Особенности предметно-развивающей среды по художественно-эстетическому развитию
рабочая программа

Таякина Наталья Викторовна
Особенности предметно-развивающей среды по художественно-эстетическому развитию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды по ОО «Художественно – эстетическое развитие

Насыщенная развивающая, предметно-пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.

Для всестороннего развития  предоставляем возможность дошкольникам полностью использовать среду и принимать активное участие в ее организации. Продукты детской деятельности в качестве украшения интерьеров детского сада  позволяют дошкольникам понять свои возможности в преобразовании пространства.

Предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3-5 человек. Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками. В группах создаются различные центры активности:

Центр активности

Основная задача

Интеграция образовательных областей

Группы раннего возраста от 1 года до 3 лет

Центр сенсорики и конструирования

Организовать предметную деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, освоение детьми сенсорных эталонов формы, цвета, размера

Все образовательные области

Центр для организации предметных и предметно-манипуляторных игр

Организовать совместные игры со сверстниками под руководством взрослого

  • Познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • физическое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие

Центр творчества и продуктивной деятельности

Развитие восприятия смысла музыки, поддержки интереса к рисованию и лепке, становлению первых навыков продуктивной деятельности, освоение возможностей разнообразных изобразительных средств

  • Познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие

Центр познания и коммуникации (книжный уголок)

Восприятие смысла сказок, стихов, рассматривания картинок

Все образовательные области

Группа дошкольного возраста от 3 до 7 лет

Центр игры

Организовать сюжетно-ролевые детские игры. Центр должен включать предметы-заместители

Все образовательные области

Центр конструирования

Содержит разнообразные виды строительного материала и детских конструкторов, бросового материала, схем, рисунков, картин, демонстрационных материалов для организации конструкторской деятельности детей

  • Познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • художественно-эстетическое развитие

Книжный уголок

Содержит художественную и документальную литературу для детей, обеспечивающую их духовно-нравственное и этико-эстетическое воспитание, формирование общей культуры, освоение разных жанров художественной литературы, воспитание любви и интереса к художественному слову, удовлетворение познавательных потребностей

Все образовательные области

Центр театрализации и музицирования

Содержит оборудование, которое позволяет организовать музыкальную и театрализованную деятельность детей

Все образовательные области

Центр творчества

Реализовать продуктивную деятельность детей — рисование, лепку, аппликацию, художественный труд

  • Речевое развитие;
  • познавательное развитие;
  • социально-коммуникативное развитие

Есть ряд показателей, по которым воспитатель  оценивает качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей:

Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность.

Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.

Низкий уровень шума в группе (так называемый «рабочий шум»), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен.

Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.

Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.

Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.                                                                    

Наполнение центров активности в младшей группе

1-я младшая группа (2–3 года)

Центр активности

 наполнение

Центр сенсорики и конструирования

  • Набор из мягкого пластика для плоскостного конструирования;
  • набор из объемных элементов разных повторяющихся форм, цветов и размеров на общем основании для сравнения;
  • набор кубиков среднего размера;
  • набор объемных тел (кубы, цилиндры, бруски, шары, диски);
  • юла или волчок

Центр творчества и продуктивной деятельности

  • Мольберт двухсторонний;
  • ширма для кукольного театра трансформируемая;
  • наборы для творчества: бумага, карандаши, кисточки, краски гуашь и пальчиковые, пластилин

2-я младшая группа (3–4 года)

Центр конструирования

  • Набор для завинчивания из элементов разных форм, размеров и цветов;
  • набор для построения произвольных геометрических фигур;
  • пирамида настольная, окрашенная в основные цвета;
  • напольный конструктор деревянный цветной;
  • набор кубиков среднего размера

Центр познания и коммуникации

  • Изделия народных промыслов;
  • набор репродукций картин о природе;
  • набор репродукций картин русских художников — иллюстраций к художественным произведениям

Книжный уголок

  • Настольно-печатные игры;
  • книги детских писателей

Центр театрализации и музицирования

  • Мольберт двухсторонний;
  • музыкальные цифровые записи для дошкольного возраста

Центр творчества

Наборы для творчества: бумага, карандаши, кисточки, краски гуашь и пальчиковые, пластилин

Центры активности в средней группе

Центр активности

 наполнение

Центр конструирования

  • Большой настольный конструктор деревянный с неокрашенными и цветными элементами;
  • комплект конструкторов с шиповым быстросъемным креплением деталей напольный;
  • комплект строительных деталей напольный с плоскостными элементами

Центр познания и коммуникации

  • Календарь погоды настенный;
  • комплект серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей);
  • телескопический стаканчик с крышкой;
  • комплект изделий народных промыслов

Книжный уголок

  • Книги детских писателей;
  • набор репродукций картин о природе;
  • набор репродукций картин русских художников — иллюстраций к художественным произведениям

Центр театрализации и музицирования

  • Ширма для кукольного театра трансформируемая;
  • комплект перчаточных кукол;
  • набор пальчиковых кукол по сказкам;
  • комплект костюмов по профессиям;
  • коллекция тканей;
  • детский набор русских шумовых инструментов

Центр творчества

  • Альбомы по живописи и графике;
  • набор детских музыкальных инструментов;
  • наборы для творческой деятельности: бумага, карандаши, кисточки, краски акварель и гуашь, пластилин, мелки, трафареты для рисования

Центры активности в старшей и подготовительной группах

Центр активности

 наполнение

Центр конструирования

  • Комплект конструкторов с соединением в различных плоскостях металлический;
  • комплект конструкторов с шиповым быстросъемным креплением деталей настольный;
  • Конструктор с соединением в различных плоскостях пластиковый настольный;
  • набор кубиков с буквами

Центр познания и коммуникации

Календарь погоды настенный.

набор репродукций картин великих сражений
набор репродукций картин русских художников — иллюстраций к художественным произведениям;
набор с часами и карточками для изучения временных интервалов

Книжный уголок

Книги детских писателей

Центр театрализации и музицирования

  • Комплект цифровых записей с русскими народными песнями для детей дошкольного возраста;
  • музыкальные цифровые записи для детей дошкольного возраста

Центр творчества

  • Бумага разного цвета и форматов;
  • пластилин;
  • ножницы;
  • клей;
  • карандаши;
  • природные материалы;
  • пластилин;
  • краски акварель и гуашь;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы педагогического коллективва по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников

В статье представлены основные виды органиации детской деятельности по художесственно- эстетическому развитию, работа педагогов дополнительного образования по изодеятельности, ритмике и в компьютерном...

Дизайн – проект Интеграция в предметно развивающей среде «Создание художественно – эстетического центра в старшей группе»

Проект по созданию художественно - эстетического центра в виде модуля в предметно - развивающей среде в старшей группе. : Центр позволит каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои сил...

Построение образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. Создание предметно – развивающей среды по художественно – эстетическому развитию детей. Оснащение уголков театрального развития в разных возрастных группах

Идеальная цель педагогического процесса, к которой должен стремиться каждый воспитатель ДОУ – это воспитание  всесторонне  развитой  личности и счастливого ребенка.  Все, что...

доклад "Предметно-развивающая образовательная среда как условие успешного развития ребенка".

Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью совершенствования предметно–развивающей среды в коррекционной группе в соответствии с новыми требованиями ФГОС дошкольного образования. В ...

Презентация "Предметно - развивающая среда по художественно - эстетическому развитию детей раннего возраста".

Художественно - эстетическая развивающая среда стимулирует развитие у ребёнка эстетической культуры, развивает творческую мотивацию. Это пространство позволяет ребёнку стать творческим человеком. Спец...