Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГOC.
статья

Мосейчук Галина Юльевна

Актуальность социально-коммуникативного развития возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГOC.

Социально-коммуникативное развитие является одним из приоритетных направлений развития ребенка в дошкольном возрасте.

Социально-коммуникативное развитие — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений. Оно является важной проблемой в педагогике. Многие годы дошкольное образование в Росси было ориентировано на обеспечение познавательного развития. Однако в дошкольном возрасте важно не столько овладение знаниями, сколько формирование базовых свойств личности ребенка: самооценка и образа «Я», эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок.

Чтобы осознать цели и задачи социально-коммуникативного развития детей, необходимо разобраться с понятиями «социализация» и «коммуникация»

Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

В общем смысле под социализацией понимается процесс усвоения человеком существующих в обществе социальных норм, ценностей, типичных форм поведения, а также установление им новых индивидуальных норм, отвечающих интересам всего общества. Л.С. Выготский рассматривал социализацию как присвоение индивидом общественного опыта, всей культуры общества.

Сущность социализации состоит в сочетании адаптации и обособления человека в условиях конкретного общества. А коммуникация – смысловой аспект социальных взаимоотношений, общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи др. знаковых систем).

Это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, чтобы ребенок, достигнув определенного уровня развития, становился способным к сотрудничеству с другими людьми.

Таким образом, социализация и коммуникация – два взаимосвязанных процесса, осуществляемых в общении и деятельности.

В соответствии с требованиями к структуре образовательной программы дошкольного образования ФГОС ДО,  социально - коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, которые включают в себя:

  • моральные и нравственные ценности;
  •  развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; -
  •  становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  •  развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; -
  •  формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста определяется следующими принципами:

  • Принцип целенаправленности означает, что работа социально-коммуникативного развития, ее содержание и методы определены целью.
  •  Принцип комплексного воздействия предусматривает единство задач, средств и методов воспитания, преемственную связь воспитания и развития личности в дошкольном учреждении, семье и обществе, ценность воздействий на чувства, сознание и поведение.
  • Принцип воспитания в деятельности: организация благоприятных условий для развития ребенка с опорой на его ведущую деятельность, то есть игру.
  • Принцип опоры в воспитании на положительные качества ребенка. В каждом ребенке есть положительные черты, достоинства, которые нужно увидеть педагогу и дать им развитие в соответствующей деятельности. Это вызовет у ребенка склонности к усовершенствованию своего поведения, будет способствовать проявлению его индивидуальности.
  •  Принцип воспитания детей в коллективе. В коллективе сверстников ребенок приучается совмещать свои интересы с интересами других ребят, приобретает элементарные навыки коллективной жизни.

    Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Опыт работы ДОО  показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания,  обеспечить  общее психическое развитие, формировать предпосылки  учебной деятельности и качеств,  необходимых для адаптации к школе и успешного  обучения в начальных классах.

Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:  

  • Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
  •  Обучение умению слушать и слышать другого;
  • Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
  • Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;  
  • Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
  • Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
  •  Формирование чувства симпатии между участниками общения;  
  • Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;
  •  Обучение умению детей владеть собой;
  •  Развитие умения анализировать ситуацию;
  •  Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.

Взаимоотношения и совместная деятельность ребенка со взрослым и сверстником — это необходимое условие психического развития ребенка, формирования его общественных качеств. Взаимодействуя со сверстниками, ребенок более самостоятелен и независим, он начинает точно оценивать себя и других, растет его способность выстраивать совместную деятельность.

Педагогическая деятельность может быть представлена в виде реализации последовательных циклов, по принципу того, как ребенок открывает для себя социальный мир: ребенок — взрослый (родители, воспитатель, учитель); ребенок — ребенок (сверстник); ребенок — общественная норма, ценность. Стимулирование личностной активности ребенка, как педагогического условия осознанного формирования социально-коммуникативных компетенций осуществляется благодаря системе педагогических средств, применение которых может привести к достижению запланированных целей и задач.
Социально-педагогическими средствами могут выступать:

