СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТ «ГОРОД-ГЕРОЙ – ЛЕНИНГРАД»
статья (старшая группа) на тему
Среди родителей наших воспитанников проводился опрос, в котором мы просили определить наиболее значимое направление развития ребёнка: познавательное, физическое, социально-личностное или художественно-эстетическое. Бесспорное лидерство закрепилось за «социально-личностным развитием». Результаты для нас оказались неожиданными......
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya-_sotsaaizatsiya_-_kopiya.docx | 20.9 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТ
«ГОРОД-ГЕРОЙ – ЛЕНИНГРАД»
Бочковская Галина Павловна – воспитатель
Среди родителей наших воспитанников проводился опрос, в котором мы просили определить наиболее значимое направление развития ребёнка: познавательное, физическое, социально-личностное или художественно-эстетическое. Бесспорное лидерство закрепилось за «социально-личностным развитием». Результаты для нас оказались неожиданными, но проанализировав свою работу, педагоги нашего дошкольного учреждения пришли к выводу, что другого и быть не могло. Возможно, это было предопределено и историческим фактором. Ведь родители наших дошкольников – это люди, которые в годы перестройки были детьми. Тогда им не хватало внимания взрослых, они на себе ощутили состояние растерянности и незащищенности своих сильных и умных пап и мам. Современные родители стремятся не упустить возможность воспитать детей сильными, самостоятельными, эгоцентричными, целеустремленными и активными.
Что ж плохого! Мы, воспитатели детского сада №8, в общем, не спорим, но стараемся немного скорректировать взгляд главных педагогов–родителей, подвести их к пониманию того, что социально-личностное развитие это не только выращивание огромного всемогущего «Я». Но это и отношения между людьми и человек в истории Родины. Это гордость за свою страну, свой город. Дети – это будущее любого народа, любого государства. Наш город является «незримым», но очень умным, великим, культурным и образованным, иногда суровым, воспитателем подрастающих граждан. Мало родиться в Петербурге, петербуржцем надо стать, а это значит: знать свои корни, историю домов и улиц, историю и архитектуру, великих людей, которые создавали и берегли его.
Нам, педагогам, Санкт-Петербург помогает посеять добро в души наших малышей.
Многолетний проект нашего коллектива, коллектива детей и взрослых, не оставляет равнодушным никого. И так « Город герой – Ленинград». Это не лёгкая тема для того, чтобы преподнести её детям. Она вызывает много споров даже среди нас - педагогов. Дать столь трагический материал, не нанеся вред детской психике, оказалось весьма непростой задачей. Вставал вопрос о том, нужно ли рассказывать детям-дошкольникам об ужасах войны и блокады. Нас поддержала заведующая детской библиотекой «Спутник» - Марина Ивановна Осипова, сказав: « А чем душу воспитывать будем, друзья?» Сотрудники библиотеки – одни из главных участников нашего проекта.
Дети не могут осознать исторических событий и их последовательность, но детская память цепкая и основана на чувствах. Помнить войну и тех, кто принёс победу – значит бороться за мир. «Когда войну забывают, - говорили древние, - начинается - новая!». Впечатления, которые человек получает в детстве остаются с ним на всю его жизнь. Поэтому мы, взрослые, не можем формально относиться к данной теме, на нас огромная ответственность - воспитание будущего Гражданина.
Наша работа начинается с материала наиболее близкого и понятного детям – семья и детский сад. Ни одну семью не обошла война. Вот и сейчас, спустя 70 лет, мы слышим её отголоски. Среди родителей наших воспитанников есть те, кто бережно хранят семейные реликвии – это фотографии, медали, фронтовые письма. И видя наш интерес к их семьям, с удовольствием делятся домашними историческими ценностями. Например, родители Сони Гурьяновой, подарили книгу детскому саду, написанную прабабушкой Канакиной Валентиной Алексеевной «Когда мне было восемнадцать». Рассказы-воспоминания детей блокады трепетно собираем в «Летопись войны». Ленинград потерял во время Великой Отечественной войны половину своего довоенного населения – полтора миллиона человек, в том числе сотни тысяч детей. Сколько именно мы не узнаем никогда, но с уверенностью можно сказать, что на Земле нет другого города, потерявшего за войну столько детей. Воспоминания детей, переживших войну и блокаду понятны современным ребятам. Ведь только имея детское восприятие можно написать такие строки:
Глядя из окна на весь большой наш дом,
Я думала тогда о том,
Что будь буханка хлеба по его размеру,
Я эту уж буханку точно сразу съела!
