Консультация для педагогов "Развитие речи с учетом ФОП ДО и ФГОС ДО"
консультация

Соцкая Анастасия Владиславовна

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, поступающих в школу, не владеют навыками связной речи в полном объеме. Ребенок-дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_v_dou_s_uchetom_fop_do_i_fgos_do_-_kopiya.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Развитие речи с учетом ФОП ДО и ФГОС ДО»

ФОП ДО – это новая федеральная программа дошкольного образования, вышедшая в 2023 году. Она создана на основе федеральных законов, регулирующих отношения в сфере образования. Разработчики Федеральной программы существенно расширили содержательный раздел документа.

Цель ФОП: «Всестороннее развитие и воспитание ребёнка в период дошкольного детства на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, поступающих в школу, не владеют навыками связной речи в полном объеме. Ребенок-дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое.

Речевое развитие – одна из основных линий развития дошкольника. Речевое развитие помогает дошкольнику войти в современный мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речевого развития дошкольник познаёт мир, высказывает свои мысли и взгляды. В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие выделено в отдельную образовательную область.

Стандарт определяет речевое развитие следующим образом: «не только овладение языковыми нормами (фонетическими, грамматическими, лексическими), но и совершенствование выразительных средств языка в живом речевом общении, развитие коммуникативных способностей детей».

Решение задач воспитания и обучения направлено на приобщение детей к ценностям «Культура», «Красота» п.20.8 ФОП ДО, что предполагает: владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы культурного поведения; воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке).

Целью работы воспитателя по речевому развитию детей дошкольного возраста является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком. Именно поэтому речевое развитие, занимает важное место в ФОП ДО.

Задачи образовательной деятельности с детьми по речевому развитию делят по направлениям.

В раннем возрасте делится (1-2 года) на:

1. Развитие понимания речи

2. Развитие активной речи

В дошкольном возрасте (3-7 лет) на:

  • формирование словаря (обогащение и активизация)
  • звуковая культура речи
  • грамматический строй речи
  • связная речь
  • подготовка к обучению грамоте (с 3-4 лет)
  • интерес к художественной литературе

Рассмотрим каждый компонент в отдельности.

1. Формирование словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение).

2. ЗКР (развитие восприятия звуков родной речи и произношения).

3. Грамматический строй речи (морфология, синтаксис, словообразование).

4. Развитие связной речи (диалогическая (разговорная) речь, монологическая (рассказывание).

5. Подготовка к обучению грамоте (различие звука и слова, нахождение места звука в слове).

6. Интерес к художественной литературе (формирование любви и интереса к художественному слову).

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности.

В практике по развитию речи используются следующие методы:

Наглядные:

- Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

- Опосредованное наблюдение (рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).

Словесные:

- Чтение и рассказывание художественных произведений;

- Заучивание наизусть;

- Пересказ;

- Обобщающая беседа;

- Рассказывание без опоры на наглядный материал.

Практические:

- Дидактические игры;

- Игры-драматизации;

- Инсценировки;

- Дидактические упражнения;

- Хороводные игры.

Также для развития речи используются разнообразные средства:

• общение взрослых и детей;

• культурная языковая среда, речь воспитателя;

• художественная литература;

• различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).

Таким образом, Федеральная образовательная программа дошкольного образования предлагает подготовительный к обучению этап, введение в систематическое обучение. Его цель – подготовить психологически и содержательно к успешному решению учебных задач.

В результате, к концу 7 года жизни ребенок ведет диалог со взрослыми и сверстниками, может организовать детей на совместную деятельность; задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях жизни; участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает слова, может написать свое имя печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству; в коллективных обсуждениях выдвигает гипотезы, использует речевые формы убеждения, владеет культурными формами выражения несогласия с мнением собеседника; умеет принять позицию собеседника; успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы, планирует сюжеты творческих игр; речь чистая, грамматически правильная, выразительная, владеет звуковым анализом слов; проявляет устойчивый интерес к литературе, имеет предпочтения в жанрах литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Звуковая культура речи в работе воспитателя ДОУ с учетом ФГОС».

Звуковая культура речи— понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию....

«Обучение элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с учетом требований ФГОС»

В данной статье рассматривается опыт работы педагога ДОУ по обучению грамоте детей коррекционной логопедической группы. Автором обосновывается актуальность и раскрывается система работы по данной теме...

Организация предметно- развивающей среды по развитию речи с учетом ФГОС.

Организация предметно- развивающей среды по развитию речи с учетом ФГОС.Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, те...

Рекомендации для родителей: «Создание условий для обучения грамоте дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с учетом требований ФГОС»

Дети с общим недоразвитием речи- это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. На сегодняшний день очень возросли требования, к поступающим в первый класс ...

Консультация для педагоговРазвитие речи у детей раннего возраста посредством дидактической игры.

Игра- ведущая деятельность ребёнка- дошкольника, определяющая егодальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присущавоображаемая ситуация. Благодаря ей ребёнок учиться мыслить о реа...

Консультация для педагогов «Развитие речи с учетом ФОП ДО и ФГОС ДО»

ФОП ДО – это новая федеральная программа дошкольного образования, вышедшая в 2023 году. Она создана на основе федеральных законов, регулирующих отношения в сфере образования. Разработчики Федера...