Дополнительная общеобразовательная образовательная программа "Колокольчики"
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Программа по шумовому оркестру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная общеобразовательная образовательная программа "Колокольчики" | 40.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №30 «Родничок»
Принята на заседании педагогического совета От «__» _____ 2023г. Приказ № | Утверждаю: Заведующая МБДОУ «Детский сад №30 «Родничок» ____________________Сухарева С.Н. «__»____________2023г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Колокольчики»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 2 месяца
Форма освоения программы: очная
Автор программы:
Седойкина Е.И,
музыкальный руководитель
п.Ушаково, 2023г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность (профиль) программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Колокольчики» имеет художественную направленность, по функциональному предназначению - учебно-познавательная, по форме организации - групповая, по времени реализации – краткосрочная.
Актуальность программы
Каждый человек в жизни стремится раскрыть себя, богатство своей личности в отношениях с людьми, с окружающим миром, стать неповторимым, оригинальным, востребованным. Знакомство с театром кукол и постановка мини-спектаклей адаптированных русских народных сказок может стать одним из интереснейших способов познания мира для ребенка младшего школьного возраста и одной из наиболее эффективных форм, позволяющей реализовать методы обучения, ориентированные на ненавязчивое «погружение» детей в творческую, познавательную и учебную деятельность.
Отличительные особенности программы
Игра на шумовых инструментах в оркестре доставляет детям много радости и создаёт у них хорошее настроение. Однако нельзя рассматривать это только как развлечение. Игра на шумовых инструментах оказывает на детей большое воспитательное воздействие, расширяет кругозор детей и надолго остаётся в памяти, способствует формированию положительных черт характера каждого ребёнка, таких как доброжелательность, трудолюбие, отзывчивость, честность, умение сопереживать другим людям. Благодаря занятиям жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 6-7 лет.
Объем и срок освоения программы
Срок освоения программы 2 месяца.
На полное освоение программы требуется 8 часов.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Набор осуществляется только из числа детей, посещающих дошкольную образовательную организацию, разместившую программу. Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп: 1 группа от 10- 15 детей.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год – 8 часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах: для детей 6-7 лет – 30 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю, итого 8 часов.
Возрастные и индивидуальные особенности детей 6-7 лет.
Для развития мотивации и организации полноценного досуга предполагается целесообразное использование форм работы с обучающимися в соответствии с их возрастными особенностями. Для дошкольного возраста наиболее актуальной формой является игра. Использование игр даёт возможность для максимального раскрепощения, проявления своей индивидуальности, способствует лучшему усвоению знаний и общему развитию обучающихся.
Кроме того, в программе используются:
- виртуальная экскурсия, на которой дошкольники познакомятся с оркестрами;
- творческая мастерская по изготовлению шумовых инструментов из подручных материалов;
-тренинг, на котором обучающиеся знакомятся с различными ритмами, инструментами, учатся приемам игры на каждом инструменте
- репетиция – кропотливая подготовка к публичному выступлению.
Использование разнообразных форм даёт возможность сделать образовательный процесс интересным и познавательным.
Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: развитие творческих способностей обучающихся, создание атмосферы позитивного сотрудничества средствами музыкального искусства.
Задачи:
- Расширить и обогатить представления дошкольников о шумовых инструментах и оркестре, сформировать общие понятия.
- Познакомить с различными видами шумовых инструментов, их конструкцией и способами игры.
- Формировать коммуникативную и музыкальную культуру детей посредством включения их в совместную продуктивную деятельность.
- Развивать познавательный интерес и мотивацию воспитанников к музыкальному искусству и исполнительству, как к совершенно особой форме художественно – образного мышления.
- Развивать ритм, память, внимание в процессе игрового взаимодействия.
- Создать условия для развития творческих способностей воспитанников и формирования навыков творческой деятельности.
- Способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, чувства ответственности, эмоциональной отзывчивости при проведении подготовки к выступлениям.
Принципы отбора содержания:
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип единства развития, обучения и воспитания;
- принцип учёта возрастных особенностей детей;
- принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний;
- принцип постепенного и постоянного усложнения материала.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Дети проявят интерес к музыкальному искусству;
- Дети проявят активность, доброжелательность, ответственность во время сотрудничества со сверстниками в различных видах творческой и игровой деятельности.
