное место в педагогике. В наше время школа, используя различные развивающие программы обучения, предъявляет высокие требования к уровню развития ребенка. Поэтому необходимо начинать интеллектуальное развитие личности именно в дошкольном возрасте, когда формируются познавательные интересы ребенка, развиваются его психологические процессы.
Современное детство отличается наличием огромных возможностей раннего развития детей. Именно в дошкольном детстве впервые появляется возможность относительно систематического обучения детей по определенной программе. Упустить эту возможность означает потерять годы «золотого века» детства, означает не востребовать данные природой ребенку удивление миром и неустанное желание его познавать.
Анализ состояния образования в период детства, проведенный учеными, показал, что существующие сегодня две системы дошкольного и начального общего образования вошли в противоречие с потребностями жизни и не в полной мере способствуют реализации возможностей полноценного развития ребенка дошкольного возраста.
Образовательные программы ДОУ и начальной школы требуют обновления в связи с введением федерального государственного стандарта дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155). Необходима преемственность и единый подход к воспитательным, развивающим и обучающим целям и задачам обеспечивающихиндивидуальное развитие и личностно ориентированную модель современного образования при составлении новых образовательных программ. Предлагаемая программа, учитывает специфику учреждений дополнительного образования, рост числа детей, не посещающих ДОУ. Это обусловлено финансовыми возможностями семей в новых социально-экономических условиях. Значительная часть детей из этих семей посещает Центры развития дошкольников по месту жительства.
Программа основывается на методологии современного обучения, призванного развить личность растущего ребенка, привести к возникновению тех психологических новообразований, которые соответствуют возрасту.
Ориентация в обучении на «завтрашний» день развития (Л.С.Выготский) каждого ребенка привела к пересмотру содержания дошкольного образования.
Программа дополнительного образования «Словолодочка» направлена на речевое развитие детей дошкольного возраста, на подготовку их к обучению грамоте в школе.
Одной из главных задач подготовки ребёнка к школе является развитие его речи, обучение родному языку. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих отставание в речевом развитии – это снижение речевой активности, фонематического слуха, которые ведут к нарушениям письма и чтения. Поэтому задачей данной программы является помощь, которую можно оказать в условиях обычной общеобразовательной группы детского сада, особо сконцентрировать внимание на подготовке детей к обучению грамоте.
Цель программы: формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Задачи программы:
Звуковая культура речи:
- развитие фонематического слуха;
- развитие артикуляционного аппарата и речевого дыхания;
-закрепление правильного, отчетливого произнесения звуков.
Подготовка к обучению грамоте:
- усвоение единиц языка: звук, буква, слог, слово, предложение;
- развитие звуко - буквенного анализа;
- овладение навыком чтения;
- предупреждение дисграфии;
- формирование графических навыков.
Развивающие задачи:
- развитие мышления, овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);
- развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации (подготовка руки к овладению письмом);
- развитие памяти, внимания.
Программа и методика ее реализации основывается на систему Д.Б. Эльконина «Добукварный и букварный периоды обучения грамоте», а так же на теоретические и методологические труды специалистов в области логопедии Г. А. Волкову, Л. И. Белякову, Р. Е. Левину, Шаховскую С.Н. и т.д.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 5 - 7 лет
(старшая и подготовительная к школе группа).
Срок реализации (продолжительность образовательного процесса) – 1 - 2 года.
Занятия проводятся фронтально. На занятиях используется индивидуальная работа, работа в парах и коллективная работа. Количество детей в группе – 12 человек.
Формы проведения занятий: занятие-беседа, занятие-практика, занятие-путешествие, занятие- игра.
Количество занятий: 2 раза в неделю, в старшей группе - с октября по май месяц (31 учебная неделя), в подготовительной группе – с октября по апрель месяц (28 учебных недель). Продолжительность занятия для старшей группы - 25 минут, для подготовительной группы - 30 минут.
К концу 1 года обучения дети смогут:
-понимать и различать понятия «звук» и «буква», «слог», «слово»;
-дифференцировать звуки (гласный – согласный);
-дифференцировать гласные 1-2 ряда;
-проводить звуковой анализ слов из 3-х звуков;
- проводить слияние гласных с согласными звуками;
-овладеют элементарными графическими умениями.
