"Духовно- нравственное воспитание в детском саду"
учебно-методический материал
В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования «Воспитание личности ребенка должно быть направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
01._2024_duhovno-nravsvennoe_vospitanie.docx | 29.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов по теме:
«Духовно- нравственное воспитание в детском саду»
Составила старший воспитатель Федорова Е.А.
«Если ты думаешь на год вперёд – посади семя.
Если ты думаешь на десятилетия вперёд – посади дерево.
Если ты думаешь на век вперёд – воспитай человека.»
Восточная мудрость
Духовно - нравственное воспитание дошкольника — это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
В настоящее время существует несколько документов, которые отражают отношение государства к системе духовно-нравственных ценностей.
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400)
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г., № 996-р)
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 87. п.1)
5. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования №1155 от 17.10.2013 года.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования «Воспитание личности ребенка должно быть направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
Главные звенья в воспитании духовно – нравственной личности:
- Семья
- Воспитатель
- ДОУ
- Социум
- Природа
- Труд
- Искусство
На первом месте по духовно- нравственному воспитанию стоит семья. Очень важно в первую очередь научиться работать, взаимодействовать с родителями воспитанников. Давайте рассмотрим, что такое духовное, а что подразумевается под нравственным воспитанием.
Духовное и нравственное воспитание
Ш.А. Амонашвили говорит о духовном воспитании следующее:
«В Душе и сердце Ребенка должны быть поселены: светлые образы, мысли и мечтания чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие; чувство заботы и сострадания, радости и восхищения; сознание жизни, смерти и бессмертия…»
Большинство ученых (Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, В.А. Сухомлинский, М.И. Шилова, А.И. Шемшурина и др.) согласны с тем, что: «Нравственное воспитание представляет собой процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого, направленный на формирование нравственного сознания (ознакомление с нравственными идеалами, принципами, требованиями общества; превращение этих знаний в убеждения), устойчивых положительных нравственных чувств (совести, долга, чести, ответственности, стыда и т.п.), и нравственных качеств (честности, правдивости, доброты, дисциплинированности, добросовестности и т.п.), формирование культуры поведения (нравственных умений и привычек)».
Суть духовно-нравственного воспитания заключается в формировании у ребёнка понятий о нематериальных ценностях в жизни.
Это осознание значимости семьи для каждого человека, уважение старшего поколения, желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе. Воспитать нравственность возможно только через личный пример взрослого и взаимодействие с ребёнком. Детский сад часто называют вторым домом малышей, и здесь (наравне с домашним воспитанием) происходит процесс духовного развития.
При этом, мы наблюдаем спад в духовно-нравственном развитии детей. Со стороны взрослых уделяется мало внимания таким вопросам, как достойное поведение ребенка в обществе, вежливое обращение детей к сверстникам и взрослым и т.д.
Все мы прекрасно осознаем, что благородство души, честь, доброта, нужна человеку как воздух, одежда, вода, пища. Духовные и нравственные привычки нужны, ибо они создают иммунитет против пошлости, нравственной арифметики взаимоотношений (ты – мне, я - тебе).
Формирование духовно-нравственного опыта и поведения детей происходит в процессе разнообразных видов детской деятельности – на занятиях, в труде, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми.
Ставя перед собой задачи по нравственно-духовному воспитанию, следует обратить внимание на следующее положение:
- установление и развитие деловых и межличностных на уровне «воспитатель – ребенок - группа»;
- уважение самооценки личности дошкольника;
- вовлечение ребенка во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;
- создание психологической основы и стимулирование самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации задач духовно-нравственного плана.
В работе педагогов по нравственно-духовному воспитанию главным методом на всех возрастных этапах считать игру с опорой на познавательный материал, усложняющийся поэтапно и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Большая роль в осуществлении многосторонних задач по нравственно-духовному воспитанию отводится художественной литературе. Широко использовать в воспитании культуры поведения произведения Осеевой, А. Барто, К. Чуковского, Е.Пермяка и др. авторов.
