Критерий 4. Пункт 4.1.1.Личный вклад в повышении качества образования совершенствования методов обучения и воспитание транслирования в педагогических коллективах опыта своей профессиональной деятельности
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)
Транслирование в педагогических коллективах собственного педагогического опыта, проведения открытых занятий, мероприятий, мастерклассов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК» ГОРОДА ХОЛМСКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХОЛМСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ» САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
694620 Россия Сахалинская область г. Холмск, ул. Первомайская, 1, тел./факс: 8 (42433) 2-00-81, e-mail: khgo.mbdout.s@sakhalin.gov.ru
ИНН: 6509007722; КПП650901001
Предоставление опыта работы.
ТЕМА: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора».
Выполнила:
воспитатель Аникиевич Яна Анатольевна
2023 г.
Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора».
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А.Сухомлинский).
Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные и моральные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения, умению жить среди людей – одно из главных направлений духовно нравственного воспитания. Эффективным средством достижения данных целей является устное народное творчество, народный фольклор.
«Фольклор» в буквальном переводе с английского языка означает народная мудрость.. Опыт прошлого, содержащийся в фольклоре, служит прекрасным и неисчерпаемым источником в подготовке человека будущего.
Народные сказки, песни, пословицы, поговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Они веками вбирали в себя жизненный опыт народов и передавали их младшим поколениям, активно пропагандируя нравственные нормы и эстетические идеалы. Фольклор имеет четко выраженную дидактическую направленность. Он увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и плохо, что красиво, дает им самые главные и простые понятия о жизни и о взаимоотношениях людей. Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях, он направлен на пропаганду добра, красоты, воспитывает чувство уважения к старшим, учит заботиться о младших.
Исходя из всего выше изложенного, можно сделать вывод, что мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, способствуют нравственному обогащению детей дошкольного возраста, помогает донести до маленького человека нравственные идеалы, следовательно, фольклор имеет большую воспитательную и образовательную ценность и наилучшим образом отвечает задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка.
Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить целенаправленную и системную работу по внедрению фольклора в воспитательно-образовательный процесс и сделать его эффективным средством духовно – нравственного воспитания.
Для эффективного использования фольклора нами были определены цель, задачи и содержание деятельности.
Цель: Способствовать формированию духовно – нравственных качеств личности дошкольника посредством приобщения к русскому-народному фольклору.
Задачи:
Сформировать эффективную систему работы, по приобщению детей к истокам народной культуры.
Обеспечить предметно – развивающую среду, способствующую
эффективному использованию всех видов фольклора.
Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений народного фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей.
Воспитывать интерес, уважение и любовь к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, народным обрядам.
Овладение детьми фольклором опирается на использование его характерных свойств, таких как:
традиционность,
устность,
вариативность,
коллективность,
функциональность.
Включение ребенка в традиционную народную культуру происходит посредством специально организованной педагогической деятельности, алгоритм и содержание которой обусловлено тесной взаимосвязью духовного, фольклорного, познавательного и бытийно-практического компонентов.
Алгоритм работы:
Подбор, изучение и анализ методической и художественной литературы.
Создание предметно – развивающей среды.
Отбор эффективных методов и приемов включения фольклора в жизнь ДОО.
Разработка занятий, досугов с включением фольклорного жанра.
Выступление с консультациями, разработка методических рекомендаций.
После изучения и анализа художественной и методической литературы в нашем детском саду была создана картотека по всем жанрам фольклора:
потешки;
колыбельные песни;
частушки»;
считалки;
загадки;
заклички;
народные игры;
пословицы и поговорки;
сказки;
былины;
сказания;
обрядовые песни.
Затем весь фольклорный материал был распеределен с учетом возрастных возможностей детей. Старших детей знакомили с былинами, сказаниями и обрядовыми песнями, хороводными играми
Потешки, припевки и приговорки.
Потешки, припевки, приговорки, вводят ребенка в мир, учат его жить, понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо». Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в сопровождении режимных процессов в жизни малыша, таких, как: одевание, умывание, прогулка, прием пищи. Когда дети слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая заботу и нежность, у воспитанников снижается агрессивность, возникает чувство симпатии. Только установив такой эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, можно начинать прививать детям представления о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности. Большое значение имеют потешки для воспитания у детей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребёнку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас ребёнка, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Данный фольклорный материал был разбит нами по тематикам., определены способы обыгрывания:
сопровождение чтения фольклорного произведения действием игрушки;
использование пальчикового театра, кукол би-ба-бо, шапочек, масок различных персонажей и прочих атрибутов для театрализованной деятельности.