К концу 2 года обучения дети смогут:
-понимать и различать понятия «звук» и «буква», «слог», «слово», «предложение»;
-проводить звуковой анализ слов из 4-х звуков;
-дифференцировать звуки (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой);
-делить слова на слоги, считать слоги в слове;
-составлять слова из готовых слогов;
-читать простые по звуко – буквенному составу слова;
-овладеют технической стороной письма и элементарными графическими умениями.
Способ определения результативности: диагностика в начале и в конце каждого года обучения.
Форма подведения итогов реализации программы дополнительного образования: открытое занятие для родителей «Путешествие в страну Грамотейка».
2.Учебно-тематический план.
2.1. Учебно-тематический план для старшей группы.
№ | Наименование разделов и тем | Количество занятий / объем образователь-ной нагрузки (мин.) | В том числе: | |
Теорети-ческие | Практи-ческие | |||
1. | Диагностическое занятие | 2/50 | - | 2/50 |
2. | Знакомство детей с гласным звуком [а] и буквой А, а. Термин «гласный звук». | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
3. | Знакомство детей с гласным звуком [о] и буквой О. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
4. | Закрепление знания о звуках [а], [о]; буквах А, а; О,о. Понятие «слог». | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
5. | Знакомство детей с гласным звуком [у] и буквой У, у. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
6. | Знакомство детей с гласным звуком [и] и буквой И. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
7. | Закрепление знания о звуках [а], [у], [о], [и]; буквах А, а; У, у, О, о, И, и. | 1/25 | - | 1/25 |
8. | Знакомство детей с гласным звуком [ы] и буквой Ы. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
9. | Дифференциация гласных звуков[ы]- [и] | 1/25 | - | 1/25 |
10. | Знакомство детей с гласным звуком [э] и буквой Э,э. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
11. | Закрепление знания о звуках [а], [у], [э], [ы], [о], [и]; буквах А, а; У, у, Э, э; ы; О, о, И, и. | 1/25 | - | 1/25 |
12. | Термин «согласный звук». Согласный звук [м] и буква М, м. Чтение слогов. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
13. | Согласный звук [н] и буква Н, н. Чтение слогов. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
14. | Дифференциация звуков [м] – [н]. Чтение слогов. | 1/25 | - | 1/25 |
15. | Согласный звук [б] и буква Б, б. Чтение слогов. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
16. | Согласный звук [д] и буква Д, д. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
17. | Дифференциация согласных звуков [д]- [б]. | 1/25 | - | 1/25 |
18. | Согласный звук [в] и буква В,в. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
19. | Закрепление изученных гласных и согласных звуков. | 1/25 | - | 1/25 |
20. | Согласный звук [п] и буква П,п. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
21. | Дифференциация звуков [П] – [Б]. | 1/25 | - | 1/25 |
22. | Согласный звук [т] и буква Т, т. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
23. | Дифференциация звуков [Д] - [Т]. | 1/25 | - | 1/25 |
24. | Согласный звук [к] и буква К, к | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
25. | Согласный звук [г] и буква Г, г | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
26. | Дифференциация звуков [К] - [Г]. | 1/25 | - | 1/25 |
27. | Закрепление изученных гласных и согласных звуков. | 1/25 | - | 1/25 |
28. | Согласный звук [х] и буква Х, х. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
29. | Согласный звук [ф] и буква Ф, ф. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
30. | Дифференциация звуков [в] - [ф]. | 1/25 | - | 1/25 |
31. | Согласный звук [с] и буква С,с. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
32. | Согласный звук [з] и буква З, з. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
33. | Дифференциация звуков [с] - [з]. | 1/25 | - | 1/25 |
34. | Согласный звук [ш] и буква Ш, ш. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
35. | Согласный звук [ж] и буква Ж, ж. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
36. | Дифференциация звуков [ш] - [ж]. | 1/25 | - | 1/25 |
37. | Согласный звук [ц] и буква Ц, ц. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
38. | Согласный звук [щ] и буква Щ, щ. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
39. | Дифференциация звуков [ш] - [щ]. | 1/25 | - | 1/25 |
40. | Согласный звук [ч] и буква Ч, ч | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
41. | Дифференциация звуков [ц] - [ч]. | 1/25 | - | 1/25 |
42. | Согласный звук [л] и буква Л,л. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
43. | Согласный звук [р] и буква Р,р. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
44. | Закрепление знания детей о звуках и буквах Р, Л. | 1/25 | - | 1/25 |
45. | Согласный звук [й] и буква Й,й. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
46. | Дифференциация по графическому образу букв и- й. | 1/25 | - | 1/25 |
47. | Гласный звук и буква Ё. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
48. | Гласный звук и буква Е. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
49. | Дифференциация по графическому образу букв ё-е. | 1/25 | - | 1/25 |
50. | Гласный звук и буква Ю. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
51. | Гласный звук и буква Я. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
52. | Закрепление гласных второго ряда. | 1/25 | - | 1/25 |
53. | Дифференциация гласных 1-2 ряда. | 1/25 | - | 1/25 |
54. | Закрепление изученных гласных и согласных звуков. Чтение слогов, простых слов. | 4/100 | - | 4/100 |
55. | Диагностическое занятие | 3/75 | - | 3/75 |
56. | Открытое занятие «Путешествие в страну Грамотейка» | 1/25 | - | 1/25 |
Итого: | 62/1550 | 16/400 | 46/1150 |
2.2.Учебно-тематический план для подготовительной группы.
