Формы и методы привлечения внебюджетных средств (из опыта работы)
проект
Материал содержит основные этапы процесса получения и распределения доходов от внебюджетной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_privlechenie_vnebyudzhetnyh_sredstv.docx | 23.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формы и методы
привлечения внебюджетных средств
(из опыта работы)»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Для решения основных задач государственной политики в сфере образования по повышению качества и конкурентоспособности образовательных услуг необходимы значительные ресурсы и прежде всего финансовые, образуемые как за счет бюджета, так и внебюджетных источников.
Современная экономика создает возможности осуществления многоисточникового, многоканального поступления средств в организации системы образования.
Дополнительное поступление средств из внебюджетных источников позволяет усиливать информатизацию отрасли образования, укреплять материальную базу, расширять инфраструктуру, повышать оплату труда работников образовательных организаций и закреплять кадры в системе образования.
Процесс привлечения и использования внебюджетных средств многообразный и весьма сложный. Чтобы наладить эффективное действие этого процесса, необходимо:
- в образовательных организациях:
- четко определить направления и записать это конкретно в свои уставы; установить перечень привлекаемых и используемых внебюджетных средств;
- подготовить и утвердить подробные локальные нормативные акты по этим вопросам, формы заключаемых договоров;
- составлять сметы доходов и расходов, отчеты об их исполнении;
- закрепить кадры за каждым видом внебюджетной деятельности;
- организовать обучение этих кадров, обращая особое внимание на изучение нормативных правовых требований;
- организовать регулярный внутренний контроль на всех стадиях получения и расходования внебюджетных средств, обеспечить целевое, эффективное использование денежных средств и материальных ценностей.
Обобщая наш опыт, мы можем выделить
- Четыре основных этапа процесса получения и распределения доходов ДОО от внебюджетной деятельности.
1) Планирование — разработка сметы доходов и расходов внебюджетных средств — обязательный элемент организации внебюджетного финансирования.
Смета разрабатывается и утверждается до начала осуществления внебюджетной деятельности. В лицевом счете ДОО появляется новый код субсидий по учету операций с внебюджетными средствами.
2) Процесс осуществления внебюджетной деятельности.
Без этого процесса внебюджетные доходы не могут быть получены. В данном случае, речь идет не о пожертвованиях, хотя, и для их получения какая-то деятельность необходима.
3) Распределение доходов от внебюджетной деятельности —
важная составная часть описываемого процесса, поскольку
связана с движением средств внутри образовательной организации, их распределением, возмещением расходов, понесенных в ходе осуществления внебюджетной деятельности, распределением накладных расходов, определением сумм налогов, оформлением документов для
применения налоговых льгот и др.
4) Осуществление расчетов с налоговой системой можно было
бы и не выделять в качестве отдельного «подпроцесса». В данном случае ставится задача показать, что без выполнения этой операции финансовый результат внебюджетной деятельности не может быть получен. Если даже налоги платить не нужно (такое тоже возможно), то и этот вариант должен быть соответствующим образом документально оформлен, урегулированы отношения с налоговой системой.
Еще раз отметим, что вся внебюджетная деятельность направлена на получения финансового результата, на получение дохода. К тому же финансовый результат это и налоги, в получении которых заинтересовано государство.
Разумеется, каждый этап может быть представлен в виде последовательности еще более мелких этапов вплоть до отдельных операций, в этом и состоит содержание примененного в данном случае подхода — анализа и моделирования процесса осуществления внебюджетной деятельности, называемого «анализ бизнес-процессов».
- Основными источниками внебюджетных средств являются доходы от самостоятельной деятельности образовательного учреждения, осуществляемой за рамками той деятельности, которая финансируется из бюджета учредителя, а также различные пожертвования, не имеющие целевого характера.
Источники внебюджетных | Источники внебюджетного |
Спонсорские средства, пожертвования | Спонсорские средства, пожертвования |
Доходы от самостоятельной деятельности | Часть доходов, остающаяся в распоряжении |
- Необходимость ресурсного обеспечения любого процесса представляется по меньшей мере очевидной. Но, как ни странно, об этом часто забывают. Особенно когда дело касается внебюджетной деятельности.
В этом смысле таблица является очень полезной, поскольку позволяет представить, для какого вида деятельности ресурсы необходимы, какие именно ресурсы и в каких объемах с тем, чтобы в дальнейшем определить необходимые для этого финансовые затраты и заложить их в смету. Кроме того, такое представление позволяет «вписать» эти виды деятельности в структуру образовательной организации. В упрощенном варианте структура потребности в ресурсах может быть представлена следующим образом.
Ресурсное обеспечение осуществления внебюджетной деятельности представлено в таблице на слайде
Этап | Необходимые ресурсы |
Разработка сметы внебюджетных доходов и расходов | • труд работников, осуществляющих |
Осуществление внебюджетной деятельности | |
Распределение доходов от | |
Осуществление расчетов с |
И все необходимые ресурсы должны быть качественно и количественно определены и учтены, а в смете доходов и расходов предусмотрены средства для их оплаты. Чем точнее это будет сделано и чем лучше обосновано, тем меньше вопросов возникнет и у проверяющих учреждений, и у работников образовательной организации, которые должны будут взять на себя дополнительную нагрузку в связи с осуществлением внебюджетной деятельности вместе с бюджетной.
