Программа ДПОУ проведения занятий по развитию художественных способностей у детей «Мир красок» (от 4 до 5 лет)
рабочая программа (средняя группа)

Халимова Зулайхо Зайдулоевна

Программа ДПОУ проведение занятий по развитию художественных способностей у детей  "Мир красок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_mir_krasok_4-5.docx96.09 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №41 «РОСИНКА»

ПРИНЯТА

Советом педагогов

протокол от ___________ 20____г. №_____

          УТВЕРЖДЕНА

          Заведующий

           _______________ Р.А. Ротова

          от ___________ 20____г.

Программа ДПОУ проведения занятий

по развитию художественных способностей у детей

«Мир красок»

Программа рассчитана на детей дошкольного возраста (от 4 до 5 лет)

Срок реализации – 1 год                                                                

г. Нижневартовск

Паспорт программы

Название программы

Программа ДПОУ проведение занятий по развитию художественных способностей у детей  "Мир красок"

Основание для разработки программы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п. 4 ч. 2 ст. 29, ч. 3 ст. 30, с ч.1 ст. 91, ч. 1 ст. 101;

2. Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;

3.Постановлени Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013  № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;

4. Устав МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка»

Заказчик, координатор программы

Педагогический совет, родители, (законные представители) детей

Юридический адрес

     628615 Россия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,            

  г. Нижневартовск, ул. Северная 9-а.

Телефон

(8 – 3466) 44 – 74 – 71,          (8 – 3466) 26 – 38 – 98,

(8 – 3466) 44 – 81 – 27,          (8 – 3466) 44 – 80 – 61

Составители программы

Скороходова Л.А., воспитатель;

Иванова С.И., заместитель заведующего

Исполнители программы

Участники образовательного процесса

Цель программы

Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

Задачи программы

  1. Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
  2. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
  3. Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
  4. Развивать творчество, фантазию.

Срок реализации программы:

1 год

Ожидаемые конечные

результаты  

-Повышение уровня развития творческих способностей.

-Расширение и обогащение художественного опыта.

-Овладение простейшими приемами рисования, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Показатели эффективности  

 Будет повышен уровень развития:

-  художественных  способностей старших дошкольников;

  - умения сочетать нетрадиционные изобразительные технологии для создания законченного образа;

-  умения  давать мотивированную оценку результатам своей деятельности.

Система контроля за выполнением программы

При реализации программы может проводиться индивидуальная оценка развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики исключительно для решения следующих образовательных задач: индивидуализации образования; оптимизации работы с группой детей.  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

             В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка».  Изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника, так как лежащая в её основе предмето-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом.

Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.

Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.  Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Новизна программы "Мир красок" заключается в реализации системы воспитания и обучения на базе МАДОУ  детей, способных к использованию многообразных художественных техник (в том числе и нетрадиционных) в самостоятельной творческой деятельности, в возможности интегрировать в художественно – эстетическое воспитание задачи экологического направления.

Актуальность. На сегодняшний день в теории и практике дошкольного художественного образования особое внимание уделяется методам развития детской художественной одаренности, в том числе и через интеграцию различных образовательных дисциплин. При этом часто акцент ставится на инициации самостоятельного творческого поиска детей (экспериментировании), применении нетрадиционных художественных техник, приобщению к мировому наследию. Одна из первостепенных актуальных задач данной программы: это наметить путь художественного развития ребенка, пристрастив его к самостоятельной изобразительной деятельности, облегчая его первые шаги в качестве художника подбором удобных и интересных образцов через освоение культурного мирового наследия.

Цель:

Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

  1. Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
  2.  Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
  3. Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
  4. Развивать творчество, фантазию.

Планируемые результаты

Развить творческие способности, воображение и  полёт фантазии.

 Научить детей свободно выражать свой замысел, получать эстетическое удовольствие.

Итоги реализации программы

- практическая направленность детских работ: экспонаты для выставок, пособия по ознакомлению с окружающим, подарки для родителей, детей, составление партфолио. 

Методы, используемые на занятиях:

-наглядный;

-практический

-игровой.

Используемые методы позволяют:

- развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

Основные принципы  программы:

 1. Принцип по-этапности «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей. Начинать работу следует с простых, несложных техник например: пальчиковая живопись, а затем художественный образ создается с помощью сложных техник: кляксография, монотипия, граттаж и т.п.