№ | Наименование разделов и тем | Количество занятий / объем образователь-ной нагрузки (мин.) | В том числе: | |
Теорети-ческие | Практи-ческие | |||
1. | Диагностическое занятие | 2/60 | - | 2/60 |
2. | Закрепление гласных первого ряда. | 2/60 | - | 2/60 |
3. | Закрепление гласных второго ряда. | 2/60 | - | 2/60 |
4. | Закрепление изученных согласных звуков и букв. Чтение слогов. | 4/120 | 0,5/15 | 3,5/105 |
5. | Знакомство с мягкими и твердыми согласными. Чтение слов из 2-х слогов. | 4/120 | 0,5/15 | 3,5/105 |
6. | Закрепление мягких и твердых согласных. Чтение слов из 2-х слогов. | 4/120 | - | 4/120 |
7. | Знакомство с глухими и звонкими согласными. Чтение слов из 2-х слогов. | 4/120 | 0,5/15 | 3,5/105 |
8. | Закрепление глухих и звонких согласных. Чтение слов из 2-х слогов. | 4/120 | - | 4/120 |
9. | Разделительный мягкий знак. | 2/60 | 1/30 | 1/30 |
10. | Разделительный твёрдый знак . | 2/60 | 1/30 | 1/30 |
11. | Звуко- буквенный анализ слов. | 4/120 | 0,5/15 | 3,5/105 |
12. | Работа над предложением. | 6/180 | 2/60 | 4/120 |
13. | Чтение слов в пределах до 3-х слогов. | 4/120 | 0,5/15 | 3,5/105 |
14. | Закрепление пройденного материала. Чтение предложений. | 8/240 | - | 8/240 |
15. | Диагностическое занятие | 3/90 | - | 3/90 |
16. | Открытое занятие «Путешествие в страну Грамотейка» | 1/30 | - | 1/30 |
Итого: | 56/1680 | 6,5/195 | 49,5/ 1485 |
2.3 КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ по словолодочкам (примерная структура, вариации уроков могут быть представлены сменой изучаемых звуков, столбцов в слоговых таблицах, сменой согласных звуков в процессе слиянии, количеством букв в словолодочках и наполнением урока дополнительными упражнениями на Ваш выбор в зависимости от времени урока и количества учеников, а также их возраста)
Возможное наполнение урока (самое полное, в поурочном плане может быть меньше заданий) | Месяц | Пример одного занятия |
Пропевка алфавита, пропевание слоговой таблицы (твердая сторона), упражнения на развитие фонематического слуха, чтение рассказа, изучение буквы (каждый урок новая либо по два урока на букву), работа с помощниками | Сентябрь, октябрь | Изучение звука О. Лепим из пластилина. Закрепляем 5-ю образами (Огурец, Оля, Облако и пр) и соответствующим рассказом. Упражнение на фонематический слух. Чтение рассказа и вопросы. Чтение слоговой таблицы. Проговаривание всего алфавита (звуки). Написание О на помощниках. |
Закрепление выученных звуков (продолжение изучения звуков, если учим по два урока одну букву), пропевание слоговой таблицы (твердая сторона), упражнения на развитие фонематического слуха, чтение рассказа + ответы на вопросы, цепочка ассоциаций, слияние звуков по слоговой таблице (используем стих) | Ноябрь, декабрь | Упражнение на фонематическое восприятие. Пропевание слоговой таблицы (твердая сторона) но со сменой направления по отношению в двух предыдущим месяцам (если пели сверху вниз, то поем снизу вверх), цепочка ассоциаций с сюжетными картинками, чтение рассказа и вопросы по нему, стихотворение на слияние с тянущимися согласными (по одному согласному за урок) |
80% урока – работа со слиянием, кроме нее обязательно оставляем закрепление звуков, работу с фонематическим восприятием | Январь | Рисуем море, вводим понятие структуры лодочки (до этого лодочки читали целиком, исключение стих). Проговариваем и отрабатываем последовательность нахождения в лодке согласного и гласного звуков. Стихотворение на слияние (уже с обратной связью от ребенка – педагог начинает стих, а ребенок заканчивает), использование разрезаек и любых упражнений на слияние (в каждом уроке свои согласные звуки и свои упражнения). Чтение рассказа и вопросы. Упражнение на развитие фонематического восприятия. |