Метапредметные:
- Смогут последовательно осуществлять свои действия в соответствии с поставленной задачей и плану работы
- Смогут контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
- Смогут применять хорошо развитое чувство ритма как основу в занятиях танцами, музыкальных занятиях
- Смогут легко играть на разных музыкальных шумовых инструментах;
Предметные:
- Узнают основные сведения об истории появления оркестра, различных видах.
- Смогут изготавливать шумовые инструменты из подручных материалов;
- Получат опыт работы в оркестре, развивая умения управлять исполнением на инструменте.
Механизм оценивания образовательных результатов
Уровень теоретических знаний.
Низкий уровень. Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами.
Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы.
Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.
Уровень практических навыков и умений.
Высокий уровень: четкое знание названия музыкальных инструментов, особенностей строения, условий хранения, разнообразие музыкальных инструментов, выполнение приемов игры на музыкальных инструментах в слаженном ансамблевом исполнении.
Средний уровень: знание некоторых музыкальных инструментов, условий хранения и разнообразия музыкальных инструментов при напоминании взрослого, выполнение приемов игры на простейших музыкальных инструментах, при небольшом участии взрослого.
Низкий уровень: нечеткие представления о разнообразии музыкальных инструментах, приемах игры на музыкальных инструментах, условиях хранения, строении инструментов, нечеткое ансамблевое исполнение.
Формы подведения итогов реализации программы
Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Колокольчик» применяются:
- входной контроль: беседа, опрос;
- текущий контроль: осуществляется после изучения отдельных тем, раздела программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения практических (творческих) работ. Анализируются отрицательные и положительные стороны работы, корректируются недостатки.
- контроль знаний осуществляется с помощью заданий педагога дополнительного образования (тесты, викторины);
- взаимоконтроль, самоконтроль и др. Они стимулируют работу обучающихся.
- промежуточный контроль: осуществляется через репетиции, выступления, конкурсы.
- итоговый контроль: осуществляется в конце обучения. Формы контроля: выступление на концерте
Календарный учебный график
п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы промежуточной аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Знакомство с музыкальными инструментами | 1 | 0,5 | 0,5 | Мониторинг в конце учебного года |
2 | музыкально-ритмические игры и упражнения | 2 | 1 | 1 | Мониторинг в конце учебного года. Показательные выступления. |
4 | Игра в оркестре | 4 | 0 | 4 | Мониторинг в конце учебного года. Показательные выступления. |
5. | Музыкально-игровое творчество | 1 | 0 | 1 | Мониторинг в конце учебного года. |
Итого | 8 ч |
Календарно-тематический план на 2023-2024 год
Месяц | № | Форма мероприятий и название | Цель | Дата |
февраль | 1. 2. 3 4 | Вводное занятие. Шумовые инструменты. | Беседа о музыкальных инструментах, о предстоящей деятельности. Понятие об оркестре, инструментальных группах оркестра. Разновидности оркестра. Знакомство с приемами игры на ударно – шумовых инструментах: румба, маракас. Удар по ладошке. Встряхивание. | |
март | 5 6 7 8 | Ударные инструменты. Бубен. Металлофон. Колокольчик. Треугольник. | Знакомство с приемами игры на бубне. Встряхивание, удар кулачком, ладошкой по донцу. Закрепление навыков игры на ударно – шумовых инструментах. Совершенствование навыков игры на бубне, румбе, маракасах. Музыкально – дидактическая игра «Угадай, на чем играю». Ритмический ансамбль. Динамика. Музыкально – дидактическая игра «Тихо – громко в бубен бей» |
Организационные условия реализации программы
Качество реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Алёнушка» обеспечивается за счет:
- доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей (законных представителей) содержания программы;
- наличия комфортной развивающей образовательной среды;
- наличия качественного состава педагогических работников, имеющих средне-профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного материала;
- применение современных педагогических технологий.
Кадровое обеспечение реализации программы
Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, имеет высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Материально-технические условия реализации программы
Наличие комфортной образовательной среды включает в себя светлое удобное помещение - кабинет, оборудованный современной мебелью соответственно возрасту детей, и рабочее место педагога, оснащенное компьютером с выходом в сеть интернет.