2. Принцип динамичности. Каждое занятие необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохраняется логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом, нетрадиционной техникой изображения, помогает развитию творчества, воображения.

          4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы, без каких либо определенных и обязательных ограничений.

         5. Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.

        6. Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество.

 

Возрастные особенности психического развития детей среднего дошкольного возраста

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. ' Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Учебный план

Название раздела

Форма занятия

Всего часов

Теория

Практика

Цветовосприятие

1

Три основных цвета

Комплексное

   4

0,5

3,5

2

Радуга-дуга

Комплексное

3

 Коллективная работа

Комплексное

Жанры изобразительного искусства

4

Натюрморт

Комплексное

   28

2

26

5

Пейзаж

Комплексное

6

Портрет

Комплексное

Анималистический жанр

7

«Животный мир»

Комплексное

   2

0,5

1,5

8

 «Звезды и каметы»

Комплексное

Сказочно – былинный  жанр

9

«Животный мир»

Комплексное

   2

0,5

1,5

10

 «Растительный мир»

Комплексное

11

Путанница-перепутанница

Комплексное

                                                                                                                                             

Всего: 36 часов, 72 занятия

 

Календарный график

месяц

неделя

тема

№ занятия

Цветовосприятие

сен

тябрь

В гости к краскам

Сказка про краски

Занятие № 1-2

Раскрашивание петушка из сказки В. Сутеева «Петушок и краски»

Занятие № 3-4

Радуга-дуга

Цветик-семицветик

Занятие № 5-6

Мой помощник ветерок

Бабочка

Занятие № 7-8

 октябрь

Отпечатай листик

Украшение чашки

Занятие № 9-10

Ветка рябины в стакане

Осенние цветы

Занятие № 11-12

Грибы в лукошке

Ваза для цветов

Занятие № 13-14

Цветы в вазе

Астры и георгины

Занятие № 15-16

Пейзаж

Осеннее дерево

Волшебные картинки

Занятие № 17-18

ноябрь

Осенняя березка

Подсолнух

Занятие № 19-20

Осенний ковер

Сбросило дерево листву

Занятие № 21-22

Ветер

Мой дом

Занятие № 23-24

Портрет зимы

Занятие № 25-26

декабрь

Елочка

Снеговик

Занятие № 27-28

Снеговик

Укрась елочку

Занятие № 29-30

Зимний пейзаж со снеговиком

Занятие № 31-32

Елочные игрушки

Снег идет

Занятие № 33-34

январь

Необыкновенное пятно

Зимнее дерево

Занятие № 35-36

Звездная ночь

Дорисуй лес и его обитателей

Занятие № 37-38

Мое родное село

Утренний лес

Занятие № 39-40

февраль

Укрась шарфик

Мой воспитатель

Занятие № 41-42

Мой воспитатель

Укрась свитер

Занятие № 43-44

Галстук для папы

Мой папа

Занятие № 45-46

Как я вырос за год

Занятие № 47-48

март

Открытка для моей мамы

Два клоуна

Занятие № 49-50

Лицо моей мамы

Милой мамочки портрет

Занятие № 51-52

Платье, сарафан для мамы

Занятие № 53-54

Анималистический жанр

Рисуем мыльными пузырями

Золотая рыбка

Занятие № 55-56

апрель

Звезды и кометы

Петушок

Занятие № 57-58

Цыплята

Ежик в лесу

Занятие №59-60

Осминожка

Курочка

Занятие №  61-62

Мышка и карандаш

Вылупился из яйца цыпленок

Занятие №63-64

Сказочно – былинный жанр

май

Чудо дерево

Два клоуна

Занятие № 65-66

Солнышко удивляется

Занятие № 67-68

Сказочное дерево

Смешной поросенок

Занятие № 69-70

Путаница - перепутанница

Занятие № 71-72

Программно – методическое обеспечение

пп

Наименование услуги

Наименование программы

На основании какой программы разработана и кем утверждена, рекомендована

1

"Мир красок"

Программа  ДПОУ проведения занятий  по   развитию художественных  способностей у детей  

 Методическое пособие

И.А. Лыкова «Веселые ладошки»

Содержание  программы

Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества

Организуя работу  по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы.