Фонематическое восприятие, работа по слиянию в слог, чтение словолодочек (на отработку структуры слова и увеличения скорости чтения), работа со слоговой таблицей (твердая сторона) вразброс, чтение. | Февраль, март | Упражнение на развитие фонематического восприятия, игра «пчелка» со слоговой таблицей, игра «шторм» с морем и лодками (отрабатываем последовательность), чтение словолодочек (с твердыми звуками), (каждый урок прибавляем количество букв в словолодочках – в план пишем слова, которые берем на каждый урок), чтение рассказов с последующим пересказом или продолжением истории (развиваем воображение) |
Чтение словолодочек, отработка понимания прочитанного слова с первого прочтения, переход на мягкую слоговую таблицу, добавление словолодочек с мягкими звуками в процесс. | апрель | Чтение словолодочек с твердыми звуками с отработкой понимания прочитанного (цепочка ассоциаций из слов, предлагаемых к прочтению, рисование прочитанного, работа с мягкой слоговой таблицей, чтение словолодочек с мягкими звуками, рассказ с пересказом |
Чтение словолодочек (отработка сложной структуры слов, отработка понимания прочитанного) и с мягкими и твердыми звуками вразброс, анализ слов по таблицам с артикуляционными столбиками (прорисовывание структуры слова с помощью образов «лодочка» и «капелька». Работа с более близким знакомством характеристик звуков по слоговой таблице (глухость, звонкость, твердость, мягкость и др) | май | Чтение словолодочек, работа по определению характеристик звуков по слоговым таблицам и материалам набора «слоголодочки», переход на чтение артикуляционных столбиков (убираем словолодочки), работа со определением структуры слова (материалы по отнесению слова к той или иной структуре слова с рисунком лодочек и капелек посередине листа). |
ГЛАВА III. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Особенности подготовки ребенка к обучению чтению
Выделим 4 этапа процесса обучения чтения по методике «Словолодочки». Звуки. Слоги. Слова. Смысл. Прежде чем приступить к изучению звуков, нужно проверить, готов ли дошкольник к обучению.
Этап 1 – это интерес ребенка. Листает книжки с увлечением? Просит почитать ему сказки? Сам выбирает книжки? Интересуется буквами и пробует писать сам? А может просит научить его писать свое имя? Все это сигнализирует – готов.
Этап 2 – отсутствие возможных нарушений развития, способных помешать формированию навыка, отсутствие проблем речевого спектра (консультация логопеда обязательна).
Этап 3 — это хорошая ориентация в пространстве, ребёнок должен знать где право, где лево, где верх, где низ. Чтение осуществляется слева направо и сверху вниз, и обучение проводится точно также. Алфавит будет читаться слева направо и сверху вниз, также, как и по слогам будет петься слоговая таблица.
Этап 4 — это фонематический слух. Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, с помощью которого можно различать и узнавать фонемы, составляющие звуковую оболочку слова. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, можно получить совершенно иное слово: "кот-ком", "фата-вата", "кочка-мочка".
3.2 Структура обучающего процесса чтению по методике «Словолодочки»
Этап 1. Изучение звуков с помощью алфавита «Капельки чтения». В русском алфавите 33 буквы: 36 согласных звуков и 6 гласных. Про гласные говорим, что они голосом могут быть показаны, на эти звуки нет препятствия ни языка, ни зубов, ни губ - можем легко потянуть, например, О-О-О. Разделение на гласные и согласные должно быть при обучении обязательно для дальнейшего слияния слогов и прочтения слов. Согласные звуки бывают мягкие и твердые, глухие и звонкие. Есть гласные, придающие мягкость согласному звуку (е, ё, ю, и, я), а еще такие, которые дают совсем другой звук, например, звука Ё нет в русском языке, а иногда буква Ё дает целых два звука – Й и О. Пригодятся ли эти знания для чтения – нет. Но слоговая таблица построена таким образом, что это разделение показано визуально, что позволит ребёнку легче овладеть фонетическим разбором слова в первом классе.
