Программа ДПОУ проведения занятий по развитию художественных способностей у детей «Мир красок» (от 3 до 4 лет)
рабочая программа (младшая группа)

Халимова Зулайхо Зайдулоевна

Программа ДПОУ проведение занятий по развитию художественных способностей у детей "Мир красок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_mir_krasok_3-4_goda.docx86.41 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №41 «РОСИНКА»

ПРИНЯТА

Советом педагогов

протокол от ___________ 20____г. №_____

          УТВЕРЖДЕНА

          Заведующий

           _______________ Р.А. Ротова

          от ___________ 20____г.

Программа ДПОУ проведения занятий

по развитию художественных способностей у детей

«Мир красок»

Программа рассчитана на детей дошкольного возраста (от 3 до 4 лет)

Срок реализации – 1 год                                                                

г. Нижневартовск

Паспорт программы

Название программы

Программа ДПОУ проведение занятий по развитию художественных способностей у детей "Мир красок"

Основание для разработки программы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п. 4 ч. 2 ст. 29, ч. 3 ст. 30, с ч.1 ст. 91, ч. 1 ст. 101;

2. Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013  № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;

4. Устав МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка»

Заказчик, координатор программы

Педагогический совет, родители, (законные представители) детей

Юридический адрес

     628615 Россия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,            

  г. Нижневартовск, ул. Северная 9-а.

Телефон

(8 – 3466) 44 – 74 – 71,          (8 – 3466) 26 – 38 – 98,

(8 – 3466) 44 – 81 – 27,          (8 – 3466) 44 – 80 – 61

Составители программы

Скороходова Л.А., воспитатель;

Иванова С.И., заместитель заведующего

Исполнители программы

Участники образовательного процесса

Цель программы

Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

Задачи программы

  1. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
  2. Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
  3. Развивать творчество, фантазию.

Срок реализации программы:

1 год

Ожидаемые конечные

результаты  

-Повышение уровня развития творческих способностей.

-Расширение и обогащение художественного опыта.

-Овладение простейшими приемами рисования, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Показатели эффективности  

 Будет повышен уровень развития:

-  художественных  способностей старших дошкольников;

  - умения сочетать нетрадиционные изобразительные технологии для создания законченного образа;

-  умения  давать мотивированную оценку результатам своей деятельности.

Система контроля за выполнением программы

При реализации программы может проводиться индивидуальная оценка развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики исключительно для решения следующих образовательных задач: индивидуализации образования; оптимизации работы с группой детей.  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

             В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка».  Изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника, так как лежащая в её основе предмето-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом.

Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.

Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.  Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Новизна программы "Мир красок" заключается в реализации системы воспитания и обучения на базе МАДОУ  детей, способных к использованию многообразных художественных техник (в том числе и нетрадиционных) в самостоятельной творческой деятельности, в возможности интегрировать в художественно – эстетическое воспитание задачи экологического направления.

Актуальность. На сегодняшний день в теории и практике дошкольного художественного образования особое внимание уделяется методам развития детской художественной одаренности, в том числе и через интеграцию различных образовательных дисциплин. При этом часто акцент ставится на инициации самостоятельного творческого поиска детей (экспериментировании), применении нетрадиционных художественных техник, приобщению к мировому наследию. Одна из первостепенных актуальных задач данной программы: это наметить путь художественного развития ребенка, пристрастив его к самостоятельной изобразительной деятельности, облегчая его первые шаги в качестве художника подбором удобных и интересных образцов через освоение культурного мирового наследия.

Цель

Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

  1. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
  2. Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
  3. Развивать творчество, фантазию.

Планируемые результаты

Развить творческие способности, воображение и  полёт фантазии.

 Научить детей свободно выражать свой замысел, получать эстетическое удовольствие.

Итоги реализации программы

- практическая направленность детских работ: экспонаты для выставок, пособия по ознакомлению с окружающим, подарки для родителей, детей, составление партфолио. 

