Педагогический совет «Патриотическое воспитание детей в ДОУ».
план-конспект занятия

 В рамках реализации плана работы педсовет «Нравственно —патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истокам национальной культуры».

Повестка дня:

  1. Выполнение решения предыдущего педагогического совета
  1. Актуальность Патриотического воспитания детей в ДОУ
  1. Игра «Педагогический экспресс» -
  2. Итоги тематической проверки
  1. Решение педагогического совета.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет «Патриотическое воспитание детей в ДОУ».

Старший воспитатель -

  • рамках реализации плана работы МКДОУ детский сад «Капелька» на учебный год у нас с вами сегодня педсовет «Нравственно —патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истокам национальной культуры».

Повестка дня:

  1. Выполнение решения предыдущего педагогического совета

  1. Актуальность Патриотического воспитания детей в ДОУ

  1. Игра «Педагогический экспресс» -
  2. Итоги тематической проверки

  1. Решение педагогического совета.

Цель: Закрепление, уточнение и совершенствование знаний педагогов о воспитании патриотических качествах детей в процессе повседневной деятельности.

Задачи: - обобщить знания педагогов о теоретических основах патриотического воспитания детей, о формах и методах работы, способствовать творческому поиску.

«У большинства людей чувство Родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей - пусть самой скромной и непритязательной – красотой представляет человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родной, он проходит с годами к той большой родине, что обнимает все малые и – в великом целом своем для всех одна».

А.Т. Твардовский

Любовь к Родине. И важно, и сложно, и нужно… И не потому, что так решили в правительственных кругах. А потому, что жить так дальше нельзя. Невозможно жить без любви к своему дому, без гордости быть гражданином своей страны, без достоинства осознавать себя патриотом своего Отечества.

Сегодняшние дети – это будущие руководители, рабочие, чиновники, депутаты… От нас зависит, какими они вырастут, будут ли гордиться страной, своей малой родиной, заботиться о ее процветании. А гордиться нам есть чем, и для продвижения страны к цивилизованному обществу предстоит еще много потрудиться.

Обращение к истории наших предков необходимо для того, чтобы лучше понять сегодняшний день, глубже осознать меру ответственности за будущее и всей страны, и края родного, и не повторять ошибок прошлого. Мы должны сохранять преемственность поколений. Далеко не все, конечно, остается в нашей памяти. А документы слишком бесстрастны и лаконичны. Но все, что возможно, все, что не забыто, должно быть известно всем, особенно молодому поколению.

Русская национальная педагогика имеет свои богатые традиции и опыт воспитания детей, которые основываются на народности и духовности воспитания. Проанализировав уровень воспитанности детей, мы пришли к выводу, что у них недостаточно формируются нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине. Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольника.

Для формирования чувства патриотизма, конечно, важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории культуре. Но при этом, на наш взгляд, еще важнее не забывать, что сами по себе знания являются только пищей ума, а патриотизма «от ума» не бывает, он бывает только «от сердца». Именно поэтому ранний возраст, в силу непосредственности душевных и эмоциональных реакций, в силу еще не утраченной открытости души, наиболее важен для формирования патриотизма.

Воспитание на правдивых фактах истории, на нравственных примерах старших поколений – это хорошая школа пробуждения трудового энтузиазма, развития инициативы. И очень важно, чтобы каждый ребенок проникся этим благородным стремлением приумножить исторический опыт созидания . Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Родной край… Надо показать ребенку, что родной поселок славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, необходимо создавать естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируется любовь к малой и большой Родине.

Вот почему так важно, чтобы мама и папа, и мы педагоги были рядом с ним, помогали соприкасаться с народными традициями, историей, культурой, природой, поддержать его интересы к прошлому и настоящему родной земли, воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине.

Работу по проблеме приобщения детей к нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста целесообразно строить по следующим направлениям:

1.        Взаимодействие педагогического коллектива по проблеме нравственно-патриотического воспитания.

2. Взаимодействие коллектива педагогов с детьми по привитию нравственно-патриотических знаний, умений и чувств

3. Сотрудничество педагогов ДОУ, родителей и детей в поддержании и развитии традиций семейного и общественного воспитания на основе нравственности.

4. Взаимодействие ДОУ с общественными патриотическими организациями социума.

