Психолого – педагогический проект «Школа начинающего педагога»
проект
«Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери,
а не в том, чтобы проталкивать в них учеников».
Артур Шнабель, австрийский пианист и педагог
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_nastavnichestvu.docx | 26.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Снежинка»
(МБДОУ «Детский сад «Снежинка»)
Психолого – педагогический проект
«Школа начинающего педагога»
Направленность проекта: профориентационная
Целевая группа: начинающие педагоги
Срок реализации проекта: 1 год
Разработчик проекта:
педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад «Снежинка»
Алексеева О.В.
г. Гагарин
2023-2024 г.г.
Паспорт проекта «Школа начинающего педагога» | |
Актуальность проекта | С каждым годом повышаются требования к личностному и профессиональному развитию педагога, поэтому еще существеннее стала значимость начального этапа вхождения молодого воспитателя в образовательную среду. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. В связи с этим необходимо уделять достаточное внимание начинающим воспитателям, их подготовке, профессиональному становлению, личностному развитию в дошкольном образовательном учреждении. Проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К.Ю. Белой, М.С. Гвоздевой, Л.М. Денякиной, Н.Н. Лященко, П.И. Третьякова, Л.И. Фалюшиной и др. Вместе с тем проблемы профессиональной адаптации начинающего воспитателя изучены недостаточно. Учитывая эти особенности, мы постоянно должны нацеливать начинающих воспитателей на организацию работы с детьми на основе современных технологий и новых программ, быть творцом педагогического процесса, реагировать практически мгновенно на все изменения, происходящие в дошкольном образовании, быть восприимчивыми ко всем государственным нововведениям. Поэтому вопрос организации работы с начинающими педагогами является современным и актуальным практически для любого дошкольного учреждения. |
Цель проекта | - создание условий для профессионального роста начинающих и молодых педагогов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность в должности «Воспитатель». |
Продолжительность проекта | Долгосрочный сентябрь 2023 – май 2024 |
Направленность проекта | Профориентационная |
Форма работы | Групповая |
Участники проекта | Начинающие педагоги, педагоги с небольшим стажем работы, педагог-психолог |
Этапы проекта | 1 этап. Организационный (сентябрь 2023 г.) - изучение психолого-педагогической и методической литературы; - разработка проекта 2 этап. Основной (октябрь 2023 г. – 1,2 неделя май 2024 г.) - проведение мероприятий согласно перспективному плану 3 этап. Заключительный (3,4 неделя май 2024 г.) - подведение итогов работы по проекту; - оформление проекта. |
Пояснительная записка
«Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери,
а не в том, чтобы проталкивать в них учеников».
Артур Шнабель, австрийский пианист и педагог
Что включает в себя профессиональная педагогическая деятельность? Каковы ее особенности? Как настроить молодого специалиста на правильное восприятие и понимание этой деятельности?
По мнению кандидата педагогических наук С.М. Редлиха, профессиональная педагогическая деятельность имеет следующие характерные особенности:
- не допускает скидок на недостаточную квалификацию;
- высокие и жесткие требования к профессиональной компетентности со стороны образовательной среды действуют с первого и до последнего дня работы;
- педагог не имеет возможности остановить педагогический процесс, отсрочить его, чтобы, например, получить консультацию;
- работа воспитателя зачастую требует мгновенной, но профессионально точной реакции.
Учитывая эти особенности, мы постоянно должны нацеливать молодых воспитателей на организацию работы с детьми на основе современных технологий и новых программ, быть творцом педагогического процесса, реагировать практически мгновенно на все изменения, происходящие в дошкольном образовании, быть восприимчивыми ко всем государственным нововведениям.
Проектная деятельность «Школы начинающего педагога» будет способствовать тому, чтобы из молодого специалиста «вырос» молодой перспективный воспитатель, знакомый со всеми сферами педагогической деятельности, умеющий анализировать становление собственного мастерства, способный к реализации собственного творческого потенциала в педагогической деятельности.
В каждом ДОУ складываются свои традиции, своя система работы с молодыми педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста.
«Школа начинающего педагога» в нашем детском саду работает давно. Только называлась эта форма методической поддержки молодых воспитателей проще – наставничество. За каждым воспитателем закреплялся наставник. Он помогал войти в профессию, советовал, оказывал консультативную помощь по мере необходимости. Но изменения, происходящие в современном дошкольном образовании, диктуют совершенно другие формы организации работы. Так в нашем дошкольном учреждении возникла идея создания проекта «Школа начинающего педагога».
