Консультация для педагогов «Развитие речи с учетом ФОП ДО и ФГОС ДО»
консультация
ФОП ДО – это новая федеральная программа дошкольного образования, вышедшая в 2023 году. Она создана на основе федеральных законов, регулирующих отношения в сфере образования. Разработчики Федеральной программы существенно расширили содержательный раздел документа.
Цель ФОП: «Всестороннее развитие и воспитание ребёнка в период дошкольного детства на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_s_uchetom_fop_do_i_fgos_do_konsultatsiya.docx | 17.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Развитие речи с учетом ФОП ДО и ФГОС ДО»
ФОП ДО – это новая федеральная программа дошкольного образования, вышедшая в 2023 году. Она создана на основе федеральных законов, регулирующих отношения в сфере образования. Разработчики Федеральной программы существенно расширили содержательный раздел документа.
Цель ФОП: «Всестороннее развитие и воспитание ребёнка в период дошкольного детства на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, поступающих в школу, не владеют навыками связной речи в полном объеме. Ребенок-дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое.
Речевое развитие – одна из основных линий развития дошкольника. Речевое развитие помогает дошкольнику войти в современный мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речевого развития дошкольник познаёт мир, высказывает свои мысли и взгляды. В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие выделено в отдельную образовательную область.
Стандарт определяет речевое развитие следующим образом: «не только овладение языковыми нормами (фонетическими, грамматическими, лексическими), но и совершенствование выразительных средств языка в живом речевом общении, развитие коммуникативных способностей детей».
Решение задач воспитания и обучения направлено на приобщение детей к ценностям «Культура», «Красота» п.20.8 ФОП ДО, что предполагает: владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы культурного поведения; воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке).
Целью работы воспитателя по речевому развитию детей дошкольного возраста является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком. Именно поэтому речевое развитие, занимает важное место в ФОП ДО.
Задачи образовательной деятельности с детьми по речевому развитию делят по направлениям.
В раннем возрасте делится (1-2 года) на:
1. Развитие понимания речи
2. Развитие активной речи
В дошкольном возрасте (3-7 лет) на:
- формирование словаря (обогащение и активизация)
- звуковая культура речи
- грамматический строй речи
- связная речь
- подготовка к обучению грамоте (с 3-4 лет)
- интерес к художественной литературе
Рассмотрим каждый компонент в отдельности.
1. Формирование словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение).
2. ЗКР (развитие восприятия звуков родной речи и произношения).
3. Грамматический строй речи (морфология, синтаксис, словообразование).
4. Развитие связной речи (диалогическая (разговорная) речь, монологическая (рассказывание).
5. Подготовка к обучению грамоте (различие звука и слова, нахождение места звука в слове).
6. Интерес к художественной литературе (формирование любви и интереса к художественному слову).
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности.
В практике по развитию речи используются следующие методы:
Наглядные:
- Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
- Опосредованное наблюдение (рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).
Словесные:
- Чтение и рассказывание художественных произведений;
- Заучивание наизусть;
- Пересказ;
- Обобщающая беседа;
- Рассказывание без опоры на наглядный материал.
Практические:
- Дидактические игры;
- Игры-драматизации;
- Инсценировки;
- Дидактические упражнения;
- Хороводные игры.
Также для развития речи используются разнообразные средства:
• общение взрослых и детей;
• культурная языковая среда, речь воспитателя;
• художественная литература;
• различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).
Таким образом, Федеральная образовательная программа дошкольного образования предлагает подготовительный к обучению этап, введение в систематическое обучение. Его цель – подготовить психологически и содержательно к успешному решению учебных задач.
В результате, к концу 7 года жизни ребенок ведет диалог со взрослыми и сверстниками, может организовать детей на совместную деятельность; задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях жизни; участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает слова, может написать свое имя печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству; в коллективных обсуждениях выдвигает гипотезы, использует речевые формы убеждения, владеет культурными формами выражения несогласия с мнением собеседника; умеет принять позицию собеседника; успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы, планирует сюжеты творческих игр; речь чистая, грамматически правильная, выразительная, владеет звуковым анализом слов; проявляет устойчивый интерес к литературе, имеет предпочтения в жанрах литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Развитие речи на занятиях педагога-психолога»
Консультация для педагогов «Развитие речи на занятиях педагога-психолога»I. Психологические аспекты развития речи.Речь – процесс использования языка в качестве средства общения. У речи множество функц...
Консультация для педагогов "Развитее речи во второй младшей группе"
Развитие речи детей второй младшей группы...
Консультация для педагогов: «Развитие речи дошкольников при ознакомлении с живой и неживой природой».
Консультация для педагогов:«Развитие речи дошкольников при ознакомлении с живой и неживой природой»....
Консультация для педагогов «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...
Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников в контексте ФГОС ДО»
Консультация для педагогов «Развитие речи...
Консультация для педагогов "Развитие речи с учетом ФОП ДО и ФГОС ДО"
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, по...
«Развитие речи с учетом ФОП ДО и ФГОС ДО»
ФОП ДО – это новая федеральная программа дошкольного образования, вышедшая в 2023 году. Она создана на основе федеральных законов, регулирующих отношения в сфере образования. Разработчики Федера...