Инсценирование.
Регулярное использование нами потешек в детском саду позволило заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства, способствовало нравственному обогащению.
Пословицы и поговорки.
Пословицы и поговорки называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Обращенные к детям пословицы открывают им правила поведения, моральные нормы. Они используются нами во всех процессах воспитательной работы.
Для эффективного включения пословиц в УВП, они были распределены в соответствии с лексическими темами и возрастом. Далее определена вариативность их использования:
непосредственное знакомство с текстами пословиц и их смысловым значением;
Д/И с использованием элементов драматизации « Угадай пословицу»;
Д/И «Сложи пословицу»;
Д/И «Подбери пословицу к картинке».
конкурсы рисунков по пословицам и поговоркам;
творческие вечера устного народного творчества с использованием данного фольклорного жанра.
Считалки.
Считалки – это истории, придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого, распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным. Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивают считалки. Чаще всего считалки используются нами для организации и проведения подвижных игр.
Загадки.
Загадки – полезное упражнение для детского ума, игра в узнавании, отгадывании, разоблачении того, что спрятано и скрыто. Они требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения для того, чтоб решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность. При обучении детей отгадыванию загадок на начальном этапе нами используются игрушки. Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, так как перед глазами находятся загадываемые предметы. В дальнейшем обучаем детей отгадывать загадки по собственным представлениям.
Загадки используются нами на занятиях, во время наблюдений на прогулках, в процессе игровой деятельности.
Используются следующие дидактические игры с загадками:
«Нарисуй (найди) отгадку;
«Вечер загадок»;
«Придумай загадку» (по схеме, аналогии).
Народные частушки
Частушками именуют краткие веселые песенки, в большинстве случаев из четырех рифмованных строк, которые представляют собой фольклорный жанр устного творчества народа. Они являются настоящей кладезью народной мудрости. Используются нами со старшего дошкольного возраста, так как 5-7 летние воспитанники в состоянии понять юмор и иносказание частушек, с помощью которых зачастую высмеиваются человеческие пороки. Частушки осуждают такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряют трудолюбие, смелость, верность.
С их помощью дети осваивают нравственные нормы и правила поведения в обществе. Частушки используются в рамках утренников, концертов, фрагментарно включаются в образовательный процесс. Для удобства использования так же разбиты по тематикам.
Сказки.
Сказка прочно вошла в детский быт. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Они расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение, нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость и прочие.
Формы работы со сказкой: драматизация и инсценирование, театрализованные игры и постановки с использованием разнообразных атрибутов: д/и «Угадай сказку», «Продолжи сказку», «Сказочники» (словотворчество в различных формах по сочинению, переделыванию сказок) и прочие.
Праздники, обряды, народные игры.
Знакомя детей с обрядовыми праздниками, которые были частью труда и быта народов, я обеспечиваю воспитанникам возможность познакомиться с их историей, укладом жизни и народной мудростью, способствую освоению нравственных устоев предков. Народный праздник, включение народных игр помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Проанализировав литературу по данной тематике, мы создали подборку праздников и обрядов русского народа, доступных для смыслового понимания дошкольниками.
Проекты.
Дети – это маленькие исследователи, которые открывают мир, и помочь им в этом может помочь проектный метод, так как он позволяет реализовать тему нравственного обогащения ребенка посредством фольклора через разные виды как совместной, так и самостоятельной деятельности детей.
Нами были реализованы следующие фольклорные проекты:
«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора». Цель работы: повышение профессионального мастерства и компетентности; объединение усилий педагога и родителей по нравственному воспитанию детей с помощью произведений народного фольклора.
« Широкая Масленица » – В рамках данного проекта дети познакомились с одним из любимых всеми, народным праздником « Масленица» В процессе его реализации использовались практически все фольклорные жанры.
Тематические недели народных игр и обрядов.
«Задорная частушка».
В реализации проблемы нравственного обогащения ребенка через фольклор большое значение имеет предметно – развивающая среда. В нашем саду были созданы:
Картотека пословиц, поговорок, потешек, считалок, частушек, загадок в соответствии с лексическими темами.