Так как дети   только начинают знакомиться с нетрадиционным рисованием, то на занятиях их лучше начинать знакомить с самыми простыми методиками: рисованием руками и штампованием.

Нетрадиционные техники  рисования, как пальчиком,  ладошкой, тычком (жёсткая кисть или ватная палочка), прижми  и отпечатай (поролон, крышки, пробки). Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Например, если мы возьмём рисование пальчиком или ладошкой - этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

А вот техника «Выдувание» - развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение.

Техника «Прижми и отпечатай» - привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т.д.)

Очень интересны и такие приёмы как рисование «Тычком» (жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т.д.) Нетрадиционных техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение.

Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию

1.Создание игровой ситуации.

2.Показ воспитателя.

3.Использование движения руки.

4.Сравнение двух техник.

5.Проговаривание последовательности работы.

6.Педагогическая диагностика.

При рисовании нетрадиционными техниками широко используются стихи, загадки, а также игры.

Этапы деятельности

 Первый этап направлен на формирование эмоционального контакта, потребности в общении с взрослым и включает сенсорные, подвижные, пальчиковые игры. Стремясь установить доверительные отношения, взрослый обращается к ребенку по имени, с улыбкой, осуществляет тактильный контакт, часто берет ребенка за руки; проявляет внимание к настроению, желаниям, чувствам.  В целях улучшения настроения ребенка организуются сенсорные игры с эмоционально яркими впечатлениями: музыкой, светом, водой, воздушными шарами, мыльными пузырями.

  Второй этап направлен на развитие зрительного внимания, образного видения, восприятия предметов и их свойств (величины, формы, цвета, количества деталей).

На этом этапе проводится работа по совершенствованию и дифференциации мелких движений пальцев, кисти рук, зрительно - двигательной координации.

 Третий этап. На этом этапе обучали ребенка работать с различными инструментами, материалами, изготовлению рисунков с использованием различных художественных техник (пальчики - палитра, печать от руки, печатка, тампонирование и т.д.).

Для формирования игровой мотивации использовали прием «многослойного» рисования, т.е. повторного обращения к рисунку, что вызывало у детей доброе отношение к «своему» персонажу, желание помогать ему.

В процессе совместной деятельности подчеркивали, что вместе рисовать интереснее и быстрее, что мы помогаем друг другу в работе. Важно, что рисунок выполнял

Структура занятий

Мотивация детей

С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно-игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры-путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность.  Педагог может выступать в роли Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии. 

Предлагаемые занятия являются одним из средств развития творческих способностей. Реализация программы основана на приобщении детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству.

Перспективное планирование

 

Тема

Техника

Цель

Материалы

Цветовосприятие

Сентябрь

1

2

В гости к краскам. Сказки про краски, бал цветов.

Работа на палитре

  Цель:  Помочь освоить цветовую гамму

Вызывать желание   довести начатое дело до конца и добиваться результата, несмотря на возникшие трудности

Научить пользоваться тремя цветами при смешивании красок.

Акварель, гуашь,

трафарет палитры, бумага для рисования

 

3

Раскрашивание петушка из сказки В. Сутеева «Петушок и краски»

Печать по трафарету

Смешивание красок

Цель:  Учить работать тампоном с использованием трафаретов. Развивать аккуратность при работе с краской. Радоваться полученному результату. Составлять несложные композиции.

 

4

5

Радуга-дуга

Рисование ребром ладошки

Цель:  Дать ребёнку возможность самому поэкспериментировать с изобразительными средствами. Учить ребёнка воображать и фантазировать. Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки. Знакомить с цветом. Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату.

6

Цветик - семицветик

Живопись по - мокрому

Цель:  Учить работать с шаблоном

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках

Акварель, бумага, кисти, смоченная поролоновая губка

7

Мой помощник ветерок

Выдувание

Цель:  Учить направлять струю выдыхаемого воздуха. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках

Бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочках, пластиковая ложка

8

Бабочка

Оттиск печатками из ластика

Цель:  Познакомить с приемами печати печатками. Развивать чувство композиции и ритма. Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату.