- Для того чтобы весь процесс внебюджетной деятельности функционировал правильно и не вызывал дополнительных вопросов, он должен соответствовать действующему законодательству, подзаконным актам и быть соответствующим образом оформлен необходимыми решениями в пределах компетенции образовательной организацией. Следует иметь в виду, что самостоятельное «распоряжение», о котором упоминается в связи с внебюджетными средствами, означает «самостоятельное принятие решений» о распоряжении этими средствами. А раз решения должны приниматься, то должен быть установлен порядок их принятия: кто принимает, куда могут быть направлены средства, какова процедура принятия, как оформляется решение и т. д.
Считаем важным, что для нормальной организации внебюджетной деятельности должны быть приняты решения, как минимум, по следующим вопросам:
1) в уставе образовательной организации должны быть указаны те виды внебюджетной деятельности, которые может осуществлять организация;
2) должен быть установлен порядок разработки сметы доходов
и расходов по внебюджетной деятельности;
3) должно быть разработано и утверждено положение о порядке
осуществления внебюджетной деятельности в образовательной организации;
4) должен быть определен порядок распределения доходов от
внебюджетной деятельности, в том числе отражающий установленные ограничения;
5) должен быть установлен порядок оформления документов
для взаимодействия с налоговой системой в части внебюджетной деятельности и т. д.
Мы выполнили, указанные требования на основе следующей нормативной базы, которую вы можете видеть на слайде.
Трудового Кодекса Российской Федерации, постановления Правительства РФ от № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг», Федерального закона от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Закона РФ от № 2300-1 «О защите прав потребителей», СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от г. № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».
Мы приняли необходимые решения и теперь можем утверждать что:
• осуществляемая внебюджетная деятельность является уставной;
• смета доходов и расходов разрабатывается, утверждается и
корректируется;
• доходы от внебюджетной деятельности распределяются обоснованно;
• ресурсы, расходуемые на осуществление внебюджетной деятельности, учтены верно;
• труд работников, осуществляемых внебюджетную деятельность, оплачен в соответствии с принятым порядком;
• все необходимые документы, подтверждающие принятие решений по указанным направлениям, приняты в рамках прав образовательной организации и в соответствии с уставом.
Важно и то, что самостоятельно распорядиться прибылью можно также только в соответствии с уставом образовательной организации и принятыми на его основе положениями. Такие документы в нашем детском саду, утверждаются Советом образовательной организации, и за их исполнением осуществляется строгий контроль. Впрочем, вся финансовая сфера деятельности образовательных организаций является объектом строгого контроля со стороны многочисленных контрольных и надзорных органов.
В заключение следует отметить, что прибыль, полученную в результате осуществления самостоятельной уставной деятельности, мы используем по нескольким направлениям:
• для развития внебюджетной деятельности, т. е. расширения
базы для ее осуществления;
• для восполнения недостатка бюджетного финансирования,
инвестирования доходов в обеспечение и развитие образовательного процесса;
• на иные, предусмотренные уставом образовательной организации цели.
Таким образом, самостоятельное распоряжение доходами от
внебюджетной деятельности предполагает определенную организацию внебюджетной деятельности, ее всестороннее ресурсное обеспечение и установление порядка осуществления различных видов
деятельности в рамках ее осуществления.
Остап Бендер знал 400 относительно честных способов отъема денег у населения, я попыталась представить 401, который может применить каждая образовательная организация, т.к. современная экономика позволяет действовать в рамках законодательства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы взаимодействия детского сада и семьи. Из опыта работы.
Нетрадиционные формы взаимодействия детского сада и семьи."Встреча с интересным человеком"....
«Роль семьи в реализации проектного метода в специфике ДОУ». (из опыта работы)
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препя...
Метод сказкотерапия в доу. (из опыта работы)
Эффективность метода сказкотерапии я определила по следующим показателям:— у детей стала лучше развиваться моторика и координация движений;— они научились снимать физическое и психическое напряжение;—...
Консультация для педагогических работников "Формы и методы привлечения родителей к участию в образовательной деятельности"
Консультация для педагогических работников "Формы и методы привлечения родителей к участию в образовательной деятельности"...
Доклад к педсовету на тему: Формирование умственной деятельности дошкольников путём использования новых методов обучения в ФЭМП (из опыта работы)
Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду. К окончанию детского сада у ребенка должен сформироваться...
Образовательный проект с использованием современных форм и методов привлечения дошкольников к чтению
В наш век новых информационных технологий книга проигрывает неравную схватку с техническими средствами: телевизором и компьютером. Современные дети всё чаще проводят свободное время за компьютер...
«Метеостанция ДОУ как эффективный метод экологического воспитания дошкольников» - из опыта работы.
Создание Метеостанции на территории нашего детского сада....