Библиотека народного фольклора.
Картотека дидактических игр.
Центр театрализованных игр с атрибутами для инсценировок, драматизаций, пальчиковых игр (настольный, теневой и пальчиковый театры, магнитный театр и прочие).
Культурно – досуговая деятельность позволяет расширить сферу возможностей по приобщению детей к народному творчеству. Нами ежегодно реализуются следующие досуговые мероприятия:
Широкая Масленица.
Ярмарки народного творчества, народных игрушек.
Народные посиделки и тематические вечера.
Именины с использованием народных игр, забав, фольклорных элементов.
Театрализованные развлечения с использованием различных фольклорных форм.
Я считаю, что ни одна из поставленных задач не будет успешно решена без организации тесного взаимодействия с родителями воспитанников. Реализация направления работы по использованию фольклора в нравственном обогащении детей не является исключением. Считаю, что прежде всего, необходимо обеспечить родителей квалифицированной помощью в становлении их педагогической компетентности и использовать разнообразные формы работы с семьей с целью создания единого воспитательно-образовательного пространства в направлении решения проблемы. Мы стараемся активно пропагандировать положительный опыт использования фольклора в нравственном обогащении детей, активизируем педагогическое самообразование родителей, оказываем практическую и теоретическую помощь через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми. Привлекаем родителей к активному участию в фольклорных досугах.
Использованные нами формы работы:
анкетирование «Русский-народный фольклор в жизни вашего ребенка»;
включение в повестки родительских собраний тематик, направленных на ознакомление родителей с истоками народной культуры, фольклором и его воспитательным значением.
Список использованной литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) ДО.
2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры : Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
5. Лукин В. «Загадки. Скороговорки», М., Acт - пресс, 2000г.
6. Павлова Л. «Фольклор для маленьких» Д. В. № 4, 1990г,
7. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
8. Стрельцова Л. «Фольклорные потешки прибаутки», Д. В. № 5, 1999г.
Предварительный просмотр:
«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора».
МБДОУ детский сад «Теремок»
План по самообразованию
Тема:
«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора».
Подготовила:
Воспитатель – Аникиевич Я.А.
2021-2023 гг.
Актуальность проблемы
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В. А. Сухомлинский).
В настоящее время повышается интерес к нравственному воспитанию, как ученых, так и работников образования. Повышение интереса к опыту нравственного воспитания - следствие трех взаимосвязанных причин.
Во-первых, в образования существует много различных концепций воспитания современной молодежи и благодаря плюрализму позиций вырабатываются разнообразные подходы, как в самой педагогике, так и в образовательных системах. Причем такая эволюция совершается на основе накопленного педагогического опыта, потому что, именно воспитание дает почву для развития и укрепления многообразия, вариативности и качественного своеобразия всех ее элементов.
Во-вторых, смена социально-экономических ориентаций заставляет педагогов обратиться к базовым ценностям педагогики, для того чтобы осознать новые педагогические цели и задачи образования в условиях быстро меняющегося общества.
В-третьих, субъекты образовательных систем: педагоги, родители, дети, а так же общество в целом как потребитель результатов педагогической деятельности - начинают понимать необходимость более активного насыщения учебно-воспитательного процесса компонентами веками накопленного народного опыта воспитания. Стало ясно, что именно общечеловеческие нравственно - воспитательные ценности могут обеспечить новые социально - педагогические процессы.
Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
Все прогрессивные педагоги мира, которые принадлежали к различным национальностям и различным культурам в содержание воспитания на первый план ставили гражданственность и человечность, гуманизм и нравственные принципы.
Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников, с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Основные задачи нравственного воспитания :
• формирование нравственного сознания :
• воспитание и развитие нравственных чувств;
• выработка умений и привычек нравственного поведения.
Нравственное воспитание включает : формирование у ребенка сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств и нравственных качеств, высокой культуры поведения как одного из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.
Нравственная воспитанность - это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие у дошкольника сильной воли, способность осуществлять нравственно - волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе.
Содержание нравственного воспитания в детском саду претерпевает существенные изменения в связи с тем, что возникла острая необходимость возродить общечеловеческие ценности.
Главная такая ценность - жизнь. Право человека на жизнь свято и нерушимо. С молоком матери дети должны впитывать истину, что покушение на жизнь и здоровье других людей и свою жизнь недопустимо.