Блюдце с штемпельной подушкой, гуашь, плотная бумага, печатки из ластика

Жанры изобразительного искусства

Натюрморт

Октябрь

1

Отпечатай листик

Печать листочком

Цель:  Расширение представлений детей о возможных способах художественного изображения; знакомство с методом печати листьями. Закрепление знаний о теплой цветовой гамме.  Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату.

Гуашь, широкие кисти, цветная бумага, клеенка для черновой работы, разнообразные по форме листья

2

Украшение чашки

Оттиск пробкой, печать по трафарету

Цель:  Учить украшать чашку простым узором, используя печатанье и прием примакивания. Учить работать тампоном с использованием трафаретов. Развивать аккуратность при работе с краской. Радоваться полученному результату

Блюдце с штемпельной подушкой, гуашь, плотная бумага, печатки из пробки

3

Ветка рябины в стакане

Пальчиковая живопись

Цель:  Упражнять в рисовании пальчиками ветку и листья рябины. Закрепить навыки рисования гуашью.  Дать ребёнку возможность самому поэкспериментировать с изобразительными средствами. Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки. Знакомить с цветом

Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, салфетки

4

Осенние цветы

Печать клише

Цель:  Закрепить умения делать отпечатки ладони, работать в технике печать клише, делать оттиск печатками из пенопласта, картофеля  и дорисовывать знакомые предметы. Развивать воображение, творчество.

 

Широкие блюдечки  с гуашью, плотная бумага любого цвета, салфетки, кисти, печатки из картофеля, пенопласта

5

Грибы в лукошке

Ладошками

6

Ваза для цветов

Оттиск печатками из пенопласта, картофеля

Цель:  Дать ребёнку возможность самому поэкспериментировать с изобразительными средствами. Учить ребёнка воображать и фантазировать. Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки. Знакомить с цветом. Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату.

7

Цветы в вазе

 Печать по трафарету

Цель:  Познакомить с печатью по трафарету. Учить работать тампоном с использованием трафаретов. Развивать аккуратность при работе с краской. Учить придумывать несложный сюжет. Радоваться полученному результату. Развивать чувство ритма, композиции.

Блюдце с штемпельной подушкой, гуашь,

плотная бумага

 тампон из поролона, трафареты

8

Астры и георгины

Тычок жесткой кистью

Цель:  Продолжать учить рисовать методом тычка: закреплять умение правильно держать кисть; углублять представление о цвете и геометрических формах. Воспитывать любовь  и бережное отношение к растительному миру.

Жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата

Пейзаж

Ноябрь

1

Осеннее дерево

Оттиск печатками из ластика

Цель:  Познакомить с приемами работы печатками. Упражнять в рисовании углем и сангиной. Дать ребёнку возможность самому поэкспериментировать с изобразительными средствами. Учить ребёнка воображать и фантазировать

Блюдце с штемпельной подушкой, гуашь,

плотная бумага,  трафареты

2

Волшебные картинки

Свеча + акварель

Цель:  Познакомить с новыми изобразительными техниками в рисовании. Дать ребёнку возможность самому поэкспериментировать с изобразительными средствами. Учить ребёнка воображать и фантазировать

Свеча, плотная бумага, акварель, кисти

3

Осенняя березка

Акварель, карандашная стружка

Цель:  Познакомить с использованием знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов. Учить самостоятельно находить и предлагать различные материалы, составлять несложные композиции.

Акварель, бумага, карандашная стружка, клей

4

Подсолнух

Рисование пальчиками

Цель:  Упражнять в рисовании стебель и листья у подсолнуха. Закрепить умения украшать предметы, используя печатанье. Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки. Знакомить с цветом. Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату.

Мисочки с гуашью, плотная бумага, салфетки

5

Осенний ковер

Оттиск пробкой, пальчиковая живопись

Цель:  Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать у детей умение работать индивидуально

Блюдце с штемпельной подушкой, гуашь, плотная бумага, печатки из пробки

6

Сбросило дерево листву

Монотипия предметная

Цель: Научить новому способу получения изображения – монотипии. Учить самостоятельно находить и предлагать различные способы деятельности, составлять несложные композиции Развивать интерес к смешиванию красок.