5. Условно работу в ДОУ по патриотическому воспитанию можно представить по трем направлениям: с родителями, с педагогами, с детьми

Задание для педагогов: команде «Работа с детьми» (отметить принципы работы, что должен знать и уметь, на какие блоки можно разделить работу с детьми по планированию патриотического воспитания описать примерно 5 блоков: цель и задачи)

Блоки:

  1. Формирование знаний о семье в системе нравственно-патриотического воспитания детей.

Цель:

Расширять область социально-нравственных чувств и отношений детей.

Задачи:

  • Развивать  умения  понимать  окружающих  людей,  проявлять  к  ним

доброжелательные отношения, стремиться к общению и взаимодействию.

  • Обогащать представления дошкольников о людях, их взаимоотношениях.

  • Побуждать детей совершать положительные поступки, движимых мотивами гуманности и справедливости, воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье.

  1. Изучение микросоциума в системе нравственно патриотического воспитания дошкольников.

Цель:

Расширять круг общения детей, способствовать осознанию значимости трудовой деятельности взрослых.

Задачи:

  • Поддерживая естественное расширение интересов ребенка, помогать свободно ориентироваться в ближайшем окружении.

  • Развивать исследовательский подход к доступным объектам окружающей действительности.

  • Учить действовать в повседневной жизни разумно и самостоятельно, понимать и реализовать в своем поведении нравственное отношение к своему детскому саду.

  1. Изучение родной природы – средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Цель:

Воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде, как неотъемлемой части родного края.

Задачи:

  • Знакомя с природой родного края, обеспечивать возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать.

  • Развивать познавательную активность в процессе исследовательской деятельности, развивать гуманное бережное отношение ко всему живому.

  • Воспитание чувств любви к родной природе, как к одному из слагаемых патриотизма.

4.        Страницы истории и культуры Куйтунского района в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Цель:

Воспитание чувства любви, гордости и патриотизма к своей малой Родины.

Задачи:

  • Формирование элементарных знаний о быте наших предков – начальный этап в познании родного края.

  • Развитие у детей интереса и любознательности к историческому прошлому, расширять представления детей о самобытности нашего народа в прошлом и настоящем.

  • Осознание детьми любви к родным местам, ощущения своей неразрывности с окружающим миром, формировать желание сохранять и преумножать богатство своего родного края.

  1. «Никто не забыт, ничто не забыто»

Цель:

Донести до детей значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Задачи:

  • Создать условия для восприятия целостной картины войны.

  • Формировать гражданственность, чувство любви и гордость на основе изучения военной истории Отечества.

  • Воспитывать защитников своей страны, стремление быть смелым и отважным.

Что должен знать педагог: (Педагог, прежде всего сам должен хорошо знать, что целесообразно рассказать и показать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптированным для детского восприятия. Следует отметить, что тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе, изменяются только содержание, объем познавательного материала и длительность изучения Малая родина,

каждый город хранит память о своих великих гражданах, рассказывает об основном роде деятельности его жителей, напоминает о военных триумфах россиян и гордится их победами, имеет свои обычаи и традиции. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к родному краю будет успешным, если обеспечивается активная познавательная, игровая и художественная деятельность.

Принципы:

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

  • «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

  • Непрерывность и преемственность педагогического процесса;

  • Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

  • Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

  • Деятельностный подход - любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;

  • Культуросообразность  основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;

  • Интеграция  этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.

  • Региональный компонент необходимо осуществлять, опираясь на следующие положения:

- приоритет общечеловеческих гуманистических ценностей при отборе материала народной культуры; - вариативность конкретного содержания в соответствии с местными условиями воспитания и развития детей; - современный уровень образования.

Вопросы для всех педагогов: На ваш взгляд основная и активная форма работы с детьми по патриотическому воспитанию? Почему?)

Важно        использовать        формы        и        методы,        вызывающие  развитие эмоций  и  чувств детей по отношению к родному поселку, способствующие проявлению активной деятельностной позиции: устное народное творчество, декоративно – прикладное искусство, музыка, художественная литература, игра, самостоятельная детская деятельность.

Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, может помочь систематически правильно организованная работа в данном направлении, используя при этом

следующие ее формы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга, викторины и, конечно же, основная форма работы – совместная образовательная деятельность.