Если в физическом, эстетическом воспитании для достижения цели бывает достаточно организовать и осуществить систему хорошо подобранных воспитательных дел, то в нравственном воспитании все намного сложнее. Вдумчивые педагоги и воспитатели не без оснований утверждают: не от метода здесь нужно идти, не от формы, какими бы привлекательными, новыми и технологичными они ни казались, а от индивидуальности каждого воспитанника, особенностей конкретной ситуации и уже в соответствии с ними планировать воспитательную работу, избирать приемы и методы. Если это требование нарушается, то работа будет формальной.
В структуру воспитательной работы этической направленности воспитатель включает сведения о человеческой морали, добивается ясного понимания того, чтобы воспитанник совершал нравственные поступки. Формирований нравственных потребностей личности есть процесс усвоения переработки моральных норм и принципов в систему индивидуального сознания. С помощью нравственных потребностей создается основа самой природы морали - возможность свободного выбора.
Цель работы: повышение профессионального мастерства и компетентности; объединение усилий педагога и родителей по нравственному воспитанию детей с помощью произведений народного фольклора.
Задачи:
- ознакомиться с методическими новинками по теме;
- приобщить детей к русскому фольклору;
- организовать воспитательный процесс с учетом современных требований и использованием инновационных технологий;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- совершенствовать и повышать уровень профессионального мастерства.
Ожидаемые результаты для детей:
• повышение интереса к русскому народному творчеству;
• формирование представления о доброте, как важном нравственном качестве человека, через чтение произведений народного фольклора;
• стремление проявлять доброту в словах и поступках;
• формирование позитивной самооценки у детей;
• развитие творческих способностей, через изучение произведений народного фольклора;
• формирование бережного обращения с книгой;
• воспитание доброго и уважительного отношения к сверстникам и взрослым людям.
Ожидаемые результаты для воспитателя :
повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей нравственных качеств.
воспитание положительных взаимоотношений между детьми - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы;
повышение уровня знаний и умений дошкольников при работе с русскими народными произведениями, мотивации к изучению народного фольклора.
Организация детской деятельности = Непосредственно образовательная деятельность + Совместная деятельность взрослого и детей + Самостоятельная деятельность детей.
Формы предоставления результатов.
Оценка эффективности освоения курса программы проводится на основе:
данных планового мониторинга детей в МБДОУ (сентябрь,май);
работы с родителями (консультаций, совместных занятий);
отчета по теме самообразования воспитателя-руководителя на итоговом педсовете;
коллективной работы воспитателя и детей (составленной книжки-малышки).
Срок реализации: 2 года (2021-2023 учебный год)
Анкета для родителей
Приобщение детей к истокам русской культуры
1. Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях русского народа :
a) как жили наши предки? да нет
b) какими занимались ремёслами? да нет
в) какую утварь и мебель имели в доме? да нет
г) какую на Руси носили одежду? да нет
2. Знаете ли Вы русские праздники? да нет
3. Нужно ли ребёнку давать толкования старославянских слов? да нет
4. Нужно ли соблюдать обряды, традиции? да нет
5. Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины? да нет
6. Надо ли знать народные сказки и былины? да нет
7. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду? да нет
8. Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и бабушек? Знает ли об этом малыш? да нет
9. Какие народные игры Вам известны? да нет
10. Играете ли Вы в них с ребёнком? да нет
11. Ходите ли Вы в музеи (исторический, краеведческий? да нет
План работы на 2021-2022 года
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Сентябрь - май Подбор и изучение методической литературы.
Подбор колыбельных песен, потешек.
Сентябрь-октябрь Составление картотеки колыбельных песен, потешек для детей. Работа в режимных моментах, в игровой деятельности.
Работа с детьми Ноябрь
Декабрь Изучение считалок для развития координации слова и движения.
Изучение песен о зиме.
Использование считалок в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.
Утренник к Новому году.
Январь - февраль Чтение русских народных сказок. Дидактическая игра «Угадай сказку», раскраски по русским сказкам.
Март - апрель Стихотворения и загадки о весне, погодных явлениях. Утренник к 8 Марта, праздник - Масленница.
Работа с семьёй
Февраль Консультация для родителей. «Справиться с детским непослушанием помогут потешки».
