Опыт работы по реализации программы воспитания в ДОУ.
консультация

Горбунова Дина Ивановна

Предварительный просмотр:

Горбунова Дина Ивановна,

старший воспитатель МДОБУ ЦРР – д/с № 4

«Лесовичок» пгт. Талакан, Россия

ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА: К 200-ЛЕТИЮ К.Д. УШИНСКОГО

Опыт работы по реализации программы воспитания в ДОУ.

«...Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом»

В. В. Путин

На современном этапе воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий согласованных усилий различных общественных институтов и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Программа воспитания, реализуемая в нашем ДОУ, предусматривает приобщение детей к традиционным российским народным ценностям - права и свободы человека, жизнь, достоинство, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, созидательный труд, крепкая семья, приоритет духовного над материальным, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, гуманизм, милосердие, единство народов России, историческая память и преемственность поколений.

Система нашей воспитательной работы, которую мы разработали, направлена на выполнение основной цели: личностное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества.  

В своей деятельности по реализации цели воспитания мы решали следующие задачи:

  1. содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
  2. способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
  3. создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
  4. осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей.

Мы также определили основные задачи Программы воспитания в части, формируемой участниками образовательных отношений:

  1. воспитывать у ребенка любовь к родному семье, дому, малой родине, чувство гордости за свою малую родину;
  2. воспитывать уважение к родителям и их труду;
  3. формировать познавательно-исследовательскую деятельность, связанную с изучением родного поселка, области;
  4. формировать представления о растительном и животном мире родного края;
  5. познакомить с Красной книгой и картой Амурской области;
  6. расширение представлений воспитанников о родной земле, городах области, об областном центре; знакомство детей с символикой Амурской области.

Направления программы воспитания:

  1. Патриотическое направление воспитания.
  2. Духовно-нравственное направление воспитания.
  3. Эстетическое направление воспитания.
  4. Социальное направление воспитания. 
  5. Познавательное направление воспитания.
  6. Трудовое направление воспитания. 
  7. Физическое и оздоровительное направление воспитания.

Реализацию Программы воспитания мы осуществляли через   следующие формы работы: занятия, проекты, выставки детских работ, экскурсии, театрализованные представления, досуги, спортивные праздники, участия в конкурсах. 

Содержание  работы определялось по принципу: доступности и наглядности, с учетом коммуникативных и познавательных потребностей дошкольников, психологических особенностей: острота восприятия, способность анализировать и обобщать, пытливость ума, любознательность.

Работа проводилась по нескольким линиям:

  1. Работа с педагогами:

Консультации для воспитателей: «Культурные традиции русского народа», «Инновационные подходы к духовно-нравственному воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО», «Воспитание любви к Родине через любовь к природе родного края», «Что можно рассказать детям о войне», «Роль семьи в патриотическом воспитании дошкольников», «Организация уголка по патриотическому воспитанию».

Семинар-практикум: «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста», круглый стол: «Великая Отечественная война в датах и фактах».

Выступления на методическом объединении педагогов Бурейского округа: «Психолого-педагогическое сопровождение деятельности ДОУ по духовно-нравственному воспитанию», «Приобщение к истокам русской народной культуры, как основа формирования гражданско-этических представлений у дошкольников».

Доклад на Педагогическом совете: «Формирование духовно-нравственных внутрисемейных отношений», презентация «Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности».

Проекты: «Русские воины – защитники Отечества», «Великая Победа», «Я и моя Родина»,  «Чем знаменит на поселок»».

2) Работа с семьями воспитанников:

Консультации для родителей: «Воспитание любви к Родине начинаем в раннем возрасте», «Гражданское воспитание и семья», «Нравственное формирование и развитие личности внутри семьи».

Психологический тренинг: «Огонек моей души».

Педагогическое просвещение. Статьи: «Граждане и патриоты», «Азбука нравственности», «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», «Учите детей беречь природу», «Трудовое воспитание в семье». Памятки: «Правила хорошего настроения», «Правила для родителей», «На сколько хорошо вы знаете своего ребенка?».

Совместные физкультурные досуги, праздники с участием родителей: «День защитника отечества», «Весёлые старты», «Русские богатыри», «Папа, мама, я – спортивная семья».  

Музыкальные развлечения и праздники совместно с родителями: «КВН», «Защитникам Родины славу поём!», «Этих дней не смолкнет слава», «Хорошо рядом с мамой».

Детские творческие работы, выполненные вместе с родителями: «Мы за мир на планете Земля», «Подвиг их бессмертен», «Герб семьи».

