"Организация культурных практик с детьми дошкольного возраста"
методическая разработка
Методические рекомендации «Организация культурных практик в дошкольном образовательной организации»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulturnye_praktiki_na_sayt_2024.docx | 30.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на РМО 19.10.2023г.
старший воспитатель Успанова М.И.
Организация культурных практик с детьми дошкольного возраста.
2-3 слайд
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее везде: Стандарт) используется понятие «культурная практика». «В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках».
Используется данное понятие и в Федеральной образовательной программе дошкольного образования (далее везде: ФОП ДО). В ФОП ДО данное понятие оказывается в названии достаточного объемного раздела «Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик». Вновь союз «и» подчеркивает, что культурные практики – это нечто особенное, отличное от остальной деятельности ребенка.
4 слайд
Введение нового термина заставило задуматься о том, что такое культурные практики, и что нового они внесут в дошкольное образование.
Необходимо отметить, что однозначно единой трактовки термина «культурные практики» не существует.
Как можно трактовать это понятие?
• Это обычные, привычные для человека способы и формы самоопределения, нормы поведения и деятельности.
• Это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни
• Это апробация новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.
• Это стихийное и подчас обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.
• Это приобретение собственного нравственного, эмоционального опыта сопереживания, заботы, эмпатии, помощи и т. п.
Таким образом, культурные практики — это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающиеся с первых дней его жизни.5 слайд
Каждый день, приходя в детский сад, ребёнок проводит апробацию разных способов деятельности, которые основаны на социальном общественном опыте, его индивидуальных потребностях и интересах.
В образовательном процессе детского сада важную роль играет обогащение разного практического опыта детей, как познавательного, социального, художественного, речевого, двигательного, так и культурного, который педагоги передают детям дошкольного возраста в виде культурных умений.
6 слайд
В свете новых приоритетов возникает потребность в поиске инновационных форм организации образовательного процесса, которые будут направлены на создание условий для развития самостоятельности, инициативы, активности и культурного самовыражения детей дошкольного возраста.
В связи с этим сегодня на первый план выдвигается проблема формирования профессиональных компетенций педагогов детского сада, предполагающая наличие теоретико-методических знаний и практических умений, обеспечивающих эффективность организации культурных практики детей дошкольного возраста.
Эта проблема обуславливает острую необходимость методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов детского сада, которое должно носить целенаправленный комплексный характер и отражать различные механизмы профессионального взаимодействия педагогов в коллективной и индивидуальной деятельности.
7 слайд
Методическое сопровождение - это в первую очередь оказание помощи и поддержки педагогам в педагогической деятельности и должно опираться на ряд принципов, а именно:
— ответственность субъекта за выбор решения;
— приоритет интересов педагога, непрерывность и системность сопровождения;
— индивидуальный подход к каждому педагогу;
— приоритетность самостоятельного обучения;
— востребованность результатов обучения в практической деятельности;
8 слайд
В первую очередь педагог должен понимать «Чем занятие отличается от культурных практик»
Занятия – это форма организации образовательной деятельности, продолжительность, время в расписании и суммарную образовательную нагрузку которых регулирует СанПиН 1.2.3685-21. Это занимательное и интересное для детей дело, посредством которое они осваивают содержание образовательных областей (пп. 24.12, 24.13 ФОП ДО).
К культурным практикам относят игровую, продуктивную, познавательно- исследовательскую, коммуникативную практики, чтение художественной литературы. Культурные практики дают детям возможность проявить субъектность, развивают творческую, познавательную и коммуникативную инициативы, инициативу целеполагания. Культурные практики ценны тем, что ориентированы на самостоятельность, творчество, активность и инициативность детей (пп. 24.18–24.22 ФОП ДО).
9 слайд
Культурные практики детей дошкольного возраста имеют свои специфические особенности:
в основе культурной практики лежит проблема, решение которой основано на имеющемся опыте детей;
дети решают задачи, которые непосредственно связаны с темой образовательной деятельности, осваивают новый социокультурный опыт;
культурная практика мотивирована для детей и помогает проявить свои интересы и склонности, включает в себя творчество и реализует творческий потенциал детей, реализуется через разные виды детской деятельности, в процессе взаимодействия детей и взрослых; педагог выступает в роли партнёра и оказывает детям поддержку
«К культурным практикам относят игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную практики, чтение художественной литературы», и что «культурные практики предоставляют ребенку возможность проявить свою субъектность с разных сторон, что, в свою очередь, способствует становлению разных видов детских инициатив», перечисляя затем виды инициативы из широко распространённой педагогической диагностики «карты развития»
10 слайд
Зачем нужны культурные практики?
• Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества.
• Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок к учебной деятельности.
• В результате реализации культурных практик происходит формирование универсальных умений ребенка: готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм.
11 слайд
Приведем примеры культурных практик, формирующихся в процессе педагогической деятельности?
• Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры)
• Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта (ситуации могут быть: реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов, иллюстраций или сюжетов литературных произведений), имитационно-игровыми.
• Творческие мастерские.
Художественные мастерские дают детям возможность самостоятельно выбрать материалы, направление и технику изготовления поделки или рисунка.
Мастерские добрых дел помогут организовать работу по ремонту книг, игрушек, трудовому воспитанию, например, помощи младшему воспитателю.
Краеведческая мастерская поможет ознакомить детей с достопримечательностями родного города, научить ценить свою малую родину и быть патриотом.