Методы, используемые на занятиях:

-наглядный;

-практический

-игровой.

Используемые методы позволяют:

- развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

Основные принципы  программы:

 1. Принцип по-этапности «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей. Начинать работу следует с простых, несложных техник например: пальчиковая живопись, а затем художественный образ создается с помощью сложных техник: кляксография, монотипия, граттаж и т.п.

2. Принцип динамичности. Каждое занятие необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохраняется логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом, нетрадиционной техникой изображения, помогает развитию творчества, воображения.

          4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы, без каких либо определенных и обязательных ограничений.

         5. Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.

        6. Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество.

 

Возрастные особенности психического развития детей младшего дошкольного возраста

Дети 3—4 лет усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определёнными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»).

В 3 года ребёнок идентифицирует себя с представителями своего пола. В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей,

Накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребёнка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, жёлтый, синий, зелёный). Трехлетний ребенок способен выбрать основные формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допуская иногда незначительные ошибки. Ему известны слова больше, меньше, и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший.

Внимание детей четвёртого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок этого возраста может сосредоточиться в течение 10—15 мин, но привлекательное для него дело может длиться достаточно долго. Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остаётся в их памяти без всяких внутренних усилий (понравившиеся стихи и песенки, 2-3 новых слова, рассмешивших или огорчивших его). Мышление трёхлетнего ребёнка является наглядно-действенным:        малыш решает задачу путём непосредственного действия с предметами (складывание матрёшки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре.

В 3—4 года ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Однако ему всё ещё нужны поддержка и внимание взрослого.

Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы чаще всего схематичны, поэтому трудно догадаться, что изобразил ребёнок.

Учебный план

Название раздела

Форма занятия

Всего часов

Теория

Практика

Цветовосприятие

1

Три основных цвета

Комплексное

   4

0,5

3,5

2

Дары осени

Комплексное

3

 Коллективная работа

Комплексное

Жанры изобразительного искусства

4

Натюрморт

Комплексное

   28

2

26

5

Пейзаж

Комплексное

6

Портрет

Комплексное

Анималистика

7

«Растения»

Комплексное

   4

0,5

3,5

8

 «Птицы»

Комплексное

9

«Насекомые»

Комплексное

                                                                                                     

Всего: 36 часов, 72 занятия

Календарный график

месяц

неделя

тема

№ занятия

Цветовосприятие

сен

тябрь

Три основных цвета

Сказка про краски

Занятие № 1-2

Раскрашивание петушка из сказки В. Сутеева «Петушок и краски»

Занятие № 3-4

Осенние листья

Дары осени (фрукты)

Занятие № 5-6

Листопад в лесу

Птички на веточках (коллективная работа)

Занятие № 7-8

 октябрь

Выросли грибочки на пенечке

Чашка

Занятие № 9-10

Грибы в лукошке

Тарелка + груша

Занятие № 11-12

Яблоко

Куст с ягодами

Занятие № 13-14

Неваляшка

Ветка рябины

Занятие № 15-16

Пейзаж

Мухомор

Травка-муравка

Занятие № 17-18

ноябрь

Дождик

Волшебные пятна

Занятие № 19-20

Солнышко прячется за тучки

Кисть рябинки, гроздь калинки …

Занятие № 21-22

Осенние дары

Осеннее дерево

Занятие № 23-24

Мои рукавички

Солнышко лучистое

Занятие № 25-26

декабрь

Живые облака

Ветка в инее

Занятие № 27-28

Птичка на ветке

Снежок порхает кружится

Занятие № 29-30

Новогодние шары

Новогодние флажки

Занятие № 31-32

Елочка

Украшения для нового года

Занятие № 33-34

январь

Снеговик

Елочка на снегу

Занятие № 35-36

Вот моя деревня, вот мой дом родной (коллективная работа)

Занятие № 37-38

Вот моя деревня, вот мой дом родной (коллективная работа)