Это стихотворение подарила нам Пазычева Галина Осиповна, которая была почетным гостем праздника «27 января» в «День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады». Этот праздник мы считаем главным в истории города и в нашем детском саду.
К этому дню готовится весь коллектив – дети и взрослые.
Ежегодно тема «Недели памяти» меняется: «Ленинград. Блокада. Подвиг!», «Дети блокады», «Игрушки в жизни блокадного ребёнка». На следующий год выбрана тема «Ленинградцы»
Стало традицией готовить танцы, разучивать песни и стихотворения о войне и блокаде, слушать рассказы и музыку военных лет, смотреть фильмы и презентации о лихой године.
Выставка детского рисунка «Пусть всегда будет солнце!» служит оформлением к празднику, дети, чувствуя свою значимость, стараются наилучшим образом выразить свои чувства и творческие способности. Да и родители имеют возможность участвовать в выставке семейных проектов моделирования «Дорогой жизни!», а бабушки и дедушки с трепетом и волнением приносят в детский сад экспонаты для выставки «Мы помним о Вас!»
Одной из важных страниц нашего торжества является «Гость праздника» Это может быть приглашенный ветеран войны, а может незнакомая женщина из соседнего дома, учитель-логопед, доктор детского сада или бабушка нашего мальчика Феди. Истории «Гостя», фотографии и воспоминания мы размещаем на сайте детского сада.
Вместе с тем как растут наши дети, удаляются границы того, что они готовы воспринимать.
И вот, узнаём о героическом Московском районе, имеющем на своем счету великие подвиги и тяжелейшие раны. Стоит оглянуться вокруг, и мы увидим: легендарный Парк Победы, где, на самом деле, не должно быть каруселей - здесь покоятся ленинградцы. Совсем рядом Мемориал героическим защитникам Ленинграда и вечный огонь, дзоты и памятные доски. А дальше история распространяется на весь город, далее на Ленинградскую область и всю нашу необъятную Отчизну.
Проект длиться много лет. И каждый раз, в эти январские дни, мы чувствуем небывалое единение: мы вместе чтим память павших минутой молчания, думаем и волнуемся, радуемся и плачем, дышим одним воздухом. Мы не просто взрослые и дети – мы ленинградцы, горожане, жители одной страны.
Изменения, которые произошли с нашими воспитанниками после проекта «Город-герой – Ленинград» нельзя не заметить.
Дети стали добрее, чувствительнее, внимательнее к людям. А значит, для каждого из них важным будет не только «Я», но и «Я, и МАМА», «Я и ДРУЗЬЯ», «Я и РОДИНА», «Я и МИР».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка "Социально-личностное развитие дошкольника через сюжетно-ролевую игру"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеразвивающая школа № 6» Социально – личностное развитие дошкольника через сюжетно – ролевую игру....
Социально-личностное формирование дошкольника через воспитание чувства эмпатии к окружающим.
«ЧТО МНЕ НРАВИТСЯ В ДРУГИХ И НЕ НРАВИТСЯ В САМОМ СЕБЕ»(непосредственно образовательная деятельность)...
«Формирование социально – личностных отношений детей через восприятие художественной литературы».
Формирование личности растущего человека составляет одну из главных задач современного общества....
УСПЕШНОЕ СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
РППС как фактор социально-личностного развития...
Проект "Город-герой Ленинград"
Проект "Город-герой Ленинград"...
Развитие социально-личностных качеств детей через игру
Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных,...
Развитие социально- личностных качеств дошкольников через патриотическое воспитание.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка.Нам как педагогам-дошкольникам, необходимо оказать ребёнку квалифицированну...