  • игровая ситуация — игра способствует гармоничному включению детей в мир ценностей и человеческих отношений, дает навык совместной деятельности. Игра занимает важное место в жизни дошкольников. В процессе игры легче усваиваются понятия, приобретаются навыки.
  • проблемная ситуация как педагогическое средство формирования социально-ценностного поведения способствует приобретению детьми позитивного опыта нравственного поведения, так как решение конкретных проблем ориентирует ребенка на конкретные дела и поступки. Ситуации морального выбора стимулировали способность к анализу и обобщению нравственных представлений, чувств и стимулировали выработку определенной стратегии поведения. Ориентируясь на собственные чувства и нравственные знания, ребенок, решая определенную проблему, в ситуации морального выбора, моделирует различные варианты поступков и повеления. 
  • материальные и духовные объекты культуры и социума (устное народное творчество, искусство, детская литература) — русские народные сказки оказывают педагогическое воздействие на развитие у детей нравственных чувств, качеств, нравственного сознания и готовность к нравственному поведению. Русские народные сказки всегда включали в себя аспект, связанный с нравственным поступком, поведением. С помощью устного народного творчества раскрываются для детей такие понятия как взаимопомощь, поддержка, добро, терпение, любовь.
  • использование в воспитательной деятельности предметов искусства обусловлена тем, что чем  разнообразнее чувственное восприятие, тем более прочно усваивается воспитательная информация. Влияние предметов искусства на духовный мир ребенка направлено на изменение и обогащение нравственных чувств. Использование художественных средств познания мира обогащает нравственное сознание, чувства и стимулирует преобразование поведения ребенка.

Реализация социально-коммуникативного развития в режимных моментах.

Режим дня – рациональная организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении, уникальная возможность выстраивать общение педагога с воспитанниками, направлять коммуникативное взаимодействие детей.

Общение – сложный многосторонний процесс, включающий эмоциональный, познавательный и оценочный компоненты (А.А. Леонтьев). Эмоциональный компонент – это обеспечение психологического комфорта, чувства защищенности; познавательный – удовлетворение потребности в получении знаний и их применении на практике; оценочный – развитие самооценки и адекватной оценки действий сверстников, взрослого.

Режим дня оказывает положительное влияние на процесс усвоения дошкольником социальных норм: он учится подчиняться общим правилам, выполнять просьбы и поручения воспитателя. Кроме того, существуют приемы, помогающие оптимизировать процесс социально-коммуникативного развития воспитанников.

Вот некоторые из них:

- Ритуалы и традиции, которые педагог вводит, иногда заранее обговаривая их, иногда просто повторяя изо дня в день, пока дети их не усвоят;

- утро радостных встреч, когда принято, например, здороваться за руку или приветствовать друг друга, говоря что-то приятное;

- читательский день – один день в неделю, когда кто-то из детей приносит свою любимую книгу и все вместе читают ее и обсуждают;

- день любимой игрушки – один день в неделю, когда разрешается приносить любимую игрушку из дома и рассказывать о ней сверстникам.

Условные сигналы, обозначающие переход от одного вида деятельности к другому:

-  воспитатель звенит колокольчиком перед началом каждого занятия;

- воспитатель стучит в бубен, когда надо идти на утреннюю зарядку;

- устойчивая фраза воспитателя, сообщающего о том, что начинается интересная игра, например: «Я ребят своих зову в интересную игру».

 Символика группы (эмблема, гимн, флаг), отличающие её от других групп детского сада.

 Социальные знаки:

-  повязка у дежурного по столовой, по занятиям;

 - руль (любая другая игрушка) у того, кто ведёт строй на физкультуру, на прогулку;

- флажок у того, кто замыкает строй.

Каждый из этих приемов не только способствует социализации и эффективному выстраиванию общения с детьми, но и помогает педагогу в организации их жизнедеятельности.
Таким образом, проблема приобщения ребенка к социальному миру, формирования умения адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества, на современном этапе развития общества остается одной из ведущих.

Литература

1.Буре Е.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. М., 2012.

2. Бревде Г. Сегодня и ежедневно. Живое планирование с детьми, или Неправильная концепция для радостной работы воспитателя.- СПб.: Образовательные проекты, 2012.

3. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Ахтян А.Г. Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет. Конспекты занятий. – М.: Айрис-пресс, 2009.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013. №1155.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для воспитателей "Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС".

Повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей в вопросах  реализации образовательной области  «Социально-коммуникативное развитие»....

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГМО воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов по теме: "Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО".

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач именно социально-коммуникативно...

Доклад на тему : "Социально- коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС"

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребё...

Презентация "Социально- коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС"

Социально- коммуникативное развитие- это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом, социально- культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений....

Семинар – практикум: «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей в вопросах реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»....

Семинар – практикум для педагогов: на тему: «Игра как средство социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Сюжетно-ролевые игры выступают важным средством социально-коммуникативного развития детей. Они способствуют усвоению норм и правил поведения в социуме, овладению определёнными умениями и социальными н...