  • (На ваш взгляд основная и активная форма работы с детьми по патриотическому воспитанию? Почему?) одной из основных форм нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия.

Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. По ходу рассказа необходимо обязательно использовать наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки мелом на доске и др.

Составлять рассказ, воспитатель должен включить в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их предполагать, рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми, что способствует более успешному усвоению знаний.

Рассказывая о каких-то исторических событиях, воспитателю не следует часто употреблять даты, так как в дошкольном возрасте детям не доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события происходили давно, следует употреблять такие выражения: «Это было очень-очень давно», «Это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими», и т.п. Некоторые даты детям следует сообщать, не добиваясь их обязательного запоминания

Методы патриотического воспитания:

  • Наблюдения, целевые прогулки, экскурсии

  • Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т.п.);

  • Рассказ,  объяснения  воспитателя  в  сочетании  с  показом  нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей; - Беседы с детьми о стране, родном городе;

  • Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок,

- Прослушивание музыкальных произведений;

  • Знакомство детей с народной декоративной росписью;

  • Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить ,что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания).

        Один из наиболее эффективных методов нравственно-патриотического воспитания – проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков. Одна из самых интересных сторон проектной деятельности заключается в то, что проект не ―привязан‖ к программе и не

имеет четких границ. Дети свободны в своем творчестве. Результат проекта дает возможность выбора, свободного варьирования. При реализации проекта возникают новые идеи, рождается новый проект;

  • непосредственное познание достопримечательностей родного поселка на целевых прогулках и экскурсиях, в сочетании с рассказом воспитателя об истории, традициях поселка и т.д.

  • чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края. Кроме произведений известных детям, можно познакомить их с вновь вышедшей литературой, доступной по содержанию и способной затронуть их чувства;

  • использование  технических  средств  обучения  –  можно  организовать

просмотр слайдов и видеофильмов о поселке, которые позволяют «приблизить» достопримечательности к ребенку, рассмотреть их в деталях, пережить чувства удивления, восхищения

  • рассматривание фотографий и иллюстраций, вырезок из журналов, плакатов, открыток, репродукций картин. Рассматривание картин сопровождается объяснением и рассказом воспитателя. Он должен быть кратким, четким, эмоциональным;

  • самостоятельная художественная деятельность: рисование, лепка, чтение стихов, оформление тематической выставки в книжном уголке. На такой выставке дети вместе с воспитателем подбирают художественную литературу, с которой они уже знакомились ранее, а также иллюстрации, открытки о жизни своего поселка.

Методы и приемы патриотического воспитания, используемые педагогами, могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений и др.).

Какую работу можно еще провести с детьми по патриотическому воспитанию?

«Работа с педагогами» Как Вы думаете, каким должен быть педагог, способный заниматься патриотическим воспитанием детей? Какие условия должны соблюдаться при формировании нравственно-патриотических установок? Педагог, прежде всего сам должен хорошо знать, что целесообразно рассказать и показать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптированным для детского

восприятия. Быть самому патриотом; Здесь помогут различные методические мероприятия: консультации, семинары, семинары – практикумы, деловые игры, показ открытых занятий, работа творческих групп и т.д. Так, например, можно запланировать тематический педсовет, консультации для воспитателей: «Формирование у дошкольников нравственно - эстетического отношения к окружающему миру средствами художественного творчества», «Сюжетно – ролевая игра как средство формирования патриотизма»; также для повышения профессиональной компетентности педагогов помогают подготовленные творческие отчѐты: «Организация воспитательно – образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию», «Совместная деятельность воспитателя с

детьми по патриотическому воспитанию в средней группе», «Взаимодействие воспитателей и музыкального руководителя по проблеме

патриотического воспитания», «Ознакомление с художественной литературой как способ познавательной деятельности дошкольника» и т.д. Какие технологии можно использовать в своей работе с детьми?

Здоровьесберегающие

Информационно – коммуникативные

Игровые

Развивающие

Коррекционные

Личностно – ориентированные

Проектные

Исследовательские

«Работа с родителями». ( Какую работу можно провести с родителями по привлечению воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста?)