Занятие № 39-40

февраль

Снежинка

Снегопад

Занятие № 41-42

Кораблик для папы

Занятие № 43-44

Дед Мороз рисует на стекле

Занятие № 45-46

Рукавичка

Подснежники

Занятие № 47-48

март

Подснежники

Букет для мамы

Занятие № 49-50

Прижми и отпечатай

Потеряли котятки на дороге перчатки

Занятие № 51-52

Забавные картинки

Занятие № 53-54

Первые лучи солнышка

Занятие № 55-56

апрель

Необычные цветочки

Ветка мимозы

Занятие № 57-58

Портрет

Нарядные матрешки

Занятие №59-60

Точка, точка, огуречек – получился человечек

Занятие №  61-62

Украшаем свитер для папы

Веселый горошек (платье, сарафан для мамы)

Занятие №63-64

Анималистика

май

Веселый осьминожка

Птичка-невеличка

Занятие № 65-66

Цыплята и одуванчики

Носит одуванчик желтый сарафанчик

Занятие № 67-68

Ежик

Божья коровка

Занятие № 69-70

Лучистое солнышко

Рыбки в пруду

Занятие № 71-72

Программно – методическое обеспечение

пп

Наименование услуги

Наименование программы

На основании какой программы разработана и кем утверждена, рекомендована

1

"Мир красок"

Программа  ДПОУ проведения занятий  по   развитию художественных  способностей у детей  

 Методическое пособие

И.А. Лыкова «Веселые ладошки»

Содержание  программы

Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества

Организуя работу  по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы.

Так как дети  от 3 до 4 лет, только начинают знакомиться с нетрадиционным рисованием, то на занятиях их лучше начинать знакомить с самыми простыми методиками: рисованием руками и штампованием.

Нетрадиционные техники  рисования, как пальчиком,  ладошкой, тычком (жёсткая кисть или ватная палочка), прижми  и отпечатай (поролон, крышки, пробки). Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Например, если мы возьмём рисование пальчиком или ладошкой - этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

А вот техника «Выдувание» - развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение.

Техника «Прижми и отпечатай» - привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т.д.)

Очень интересны и такие приёмы как рисование «Тычком» (жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т.д.) Нетрадиционных техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение.

Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию

1.Создание игровой ситуации.

2.Показ воспитателя.

3.Использование движения руки.

4.Сравнение двух техник.

5.Проговаривание последовательности работы.

6.Педагогическая диагностика.

При рисовании нетрадиционными техниками широко используются стихи, загадки, а также игры.

Этапы деятельности

 Первый этап направлен на формирование эмоционального контакта, потребности в общении с взрослым и включает сенсорные, подвижные, пальчиковые игры. Стремясь установить доверительные отношения, взрослый обращается к ребенку по имени, с улыбкой, осуществляет тактильный контакт, часто берет ребенка за руки; проявляет внимание к настроению, желаниям, чувствам.  В целях улучшения настроения ребенка организуются сенсорные игры с эмоционально яркими впечатлениями: музыкой, светом, водой, воздушными шарами, мыльными пузырями.

  Второй этап направлен на развитие зрительного внимания, образного видения, восприятия предметов и их свойств (величины, формы, цвета, количества деталей).

На этом этапе проводится работа по совершенствованию и дифференциации мелких движений пальцев, кисти рук, зрительно - двигательной координации.

 Третий этап. На этом этапе обучали ребенка работать с различными инструментами, материалами, изготовлению рисунков с использованием различных художественных техник (пальчики - палитра, печать от руки, печатка, тампонирование и т.д.).

Для формирования игровой мотивации использовали прием «многослойного» рисования, т.е. повторного обращения к рисунку, что вызывало у детей доброе отношение к «своему» персонажу, желание помогать ему.

В процессе совместной деятельности подчеркивали, что вместе рисовать интереснее и быстрее, что мы помогаем друг другу в работе. Важно, что рисунок выполнял

Структура занятий

Мотивация детей

С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно-игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры-путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность.  Педагог может выступать в роли Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии. 

