Опыт работы по реализации программы воспитания в ДОУ.
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа воспитания в детском саду | 28.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Горбунова Дина Ивановна,
старший воспитатель МДОБУ ЦРР – д/с № 4
«Лесовичок» пгт. Талакан, Россия
ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА: К 200-ЛЕТИЮ К.Д. УШИНСКОГО
Опыт работы по реализации программы воспитания в ДОУ.
«...Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом»
В. В. Путин
На современном этапе воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий согласованных усилий различных общественных институтов и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Программа воспитания, реализуемая в нашем ДОУ, предусматривает приобщение детей к традиционным российским народным ценностям - права и свободы человека, жизнь, достоинство, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, созидательный труд, крепкая семья, приоритет духовного над материальным, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, гуманизм, милосердие, единство народов России, историческая память и преемственность поколений.
Система нашей воспитательной работы, которую мы разработали, направлена на выполнение основной цели: личностное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества.
В своей деятельности по реализации цели воспитания мы решали следующие задачи:
- содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
- способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
- создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
- осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей.
Мы также определили основные задачи Программы воспитания в части, формируемой участниками образовательных отношений:
- воспитывать у ребенка любовь к родному семье, дому, малой родине, чувство гордости за свою малую родину;
- воспитывать уважение к родителям и их труду;
- формировать познавательно-исследовательскую деятельность, связанную с изучением родного поселка, области;
- формировать представления о растительном и животном мире родного края;
- познакомить с Красной книгой и картой Амурской области;
- расширение представлений воспитанников о родной земле, городах области, об областном центре; знакомство детей с символикой Амурской области.
Направления программы воспитания:
- Патриотическое направление воспитания.
- Духовно-нравственное направление воспитания.
- Эстетическое направление воспитания.
- Социальное направление воспитания.
- Познавательное направление воспитания.
- Трудовое направление воспитания.
- Физическое и оздоровительное направление воспитания.
Реализацию Программы воспитания мы осуществляли через следующие формы работы: занятия, проекты, выставки детских работ, экскурсии, театрализованные представления, досуги, спортивные праздники, участия в конкурсах.
Содержание работы определялось по принципу: доступности и наглядности, с учетом коммуникативных и познавательных потребностей дошкольников, психологических особенностей: острота восприятия, способность анализировать и обобщать, пытливость ума, любознательность.
Работа проводилась по нескольким линиям:
- Работа с педагогами:
Консультации для воспитателей: «Культурные традиции русского народа», «Инновационные подходы к духовно-нравственному воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО», «Воспитание любви к Родине через любовь к природе родного края», «Что можно рассказать детям о войне», «Роль семьи в патриотическом воспитании дошкольников», «Организация уголка по патриотическому воспитанию».
Семинар-практикум: «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста», круглый стол: «Великая Отечественная война в датах и фактах».
Выступления на методическом объединении педагогов Бурейского округа: «Психолого-педагогическое сопровождение деятельности ДОУ по духовно-нравственному воспитанию», «Приобщение к истокам русской народной культуры, как основа формирования гражданско-этических представлений у дошкольников».
Доклад на Педагогическом совете: «Формирование духовно-нравственных внутрисемейных отношений», презентация «Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности».
Проекты: «Русские воины – защитники Отечества», «Великая Победа», «Я и моя Родина», «Чем знаменит на поселок»».
2) Работа с семьями воспитанников:
Консультации для родителей: «Воспитание любви к Родине начинаем в раннем возрасте», «Гражданское воспитание и семья», «Нравственное формирование и развитие личности внутри семьи».
Психологический тренинг: «Огонек моей души».
Педагогическое просвещение. Статьи: «Граждане и патриоты», «Азбука нравственности», «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», «Учите детей беречь природу», «Трудовое воспитание в семье». Памятки: «Правила хорошего настроения», «Правила для родителей», «На сколько хорошо вы знаете своего ребенка?».
Совместные физкультурные досуги, праздники с участием родителей: «День защитника отечества», «Весёлые старты», «Русские богатыри», «Папа, мама, я – спортивная семья».
Музыкальные развлечения и праздники совместно с родителями: «КВН», «Защитникам Родины славу поём!», «Этих дней не смолкнет слава», «Хорошо рядом с мамой».
Детские творческие работы, выполненные вместе с родителями: «Мы за мир на планете Земля», «Подвиг их бессмертен», «Герб семьи».