Алфавит используется без опорных картинок, т. к. закрепление образа за каждой буквой мешает началу правильного чтения и оттягивает его. Он представлен в последовательности, в которой он и есть, но гласные звуки выделены красным цветом, согласные - чёрным цветом. Под каждой буквой стоит капелька. Объем этой капельки указывает на длительность произношения звука и дает возможность отличить гласную от согласной. Одно из упражнений каждого урока первых месяцев обучения – прочитать весь алфавит. Педагог читает и показывает одновременно – дети повторяют: АААА, Б (не БЭ), В, Г, Д, ЕЕЕЕ и так далее.
Чтобы ребенок запомнил образ буквы - ему нужно ее потрогать, и нужно смоделировать эту букву: разукрасить, вырезать, нарисовать красками, слепить из пластилина, на картоне сделать аппликацию из цветной бумаги, или посыпать горохом, бусинками, блестками, фасолью, макаронами, можно писать букву на муке, песке, земле, собирать из спичек, ватных палочек, орешков, изюма, сухариков.
Этап 2. Со слогами работа очень большая и может быть поделена на два направления: работа со слоговой таблицей и работа по слиянию слогов.
Для обучения чтению по данной методике используются только открытые слоги. Это слоги, в которых первый звук согласный, второй гласный, потому что в случае, если ребенку на начальном этапе сложения звуков в слоги давать понятие закрытого слога, то малыш будет видеть его везде, в том числе там, где не нужно. Например, слово ОЗЕРО он прочтет ОЗ-ЕР-О и смысла прочитанного не усвоит. Гласные звуки также выделены красным, как и в алфавите, а согласные звуки выделены чёрным для того, чтобы ребёнок визуально мог запомнить и легко разделить гласные и согласные. Потому что слог складывается из согласного звука и гласного. И только в такой последовательности они садятся в лодочку и никак иначе – рассмотрим игровой момент.
Итак, в таблице море, поэтому много-много лодочек (пиратских шлюпок, корабликов и т. д. на фантазию педагога). ММММММ, а рядом ААААААА, начинает песню ММММММ, но он очень короткий и петь не умеет, помогает ему АААААААА, читаем ММММААААА. А потом сразу МО, МУ, МЫ, МЭ. Почему гласные отдельно? И без лодочки? Потому, что они задают темп чтения и повторяются с каждым согласным.
Второй вариант игры: придумываем легенду: буква О это у нас, например, мешок с подарками от Деда Мороза. Мешков очень много и подарков тоже очень много. Мешки все круглые - как буква О. Задача - помочь Деду Морозу собрать эти все мешки, чтобы все зверюшки в лесу остались с подарками. Одновременно с прочитыванием слога - указывать на него. Цель - закрепить визуальное со звуковым его сопровождением. То есть, когда говорим лу - показываем лу и т. д.
Работа второго направления – по слиянию слогов следующая: педагог называет ребенку только первый согласный звук (если он сам затрудняется) и напоминает, что второй звук сегодня А (например, но каждый урок – новая гласная). Получается педагог говорит ЛЛЛЛ, ребенок подхватывает и говорит ЛЛЛЛАААА, вот и получился слог, затем педагог говорит ММММ, он ММММАААА и процесс запущен.
С каких букв лучше начать складывать слоги – с тех, которые можно потянуть: это м, р, с, л, н, ж, ш, в. Эти звуки необходимы только на начальном этапе запуска механизма чтения – чтобы исключить ненужное Б А, БА. Если ребенок будет сливать звуки таким образом, то будет прогрессировать побуквенное чтение, а избавиться от него трудно, легче его не допустить.
Чтобы игра в слоги для ребёнка показалась увлекательной и интересной, нужно рисовать. Одно из любимых занятий для ребенка – это рисование. Пример одного из уроков: «Лодки, много и отдельные буквы – наверное был шторм и все пассажиры (буквы) рассыпались, и ты должен рассадить их по местам. Первым в лодке сидит, вспоминаем, согласный звук, второй – гласный. В первую лодку посадим Б и А, прочитаем БА. Как думаешь, кто же плывет в этой лодке? БААААА – баран, верно! Кто плывет на следующей лодке? КО, КОООО, корова? Здорово! Куда они плывут МЫ – МЫЛО – за мылом?» И так далее.