Пользоваться выразительными средствами.

Развивать фантазию, воображение

Плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель

7

Ветер

Черно-белый граттаж, грунтованный лист

Цель:  Научить новому способу получения изображения – граттаж. Учить самостоятельно находить и предлагать различные способы деятельности, составлять композицию.

Полукартон белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенным концом

8

Мой дом

Печать пенопластом

Цель:  Познакомить с использованием знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов. Учить самостоятельно находить и предлагать различные печатки, составлять несложные композиции.

Блюдце с штемпельной, подушечкой,

гуашь,печатка

Декабрь

1

Портрет зимы

Восковые мелки + акварель

Черный маркер + акварель

Цель:  Закрепить умение рисовать восковыми мелками или маркером, украшать деталями (снежинки), тонировать лист  в  цвета зимы (голубой, синий, фиолетовый). Развивать цветовосприятие.

Восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти, черный маркер

2

3

Елочка

Оттиск поролоном

Цель: Закрепить умение рисовать нетрадиционным способом – оттиск паралоном. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве

Блюдце с штемпельной подушкой гуашь, плотная бумага, кусочки поролона

4

Снеговик

Обрывание бумаги

Снеговик

Комкание бумаги, скатывание

Цель:  Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги (обрывание бумаги) и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.) Развивать чувство композиции.

Салфетки, клей, кисть, плотная бумага или цветной картон для основы

5

6

Укрась елочку

Любая

Цель:  Познакомить с использованием знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов. Учить самостоятельно находить и предлагать различные печатки, составлять несложные композиции.

 

Все имеющиеся в наличии

7

8

Зимний пейзаж со снеговиком

Мятая картина

Цель:  Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе новый прием –оттиск смятой бумагой. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.) Развивать чувство композиции.

Салфетки, клей, кисть, плотная бумага

Январь

1

Елочные игрушки

Восковые мелки + акварель, оттиск пробкой

Цель:  Упражнять в рисовании восковыми мелками елочных игрушек. Закрепить умение тонировать рисунок акварелью. Печатать пробкой. Создавать условия для свободного детского экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и бытовыми).

Блюдце с штемпельной подушкой, гуашь, плотная бумага, восковые мелки, пробки

2

Снег идет

Свеча + акварель

Цель:  Познакомить с техникой сочетания рисования воском и акварелью. Развивать воображение, творчество. Развивать чувство композиции.

Свеча, плотная бумага, акварель, кисти

3

Необычное пятно

 (по замыслу)

Кляксография обычная

Цель:  Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Развивать творческое воображение.

Вызывать желание   довести начатое дело до конца и добиваться результата, несмотря на возникшие трудности.

Бумага, тушь либо разведенная гуашь в мисочках, пластиковая ложка, трубочка (соломинка для коктейля)

4

Зимнее дерево

Кляксография с трубочкой, печать мятой бумагой

Цель:  Научить пользоваться тремя цветами при смешивании красок. Создавать условия для свободного детского экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и бытовыми Развивать творческое воображение.

5

Звездная ночь

Набрызг

Цель:  Познакомить с новой техникой рисования – набрызгом. Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами.

Бумага, гуашь, зубная щетка, расческа

6

Дорисуй лес и его обитателей

Любая

Цель:  Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Все имеющиеся в наличии

7

Мое родное село

Оттиск поролоном

Цель:  Упражнять в печатании с помощью печаток.  Развивать чувство композиции.

Блюдце с штемпельной подушкой гуашь, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, кусочки поролона

8

Утренний лес

Монотипия, печать мятой бумагой

Цель:  Научить новому способу получения изображения – монотипии. Учить самостоятельно находить и предлагать различные способы деятельности, составлять несложные композиции Развивать интерес к смешиванию красок.

Пользоваться выразительными средствами.

Развивать фантазию, воображение

Февраль

1

Укрась шарфик

Печать по трафарету, пальчиковая живопись

Цель:  Учить работать тампоном с использованием трафаретов. Развивать аккуратность при работе с краской. Учить придумывать несложный сюжет. Радоваться полученному результату.

