"Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста"
консультация
Социальная ситуация развития — сущностная характеристика возрастного периода развития,
введенная Л. С. Выготским.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnaya_situatsiya_razvitiya_detey.pptx | 880.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Социальная ситуация развития — сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л. С. Выготским. Социальная ситуация развития как единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой, определяет: 1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом (А. Н. Леонтьев); 2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия.
Социальная ситуация развития возникает при взаимодействии Социальная среда Л ичность Группа
Социальная ситуация развития- система социальных условий, определяющих психологическое развитие людей. Социальная ситуация-( анг ) совокупность социальных факторов влияющих на поведение, чувства и представления индивида или группы, в системе взаимодействия в определенный период. Социальная ситуация развития «Социальная ситуация развития» система отношений ребенка и социальной среды, которая определяет содержание, направление процесса развития и формирование его центральной линии, связанной с основными новообразованиями. Л.С. Выготский. Социальная ситуация развития- с пецифическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: 1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: 2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: 3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: 4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей;
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: 5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Директива – общее руководящее указание вышестоящего органа; скрытое косвенное послание, которое формирует у ребенка «неположительное» отношение к себе Директива и ее глубинный смысл Внешнее выражение директивы Негативное влияние директивы «Не живи» - желание управлять ребенком через возбуждение в нем постоянного чувства вины «Глаза бы мои на тебя не смотрели», «Как мне трудно с тобой», «Ты мне мешаешь» и пр. Ребенок считает, что он является источником всех возможных бед, что он их вечный должник. Для снижения чувства вины ребенок может подсознательно стремится к наказанию, т.к. ему проще чувствовать себя виноватым за конкретное событие (например драка), а не за факт собственного рождения. Реальное наказание служит ребенку средством разрядки эмоционального напряжения «Не будь ребенком» - обесценивание эмоциональных проявлений «Тебе уже три года, а ты ведешь себя как маленький», «Скорее бы ты вырос» и пр. Дети, принимающие данную директиву, в будущем испытывают трудности в общении с собственными детьми, как неспособные к раскованному поведению
Директивы «Не делай», то есть не делай сам, я буду делать это за тебя «Не делай сам, подожди меня» При такой директиве активности инициатива ребенка практически полностью блокируется. Ребенок начинает испытывать трудности в начале каждого дела. Он постоянно откладывает важные дела на «потом» «Не достигай успеха» - лежит бессознательная зависть к успеху ребёнка или наоборот амбиции «Я так и сказала, что у тебя не чего не получиться», «Один ты делаешь много ошибок», «Зачем ты хочешь быть лучше других?» Ребенок, выполняя такую директиву, пугаясь собственных успеха, может на бессознательном уровне вредить своему делу – делает ошибки, плохо себя ведет или у него снижается самооценка («У меня ничего не получится») «Не думай» - трансляция ребенку страха перед проблемами «Не умничай», «не рассуждай, а делай», «не бери в голову» пр. Дети, выполняющие такую директиву, либо избегают интеллектуального напряжения при решении проблем, либо стремятся «размыть» эти проблемы при помощи развлечений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическая карта оценки педагогической компетентности воспитателя по созданию социальной ситуации развития детей
Шпаргалка для воспитателей в виде диагностического инструментария. чо позволит внедрить в свою педагогическую деятельность ФГОС. Воспитатель просмотрев критерии педагогической компетентности най...
«Социально-коммуникативное развитие детей раннего и дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования."
Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризиров аны многие стороны жизн...
УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Знакомить детей с театрализованной деятельностью надо начинать в первой младшей группе. Малыши смотрят спектакли, которые показывают воспитатели, старшие дошкольники. Встреча с театром помогает д...
Условия необходимые для создания социальной ситуации развития детей дошкольного возраста
В философской методологии, а так же в ряде конкретных общественных наук, прежде всего в социологии, образ жизни характеризуется как совокупность типичных для данного общества, социальной группы или ин...
Развитие социального интеллекта дошкольников как условие, необходимое для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста
Развитие социального интеллекта дошкольников как условие, необходимое для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста...
«Условия для создания социальной ситуации развития детей в дошкольном учреждении»
С целью индивидуализации педагогической деятельности в дошкольных учреждениях используются следующие компоненты развивающей предметно – пространственной среды....
Презентация опыта работы "Эффективные формы взаимодействия ДОУ и семьи как условие создания социальной ситуации развития детей"
Семья и дошкольная образовательная организация – два воспитательных института, каждый из которых по-своему влияет на социальный опыт, формирование личностных качеств ребенка. Каждый из этих инст...