«Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности инструктора по физической культуре»
методическая разработка
Актуальность педагогической технологии
Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской Федерации» и образовательном стандарте нового поколения.
Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Ее основная задача – эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно-коммуникационных технологий:
- возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу;
- индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности;
- создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования.
Сохранение здоровья детей одна из самых актуальных проблем дошкольного образования. В научных исследованиях и практике идут постоянные поиски различных подходов к оздоровлению детей средствами физической культуры в новых интерпретациях.
Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_ikt_v_od_instruktora_po_fizo.docx | 27.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности инструктора по физической культуре»
Направление: физическое развитие дошкольников.
Актуальность педагогической технологии
Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской Федерации» и образовательном стандарте нового поколения.
Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Ее основная задача – эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно-коммуникационных технологий:
- возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу;
- индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности;
- создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования.
Сохранение здоровья детей одна из самых актуальных проблем дошкольного образования. В научных исследованиях и практике идут постоянные поиски различных подходов к оздоровлению детей средствами физической культуры в новых интерпретациях.
Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания.
Если посмотреть на события, происходящие в стране в области образования, мы увидим, почему в последние пять лет ускоренно развиваются ИКТ в дошкольных учреждениях:
- Принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества;
- Принятие Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года;
- Реализация программы «Электронная Россия»;
- Разработка Национальной образовательной концепции «Наша новая школа»;
- Принятие поправок к Закону «Об образовании»;
- Формирование социальных сетей и др.
Все эти события привели к изменению содержания, методов и организационных форм всей системы образования, а, следовательно, и работы детских садов.
Прежде всего, необходимо четко понимать, что такое ИКТ и в какой конкретно работе в ДОУ они необходимы.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
Теоретическая и практическая значимость результатов реализации данной технологии для образовательной деятельности
Основная цель введения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на физкультурных занятиях: оказание комплексного воздействия на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, повышение интереса к спортивным мероприятиям.
На мой взгляд, наиболее эффективным при выборе технологий является мультимедиа-подход, который основан на взаимном дополнении различных технологий.
Когда в первый раз слышишь фразу «компьютер на физкультурных занятиях», то сразу возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего, движение. Так сначала думала и я, но до тех пор, пока сама не освоила информационные технологии и стала применять их в своей работе. Теперь для меня совершенно очевидно, что без ИКТ невозможно обойтись в работе с детьми.
Применение компьютерной техники позволяет внести новизну в физкультурное занятие, сделав его привлекательным и по - настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и сюжеты. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийные технологии решают ряд задач:
- игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала и интерес к обучению;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание;
- проблемные задачи и поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
- помогают стимулировать интерес детей к здоровому образу жизни, закреплять знания, умения, навыки, решать познавательные и творческие задачи;
- делают процесс физического воспитания более современным, разнообразным, насыщенным и привлекательным для детей;
- оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.
Технологичность, новизна разработанной технологии, возможность использования в образовательном процессе
Я заметила, что дошкольникам стали не интересны «традиционные» занятия физической культурой, поэтому в своей работе я начала применять ИКТ, что позволило мне повысить к ним интерес.
Чередование на экране демонстрации красочного материала и беседы с детьми помогают в большей мере добиться поставленных целей. Электронные презентации состоят из красочных анимированных слайдов, которые являются прекрасным наглядным средством при проведении мероприятий по формированию представлений о здоровом образе жизни, дающим возможность выстроить объяснение логично, научно.
Для решения основных задач физического воспитания дошкольников я включаю информационно-коммуникационные технологии во все виды физического воспитания.
Медиазанятия проводятся в физкультурном зале с использованием ноутбука, мультимедийного проектора и экрана, как в начале физкультурного занятия для повышения мотивации, так и в процессе занятия с соблюдением всех санитарно-гигиенических норм при работе с компьютером.
Для формирования системы знаний в области физической культуры и спорта, формирования потребности в здоровом образе жизни мной используются информационные ресурсы, опубликованные в сети Интернет или созданные самостоятельно с помощью программ: (Power Point, Windows Media, Microsoft Word) .
Ритмичная музыка, помимо поднятия настроения, задает такт движениям, помогает не выбиваться из заданного темпа, улучшает настроение, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых упражнений:
Зачем нужен комплекс "Готов к Труду и Обороне" (ГТО) в дошкольном возрасте?