Материально-техническое обеспечение
- музыкальный инструмент для педагога
- аудио аппаратура для музыкального сопровождения игры на ДМИ
- ЖК телевизор и ноутбук для демонстрации видеоматериалов
- музыкальные инструменты:
тамбурины, бубны
колокольчики, бубенцы
треугольники
металлофоны. Ксилофоны ( диатонические)
музыкальные тарелки
маракасы, кастаньеты, трещетки
ложки деревянные одинарные
стульчики детские
столики для металлофонов
музыкально-дидактические игры.
Информационные: информационные стенды для родителей, методики диагностики; демонстрационные и раздаточные материалы; аудио и видеоматериалы; учебно-методические пособия и др.; компьютерные программы, электронные образовательные ресурсы.
Методическое обеспечение программы
Содержание программы обусловливает необходимость разных форм и методов обучения: наблюдение, эксперимента, практических работ.
В ходе освоения программы обучающиеся выполняют творческие и практические работы, которые свидетельствуют об усвоении материала. Участвуют в праздничных мероприятиях.
Методы, в основе которых располагается уровень деятельности обучающихся:
- исследовательский - самостоятельная творческая работа обучающихся;
- репродуктивный - обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкциям, схемам и др.);
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.).
Для эффективной реализации программы используются современные образовательные технологии:
- личностно-ориентированное обучение;
- здоровьесберегающие технологии;
- информационно-коммуникационные технологии;
- коллективная творческая деятельность.
Формы контроля
Методы педагогического мониторинга:
- опрос;
- наблюдение;
- практическое задание.
Формы педагогического мониторинга:
- контроль знаний (текущая, тематическая, итоговая диагностика знаний, умений и навыков);
- собеседования.
Информационное обеспечение реализации программы
Программное обеспечение: Операционная система: Windows (XP или выше).
Для работы с интернет-порталом необходим любой из перечисленных ниже браузеров: Internet Explorer; Mozilla Firefox; Google Chrome.
Список литературы
Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / М. Б. Зацепина. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников. Методическое пособие. – М.: Скрипторий, 2014 г.
Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах».
Книга для воспитателя и муз, руководителя детского сада. – М.: Просвещение, 1990 г.
Орлова А.В. Русское народное творчество.
Книга для воспитателя и муз. Руководителя детского сада. – М.: Просвещение 1989 г.
Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки (система обучения К. Орфа): учебно- методическое пособие. М, АСТ, 2000
Тютюнникова Т. Э. Бим! Бам! Бом!: учебно-методическое пособие. С-П, 20
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мастерская Гнома» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО РУЧНОМУ ТРУДУ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ОДИН ГОД ОБУЧЕНИЯ, В ВОЗРАСТЕ от 4 до 5лет)
Творчество ребёнка – важный элемент становления его собственного самосознания и самопонимания. Без преувеличения – наш священный долг помогать ребёнку нащупать тонкие нити прекрасного развитие творчес...
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
Презентация, подготовленная для проведения стажировочной площадки: "Организация дополнительного образования в условиях дошкольного учреждения"....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ОСНОВ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА У ДЕТЕЙ «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»
Мир, в котором живет человек сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неу...
Конспект итоговой организованной образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной программе (дополнительной общеразвивающей программе) «Букварёнок» (1-ый год обучения) на тему: «Волшебный цветок Мудрой Совы»
Данный конспект составлен с целью обобщить и закрепить знания детей старшей группы, по пройденному материалу, за учебный год.В игровой форме дети закрепляют умение проводить звуковой...
Конспект итоговой организованной образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной программе (дополнительной общеразвивающей программе) «Финансовая грамотность» (1-ый год обучения) на тему: «Путешествие с Монеточкой по стране Экономике»
Данный конспект разработан, чтобы закрепить полученные за год экономические знания в разных видах экономической деятельности. ООД способствуе...
Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования пооказанию дополнительных платных образовательных услуг «Золотая рыбка»
Цель программы:Оздоровление подрастающего поколения; создание условий для укрепления здоровья детей посредством водной среды; улучшение деятельности сердечно – сосудистой и дыхательн...