Предлагаемые занятия являются одним из средств развития творческих способностей. Реализация программы основана на приобщении детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству.

Перспективное планирование

 

Тема

Техника

Цель

Материалы

Цветовосприятие

Сентябрь

1

Цвет в изобразительном искусстве.

Три основных цвета.

Цель: Помочь освоить цветовую гамму

Вызывать желание   довести начатое дело до конца и добиваться результата, несмотря на возникшие трудности

 

Акварель,

 гуашь,

 трафарет палитры,

 бумага

для рисования

2

Сказки про краски, бал цветов.

3

Раскрашивание петушка из сказки В. Сутеева «Петушок и краски»

Печать по трафарету

Смешивание красок

Цель: Продолжать освоение  цветовой гаммы.

Учить детей смешивать краски.

Вызывать желание   довести начатое дело до конца и добиваться результата, несмотря на возникшие трудности

4

5

Осенние листья

Работа по трафарету, печать листочком

Цель: Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования по трафарету. Показать приемы получения отпечатков листочков разными способами.

Гуашь,

 широкие кисти, цветная бумага, клеенка для черновой работы, разнообразные по форме листья, трафареты

6

Дары осени (фрукты)

Печать по трафарету

7

Листопад в лесу

Пальчиковая живопись

Цель: Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приемы получения точек. Учить рисовать падающие листики, передавая их характер, используя точку как средство выразительности. Воспитывать аккуратность.

8

Птички на веточках (коллективная работа)

Соединение техники печать по трафарету и пальчиковая живопись

Цель: Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать поверхность птички, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо ее промывать.

Жанры изобразительного искусства

Натюрморт

Октябрь

1

Выросли грибочки на пенечке

Ладошки

Цель: Познакомить с техникой печатания пробкой, печаткой из картофеля, пенопласта, ладошками. Показать прием получения отпечатка. Учить  рисовать фрукты, используя контраст размера и цвета. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

   Блюдце с штемпельной   подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, печатки, пробка, пенопласт

2

Чашка

Оттиск пробкой

3

Грибы в лукошке

Печатка из картофеля

4

Тарелка + груша

Печатка из пенопласта

5

Яблоко

Печать по трафарету

6

Куст с ягодами

Пальчиковая живопись

Цель: Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и печатания картофелем (выполнение ягод разной величины и цвета) кругов разной величины. Закрепить навыки рисования красками. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность.

7

Неваляшка

Печать кругов разной величины картофелем

8

Ветка рябины

Рисование пальчиками

Цель: Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные приемы рисования красками. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Воспитывать аккуратность.

Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки

Пейзаж

Ноябрь

1

Мухомор

Пальчиковая живопись

Цель: Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

Мисочки с гуашью,

плотная бумага любого цвета, небольшие листы,

салфетки

2

Травка - муравка

Рисование фалангами пальцев

3

Дождик

Любая

 Цель: Помочь детям в освоении способа рисования вертикальных линий разной длины пальчиками. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Воспитывать аккуратность.

4

Волшебные пятна (облака)

Оттиск печатками из картофеля

 Цель: Обучать приемам нетрадиционной техники рисования– печать картофелем. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетания цветов. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

5

Солнышко прячется за тучки

Оттиск пробкой

Цель: Закрепить умение делать оттиск пробкой, нанося рисунок по всей поверхности листа. Украшать в технике печатанья. Поощрять  также использование рисования пальчиками. Воспитывать культуру деятельности.

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, печатки из пробки, картофеля

6

Кисть рябинки, гроздь калинки …

Рисование пальчиками

Цель: Создание красивых осенних композиций  с передачей настроения. Свободное сочетание художественных материалов, инструментов и техник. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетания цветов.

7

Осенние дары

Печатка из картофеля

8

Осеннее дерево

Пальчиковая живопись

Декабрь

1

Живые облака

Обрывание

Цель: Учить создавать изображение облаков, по форме похожих на знакомые предметы или явления - освоение обрывной техники аппликации. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений природы.