Формы взаимодействия с родителями:

  • День открытых дверей:

  • Беседы (индивидуальные, групповые)
  • Консультации
  • Семинары-практикумы

  • Родительские собрания
  • Родительские конференции

  • Совместная экскурсия -КВН

  • Круглый стол

  • Выставки

  • Конкурсы

Нетрадиционные формы работы с семьей

  • Семейные клубы

  • «Родительская почта» «Телефон доверия»
  • Мастер – класс

Приобщение детей к нравственно-патриотическим ценностям родной культуры немыслимо без тесного контакта с семьями, обмена мнениями педагогов и родителей по вопросам воспитания детей тех или иных ценностей. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу, поселку, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме.

Не менее интересно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей и т.д.. Немаловажное значение имеет работа фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской масленицы и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

Также немаловажна работа с социумом: экскурсии в музеи, беседы, праздники и т.д.

  • заключении нашего семинара хотелось бы с вами подитожить, что же для вас все таки Родина?

Тренинг на создание образа «Родина».

Предлагаю создать образ Родины. (закрыть глаза, представить тот образ, который возникает при слове «Родина». (педагоги описывают те образы, которые возникли: берѐза, чистое поле и т. д).

  • выработка общего понятия «Родина». Родина – это место, где родился человек. Большая родина – это государство, где мы родились. Малая родина

– наш родной город. Родина – понятие больше эмоциональное, чем рациональное, и с трудом поддается объяснению. Любовь к родине должна с детства прививаться человеку.

  • подбор родственных слов к «Родина».

(Родина, род, народ, родители, дородный, борода, родник).

Интересный факт: Борода – слово родственное «Родине». Доказано, что волосы заложена генная память рода. Поэтому женщина, носящая косу, в период беременности не должна стричь волосы, через косу она передаѐт ребѐнку родовую память. Недаром коса похожа на спираль ДНК. А мужчины свою родовую память хранили в бороде. Поэтому на Руси мужчины всегда носили бороду. Можно сказать, что у каждого рода, как и у народа, должно быть конкретное место, свой кусочек Родины. Это земля, откуда растѐт древо рода. И этот кусочек должен передаваться по наследству. Его нельзя продать

  • поменять. В заповедях бога Перуна сказано: «Не продавайте землю свою за злато и серебро, ибо проклятия, вы, на себя призовѐте, и не будет вам прощения во все дни без остатка…».

Итог: Следует отметить, что систематически правильно организованная работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других досуговых мероприятиях знания позволяют подвести ребенка к пониманию неповторимости культуры своего народа.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили еѐ наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском возрасте в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребѐнка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Необходимо нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, достойных граждан России. Национальная самобытность воспитания и обучения рассматривалась многими русскими педагогами как важнейшее условие разумного построения системы образования. Так, по мнению В.А. Сухомлинского, «только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность; самое главное – открывать глаза на дорогое и родное»…

Решение педагогического совета:

  • Продолжать работу по патриотическому воспитанию, отражать ее в перспективных планах- ответственные воспитатели, специалисты, срок – учебный год

  • Повышать профессиональную компетентность по проблеме патриотического воспитания дошкольников. Ответственные – все педагоги. Срок – постоянно.

  • Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по данному направлению, выявляя и использовать их в практической деятельности Ответственные: педагоги, специалисты. Срок – постоянно.

  • Подготовиться к конкурсу чтецов. Время проведения в детском саду 13 декабря 10.00. От каждой группы пригласить по представителю родительского комитета. И желающих родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет " Патриотическое воспитание в современном обществе"

ЗАДАЧИ:-ФОРМИРОВАНИЕ У ПЕДАГОГОВ ПОНИМАРИЯ АКТУАЛЬНОСТИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ НАЧАЛ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ  ОБЩЕСТВЕ...

Педагогический совет "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Систематизация знаний педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию....

Сообщение на педагогическом совете «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа» (из опыта работы)

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, ...

Педагогический совет « «Патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»»

Цель:- Обобщить знания педагогов о теоретических основах патриотического воспитания детей дошкольного возраста, этапах, формах и методах работы; способствовать творческому поиску;- повышение профессио...

Сообщение для педагогов на педагогическом совете «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Цель сообщения: познакомить педагогов с особенностями патриотического воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ....

Сообщение на педагогическом совете «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Патриотическое воспитание – это сложный педагогический процесс, в результате которого у ребенка формируются представления, взгляды, убеждения, патриотическая позиция. Именно в дошкольном возраст...