Ознакомление дошкольников с видами спорта (презентация) - https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2024/04/22/oznakomlenie-doshkolnikov-s-vidami-sporta-prezentatsiya;
Презентация "Утренняя зарядка - залог хорошего дня. Советы детям" - https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2024/04/22/prezentatsiya-utrennyaya-zaryadka-zalog-horoshego-dnya;
Презентация «Дорожные знаки» (для детей старшей группы) - https://nsportal.ru/detskiy-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2024/04/22/prezentatsiya-dorozhnye-znaki-dlya;
Презентация "12 июня – день России" - https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2024/04/22/prezentatsiya-12-iyunya-den-rossii;
Презентация "День Защитника Отечества" (в форме загадок) - https://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2024/04/22/prezentatsiya-den-zashchitnika-otechestva-v-forme-zagadok;
Презентация "День Ивана Купалы" - https://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2024/04/22/prezentatsiya-den-ivana-kupaly;
Презентация «День рождения снеговика» - https://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2024/04/22/prezentatsiya-den-rozhdeniya-snegovika;
Презентация «Новогодние загадки» - https://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2024/04/22/prezentatsiya-novogodnie-zagadki;
Презентация "Зимние виды спорта" (для детей средней группы) - https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2024/04/22/prezentatsiya-zimnie-vidy-sporta-dlya-detey-sredney;
Презентация "Новый год" (для детей второй младшей группы) - https://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2024/04/22/prezentatsiya-novyy-god-dlya-detey-vtoroy-mladshey-gruppy;
Презентация "Широка Масленица" - https://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2024/04/22/prezentatsiya-shiroka-maslenitsa;
Презентация «ДЕНЬ ПОБЕДЫ» - https://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2024/04/22/prezentatsiya-den-pobedy;
Презентации ко Дню матери - https://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2024/04/22/prezentatsii-ko-dnyu-materi-s-fotootchyotom
На занятиях по физической культуре:
В водной части занятия использую презентацию или мультфильм для создания мотивации у детей («Помогите мальчику Вове», «Путешествие в джунгли»), что позволяет создать определенный настрой.
Иногда герои сказок, мультфильмов с экрана обращаются к детям за помощью: как можно поиграть с мячом, для чего нужна гимнастическая скамья и т.п. И воспитанники групп составляют план решения проблемы, выполняют различные движения в соответствии с просьбой.
Во время общей подготовки организма (ходьбы и бега) использую только музыкальные произведения, без экрана, руководствуясь техникой безопасности: во время ходьбы и бега дети не должны отвлекаться.
В основной части физкультурных занятий использую:
- презентации и слайды обучающего типа: «Спортивная азбука в картинках»; гимнастика для глаз «Весёлое солнышко»; дыхательная гимнастика «Ветерок», «Насос»; массаж «Дождик», «Ладошки»; степ-аэробика;
- короткие фрагменты мультфильмов: «Снежные дорожки», «Кто первый», «Шайбу! Шайбу!»,
- музыкальные диски спортивной тематики;
- мульти-сказки для упражнений игрового стретчинга, что способствует повышению качества выполнения упражнений.
На физкультурных занятиях разучиваем с детьми упражнения игрового стретчинга, а потом предлагаю детям сочинить сказку и с помощью родителей её записать или нарисовать. Далее по сюжетам детских сказок я создаю презентации – мульти-сказки и дети, глядя на экран, выполняют упражнения на растяжку мышц.
При разучивании новых видов основных движений практикую показ слайдов с изображением алгоритма их выполнения.
В основной части ООД я использую часто музыкально-подвижные игры, игры на ускорение: «Три хлопка», «Делай как я», «Мы пойдем». Дети выполняют движения под музыку в соответствии с текстом игры и ритмом.
В заключительной части занятий использую:
- релаксационные упражнения под тихую и спокойную музыку;
- игры малой подвижности под спокойную музыку,
- игры-имитации под музыку: «Звездочки и роботы», «Бабочки и жуки», «Медведи и пчелы» (дети, слушая музыку, имитируют движения соответствующих персонажей);
- самомассаж под музыкальное сопровождение;
- пальчиковая гимнастика под музыкальное сопровождение, включая пропевание текста детьми.