С детьми старшего дошкольного возраста рекомендуется использовать элементы ТРИЗ («Мозговой штурм») – придумываем и сочиняем концовку рассказа так, чтобы все закончилось хорошо путем создания специальных ситуаций.
В своей работе используйте методы напоминания, разъяснения, объяснения (особенно в младшем возрасте). Терпеливо напоминайте, что каждый предмет имеет свое место, назначение. Объясняйте, что игрушки, книги, вещи служат дольше, выглядят как новые, если с ними обращаться аккуратно.
Используйте положительную оценку, похвалу, одобрение, которые создают у детей уверенность в том, что они поступают правильно, побуждая их тем самым к дальнейшим положительным действиям.
В старшем возрасте придавайте поведению детей общественную направленность: воспитывайте в детях желание считаться с удобствами окружающих, опекать младшего, заступаться за того, кто послабее, проявлять внимание и сочувствие к товарищу, предупредительность и уважение к взрослым.
Всю работу необходимо проводить в тесной связи с семьей. Если ребенок получает вместе со знаниями, навыками, умениями еще и радость, хорошее настроение, учится и умеет любить, получает ответы на все вопросы, учится делать нравственный выбор и определять нравственную оценку и самооценку поступков, то можно считать задачу духовно-нравственного воспитания решаемой. Воспитывать детей надо с радостью, передавая им душевную доброту и понимание.
Руссо считал, что ребенок с малых лет должен знать: насколько он будет хорош с окружающими, настолько и они будут хороши с ним.
Хочется верить, что при таком подходе ребенок уже в детстве сможет понять, что любовь, доброта, великодушие, благородство сильнее зла, пошлости, насилия.
Реализация духовно- нравственного воспитания дошкольников проходит через все виды детской деятельности.
Виды детской деятельности:
- Познавательно- исследовательская деятельность
- Музыкальная деятельность
- Изобразительная деятельность
- Коммуникативная деятельность
- Игровая деятельность
- Двигательная- деятельность
- Самообслуживание и элементарная трудовая деятельность
- Конструирование, ручной труд
- Восприятие художественной литературы
Познавательно- исследовательская деятельность
- Формирование начал патриотизма и гражданственности.
- Формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе.
- Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
- Воспитание уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей;
- Формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа и уважения к представителям других национальностей.
- Формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений (сочувствия, сопереживания, коммуникативных способностей (дружелюбие в общении с окружающими, взаимопонимание и искренность, уважение к личности, эмоциональный контакт.
- Воспитание уважительного отношения к труду.
Музыкальная деятельность
- Развиваем музыкальные способности детей, слух, чувство ритма
- Знакомим детей с культурным и национальным наследием нашей страны (национальный костюм, народные традиции, фольклор)
- Знакомим детей с игрой на народных инструментах
- Играем в различные игры под музыку, учим потешки, заклички и т.д.
- Знакомим детей с героическим прошлым нашей страны, поём песни военных лет
- Слушаем и поём детские песни советских композиторов, знакомим детей с произведениями русских композиторов, используем их во всех видах деятельности.
Восприятие художественной литературы
- Расширяем представления детей о родной стране России, о родном городе Барнауле
- Знакомим детей с Российской геральдикой, с государственными праздниками, с историей России и нашего города, с русскими богатырями, героями и событиями Великой Отечественной войны, с национальными костюмами народов России.
- Углубляем представления детей об окружающем мире, о родной природе: животном и растительном мире.
- Закрепляем знания детей о художественных жанрах.
- Знакомим детей с творчеством писателей, поэтов, художников, композиторов, с российскими спортсменами и другими профессиями.
- Знакомим с малыми фольклорными формами.
- Пробуждаем в детях морально-этические чувства.
- Углубляем представления детей о пожарной безопасности.
- Закрепляем знания детей о правилах дорожного движения.
- Расширяем представления детей о здоровом образе жизни.