Составление фотоальбома: «Наш поселок самый лучший», «Наш семейный уклад»;

Фотовыставки: «Защитники Родины», «Моя мама самая лучшая…», «Мы на отдыхе»;

Тематические выставки: «Праздник Победы 9 мая», «Рисуем всей семьей», «Мой край», «Полеты во сне и наяву», «Блокада Ленинграда».

Совместные с родителями проекты: «Здравствуйте – это я!», «Моя семья».

  1. Работа с воспитанниками включает в себя 5 модулей:

1 модуль «Я и моя семья».

2 модуль «Детский сад»

3 модуль «Родной поселок и родная природа»

4 модуль «Родная страна»

5 модуль «Культура страны»

По  каждому модулю мы составили для всех возрастных групп тематический план. В нем изменяются только непосредственно содержание, объем познавательного материала и сложность. В плане есть темы, приуроченные к определенным событиям или праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями в ноябре «Декларация прав ребенка» или  июне «День защиты детей», к 23 февраля «День защитника Отечества», в апреле «День космонавтики», в мае «День Победы», обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Работа включала в себя занятия, НОД, игры, продуктивные виды деятельности, экскурсии, праздники, индивидуальные занятия, а заканчиваются открытым показом для педагогов и родителей, мультимедийным показом проекта, тематическими занятиями.

Самыми интересными мероприятиями мы считаем, были:

Игра – квест: «Девиз   для   воинов   во все   века:   Кто   на Русь с мечом придет, тот от меча и погибнет!», виртуальная выставка детских работ на тему: «Защитники земли Русской – богатыри Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич», НОД: «Да здравствуют дети на всей планете», «Река времени», с использованием компьютерной презентации, патриотическая викторина: «Знаем! Помним! Не забудем!», презентация у книжной полки «Как Александр Невский спасал Русь от врагов», конкурс патриотической песни «Сердце России», спортивный досуг «Будем в армии служить», игрa «Зарницa», альбом «Мы благодарные потомки победителей», мюзикл «По следам Красной шапочки».

Результативность работы по реализации Программы воспитания в ДОУ свидетельствуют следующие факты:

- Увеличилось количество творческих работ педагогических работников, методических материалов (музыкальных сказок, фольклорных праздников, сценарии развлечений);

- Увеличилось количество применяемых и апробированных педагогических технологий, программ;

- Педагоги и дети ДОУ активнее участвуют в выставках и конкурсах разного уровня и занимают призовые места.

Анализ работы ДОУ убеждает нас в том, что максимальный результат воспитательной работы достигается только при условии, что эти воздействия осуществляются в системе, где каждое из них выполняет свою особую функцию, являясь необходимым звеном единого воспитательно-образовательного процесса. Наличие такой системы позволило нам создать условия для организации комплексных воздействий, которые взаимно дополняют друг друга и дают наилучший воспитательный эффект.

Мы уверены, что созданные нами условия для полноценного развития нравственных ценностей, духовных сил, помогают наполнить детскую жизнь хорошими поступками и полезными делами.

Список литературы:

  1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3–7 лет / Р.С. Буре. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016 – 80 с.
  2. Ларионова С. О., Дзацило Ю. А. Нравственное воспитание дошкольников в детском саду. Учебно- методическое пособие Екатеринбург 2018
  3. Миронова, С.А. Социально-нравственное воспитание в детском саду и в семье / С.А. Миронова // Молодой ученый. – 2016
  4. Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей в дошкольной образовательной  организации на основе отечественной социокультурной традиции – Москва, 2015 – 29 с. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по реализации программы развития ДОУ

Данный опыт  по теме программы "ДОУ - муниципальный центр физического развития и приобщения к здоровому образу жизни" был представлен на коллегии управления образования в марте 2011 года....

Опыт работы по реализации программы наставничеста

Проктокол педагогического совета и выступление "Анализ программы наставничества учреждения"...

Опыт работы по реализации программы инновационной деятельности

В ходе реализации программы инновационной деятельности мы хотели добиться понимание педагогами, родителями, воспитанниками, что работа по формированию духовно - нравственной культуры детей дошкольного...

Опыт работы по реализации программы «Социокультурные истоки»

Стратегической целью развития дошкольных образовательных учреждений на современном этапе является преобразование его в открытый социальный институт, для которого первостепенное значение будет иметь ра...

Опыт работы по реализации программы «Социокультурные истоки»

Участие в городском методическом объединении по распространению опыта работы по реализации программы "Истоки"...