Образовательный проект
методическая разработка
Образовательный проект
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Куклы из бабушкиного сундучка» по программе «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» для детей 6 – 7 лет на основе книги 5 «Семейные традиции».
Семья – это первый коллектив, где у ребенка закладывается основа нравственности. О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях, можно судить по установившимся в ней традициям. Семейные традиции – это основное средство формирования социально – культурных ценностей. Они создают неповторимые детские воспоминания, о которых они когда - то расскажут своим детям. Если в семье нет традиций? Их необходимо придумать или вернуть забытые старые. Это сделает нашу жизнь и детство наших детей намного богаче.
Прекрасные традиции гостеприимства и радушия, глубочайшего почитания родителей, послушание и заботы о старших, традиции благодарения и милосердия всегда были присущи нашему русскому народу. Поэтому мы стали знакомить детей с замечательной древней традицией изготовления кукол – оберегов, и их роли в жизни человека, семьи, рода.
С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно.
На первом этапе работы в этом направлении, мы познакомили родителей с традицией изготовления куклы «Зерновушки», провели мастер – класс по изготовлению кукол (Приложение 3). Раньше в деревнях в конце лета, когда на полях собирали урожай, лучшую, отборную часть зерна прятали в специальный мешочек, наряжали его куколкой и бережно хранили до посева следующего года. Особенно ценной была капризная гречиха, поэтому кукла была оберегом, залогом будущего плодородия и ставилась в Красном углу избы.
Затем на основе книги 5 «Семейные традиции» программы «Социокультурные истоки» разработали и провели занятие «Куклы из бабушкиного сундучка» для детей 6 – 7 лет (Приложение 1, 2)
На заключительном этапе занятия после обсуждения и экспертной оценки, дети с пожеланиями добра и благополучия своим близким, повязали ленточки Зерновушкам.
Эта замечательная кукла, от которой как – бы исходит душевное тепло, понравилась и нашим детям, их родителям и моей семье. Разновидностей кукол – оберегов много, есть чем увлечься и детям и взрослым.
К празднику Рождества мы изготовили куклы – обереги и с пожеланиями добра, благополучия подарили друзьям. А осенью в отпуске из нового урожая зерна совместно с детьми нашей многочисленной родни, сшили для всех Зерновушек и подарили их, как символ семейного благополучия и достатка, своим близким.
Вот так традиция изготовление кукол оберегов, сделалось нашей семейной традицией.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Куклы из бабушкиного сундучка» по программе «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» для детей 6 – 7 лет на основе книги 5 «Семейные традиции».
Задачи
1.Продолжать освоение социокультурной категории «Семейные традиции»;
2.Актуализация опыта сохранения и передачи семейных традиций;
3.Приобщить детей и родителей к народной культуре и формировать представление о русской тряпичной кукле, об истории её возникновения;
4.Воспитывать любовь и интерес к историческому прошлому.
Предварительная работа.
- Домашнее чтение О. С.Абрамовой «Семейная радость», И,С.Шмелева «Благовещение», П.П.Бажова «Живинка в деле. Предложить родителям прочитать тексты, ознакомиться с заданиями к ним, ответить на вопросы.
- Провести с родителями и детьми мастер - класс «Кукла Зерновушка своими руками» (Приложение 1)
- Мультимедийный просмотр «Куклы из бабушкиного сундучка» (Приложение 2)
Материалы к занятию:
1.Выставка книг для развития детей 3 – 7 лет под общей редакцией профессора РАЕН. И.А.Кузьмина
2. Образцы народных тряпичных кукол-оберегов, сундучок (если нет мультимедийного оборудования).
3. Мультимедийное оборудование, презентация «Куклы из бабушкиного сундучка» (Приложение 2)
4.На отдельных карточках напечатаны ключевые слова: «Родительское благословление», «Трудолюбие и старание», «Имянаречение», «Сохранение семейных реликвий», «Гостеприимство», «Продолжение дела», «Милосердие».