Салфетки, клей, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы

2

Ветка в инее

Работа с пенопластом

Цель: Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения предметов. Умение внимательно смотреть и видеть, наблюдать и задумываться. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетания цветов.

Развивать фантазию.

 

Мисочки с гуашью,

 плотная бумага любого цвета, небольшие листы,

 салфетки, печатки из пенопласта

3

Птичка на ветке

Печатка из картофеля

По трафарету

4

5

Новогодние шары

Рисование пальчиками

6

Новогодние флажки

Печать пенопластом, пальчиковая живопись

7

Елочка

Елочка - трафарет

Пальчиковая живопись

8

Украшения для нового года

Любая

Цель: Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

 

 

Январь

1

Снеговик

Печать пенопластом

Цель: Учить в технике печатания пенопластом. Развивать силу нажима. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетания цветов. Воспитывать культуру деятельности.

Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки, печатки из пенопласта

2

Елочка в снегу

Тычок жесткой кистью

Печать пенопластом

Цель: Совершенствовать  умения в данных техниках. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетания цветов. Воспитывать интерес к изобразительной  деятельности.

Жесткая кисть, гуашь, бумага, трафарет елочки

3

Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки, печатки из пенопласта, печатки из картофеля

4

Вот моя деревня, вот мой дом родной (коллективная работа)

Оттиск пенопластом

Печатка из картофеля

Пальчиковая живопись

5

6

7

Сосульки

Обрывная аппликация

Цель: Создание изображений в форме вытянутого треугольника. Сочетание изобразительных техник: обрывная аппликация, рисование красками и карандашами. Воспитание интереса к изобразительной деятельности.

Салфетки, клей, кисть, плотная бумага или картон

8

 

Февраль

1

Снежинка

Рисование ладошками

Цель: Учить детей отпечатывать ладошку в разных комбинациях, создавая изображение предмета. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетания цветов. 

 

 

2

Снегопад

Скатывание бумаги

  Цель: Учить новой технике – скатывание бумаги, в технике рисования полусухой, жесткой кистью. Продолжать  учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умения украшать рисунок, используя рисование пальчиками.

Цель: Учить новой технике –рисования полусухой, жесткой кистью. Продолжать  учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умения украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать аккуратность.

Салфетки, клей, налитый в блюдце, плотная бумага или картон, печатки из пробки, трафареты, жесткая кисть, гуашь

3

Кораблик для папы

Трафарет + пальчиковая живопись, оттиск пробкой

4

5

Рукавичка

Тычок жесткой кистью, пальчиковая живопись

6

Дед Мороз рисует на стекле

Фон – раскрашивание

Любая

 Цель: Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетания цветов. 

Акварель, бумага, кисти, смоченные губки.

7

8

Подснежники

Создание фона –размывка листа

Цель: Учить наносить акварельные краски по мокрому листу. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетания цветов.  Воспитывать аккуратность.

Акварель, бумага, кисти, смоченные губки

Март

1

Подснежники

Печать по трафарету

Цель: Формировать умение составлять и отпечатывать разные композиции. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетания цветов. Развивать мелкую моторику.

Плотная бумага или картон, трафареты, гуашь

2

Букет для мамы

Трафарет вазы

Рисование ладошками

3

Широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, салфетки

4

Прижми и отпечатай

Пенопласт

Цель:  Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения предметов. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Развивать творческие способности детей.

Плотная бумага или картон, гуашь, печатки из пенопласта

5

Забавные картинки

Любая

 Все имеющиеся в наличии

6

7

Потеряли котятки на дороге перчатки

Ладошками

Учить детей печатать рукой, смешивать цвета, работать в коллективе. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов.

Широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, салфетки

8

Первые лучи солнышка

Рисование свечой

Цель: Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку – лист с уже нанесенным свечой рисунком и аккуратно закрашивает ее. Развивать творческие способности детей.

