Доклад "Технологии культурных практик с детьми дошкольного возраста"
учебно-методический материал
Доклад "Технологии культурных практик с детьми дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_kulturnyh_praktik_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta.docx | 20.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК
С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Выполнила: воспитатель Шарапова Елена Валерьевна
Забайкальский край. Город Чита. МБ ДОУ Центр Развития Ребенка №79
Меняется современный мир, меняются конечно же и дети. Современные дошкольники намного способнее и любознательнее чем раньше.
Поэтому главная цель дошкольного образования на данном этапе - помочь каждому ребёнку раскрыться, создать условия для реализации его возрастного потенциала.
Появилось понятие культурных практик.
Культурные практики – это приобретение опыта общения и взаимодействия со взрослыми, сверстниками; это освоение позитивного и негативного жизненного опыта.
То есть если кратко, то это приобретение опыта и его усвоение в ходе какой - то деятельности.
Существует два направления культурных практик: культурные практики, инициируемые детьми, и культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми.
Наиболее эффективной формой реализации культурных практик является проектная деятельность.
Существует несколько вариантов культурных практик:
1. Совместная игра детей и педагога для обогащения содержания творческих игр, освоения игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.
2. Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта, которые носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть практического характера (оказание помощи малышам, старшим; участие в важных делах, например «Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику»...), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений; педагог вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом дошкольников) и имитационно-игрового характера (т.е. ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению каких - то возникающих проблем).
3. Творческая мастерская, которая предоставляет детям условия для применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию (например: занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам, просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки, игры и коллекционирование).
4. Музыкально-театральная и литературная гостиная - т.е. восприятие музыкальных и литературных произведений на музыкальном и литературном материале.
5. Сенсорный и интеллектуальный тренинг - т.е. задания игрового характера, обеспечивающие становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
6. Детский досуг - т.е. вид деятельности, организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха.
7. Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность, которая носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
Примерные виды и формы культурных практик:
Возраст детей | Культурная практика | Виды и формы работы |
Младший дошкольный возраст | Совместная игра педагога с детьми | сюжетно-ролевая игра режиссерская игра игра-инсценировка игра – драматизация игра-экспериментирование |
Творческая мастерская | проектная деятельность мини-коллекционирование образовательные ситуации с единым названием (например, «Веселая ярмарка») | |
Старший дошкольный возраст | Совместная игра педагога с детьми | В старшем дошкольном возрасте добавляются: игры – экспериментирования могут перерастать в режиссерскую или сюжетно-ролевую игру. театрализованные игры (кукольный театр, настольный театр, театр теней, театр марионеток...) |
Творческая мастерская | В старшем дошкольном возрасте добавляются: студийная, кружковая работа творческие проекты коллекционирование образовательные ситуации с единым название (например, «Город мастеров») проведение ежемесячных проектов (например, «От ложки до матрешки», «Игрушечных дел мастера» и т.д.) в подготовительных группах образовательная ситуация «Школа дизайна» серия дизайн проектов в форме арт-салонов «Друг детства» (дизайн игрушек), «Золотой ключик» (театральный дизайн), «Золушка» (дизайн одежды) и т.д. | |
Чтение художественной литературы | группировка произведений по темам длительное чтение циклы рассказов чтение периодической печати (на примере ознакомления с детскими журналами) и т.п. | |
Все возрастные группы | Досуги | «Песенные посиделки» - пение в кругу знакомых песен театрализованное обыгрывание песен. «Сам себе костюмер» (ряженье) - примеривание различных костюмов, создание при помощи деталей костюмов и атрибутов игровых образов, спонтанные костюмированные игры и диалоги. «Мы играем и поем» – игры с пением (по показу, без предварительного разучивания!) «Танцевальное «ассорти» -свободное движение детей под музыку, образно-танцевальные импровизации, коммуникативные танцы-игры; «Кукольный театр» – всевозможные варианты кукольных представлений от показа взрослыми до спектакля, который показывают старшие дети малышам «Кинофестиваль» – просмотр любимых мультфильмов по известным сказкам и т.д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые методы работы в логопедической практике с детьми дошкольного возраста
Игровые методы работы в логопедической практике с детьми дошкольного возраста....
Организация культурных практик в младшем дошкольном возрасте
Данный материал поможет педагогам понять, что такое культурные практики, как их организовывать, что они развивают у дошкольников....
Методическое сопровождение педагогов в организации культурных практик детей старшего дошкольного возраста
Современные процессы модернизации образования выдвигают первый план формальную принадлежность к профессии, занимаемую им активную позицию, личное отношение педагогическому труду. в развитии обр...
Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы детьми дошкольного возраста.
На современном этапе развития общества выявлена тенденция по ухудшению состояния здоровья детей. Острые респираторные заболевания занимают ведущее место в структуре общей заболеваемости дошкольников. ...
Игровые практики с детьми дошкольного возраста с использованием фрутокрышечек.
Фрутокрышечки — это обыкновенная крышка от детского пюре «Фруто Няни». Производители этой известной марки придумали разноцветные крышечки с игровыми элементами - они могут скреплятьс...
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности, которые используются в практике с детьми дошкольного возраста
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности, которые используются в практике с детьми дошкольного возраста...
"Организация культурных практик с детьми дошкольного возраста"
Методические рекомендации «Организация культурных практик в дошкольном образовательной организации»...