5. Простой карандаш (все по количеству присутствующих)
6.Куклы Зерновушки, сделанные совместно с родителями и детьми; ленточки для кукол (по количеству детей)
Ход занятия:
1.Присоединение к теме ( воспитатель и дети сидят в круге)
Воспитатель. Давайте, ребята, посмотрим эти книги на полке, с которыми вы вместе росли, становились добрее и мудрее. Каждая из них вас знакомила с обычаями, традициями, творчеством нашего народа. В руках у меня книга «Семейные традиции» и вы, догадались, что сегодня мы поговорим о традициях, которые передавались из поколения в поколение в семьях. Прекрасные традиции гостеприимства и радушия, глубочайшего почитания родителей, послушание и заботы о старших, традиции благодарения и милосердия всегда были присущи нашему русскому народу. Книга «Семейные традиции» раскрывает нам некоторые из них. К этому занятию мы с вами прочитали замечательные произведения: О. С.Абрамовой «Семейная радость», И,С.Шмелева «Благовещение», П.П.Бажова «Живинка в деле. Давайте вспомним о чем говорится в них и поразмышляем над важностью семейных традиций.
- Имянаречение детей связано с какой традицией? (смотрели в православный календарь и при крещении ребенка выбирали имя святого, который будет ему заступником и защитником на всю жизнь).
- Назовите день своих именин и расскажите, как празднуются именины в вашей семье? (ответы детей)
- О каких традициях говорится в сказе И.П.Бажова «Живинка в деле»? (традиция передачи дела)
- Какие традиции празднования Благовещения были раньше? (готовили праздничные постные блюда с рыбой, грибами, овощами)
- Расскажите о традициях ваших семейных праздников (ответы детей).
Вы хорошо потрудились, а теперь давайте поиграем в игру. в которую играли еще наши прабабушки и прадедушки.
Физминутка : игра «Баба и пирожок»
Баба шла, шла, шла (Дети выполняют движения по тексту)
Пирожок нашла.
Села, поела
И опять пошла.
Стала баба на носок,
А потом на пятку.
Стала русского плясать,
А потом в присядку
2.Основной этап.
Воспитатель. Мы с вами поговорили о некоторых семейных традициях, поиграли в старинную русскую игру.
Вариант 1. (При наличии мультимедийного оборудования, воспитатель показывает слайды и рассказывает про кукол – оберегов (Приложение 2 слайды 1 – 17))
Воспитатель. А теперь я хочу познакомить вас с замечательной древней традицией изготовления кукол – оберегов и их роли в жизни человека, семьи, рода (Просмотр слайдов)
Вариант 2.
Воспитатель: А теперь я хочу познакомить вас с замечательной древней традицией изготовления кукол – оберегов, и их роли в жизни человека, семьи, рода .
С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. В роли оберега в основном используется образ женщины, девушки, девочки. Ведь женщина - это мать. Мама даёт нам жизнь, она - хранительница домашнего очага. Большинство кукол на Руси были оберегами. Считалось, что куклы - обереги могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезнь, помочь большому урожаю. Кукла была берегиней, хранительницей доброго духа. Берегиня – от слова «беречь», «оберег».
Воспитатель. Сейчас известно около 90 видов кукол оберегов и пришла пора познакомиться с некоторыми из них, а наши девочки мне помогут. А пока они готовятся, давайте поиграем. Игра «Заря» . Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих –заря -ходит сзади с лентой и говорит: «Заря-зареница, красная девица, По полю ходила, ключи обронила, Ключи золотые, ленты голубые, Кольца обвитые-за водой пошла!»
С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, ко остаётся без места, становится зарёй
(Появляется сундучок с куклами и девочки с лентами на голове садятся около него).