Кого мы зачисляем в Школу? Мы считаем, что не только педагоги, закончившие педагогический колледж совсем недавно должны в нее входить. Это могут быть и специалисты с определенным стажем педагогической деятельности, с наличием квалификационной категории.
Особого внимания требуют молодые педагоги, не имеющие профессионального дошкольного образования. Если молодого педагога в такой ситуации просто «отпустить в свободное плавание», то после первых недель душевного подъёма и эйфории неминуемо начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности: и в профессиональной, и в личностной.
Цели и задачи реализации проекта
Целью работы Школы является:
- создание условий для профессионального роста молодых педагогов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи Школы:
- Помочь начинающим педагогам в организации эффективного взаимодействия со всеми субъектами педагогического процесса (с коллегами, с детьми, родителями);
- Обеспечить постепенное вовлечение молодых педагогов во все сферы профессиональной деятельности; а также формировать и воспитывать у молодых педагогов потребности в непрерывном самообразовании;
- Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию начинающих педагогов, поддержать эмоционально, укрепить веру в себя, формировать интерес к педагогической деятельности;
- Совершенствовать качество воспитательно-образовательного процесса путём повышения профессионального мастерства молодых специалистов.
Планируемые результаты реализации проекта
Осуществляя работу «Школы начинающего педагога» мы рассчитываем получить следующие результаты:
- Сформируются педагогические кадры, способные отвечать вопросам современной жизни.
- Сформируется творческий, психологически грамотный педагогический коллектив с пониманием необходимости в непрерывном самообразовании, постоянном повышении профессиональной компетентности.
- Повысится доля педагогических работников, желающих участвовать в конкурсах педагогического мастерства различного уровня.
Содержание проекта
Формы работы с начинающими педагогами
Чтобы добиться поставленных целей и задач проекта работу «Школы начинающего педагога» нужно проводить, используя разнообразные формы.
Наиболее часто используют такие формы: наставничество, консультации, практические занятия, мастер-классы, открытые просмотры.
Одной из новых и интересных форм работы является Welcome-тренинг. Главная польза: быстрая адаптация новичков.
В первый рабочий день новичка руководство детского сада проводит для него welcome-тренинг. Это не тренинг как таковой: он не предназначен для того, чтобы обучить чему-то, а помогает новому сотруднику быстро освоиться и стать «своим» в коллективе. Может проходить в формате круглого стола, дискуссии и ответа на вопросы, экскурсии по детскому саду, просмотра видеороликов о будущей работе.
Во время welcome-тренинга специалист отдела кадров или другой сотрудник, который оформляет новичка на работу, проводит ориентационное собеседование. Рассказывает об образовательной организации, знакомит с правилами внутреннего трудового распорядка, положениями корпоративной культуры. Проводит ознакомительную экскурсию по зданию детского сада.
Заведующий объясняет задачи и требования к работе, отвечает на вопросы и рассматривает пожелания нового сотрудника, назначает наставника на период адаптации. Непосредственный руководитель молодого специалиста знакомит с коллективом и рабочим местом.
Опыт показывает, что если новый сотрудник на этапе вводного тренинга получил правдивую информацию о будущей работе, то это упрощает период его адаптации. Именно поэтому во время welcome-тренинга важно говорить о реальных правилах поведения в организации, чтобы получить реально адаптированного сотрудника.
Также специалисты советуют разработать корпоративную брошюру «Книга нового сотрудника». Вручайте ее каждому новичку в первый рабочий день. В брошюру включите: режим работы, правила внутреннего распорядка, схему здания, ответы на частые вопросы, список рабочих контактов. Это сэкономит массу времени и новому работнику, и его коллегам.
Выпуск журнала «Школа молодого педагога». Новой формой работы является и выпуск тематического журнала для начинающих педагогов. Выход журнала планируется один раз в три месяца. В нем в форме статей рассматриваются вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, разбор педагогических ситуаций и другая полезная информация.
Самой традиционной и проверенной годами формой «Школы начинающего педагога» является наставничество. Главная польза: новичок начинает самостоятельно работать под контролем опытного коллеги.
Выбирать наставников нужно из самых подготовленных специалистов. У них должен быть высокий уровень профессиональной подготовки (высшая категория, ученая степень, звание), развитые коммуникативные навыки, опыт воспитательной и методической работы, стабильные положительные результаты в работе, желание делиться профессиональным опытом, педагогический стаж не менее 5 лет.
Чем меньше у наставника подшефных молодых педагогов, тем качественнее адаптация. Чаще всего в детских садах одному наставнику поручают вести не более трех молодых специалистов.