Апрель Совместное творчество детей и родителей. Семейный конкурс «Мой любимый сказочный герой».
Самореализация Март
Консультация для воспитателей. «Потешки помогут справиться с детским непослушанием».
Май Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на педсовете. Выступление на педсовете.
План работы на 2022-2023 год
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение пословиц и поговорок о труде
Сентябрь - октябрь Составление картотеки пословиц и поговорок. Работа с детьми по изучаемой теме в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах.
Работа с детьми Ноябрь
Декабрь
Заучивание наизусть скороговорок.
Стихотворения, песни о зиме. Составление совместного коллажа из скороговорок.
Утренник к Новому году.
Январь Учить детей обыграть знакомые сказки. Работа с детьми в режимных моментах, в игровой деятельности.
Февраль -март Знакомство с русскими народными играми, чтение небылиц, дразнилок. Придумывание собственных небылиц.
Апрель Инсценировки сказок: «Кот и лиса», «Теремок» и др. (с использованием пальчикового и настольного театра).
Работа с семьёй
Февраль Консультация для родителей. «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через пословицы и поговорки».
Апрель Совместное творчество детей и родителей. Семейный конкурс «Сочини стишок о своей семье».
Самореализация Март
Консультация для воспитателей. «Роль фольклора в нравственном воспитании детей».
Май Итоговый Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на педсовете. Выступление на педсовете, изготовление коллективной работы воспитателя и детей.
Список использованной литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) ДО.
2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры : Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
5. Лукин В. «Загадки. Скороговорки», М., Acт - пресс, 2000г.
6. Павлова Л. «Фольклор для маленьких» Д. В. № 4, 1990г,
7. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
8. Стрельцова Л. «Фольклорные потешки прибаутки», Д. В. № 5, 1999г.
Интернет – источники:
1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/09/18/kartoteka-russkih-narodnyh-igr
2. https://kladraz.ru/dlja-samyh-malenkih/poteshki-dlja-detei
https://aababy.ru/zagadki/populyarnye
3. https://aababy.ru/zagadki/populyarnye
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Духовно-нравственное воспитание – это гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям, уважения к старшим, усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории, сохранение исторической преемственности поколений; воспитание патриотов России, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; развитие национальной культуры; воспитание граждан демократического государства, уважающих права и свободы личности; объединение усилий семьи, ДОУ в воспитании детей.
Цель моей работы : это повышение профессионального мастерства, объединение усилий педагога и родителей по духовно-нравственному воспитанию с помощью произведений народного фольклора.
Задачи : - ознакомиться с методическими новинками по теме; - приобщить детей к русскому фольклору; - организовать воспитательный процесс с учетом современных требований и использованием инновационных технологий; - развить творческие способности, любознательность, наблюдательность; - совершенствовать и повышать уровень профессионального мастерства.
Ожидаемые результаты для детей: • повышение интереса к русскому народному творчеству; • формирование представления о доброте, как важном нравственном качестве человека, через чтение произведений народного фольклора; • стремление проявлять доброту в словах и поступках; • формирование позитивной самооценки у детей; • развитие творческих способностей, через изучение произведений народного фольклора; • формирование бережного обращения с книгой; • воспитание доброго и уважительного отношения к сверстникам и взрослым людям .
Ожидаемые результаты для воспитателя : повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей нравственных качеств. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы; повышение уровня знаний и умений дошкольников при работе с русскими народными произведениями, мотивации к изучению народного фольклора .
Жанры детского фольклора Загадки. Пословицы и поговорки. Малые формы детского фольклора (потешки, считалки, прибаутки, дразнилки, припевки, колядки, скороговорки, заклички). Народные игры. Словесные игры. Подвижные игры. Русский хоровод. Игры-хороводы. Сказки (сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки).
Эффективные формы работы . Знакомство детей с различными жанрами устного народного творчества во время организованной образовательной деятельности. Использование малых форм фольклора в режимных моментах. Дидактические и пальчиковые игры, игровые упражнения на развитие образных жестов, движений, интонационной речевой выразительности. Знакомство с народными традициями на музыкальных, физкультурных занятиях, во время прогулок. Использование игр-драматизаций, где дети учатся драматизировать не только сказки, но и обыгрывать потешки, небылицы. Анкетирование, сбор отзывов по проведённым мероприятиям.
0з-= олпл
.
Спасибо за внимание !