Воспитатель. Собрались как-то девчушки Озорные хохотушки, Посидеть и поболтать В куклы вместе поиграть… Вдруг глядят - сундук стоит! Что же он в себе таит? Не простые в нем игрушки! Обереги - наши куклы! Чтобы их узнать поближе - Надо всем нам сесть потише … И прислушаться к девчушкам Развеселым хохотушкам! (педагог открывает сундучок и достает поочередно кукол)
Девочка 1 Эта кукла - не простая, Про нее я много знаю Кубышка - Травница здоровье бережет, Защита-утешение от нее идет! Наполнена душистою, целебною травой, Несет она здоровье, несет она покой Девочка 2 Куколка Счастья – с длинной косой Счастье, здоровье несет нам с тобой! К солнышку ручки она протянула Успех и удачу к нам притянула! Девочка 3 Кукла-Колокольчик – для добрых вестей Приносит в дом радость и море затей! У куклы три юбки, конечно, для счастья! Чтоб нас обходили любые напасти! Девочка 4 Кукла - Куватка была первой, которую видел малыш Она оберегала его от зла и от бед
Воспитатель:
Так сидели хохотушки,
Любовались на игрушки,
Будем знать теперь и мы-
Куклы тайнами полны!!!
И дома оберегают,
И удачу зазывают,
Куклы в доме всем нужны-
В них секреты старины…
Воспитатель. Оберег - это предмет, предназначенный защищать (оберегать) своего владельца, его дом. Оберег приносит любовь и счастье, достаток в семью.
И сегодня мы познакомимся и поговорим подробнее о таком обереге - кукле Зерновушке или Крупенничке.
Девочка 5
Она тоже не случайна
В ней большая скрыта тайна
Куклу Зерновушку
Отборным зерном наполняют
И в красный угол ее сажают
В новом году богатый урожай ожидают
Воспитатель: (слайд 15-17Приложеие 2) Зерновушка – наполненная зерном кукла, предназначение которой сводилось к охране от злых духов и порчи хозяйских закромов. Этот оберег еще называли Крупеничкой или Зерновкой. Кукла делалась на богатство, достаток и благополучие в семье. Она изготавливалась из мешочка, наполненного отборным зерном. Вид зерен предполагал особое значение для оберега - например:
Греча – символ здоровья. Особенно рекомендуется для наполнения оберегов тем, кто страдает от непонятных и частых болезней. Пшеница – королева зерновых. Это и символ богатства, и дух плодородия. Рожь – единство и мир в семье. Рожь убирает разногласия и усмиряет ссоры.
Куколку , как вы убедились легко смастерить своими руками и использовать для украшения дома. А также как подарок друзьям и близким в любой праздник.
3.Заключительный этап.
Задание 1(воспитатель задает вопросы детям)
- Почему кукол называют оберегами, берегинями (от слова «беречь», «оберегать»)
- Что общего у всех кукол-оберегов? (отсутствие лица)
- Почему в роли оберега в основном используется образ женщины, девушки, девочки? (прежде всего, женщина - это мать, мама даёт нам жизнь, она -хранительница домашнего очага).
Работа в паре «Семейные традиции»
Задание 2. Детям предлагается внимательно прочитать ключевые слова, выслушать друг друга, прийти к совместному решению и подчеркнуть традиции нашего народа.
РОДИТЕЛЬСКОЕ БЛАГОСЛОВЛЕНИЕ
ТРУДОЛЮБИЕ И СТАРАНИЕ
ИМЯНАРЕЧЕНИЕ
СОХРАНЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ РЕЛИКВИЙ
ГОСТЕПРИИМСТВО
ПРОДОЛЖЕНИЕ ДЕЛА
МИЛОСЕРДИЕ
Обсуждение в группе. Экспертная оценка.
Одна из пар представляет результаты совместной оценки. Заслушивается мнение других пар детей. Педагог высказывает свое экспертное мнение .
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами поговорили о важности соблюдения семейных традиций. Я желаю вам, чтоб в ваших семьях соблюдались старые и появлялись новые замечательные традиции. А теперь мысленно пожелайте своим близким благополучия и повяжите ленточки на своих куколок Зерновушек. И пусть она станет добрым талисманом для вашей семьи, и быть может началом новой семейной традиции.