Познавательные мастерские обладают возможностью создавать макеты и схемы, которые помогут узнать об окружающем мире, его строении и закономерностях. Таким образом, использование мастерской, как формы работы с детьми возможно в самых разных видах деятельности, значительный плюс такой формы работы состоит в добровольности работы в мастерской, в возможности детей к самостоятельности, к выбору, к развитию эмпатии и способности строить совместную деятельность со сверстниками.
• Музыкально-театральные и литературные гостиные.
Цель: создание условий для творческой деятельности детей и свободного общения воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.
• Сенсорные и интеллектуальные тренинги - это система заданий, преимущественно игрового характера. (цвета, формы, пространственных отношений и др., умение сравнивать, классифицировать, систематизировать по какому-либо признаку и пр.)
• Экспериментирование.
• Детский досуг, например: развлечение «Развеселая матрешка», развлечение «День матери» и др.
• Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность
12 слайд
Проектирование культурных практик требует от педагога определённых умений:
слушать детей и слышать их вопросы;
детские вопросы и проблемы включать в содержание образовательной деятельности;
как можно чаще наблюдать за детьми и обращать внимание на проблемы, которые дети стараются решить;
осознанно делать культурную практику частью образовательного процесса, грамотно использовать способы педагогической поддержки детской инициативы в культурных практиках;
проектировать развивающую культурную образовательную среду в соответствии с выбранным видом и темой культурной практики;
13 слайд
Культурные практики проектируются воспитателем в соответствии с решаемыми образовательными задачами. Выбор культурных практик связан с содержанием комплексно-тематического планирования образовательного процесса и направлен на вовлечение детей в совместную игровую, познавательно - исследовательскую, художественную и практическую деятельность.
В рамках тематического планирования режимные процессы организуются в соответствии с выбранным единым тематическим замыслом («Неделя творчества», «Неделя путешествий», «День Здоровья», «День почемучек»).
Проектирование культурных практик предъявляет особые требования к содержанию и организации образовательного процесса, взаимодействию взрослых и детей. Важно вписать культурную практику в образовательный процесс таким образом, чтобы не перегрузить детей информацией, мероприятиями, не ограничить их двигательную и игровую активность. Поэтому при составлении календарно-тематического плана (КТП) деятельности по реализации практики учитывается учебная нагрузка на ребёнка в течение дня с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
14 слайд
Анализ практического опыта педагогов показывает, что частичные теоретические знания о культурных практиках не позволяют педагогам активно включать культурные практики в образовательную деятельность.
Педагоги испытывают значительные трудности, как в проектировании, так и в организации культурных практик, поэтому требуется целенаправленное методическое сопровождение этой педагогической деятельности.
Можно выделить ряд последовательных действий по сопровождению педагогов в процессе организации культурных практик с детьми дошкольного возраста:
1. Провести анализ актуальных проблем педагогов в вопросах организации культурных практик с детьми дошкольного возраста с использованием диагностического инструментария;
2. Определить содержание методического сопровождения, которое будет направленно на решение проблем педагогов по повышению теоретических знаний и практический умений;
3. Определить и выбрать формы организации методической работы — групповые и индивидуальные;
4. Спроектировать и провести методические мероприятия по повышению профессиональной компетенции педагогов в вопросах организации культурных практик детей дошкольного возраста;
5. Создать организационно-педагогические условия, которые обеспечат педагогам право выбора и возможность принятия самостоятельных решений;
Важно отметить, что в процессе методического сопровождения можно использовать формы методической работы, как традиционные, так и инновационные, но все они должны содержать в себе элемент рефлексивной деятельности педагога, как показатель качества его педагогического саморазвития.
15 слайд
Практика ребенка становится культурной когда она создает возможности для его повседневной активности, личной инициативы, осмысления повседневного опыта и создания собственных творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм.
• Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества.
• являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности.
• культурные практики напрямую решают задачи социализации.
Таким образом, осуществление методического сопровождения педагогов в организации культурных практик детей необходимо для развития позитивной социализации, самостоятельности поведения и деятельности, обогащения культурного опыта, самостоятельной, коммуникативной, исследовательской, творческой и социальной активности.
Для педагога появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые методы работы в логопедической практике с детьми дошкольного возраста
Игровые методы работы в логопедической практике с детьми дошкольного возраста....
Организация культурно – досуговой деятельности детей дошкольного возраста
Культурно – досуговая деятельность детей – это специфическая, практически основная сфера социальной жизни детского сада, которая создает внешние и внутренние условия для освоения социокуль...
Организация культурных практик в младшем дошкольном возрасте
Данный материал поможет педагогам понять, что такое культурные практики, как их организовывать, что они развивают у дошкольников....
Методическое сопровождение педагогов в организации культурных практик детей старшего дошкольного возраста
Современные процессы модернизации образования выдвигают первый план формальную принадлежность к профессии, занимаемую им активную позицию, личное отношение педагогическому труду. в развитии обр...
Доклад "Технологии культурных практик с детьми дошкольного возраста"
Доклад "Технологии культурных практик с детьми дошкольного возраста"...
Консультация для воспитателей "Особенности организации культурно-досуговой деятельности детей дошкольного возраста"
В данной консультации рассказывается о важности правильно организованного досуга, и о последствиях которые могут быть если упустить данную деятельность. Раскрываются принципы досуговой деятельности....
Организация культурно – досуговой деятельности детей дошкольного возраста
Культурно – досуговая деятельность детей – это специфическая, практически основная сфера социальной жизни детского сада, которая создает внешние и внутренние условия для освоения социокуль...