Блюдце с штемпельной, гуашь, плотная бумага, смятая бумага, трафареты из пенопласта

2

Мой воспитатель

Черно-белый граттаж (готовый лист), сангина, черный маркер

Цель:  Учить рисовать портрет человека, используя выразительные средства графики. Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции.

Полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенным концом, сангина, черный маркер

3

Русская березка

Оттиск печатками из ластика, пальчиковая живопись

Цель:  Упражнять в технике рисования пальчиками, делать оттиск печатками из ластика. Развивать чувство композиции. Создавать условия для свободного детского экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и бытовыми).

4

Укрась свитер

Тычок жесткой кистью, печать различными печатками

Цель:  Продолжать учить рисовать методом тычка: закреплять умение правильно держать кисть; углублять представление о цвете и геометрических формах. Воспитывать любовь ко всему живому.

Жесткая кисть, гуашь, бумага

5

Галстук для папы

Печать по трафарету

Цель: Учить работать тампоном с использованием трафаретов. Развивать аккуратность при работе с краской. Учить придумывать несложный сюжет. Радоваться полученному результату  

Блюдце с штемпельной,

гуашь, плотная бумага ,

тампон из поролона, трафареты

6

Мой папа

Сангина

Цель:  Закрепить умение рисовать портрет человека, используя выразительные средства. Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции.

Приготовленный лист для черно-белого граттажа, палочка для процарапывания, черный маркер, сангина, репродукции автопортретов, эскизы.

7

Как я вырос за год

Черно-белый граттаж (готовый лист), сангина, черный маркер

Цель:  Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.

8

Март

1

Открытка для моей мамы

Ладошки, печать по трафарету

Цель:  Учить работать тампоном с использованием трафаретов. Развивать аккуратность при работе с краской. Учить придумывать несложный сюжет. Радоваться полученному результату.  Развивать фантазию.

 

Блюдце с штемпельной подушкой гуашь, плотная бумага,тампон из поролона трафареты

2

Два клоуна

Обрывание

Цель:  Учить новой технике- обрывание.  Учить создавать композицию на листе

.

Салфетки, клей, кисть, плотная бумага или цветной картон, нитки, раскрашенные макароны

3

Лицо моей мамы

Рисование макаронами

Цель:  Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами Познакомить с использованием знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов. Учить самостоятельно находить и предлагать различные печатки, составлять несложные композиции

4

Милой мамочки портрет

Рисование нитками

Цель: Научить новому способу получения изображения – рисование нитками. Познакомить с использованием знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов. Развивать интерес к смешиванию красок.

Пользоваться выразительными средствами.

5

Платье, сарафан для моей мамы

Живопись по – мокрому

Печать-клише

Цель: Научить новому способу получения изображения – монотипии. Учить самостоятельно находить и предлагать различные способы деятельности, составлять несложные композиции Развивать интерес к смешиванию красок.

Пользоваться выразительными средствами.

Развивать фантазию, воображение

Акварель, кисти, бумага

6

Блюдце с штемпельной подушкой, гуашь, плотная бумага, смятая бумага, трафареты из пенопласта

 

Анималистический жанр

7

Рисуем мыльными пузырями

Мыльные пузыри

Цель:  Освоить новую технику нетрадиционного рисования. Развивать фантазию, воображение. Познакомить с использованием знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов. Учить самостоятельно составлять несложные композиции.

Разведенные мыльные пузыри (шампунь, гуашь, вода) лист бумаги и трубочка для коктейля

8

Золотая рыбка

Рисование фигурными макаронами

Цель:  Освоить новую технику нетрадиционного рисования. Развивать фантазию, воображение. Познакомить с использованием знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов.

Фигурные макароны, бумага, клей, кисть

Апрель

1

Звезды и кометы

Обрывание

Цель:  Создание аппликативных картин на космическую тему. Совершенствование обрывной техники. Развивать фантазию, воображение.

Салфетки, клей, кисть, плотная бумага

2

Петушок

Ладошками

Цель: Дать ребёнку возможность самому поэкспериментировать с изобразительными средствами. Учить ребёнка воображать и фантазировать. Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки. Знакомить с цветом.

Блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы, салфетки

3

Цыплята

Комкание бумаги или обрывание

Цель:  Создание аппликативных картин на поставленную тему. Совершенствование нетрадиционных техник. Развивать фантазию, воображение.

