Консультация для воспитателей «Язык - к знанию ключ»
материал

Дашкевич Любовь Валентиновна

Язык - это орудие дружбы, и с тех пор, как стоит мир, лучшего орудия еще никто не придумал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yazyk.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Язык - к знанию ключ»

Старший воспитатель:

 Л.В.Дашкевич

Ничто на свете не связано с человеком так прочно, как язык. Нет на свете лучше средства общения. Чем лучше ты владеешь языком, тем больше у тебя права называться человеком. Благодаря языку ты встречаешься с великим множеством новых людей. Благодаря языку у тебя появляются друзья в других странах и даже в отдаленных временах. Но главное, язык стоит учить потому, что он проложит тебе дорогу к другим людям.

Язык - это орудие дружбы, и с тех пор, как стоит мир, лучшего орудия еще никто не придумал.

А сейчас послушаем рассказ о баснописце Эзопе.

Язык

Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил. Почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.

Эзоп пошел опять покупать языки. Все удивились этому.

Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка7 Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить. Лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства. Он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»

Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.

А теперь поиграем в поэтическую игру «Найди вторую половину».

  1. Язык мой - (друг мой).
  2. Язык твой - (враг твой).
  3. Язык до Киева (доведет).
  4. Язык голову (кормит).
  5. Язык - это самое человечное, (что есть на свете).
  6. Сколько языков ты знаешь, (столько раз ты человек).
  7. Мал язык, (да всем телом владеет).
  8. Красна речь (слушаньем).
  9. Держи язык (за зубами).
  10. Язык болтает, (а голова не знает).
  11. Ешь больше, (а говори меньше).
  12. Ласковое слово (и кость ломит).
  13. Языком болтай, (а рукам воли не давай).

Любой развитой язык, будь то русский или татарский, испанский или монгольский, английский, французский или немецкий, необычайно красив и богат. Огромную роль овладением языком играет стилистически правильно оформленное высказывание. Вы, по-видимому, знаете, что существует стилистическая шкала, на которой можно разместить все средства языка. Она состоит из трех видов: высокий, нейтральный и сниженный, основным из которых является нейтральный. Рассмотрим эти виды:

высокий

нейтральный

сниженный

почивать

спать

дрыхнуть

вкушать

есть

жрать, лопать

лик

лицо

морда (о человеке)

скончаться

умереть

дать дуба, загнулся

очи

глаза

Мигалки, моргалки

Смешивание этих трех видов иногда приводит к очень смешным последствиям.

Огромную роль в овладение языком играет чистота речи. Мы должны избегать слов - сорняков, слов - паразитов. К ним относятся «любимые словечки» так сказать, значит, вот, понимаете, ну. Такие слова нужно редко употреблять в своей речи. Слова для сверхчастого употребления: прошу, извините, благодарю, пожалуйста, разрешите, спасибо. А такие молодежные жаргонные слова, как кайфово, колись, балдею, валяй, квасился, без базара, чувак приводит деградации языка, а то и нации.

По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело, можем определить степень интеллигентности человека, степень его образованности, психологической уравновешенности.

«Хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо учиться долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Хоть и трудно - это надо, надо» - писал Д. Лихачев.

Нужно помнить всем следующие заповеди речевого поведения:

  1. Всегда знай, с какой целью и зачем вы говорите.
  2. Умейте находить общий язык с любым собеседником.
  3. Помните, что вежливость - основа речевого поведения.
  4. Избегайте многословия.
  5. Говорите просто, понятно, четко.
  6. Избегайте речевого однообразия.
  7. Владейте культурой языка.
  8. Следуйте высоким образцам. Ищите свой идеал образца.
  9. Умейте не только говорить, но и слушать.

А вот Дейл Карнеги, американский специалист человеческих отношений, предлагал следующие принципы видения дискуссии:

  1. Беседуя с каким - либо человеком не начинайте разговор с обсуждения тех вопросов, по которым расходитесь с ним во мнениях.
  2. Никогда не начинайте с заявления: «Я умнее вас. Я собираюсь кое-что сказать и заставить вас изменить ваше мнение».
  3. «Всегда избегайте острых углов». В мире существует только один способ одержать верх споре - это уклониться от него. Избегайте споров. Человек, которого убедили против его воли, не отречется от своего мнения и поневоле.

Итак, во имя сохранения языка мы должны объединиться, чтобы сообща, единым фронтом бороться за его культуру. Мы должны изо всех сил, стремится к тому, чтобы грязная ругань вызывала отвращение, чувство элементарной брезгливости и встречала дружеский отпор окружающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Учебно Методический Комплект по обучению двум гос. языкам в ДОУ РТ."

Модернизация Российского образования внесла конструктивные изменения в систему дошкольного образования. На смену традиционным методам организации педагогического процесса ДОУ пришли технологии л...

Консультация для воспитателей по теме :" Использование УМК в обучении детей русскому и татарскому языкам".

Эта информация об учебно-методических комплектах по обучению русскому и татарскому языкам, созданных в рамках Госпрограммы РТ " Киләчәк - будущее"....

Консультация на татарском языке для воспитателей

Татар теледә тәрбиячеләр өчен консультация...

Особенности организации деятельности воспитателей и воспитанников дошкольного учреждения в ходе реализации программы по формированию навыков иноязычной речи (консультация для воспитателей и педагогов дополнительного образования (английский язык))

Консультация раскрывает особенности взаимодействия воспитателей и педагогов английского языка по формированию навыков иноязычной речи и детей дошкольного возраста....

"Знания - ключ ко всему" Конспект занятия по развитию речи (подготовка к обучению грамоте)

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Знания-ключ ко всему»Возрастная группа: старшаяПродолжительность занятия: 25 минут.Цель: актуализация и систематизация знаний детей ...