Этап 3. Комплексность подхода — это принципиальное отличие методики «Словолодочки» от других. Детки учат капельки, лодочки, а потом просто их соединяют в слово. Ценность карточек-словолодочек в следующем: слово не разбито на слоги (ни вертикальными чертами, ни горизонтальными), ребенок видит слово ЦЕЛИКОМ. И это очень важно. Важно для понимания прочитанного, важно для скорости чтения. Если ребенок учится читать по книжкам, в которых слоги разбиты, ему будет крайне сложно перейти на чтение словами. Ведь, всё, что от него требуется – это назвать отдельные слоги. Кроме того, формат изображения – карточка – очень подходит для правильного дозирования количества слов. Например, сегодня ребенок прочитал 5 словолодочек, завтра 7, послезавтра 9 и т. д.
Этап 4. Это чтение не слогами, не словами, не предложениями, а образами. Для этого необходима образная память. Именно она нужна для понимания прочитанного с первого раза. Педагог должен дать понять, что каждое слово – это определенный образ. Например, колобок. У кого-то он желтый, у кого-то с розовыми бочками, у кого-то с глазами, в травинках. Или король – у каждого свой (старый, молодой, стоит, сидит, с короной, в мантии и т. д.)
Прежде, чем даем ребёнку очередную карточку – нужно заинтриговать ребенка максимально. Например, «сейчас ты прочитаешь о том, о чем я мечтаю уже пять дней (море), а теперь самое мое нелюбимое блюдо (каша), а теперь животное, которое мы видели вчера на прогулке (собака), а это что-то волшебное, что помогает маленькой мышке найти дорогу к сыру (карта)» и т. д. Чем ярче и неординарнее будет представление того или иного слова, тем больше будет интереса у ребенка к осознанному прочтению.
На каждом уроке в данной программе включены упражнения по мнемотехнике «цепочка ассоциаций». Цель – построить цепочку из слов. Например, слон – подушка, подушка – луна, луна – компот, компот – чеснок, чеснок – носорог и т. д. Есть ряд правил:
- Ярко представлять оба образа;
- Связать два образа в один;
- Помнить, что в связке только два слова (как кольца цепочки);
- Сделать образ необычным и сказочным.
Неотъемлемой частью занятия является чтение педагогом ребенку. Но чтение с обязательными последующими вопросами:
- Автор
- Название
- Главный герой
- Положительные качества героя
- Почему добро победило зло? Или чему учит нас автор в этом произведении?
- Какого цвета было ……
- Сколько времени было, когда, или понадобилось, чтобы ….
- В какое время?
- В каком месте?
- В чём одет ….
Чем конкретнее вопросы – тем старательнее будет малыш запоминать следующий рассказ. Он будет стараться запомнить и представить рассказ, чем и будет тренировать свою образную память, которая поможет ему читать быстро и понимать прочитанное с первого прочтения.
В заключении хочется отметить ценность представленной методики с нескольких позиций:
- с позиции детей – яркие, красочные материалы и понятные образы (лодочка, капелька), отражающие суть предмета изучения;
- с позиции педагога – разделение процесса обучения на этапы позволяет присоединиться к обучению в любое время, в зависимости от умений дошкольника;
- с позиции мам – всесторонняя поддержка – как по воспитательным моментам, так и по моментам обучения, так и по моментам подготовки к обучению.
IV. Методическое обеспечение программы.
Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности.
Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. Играя со сказочными персонажами, дети знакомится с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией.
В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза. Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала.
B каждой возрастной группе предусматривается работа по развитию графических навыков и моторики (гимнастика для пальцев) c целью подготовки руки ребенка к письму.
Развитию мышления способствует отгадывание детьми загадок, дидактические игры.
Веселые рисунки, игровые упражнения, которые присутствуют на каждом занятии, делают процесс обучения ориентированным на ребенка-дошкольника, развивают его образное мышление.
При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.
Программа направлена не только на конечный результат - изучение букв и умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка.
Программный материал систематизирован и изучается в определенной
последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах.
Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.
Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.
Очень важным в программе является формирование у ребенка учебных умений:
1. Понимание учебных задач, которые проходят через весь учебно-воспитательный процесс, выполняя в нем самые различные функции: активизируют и мотивируют ребенка, побуждают его к учебной деятельности.