Блюдце с штемпельной подушкой  гуашь,

4

Ежик в лесу

Печать мятой бумагой

Цель:  Создание аппликативных картин на поставленную тему. Совершенствование нетрадиционных техник. Развивать фантазию, воображение.

плотная бумага, смятая бумага

5

Осьминожка

Ладошка

.Цель:  Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки. Знакомить с цветом. Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату.

6

Курочка

Ладошками, пальчиковая живопись

Цель:  Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату.. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество.

7

Мышка и карандаш

Мелки + акварель

Цель:  Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист разными цветами акварелью. Развивать цветовосприятие.

Восковые мелки, плотная бумага, акварель, кисти

8

Вылупился из яйца цыпленок

Рисование нитками

Цель:  Освоить новую технику рисования – рисования нитками.  Познакомить с использованием знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов. Развивать чувство композиции

Клей, бумага, разноцветные нитки, кисть

Сказочно-былинный жанр

Май

1

Чудо дерево

Печать поролоном, пенопластом, пальчиковая живопись

Цель:  Упражнять в изображении дерева с помощью рисования пальчиками и печатания поролоном. Развивать чувство ритма.

Эскизы деревьев, выполненных в технике отпечатывания веточки дерева, поролон, гуашь.

2

Два клоуна

Обрывание

Цель:  Совершенствование обрывной техники.

Альбомные листы, цветная бумага, кисточка

3

Солнышко удивляется

Макароны

Цель:  Создание аппликативных картин на заданную тему. Создание аппликативных картин на поставленную тему. Совершенствование нетрадиционных техник. Развивать фантазию, воображение.

 

 Макароны кисточка

клей

4

Сказочное дерево

Любая

Цель:  Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

 

Все имеющиеся в наличии

5

Смешной поросенок

Макароны

Цель:  Учить равномерно наносить на рисунок макароны. Развивать фантазию, творчество. Воспитывать аккуратность.

Фигурные макароны, бумага, клей, кисть

6

Путаница – перепутаница.

Рисование – фантазирование по замыслу.

Рисование пальчиками, ладошками, отпечатки разными предметами, кляксография

Цель:  Рисование фантазийных образов. Самостоятельный поиск оригинального («невсамделишного») содержания и соответствующих изобразительно-выразительных средств. «Раскрепощение» рисующей руки. Совершенствование нетрадиционных техник (рисование пальчиками, ладошками, отпечатки разными предметами, кляксография). Развитие творческого воображения и чувство юмора. Воспитание самостоятельности, уверенности, инициативности..

Блюдце с штемпельной подушкой гуашь, плотная бумага, печатки, ложечка, разведенная гуашь

7

8

Иллюстрирование сказка «Три медведя» (коллективная работа)

Любая

 

Цель:  Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

силуэты животных гуашь,

 жесткая кисть, иллюстрации, ватман с нарисованным лесом.

Материально- техническое  обеспечение программы

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие:

 

  • столы;
  • стулья
  • мольберты
  • магнитофон;
  • диски с музыкой (детский репертуар).

 

Материал:

– акварельные краски, гуашь;

– восковые и масляные мелки, свеча;

– ватные палочки;

– поролоновые печатки;

– коктельные трубочки;

– палочки или старые стержни для процарапывания;

– матерчатые салфетки;

– стаканы для воды;

– подставки под кисти;

– кисти, кисточка с коротким ворсом (тычок);

          -листы бумаги;

          -трафареты;

         -тампон;

         -стекло или пластик;

         -нитки;

         -щётка и стека.

Кабинет по дополнительной образовательной платной услуге «Умелые ладошки» оснащен необходимым материалом для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, трафареты, плакаты, серия альбомов для детского художественного творчества, баночки для воды и пр.). Одним из главных принципов построения данной среды для нас является - доступность материалов для восприятия детей, доступность их в использовании детьми самостоятельно, сменяемость, эстетическое оформление, многообразие представленных материалов.

Педагогический мониторинг оценивания уровня усвоения программы

Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).

Для оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и использования материалов для работы в технике нетрадиционного рисования, развития творчества, руководствовались критериями, разработанными Т.С. Комаровой:

1. Содержание изображения.