Изобразительная деятельность
- Формирование у детей чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду, чувства любви к своему родному городу на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
- Формирование представлений о России, как о родной стране, о Москве как о столице России, представлений о малой родине – городе Барнауле.
- Развитие патриотических чувств в процессе изобразительной деятельности рассматривания произведений искусства.
- Воспитание патриотических чувств через знакомство и изображение герба своей семьи, города Барнаула, Алтайского края, государственной символики России.
- Воспитание любви и уважения к историческому военному прошлому, н настоящему (открытка победителю, открытки к 23 февраля, 9 мая).
- Знакомство с русской живописью, народными промыслами.
Коммуникативная деятельность
- Формируем у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
- Создаем условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
- Развиваем социальный и эмоциональный интеллект детей, отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
- Формируем культуру общения.
- Формируем уважительное отношение к своей семье и к сообществу в коллективе детей и взрослых, позитивные установки к различным видам труда и творчества.
Двигательная активность
- Знакомство с играми России. Воспитываем толерантность, взаимовыручку, взаимопомощь, поддержку, желание выполнять правила игры в соответствии с условиями.
- Знакомство с русским фольклором: введение в праздники героев русских народных сказок, инсценировки с использованием русского народного устного творчества, внедрение русских народных игр.
- Знакомство с базой Олимпийского образования посредством внедрения олимпийских идеалов, ориентиров, с историями успеха спортсменов, их достижений.
Гендерное воспитание. Использование более сложных задач для мальчиков и более простых для девочек
Самообслуживание и элементарная трудовая деятельность
- Воспитание уважительного отношения к труду взрослых, желание трудиться.
- Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию, умение и желание доводить его до конца, стремление сделать его хорошо.
- Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
- Воспитание культурного, опрятного человека, умеющего вести себя за столом, дома, в обществе, в общественных местах.
Игровая деятельность
- Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми.
- Формирование умения соблюдать правила совместной игры.
- Формировать умение договариваться, помогать друг другу.
- Воспитание волевых качеств и выполнение установленных норм поведения.
- Воспитание любви и уважения к родному дому, детскому саду, городу.
- Расширение представлений детей о России, родном городе, природе родного края и культурном наследии своего народа.
- Развитие интереса к русским традициям и ремёслам.
Таким образом, мы видим, что духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста реализуется через все виды детской деятельности.
Источники:
- https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-pedagogov-duhovno-nravstvenoe-vospitanie-doshkolnikov-v-sovremenoi-obrazovatelnoi-srede.html
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2023/02/09/konsultatsiya-dlya-pedagogov-duhovno-nravstvennoe-vospitanie
- https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1704869283&tld=ru&lang=ru&name=Методическая%20разработка_compressed.pdf&text=духовно-нравственное%20воспитание
- https://pedagogcentr.ru/publication/3/33/472
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Духовно-нравственное воспитание в детском саду
13 ноября в нашем детском саду в рамках Рождественских чтений состоялось заседание круглого стола на тему "Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций" Участниками стали пред...
Духовно-нравственное воспитание в детском саду.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду....
Духовно-нравственное воспитание в детском саду (из опыта работы)
Сегодня всех нас не может не тревожить духовное и нравственное состояние нашего общества, проникновение в души взрослых и детей культа низменных страстей и власти денег. Размытые и искаженные духовно-...
«Духовно - нравственное воспитание в детском саду»
Конечная цель разумного воспитания детейзаключается в постепенном образовании в ребенкеясного понимания вещей окружающего мира.Затем результатом понимания должно статьвозведение добрых инстинктов детс...
Консультация для педагогов "Духовно-нравственное воспитание в детском саду"
Консультация для родителей "Какие игрушки необходимы детям"...
Консультация для родителей и воспитателей «Духовно - нравственное воспитание в детском саду»
Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей и воспитателей "Духовно-нравственное воспитание в детском саду"...
Консультация для родителей и воспитателей «Духовно нравственное воспитание в детском саду»
В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Слово Божие спокон веков звучало на Руси как-то по особе...