Составление фотоальбома: «Наш поселок самый лучший», «Наш семейный уклад»;
Фотовыставки: «Защитники Родины», «Моя мама самая лучшая…», «Мы на отдыхе»;
Тематические выставки: «Праздник Победы 9 мая», «Рисуем всей семьей», «Мой край», «Полеты во сне и наяву», «Блокада Ленинграда».
Совместные с родителями проекты: «Здравствуйте – это я!», «Моя семья».
- Работа с воспитанниками включает в себя 5 модулей:
1 модуль «Я и моя семья».
2 модуль «Детский сад»
3 модуль «Родной поселок и родная природа»
4 модуль «Родная страна»
5 модуль «Культура страны»
По каждому модулю мы составили для всех возрастных групп тематический план. В нем изменяются только непосредственно содержание, объем познавательного материала и сложность. В плане есть темы, приуроченные к определенным событиям или праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями в ноябре «Декларация прав ребенка» или июне «День защиты детей», к 23 февраля «День защитника Отечества», в апреле «День космонавтики», в мае «День Победы», обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.
Работа включала в себя занятия, НОД, игры, продуктивные виды деятельности, экскурсии, праздники, индивидуальные занятия, а заканчиваются открытым показом для педагогов и родителей, мультимедийным показом проекта, тематическими занятиями.
Самыми интересными мероприятиями мы считаем, были:
Игра – квест: «Девиз для воинов во все века: Кто на Русь с мечом придет, тот от меча и погибнет!», виртуальная выставка детских работ на тему: «Защитники земли Русской – богатыри Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич», НОД: «Да здравствуют дети на всей планете», «Река времени», с использованием компьютерной презентации, патриотическая викторина: «Знаем! Помним! Не забудем!», презентация у книжной полки «Как Александр Невский спасал Русь от врагов», конкурс патриотической песни «Сердце России», спортивный досуг «Будем в армии служить», игрa «Зарницa», альбом «Мы благодарные потомки победителей», мюзикл «По следам Красной шапочки».
Результативность работы по реализации Программы воспитания в ДОУ свидетельствуют следующие факты:
- Увеличилось количество творческих работ педагогических работников, методических материалов (музыкальных сказок, фольклорных праздников, сценарии развлечений);
- Увеличилось количество применяемых и апробированных педагогических технологий, программ;
- Педагоги и дети ДОУ активнее участвуют в выставках и конкурсах разного уровня и занимают призовые места.
Анализ работы ДОУ убеждает нас в том, что максимальный результат воспитательной работы достигается только при условии, что эти воздействия осуществляются в системе, где каждое из них выполняет свою особую функцию, являясь необходимым звеном единого воспитательно-образовательного процесса. Наличие такой системы позволило нам создать условия для организации комплексных воздействий, которые взаимно дополняют друг друга и дают наилучший воспитательный эффект.
Мы уверены, что созданные нами условия для полноценного развития нравственных ценностей, духовных сил, помогают наполнить детскую жизнь хорошими поступками и полезными делами.
Список литературы:
- Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3–7 лет / Р.С. Буре. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016 – 80 с.
- Ларионова С. О., Дзацило Ю. А. Нравственное воспитание дошкольников в детском саду. Учебно- методическое пособие Екатеринбург 2018
- Миронова, С.А. Социально-нравственное воспитание в детском саду и в семье / С.А. Миронова // Молодой ученый. – 2016
- Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей в дошкольной образовательной организации на основе отечественной социокультурной традиции – Москва, 2015 – 29 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по реализации программы развития ДОУ
Данный опыт по теме программы "ДОУ - муниципальный центр физического развития и приобщения к здоровому образу жизни" был представлен на коллегии управления образования в марте 2011 года....
Опыт работы по реализации программы «Азбука рисования» для дошкольников в условиях внедрения ФГОС.
Опыт работы...
Опыт работы по реализации программы наставничеста
Проктокол педагогического совета и выступление "Анализ программы наставничества учреждения"...
Опыт работы по реализации программы инновационной деятельности
В ходе реализации программы инновационной деятельности мы хотели добиться понимание педагогами, родителями, воспитанниками, что работа по формированию духовно - нравственной культуры детей дошкольного...
Опыт работы по реализации программы «Социокультурные истоки»
Стратегической целью развития дошкольных образовательных учреждений на современном этапе является преобразование его в открытый социальный институт, для которого первостепенное значение будет иметь ра...
Опыт работы по реализации программы «Социокультурные истоки»
Участие в городском методическом объединении по распространению опыта работы по реализации программы "Истоки"...
Опыт работы по реализации программы «Социокультурные истоки»
ГМО "Истоки"...