2. Передача формы

3. Строение предмета

4. Передача пропорций предмета в изображении

5. Композиция

6. Цвет

7. Уровень самостоятельности

 Уровень  развития у детей:

высокий - ребенок изображает предметы, используя различные нетрадиционные материалы; передает форму, строение предмета и его пропорции, композицию, цвет; преобладает несложный сюжет; выполняет работу самостоятельно, без помощи взрослого, проявляет инициативу и творческий подход в выборе материалов для рисования.

средний – ребенок передает изображения с незначительным искажением, имеет отступления от реальной окраски, использует некоторые нетрадиционные материалы, требуется незначительная помощь взрослого, присутствует оригинальность изображения; имеет стремление к наиболее полному раскрытию замысла

низкий – присутствуют значительные искажения в изображении формы, строения, пропорции предмета; изображение носит непродуманный, случайный характер, выполнено в одном цвете, необходима стимуляция со стороны взрослого; самостоятельно развить замысел не может.

                                                                                                      Таблица № 1   

Анализ детских работ 

Фамилия

Имя

ребенка

 

Содержание изображения. 

 

Передача формы

Строение предмета

Передача пропорций предмета в изображении

Композиция

Цвет

Уровень самостоятельности

Итог

Список литературы:

 

1. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с. 

2. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.

3. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.

4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.

5. Комплекты книг для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Парциальная программа. Разработано в соответствии с ФГОС. Автор: Леонова Н.Н., Год издания: 2014,

6.Художественно-эстетическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста (изобразительная деятельность). Разработано в соответствии с ФГОС. Автор: Литвинова О.Э., Год издания: 2016,

 

 

 

      

     

 

 

 

 

Приложение 1

Нетрадиционные техники рисования.

1.Тычок  жесткой  полусухой  кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

 

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

 

2.Рисование  пальчиками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

 

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 

3.Рисование  ладошкой.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

 

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 

4.Скатывание  бумаги.

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

 

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

 

5.Оттиск  поролоном.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

 

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

 

6.Оттиск  пенопластом.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

 

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.

 

7.Оттиск  смятой  бумагой.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

 

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

 

8.Восковые  мелки  +  акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

 

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

 

9.Свеча  +  акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

 

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

 

10.Монотипия  предметная.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

 

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

 

11.Черно-белый  граттаж.

(грунтованный лист)

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

 

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

 

12.Кляксография  с  трубочкой.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

 

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

 

13.Набрызг.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5´5 см).

 

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

 

14.Отпечатки  листьев.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

 

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

 

15.Тиснение.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.

 

Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

 

16.Цветной  граттаж.

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

 

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

 

17.Монотипия  пейзажная.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа ДПОУ проведение занятий по развитию художественных способностей у детей 4 -5 лет «Цветные ладошки»

Как научить ребенка рисовать? У детей дошкольного возраста еще не сформированы художественно-изобразительные цели рисования. Они еще не умеют рисовать с натуры, не умеют правильно работать карандашом,...

Программа ДПОУ проведения занятий по развитию художественных способностей у детей «Волшебные ладошки»

Художественно - творческая деятельность – это ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей. Данная разработка воплощает новый подход к художественно ...

Программа ДПОУ проведения занятий по развитию художественных способностей у детей «Мир красок» (от 3 до 4 лет)

Программа ДПОУ проведение занятий по развитию художественных способностей у детей "Мир красок"...

Программа ДПОУ проведения занятий по развитию художественных способностей у детей «Мир красок» (от 5 до 6 лет)

Программа ДПОУ проведение занятий по развитию художественных способностей у детей "Мир красок"...

Программа ДПОУ проведения занятий по развитию художественных способностей у детей «Пластилинография» для детей дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)

Цель программы: Развитие индивидуальных творческих способностей и интереса к искусству в целом в процессе занятий пластилинографией....

Программа ДПОУ проведения занятий по развитию художественных способностей у детей «Пластилинография» для детей дошкольного возраста (от 6 лет до прекращения образовательных отношений)

Цель программы: Развитие индивидуальных творческих способностей и интереса к искусству в целом в процессе занятий пластилинографией...