2. Формирование умения провести самоконтроль и самооценку выполненной работы.
Данная программа предусматривает формирование этих умений у ребенка уже c 5 лет.
Они являются важным компонентом в развитии учебной деятельности. Самоконтроль - это способность сравнивать результат своей работы, руководствуясь данными объяснениями, c образцами. Такой самоконтроль является основой для развития у ребенка внимания к процессу обучения. Он не только начинает слушать задание, но и слышит его.
Развитие навыков самоконтроля и самооценки готовит детей к школе.
Взаимодействие с родителями в процессе обучения грамоте:
Осуществление полноценного образовательного процесса обучения невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.
Овладение навыками обучение грамоте особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях.
Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение необходимыми навыками.
Процесс обучения строится на общедидактических и специфических принципах:
1. принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному обучения;
2. принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
3. принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
4. онтогенетический принцип: учет возрастных особенностей обучаемых.
Методы обучения:
1. Словесные методы (рассказ, беседа).
2. Наглядные методы.
3. Практические, игровые методы (деятельность воспитателя и детей).
4. Объяснительно-иллюстративный метод.
5. Репродуктивный метод (умственные упражнения).
Материально-техническое обеспечение программы:
- Тетради с заданиями на каждого ребенка.
- Карандаши (простой и цветные) на каждого ребенка.
- Счетные палочки.
- Игрушки-персонажи (первая буква в названии соответствует изучаемой букве).
- Столы, стулья для детей по росту.
- Зеркало.
- Мольберт, магниты, мел.
- Магнитная азбука.
- Звуковые фонарики (красные, синие, зеленые)
- Схемы для составления звукового анализа слова.
- Схема составления предложения.
- Профили обозначения звуков.
- Игровые пособия для выработки сильной воздушной струи и правильного речевого дыхания.
- Дидактический материал для обследования речи ребенка.
- Авторские дидактические игры для развития фонематического слуха и фонематического восприятия.
- Картотеки пальчиковых игр.
- Картотека артикуляционной гимнастики.
Список литературы.
1. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
2. Давыдова Г.В. Игры, считалки, загадки. Стихи для развития речи. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.
3. Климентьева О.Л. Подготовка детей к обучению грамоте и профилактика нарушений письма. - Детство - пресс, 2010.
4. Ковригина Т.Е., Шеремет Р.Е. Занимательное обучение чтению - Волгоград: Учитель, 2009.
5. Кубышкина Т.А., Леденева О.В. Волшебный мир звуков и слов. - М.: Дрофа, 2010.
6. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
7. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов - на- Дону: Феникс, 2001.
8. Понятийно-терминологический словарь логопеда./Под ред. проф. Селиверстова В.И. - Москва: Владос,1997.
9.Репина З.А. Уроки логопедии. Методическое пособие. - Екатеринбург, 2001.
10. Рыбникова О.М. Комплексные занятия по обучению чтению детей. - Волгоград: Учитель, 2009.
11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи.//Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.
12. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. (I II III периоды). – М.: Гном и Д, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей средней группы
Программа дополнительного образования содержит пояснительную записку и подробное тематическое планирование....
Рабочая программа дополнительного образования естественно – научного направления «Наша Вселенная»
Использование астрономического материала в дошкольной подготовке детей улучшает процесс элементарного естественно-математического образования и способствует формированию умения ориентироваться в ценно...
Организация воспитательно – образовательного процесса по реализации Рабочей программы дополнительного образования коммуникативно – личностного направления «Сказки - добрые друзья»
Методическая разработка по организации воспитательно – образовательного процесса по реализации Рабочей программы дополнительного образования коммуникативно – личностного направления ...
Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»
Рабочая программадополнительного образованияхудожественно-эстетическойнаправленности:«Весёлые ладошки!» Программа дополнительного образования художественно-эстетической...
Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»
Рабочая программадополнительного образованияхудожественно-эстетическойнаправленности:«Весёлые ладошки!» Программа дополнительного образования художественно-эстетической...
Программа дополнительного образования познавательно-речевой направленности "Юный исследователь"
Цель: Развитие познавательно-исследовательских способностей у детей 7 – го года жизни....
Рабочая программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Приключения кляксы» Программа предназначена для детей 5-7 лет
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. В нетрадиционном рисовании нет правильных или неправ...