Информационно-коммуникационные технологии я использую не только на физкультурных занятиях с детьми, но и при организации спортивных досугов, праздников, Дней здоровья; в работе с родителями и сотрудниками ДОУ.
Демонстрирую мультфильмы или презентации «Вид спорта», «Знаменитые спортсмены», «Легенды о спорте», «Зимняя и летняя Олимпиада».
Участники мероприятий играют в электронные игры с использованием интерактивной доски «Четвёртый лишний», «Виды спорта», «Найди пару», «Отгадалки».
В индивидуальной работе с детьми я также использую ИКТ. Для лучшего усвоения техники выполнения упражнений я подготовила несколько слайдов, на примере выполнения упражнений детьми я показала, как правильно выполнять упражнения, например, бросок мяча в корзину. На слайде видно положение туловища, рук, ног, как правильно взять мяч. Можно использовать слайды вместо традиционных схем.
На сайте ДОУ периодически я размещаю фотоотчеты о проведённых спортивных мероприятиях, спортивной жизни дошкольников в ДОУ и дома : «День защитника Отечества», «Путешествие в зимний лес», «Зимняя Олимпиада», «Мама, папа, я - спортивная семья».
В педагогической деятельности я также активно использую информационные компьютерные технологии:
- планирование образовательного процесса по физической культуре;
- разработка физкультурно-оздоровительных и физкультурно-массовых мероприятий;
- разработка мероприятий с педагогами ДОУ и родителями.
Направленность технологии на повышение уровня профессиональной компетентности и личностное развитие педагога
Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов.
Использование информационных технологий в детском саду - это возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно - образовательный процесс, повысить профессиональный уровень педагога
Начиная работу над данной технологией, я столкнулась с необходимостью подробного изучения инструментария программного обеспечения по созданию презентаций, видеороликов, графических, текстовых редакторов. Освоила приемы работы с мультимедийным оборудованием: мультимедиа-проектором, интерактивной доской.
В дальнейшем планирую продолжить работу над данной технологией по следующим направлениям:
- организация организованной образовательной деятельности;
- организация совместной развивающей деятельности педагога и детей;
- реализация проектов;
- создание РППС (игр, пособий, дидактических материалов).
Рефлексия педагогической технологии
Сегодня во многих детских садах необходимо и целесообразно использовать ИКТ на занятиях по физической культуре, что делает занятия по-настоящему привлекательными, современными благодаря дизайну представляемой информации. Совместная организованная деятельность педагога с детьми должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.
ИКТ на физкультурных занятиях и других мероприятиях с детьми, направленных на формирование ЗОЖ, нужно использовать в меру. ИКТ я использую не на каждом занятии и не в большом количестве одновременно, а применяю в процессе организованной образовательной деятельности один прием, соблюдая принцип от простого к сложному (на одном занятии –упражнения игрового стретчинга с показом презентации; на другом – демонстрация на экране алгоритма выполнения основного движения; на последующих - музыкально-подвижная игра и т.п.).
Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для специалистов и педагогов ДОУ «Применение современных образовательных технологий в профессиональной деятельности инструктором по физической культуре»
Консультация для специалистов и педагогов ДОУ«Применение современных образовательных технологий в профессиональной деятельностиинструктором по физической культуре»...
Отчет учителя - логопеда об использовании современных образовательных (психолого -педагогических), информационно - коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности
В своей практической деятельности использую современные образовательные технологии, оптимально адаптированные к условиям логопедической группы, направленные на развитие всех сторон речи де...
Применение современных образовательных технологий в профессиональной деятельности инструктором по физической культуре
Приоритетным направлением в своей работе считаю формирование здоровья детей на основе его комплексного изучения в динамике, коррекцию физического и психического здоровья ребёнка, формирование ад...
Использование ИКТ-технологий на образовательной деятельности инструктора по физической культуре ДОУ
Статья для педагогов...
«Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности инструктора по физической культуре»
Икт в детском саду....
Мастер-класс для педагогов «Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности инструктора по физической культуре»
Мастер-класс для педагогов «Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности инструктора по физической культуре»...
Развёрнутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности инструктора по физической культуре по реализации ОО «Физическое развитие» в соответствии с ФОП и ФГОС ДО на 2023-2024 учебный год
Целью комплексно-тематического планирования является разработка плана ежедневной деятельности детей в образовательном учреждении, на основании ряда темообразующих фа...