Используемый материал:
1.Книга 5 для развития детей 6 – 7 лет под общей редакцией профессора РАЕН. И.А.Кузьмина «Семейные традиции»
2.Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
3.Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. -4.Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с. 5.Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery. 6.Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka. 7.Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz . 8.Славянская доктрина :[Электронный ресурс] //mirtesen. 9.http://grimuar.ru/zashita/kukly/kubyishka-travnitsa.html
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Форсайт-центр
01 ДЕКАБРЯ 2020
СЫЛКА НА САЙТ: HTTPS://DOU31.EDU-NV.RU/FORSAJT-TSENTR
Нормативные документы | Программа, план, состав совета | Протоколы заседаний | Бланк методических продуктов (результаты заседаний) | Фотогалерея |
Муниципальный уровень | 1. Программа "Социокультурные Истоки" 2. План работы РМЦ на 2020-2021 учебный год. (Ознакомиться с планом) 3. Состав совета ознакомиться | 1. Протокол заседания ресурсного методического центра (форсайт-центра) | 1. Выступление Хайдаровой М.С. Д/С №66 (Презентация) Профессиональная роль педагога и приоритетные ценности, убеждения в духовно-нравственном воспитании обучающихся (PDF) (DOC) 2.Выступление Бикташевой Д.Р. Д/С №56 (PDF) (DOC) 3.Выступление Дербиловой А.В. Д/С №37 (PDF) (DOC) 4.Ярощук И.Т. Д/С №29 (PDF) (DOC) |
|
1. Программа "Социокультурные Истоки" 2. План работы РМЦ на 2018-2019 учебный год. Ознакомиться с планом 3. Состав совета ознакомиться | 1. Протокол заседания ресурсного методического центра (форсайт-центра) |
| ||
Приказ на 2019 - 2020 учебный год и положение о форсайт центрах (PDF) | Протокол №1 от 26.11.2019 (PDF) | Выступление Ишмуратовой З.С. Методическая разработка Ишмуратовой З.С. Выступление Лимаренко Е.М. Выступление Серпиченко С.А. Выступление Лысаковой С.С. Лысаковой С.С. Выступление Жидковой А.А. Выступление Гавриловой Н.А. |
|
|
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение детей связной речи в условиях единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи в реализации инновационных образовательных проектов.
Речь - это универсальное средство воспитания культурного человека и развития личности. Главная задача развития речи детей - это совершенствование монологической речи. В своей работе я использую обще...
Среднесрочный образовательный проект "Растим патриотов России" образовательная область "Музыка" "
Основная цель проекта - привитие патриотических качеств, любви к родному Отечеству....
ПРОЕКТ КАК ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ «ЗДОРОВЫЕ НОГИ ИДУТ ПО ДОРОГЕ»
ВВЕДЕНИЕПроблема профилактики и коррекции функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, негативной тенденцией...
Образовательный проект «Овощи» во второй младшей группе №12 краткосрочный (одна неделя) Участники проекта: Дети группы №12; Родители. Руководитель проекта: Воспитатель:Семенова С. П. 2019
Образовательный проект «Овощи&raq...
Краткосрочный групповой образовательный проект, с заданным результатом для детей 3-4 лет Продолжение проекта 1 месяц. Участники проекта: дети младшей группы, родители воспитанников, воспитатели. «Овощи»
Что же такое овощи?Как объяснить малышу, что овощи являются одним из основных и традиционных компонентов питания? Некоторые овощи, такие как огурцы, помидоры, морковь, свёкла присутствуют ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Эффективная система наставничества образовательной организации в образовательном пространстве города Нижневартовска»
Настоящий образовательный проект раскрывает особенности создания условий и реализации модели наставничества в дошкольном образовательном учреждении....
Взаимодействие с родителями по образованию детей при непосредственном вовлечении их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных и
Пример плана работы с родителями в группе старшего дошкольного возраста...