Наставник не должен постоянно поучать молодого коллегу или только демонстрировать свой опыт. Наставничество – это постоянный диалог, а значит, нужно быть терпеливым и целеустремленным. В работе с молодым педагогом наставник использует деловые и ролевые игры, работу в малых группах, анализ ситуаций, самоактуализацию. Все это помогает развивать у новичка деловую коммуникацию, личное лидерство, способность принимать решения и аргументированно формулировать свои мысли.
Эффективность адаптации возрастает, если в детском саду практикуется индивидуальный подход к каждому молодому специалисту. В разных учреждениях форму индивидуального подхода называют по-разному: план профессионального становления молодого педагога, программа развития, индивидуальная программа адаптации.
Организация «Школы начинающего педагога»
Работа «Школы начинающего педагога» строится исходя из возрастных особенностей детей, в группе которых работает начинающий воспитатель. Занятия в Школе проходят в форме коуч-сессий, консультаций, решений проблемных ситуаций, мастер-классов, просмотра открытых занятий. В конце года «выпускникам» Школы выдаются дипломы об окончании курса.
Перспективный план работы «Школы начинающего педагога»
Тема | Форма работы | Срок исполнения | Ответственный |
«Организация работы «Школы начинающего педагога» Определение педагогов – наставников для молодых специалистов | Консультация | Сентябрь 2023 г. | Педагог-наставник |
«Школа молодого педагога» - одна из форм повышения профессиональной компетенции молодого воспитателя» | Интерактивный журнал | Сентябрь 2023 г. | Педагог-наставник |
«Портрет ребенка раннего возраста» | Кейс-технология | Октябрь 2023 г. | Педагог-наставник |
«Коммуникативные игры для детей раннего возраста» | Буклет | Октябрь 2023 г. | Педагог-наставник |
Открытое занятие | Просмотр открытого занятия по ФЭМП | Октябрь 2023 г. | Воспитатель старшей группы |
«Организация процесса питания ребенка раннего возраста» | Консультация | Ноябрь 2023 г. | Педагог-наставник |
«Организация прогулки с детьми раннего возраста» | Коуч-сессия | Ноябрь 2023 г. | Педагог-наставник |
«Организация непосредственной образовательной деятельности детей дошкольного возраста» | Консультация | Декабрь 2023 г. | Педагог-наставник |
«Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Условия ее организации» | Консультация | Январь 2024 г. | Педагог-наставник |
«Здоровьесберегающие технологии в ДОО» | Коуч-сессия | Февраль 2024 г. | Педагог-наставник |
«Современные подходы к взаимодействию ДОО и семьи» | Консультация | Март 2024 г. | Педагог-наставник |
«Эмоциональное развитие детей раннего возраста» | Интерактивный журнал | Апрель 2024 г. | Педагог-наставник |
Подведение итогов работы «Школы молодого педагога» | Круглый стол Анкетирование | Май 2024 г. | Педагог-наставник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к школе Модифицированная психолого-педагогическая программа Автор модификации педагог-психолог Шоакбарова Светлана Ивановна
Пояснительная записка к рабочей (модифицированной) коррекционно-развивающей программе "Коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к школе" Модификация педагога-психолога Шоакбаровой Св...
Психолого - педагогический проект "Формирование школьной мотивации у детей подготовительной к школе группы посредством сказкотерапии"
Психолого - педагогический проект будет интересен педагогам - психологам ДОУ, а также воспитателям подготовительных к школе групп....
Педагогический проект "Школа молодого педагога"
В материале представлен алгоритм работы с начинающими педагогами....
Психолого-педагогический проект учителя-логопеда и педагога-психолога
Чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, чем больше владеет эмоциональной лексикой, тем точнее он поймет состояние другого человека....
Психолого-педагогический проект по формированию психологической готовности к школе детей 6-7 лет "На пороге школы"
Разработанный психолого - педагогический прект направлен на формирование психологической готовности к школе детей 6-7 лет. В данном проекте представлен план работы, диагностические материалы, консульт...
«Психолого-педагогическая поддержка психологического здоровья педагога с использованием современных психолого-педагогических знаний и методов»
Психо- эмоциональный климат в коллективе Детского сада. Работа с установками сотрудников. Синдром эмоционального выгорания. Восстановление психо- эмоционального состояния....
Педагогический проект "Школа молодого педагога"
Сегодня тема наставничества в образовании является одной из ключевых в нацпроекте "Образование" (включая и федеральные проекты "Успех каждого ребенка", "Современная школа"...