Предварительный просмотр:
«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора».
МБДОУ детский сад «Теремок»
План по самообразованию
Тема:
«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора».
Подготовила:
Воспитатель – Аникиевич Я.А.
2021-2023 гг.
В настоящее время повышается интерес к духовно нравственному воспитанию, как ученых, так и работников образования.
Слайд №2
Что такое духовно-нравственное воспитание вы можете ознакомиться на слайде.
Слайд №3
Цель моей работы: это повышение профессионального мастерства и компетентности; объединение усилий педагога и родителей по духовно- нравственному воспитанию детей с помощью произведений народного фольклора.
Слайд №4
Из данной цели вытекают следующие задачи. Они представлены на слайде.
Слайд №5
Ожидаемые результаты для детей:
• повышение интереса к русскому народному творчеству;
• формирование представления о доброте, как важном нравственном качестве человека, через чтение произведений народного фольклора;
• стремление проявлять доброту в словах и поступках;
• формирование позитивной самооценки у детей;
• развитие творческих способностей, через изучение произведений народного фольклора;
• формирование бережного обращения с книгой;
• воспитание доброго и уважительного отношения к сверстникам и взрослым людям.
Слайд №6
Ожидаемые результаты для воспитателя :
повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей нравственных качеств.
воспитание положительных взаимоотношений между детьми - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы;
повышение уровня знаний и умений дошкольников при работе с русскими народными произведениями, мотивации к изучению народного фольклора.
Организация детской деятельности = Непосредственно образовательная деятельность + Совместная деятельность взрослого и детей + Самостоятельная деятельность детей.
Слайд №7
С жанрами детского фольклора вы так же можете ознакомиться на слайде.
Слайд №8
Эффективные формы моей работы это:
Знакомство детей с различными жанрами устного народного творчества во время организованной образовательной деятельности.
Использование малых форм фольклора в режимных моментах.
Знакомство с народными традициями на музыкальных, физкультурных занятиях, во время прогулок.
Использование игр-драматизаций, где дети учатся драматизировать не только сказки, но и обыгрывать потешки, небылицы.
Анкетирование, сбор отзывов по проведённым мероприятиям.
Одним из жанров детского фольклора являются хороводные игры. Хочу представить вашему вниманию моменты из игровой деятельности детей.
Слайд № 9 игра «Кошки-мышки».
Слайд № 10 хороводная игра «Медведь».
Слайд № 11 игра «Дождик».
Слайд № 12 игра «Березка».
Слайд № 13 игра «Плетень».
Слайд № 14 игра «Заря».
Слайд №15 игра «Каравай»
Истинный фольклор всегда направлен на пропаганду добра, красоты, ориентирован на формирование такой личности, которая посвятила бы всю свою энергию и волю защите своей Родины, мирной жизни, победе добра над злом, достижению социальной гармонии
.Как результат моей работы: дети стали добрей, внимательней к друг другу, к взрослым и родным людям. Всегда готовы прийти на помощь. Между детьми сформировались дружественные отношения. Дети узнали русские традиции, праздники, обычай. (проводы зимы, праздник Пасхи, Новый год).
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.1. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта своей профессиональной деятельности
4.1.1. Транслирование в педагогических коллективах собственного педагогического опыта: проведение открытых занятий, мероприятий, мастер - классови др....
КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.2. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности
4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования, совершенствование...
КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.3. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности
4.1.3. Участие в деятельности рабочих (творческих) групп, экспертных групп по аттестации, групп по разработке грантовых проектов, жюри профессональных конкурсов, олимпиад...
КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.1. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта своей профессиональной деятельности.
4.1.1. Транслирование в педагогических коллективах собственного педагогического опыта: проведение открытых занятий, мероприятий, мастер - классови др....
КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.1. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта своей профессиональной деятельности
4.1.1. Транслирование в педагогических коллективах собственного педагогического опыта: проведение открытых занятий, мероприятий, мастер - классови др....
КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.1. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта своей профессиональной деятельности
4.1.1. Транслирование в педагогических коллективах собственного педагогического опыта: проведение открытых занятий, мероприятий, мастер - классови др....
КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.1. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта своей профессиональной деятельности
4.1.1. Транслирование в педагогических коллективах собственного педагогического опыта: проведение открытых занятий, мероприятий, мастер - классов и др....