Готовая

 картинка с нанесенным свечой

рисунком, жидко разведенная гуашь, кисти

 Апрель

1

Необычные цветочки

Рисование свечой

Цель: Совершенствовать   технику рисования свечой. Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку – лист с уже нанесенным свечой рисунком и аккуратно закрашивает ее. Развивать творческие способности детей.

Готовая картинка с нанесенным свечой рисунком, жидко разведенная гуашь, кисти

2

Ветка мимозы

Скатывание шариков из салфетки

Цель: Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Развивать чувство композиции,  творческие способности детей.

Лист плотной бумаги (тонированный), салфетка целая и половинка (желтого цвета, кисти, акварель

3

Нарядные матрешки

Цель: Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по всей поверхности бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство композиции.

Портрет

4

Точка, точка, огуречек – получился человечек

Печать пенопластом

Печать пробкой

  Цель:   Продолжать обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.  Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов. Развивать чувство композиции.

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, трафареты из пенопласта

5

6

Украшаем свитер для папы

Печатка из  картофеля, пальчиковая живопись

7

Веселый горошек (платье, сарафан для мамы)

Тычок жесткой кистью

8

Папа, мама, я – дружная семья

Печать по трафарету

Анималистика

Май

1

Веселый осьминожка

Ладошками

Цель: Продолжать учить использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать ее краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, салфетки

2

Птичка-невеличка

Ладошками

3

Цыплята и одуванчики

Рисование пальчиками, печатками из ластика, тряпочками

 Цель:  Учить детей созданию монохромной композиции на цветном фоне. Воспитание интереса к природе

 и отражению представлений (впечатлений) в доступной изобразительной деятельности.

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, печатки из ластика, тряпочки

4

Носит одуванчик желтый сарафанчик

Обрывание

  Цель: Учить детей созданию выразительных образов луговых цветов – желтых и белых одуванчиков – в технике обрывной аппликации. Развитие мелкой моторики, синхронизация движений обеих рук.

Салфетки, клей, кисть, плотная бумага или цветной картон

5

Ежик

Тычок жесткой кистью

  Цель: Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов. Развивать чувство композиции.

Жесткая кисть, гуашь, бумага, трафарет ежика

6

Божья коровка

Печать по трафарету, пальчиковая живопись

Мисочки с гуашью, салфетки, небольшие листы

7

Лучистое солнышко

Рисование свечой

Готовая картинка с нанесенным свечой рисунком, жидко разведенная гуашь, кисти

8

Рыбка в пруду

Ладошками

Широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, салфетки

Материально- техническое  обеспечение программы.

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие:

 

  • столы;
  • стулья
  • мольберты
  • магнитофон;
  • диски с музыкой (детский репертуар).

 

Материал:

– акварельные краски, гуашь;

– восковые и масляные мелки, свеча;

– ватные палочки;

– поролоновые печатки;

– коктельные трубочки;

– палочки или старые стержни для процарапывания;

– матерчатые салфетки;

– стаканы для воды;

– подставки под кисти;

– кисти.

Кабинет по дополнительной образовательной платной услуге «Умелые ладошки» оснащен необходимым материалом для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, трафареты, плакаты, серия альбомов для детского художественного творчества, баночки для воды и пр.). Одним из главных принципов построения данной среды для нас является - доступность материалов для восприятия детей, доступность их в использовании детьми самостоятельно, сменяемость, эстетическое оформление, многообразие представленных материалов.

Педагогический мониторинг оценивания уровня усвоения программы

Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).

Для оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и использования материалов для работы в технике нетрадиционного рисования, развития творчества, руководствовались критериями, разработанными Т.С. Комаровой:

1. Содержание изображения.

2. Передача формы

3. Строение предмета

4. Передача пропорций предмета в изображении

5. Композиция

6. Цвет

7. Уровень самостоятельности

 Уровень  развития у детей:

высокий - ребенок изображает предметы, используя различные нетрадиционные материалы; передает форму, строение предмета и его пропорции, композицию, цвет; преобладает несложный сюжет; выполняет работу самостоятельно, без помощи взрослого, проявляет инициативу и творческий подход в выборе материалов для рисования.

средний – ребенок передает изображения с незначительным искажением, имеет отступления от реальной окраски, использует некоторые нетрадиционные материалы, требуется незначительная помощь взрослого, присутствует оригинальность изображения; имеет стремление к наиболее полному раскрытию замысла

низкий – присутствуют значительные искажения в изображении формы, строения, пропорции предмета; изображение носит непродуманный, случайный характер, выполнено в одном цвете, необходима стимуляция со стороны взрослого; самостоятельно развить замысел не может.

                                                                                                      Таблица № 1

   

Анализ детских работ

 

Фамилия

Имя

ребенка

 

Содержание изображения. 

 

Передача формы

Строение предмета

Передача пропорций предмета в изображении

Композиция

Цвет

Уровень самостоятельности

Итог

Список литературы:

 

1. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с. 

2. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.

3. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.

4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.

5. Комплекты книг для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Парциальная программа. Разработано в соответствии с ФГОС. Автор: Леонова Н.Н., Год издания: 2014,

6.Художественно-эстетическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста (изобразительная деятельность). Разработано в соответствии с ФГОС. Автор: Литвинова О.Э., Год издания: 2016,

 

          

 

 

 

 

Приложение 1

Нетрадиционные техники рисования.

1.Тычок  жесткой  полусухой  кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

 

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

 

2.Рисование  пальчиками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

 

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 

3.Рисование  ладошкой.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

 

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 

4.Скатывание  бумаги.

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

 

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

 

5.Оттиск  поролоном.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

 

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

 

6.Оттиск  пенопластом.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

 

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.

 

7.Оттиск  смятой  бумагой.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

 

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

 

8.Восковые  мелки  +  акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

 

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

 

9.Свеча  +  акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

 

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

 

10.Монотипия  предметная.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

 

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

 

11.Черно-белый  граттаж.

(грунтованный лист)

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

 

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

 

12.Кляксография  с  трубочкой.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

 

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

 

13.Набрызг.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5´5 см).

 

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

 

14.Отпечатки  листьев.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

 

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

 

15.Тиснение.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.

 

Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

 

16.Цветной  граттаж.

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

 

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

 

17.Монотипия  пейзажная.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа ДПОУ проведение занятий по развитию художественных способностей у детей 4 -5 лет «Цветные ладошки»

Как научить ребенка рисовать? У детей дошкольного возраста еще не сформированы художественно-изобразительные цели рисования. Они еще не умеют рисовать с натуры, не умеют правильно работать карандашом,...

Программа ДПОУ проведения занятий по развитию художественных способностей у детей «Волшебные ладошки»

Художественно - творческая деятельность – это ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей. Данная разработка воплощает новый подход к художественно ...

Программа ДПОУ проведения занятий по развитию художественных способностей у детей «Мир красок» (от 4 до 5 лет)

Программа ДПОУ проведение занятий по развитию художественных способностей у детей  "Мир красок"...

Программа ДПОУ проведения занятий по развитию художественных способностей у детей «Мир красок» (от 5 до 6 лет)

Программа ДПОУ проведение занятий по развитию художественных способностей у детей "Мир красок"...

Программа ДПОУ проведения занятий по развитию художественных способностей у детей «Пластилинография» для детей дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)

Цель программы: Развитие индивидуальных творческих способностей и интереса к искусству в целом в процессе занятий пластилинографией....

Программа ДПОУ проведения занятий по развитию художественных способностей у детей «Пластилинография» для детей дошкольного возраста (от 6 лет до прекращения образовательных отношений)

Цель программы: Развитие индивидуальных творческих способностей и интереса к искусству в целом в процессе занятий пластилинографией...