Индивидуальный план работы по Самообразованию «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования»
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания. Творческое начало – это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному. Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет детям отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним, имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития.
Цель: -Развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_halimova_zz.docx | 71.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №41 "РОСИНКА"
Индивидуальный план работы по
Самообразованию
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования»
Воспитателя:
Халимовой
Зулайхо
Зайдулоевны
2023 учебный год
Цель:
-Развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.
Актуальность темы:
- Состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы.
Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования,
их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.
Таким образом, развивается творческая личность, способная применять
свои знания и умения в различных ситуациях.
-Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна
из самых интересных для детей дошкольного возраста:
она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
-Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться.
-За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как:
тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками,
оттиск пробкой, восковые мелки + акварель, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой,
кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия пейзажная.
Используемая литература
1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""
2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"
3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"
4.Нетрадиционные техники рисования, интегрированные занятия
Т.А. Цквитария.
5.Нетрадиционные техники рисования в детском саду А.В. Никитина 2010г.
Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.:ТЦ Сфера, 2007.-128с
Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы:
- наблюдения с детьми;
- обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
- объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
- показ способов действия;
- игровые приемы;
- совместный анализ выполненной работы.
Форма обучения: специально организованная непосредственно образовательная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования.
Предполагаемый результат:
1.У детей повысится уровень художественных способностей;
2.Дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов, освоят правила безопасности во время работы;
3.Освоят технику нетрадиционного рисования.
Перспективное планирование по теме самообразования
на 2023 – 2024 уч. год.
Сентябрь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Осенний ковер» | Печать листьями | -Закрепить умение работать с техникой печати листья. -Упражнять смешивать краски прямо на листьях при печати. -Учить рисовать красоту осеннего пейзажа, передавая его характер используя лисья-штампы как средство выразительности. | -Листья деревьев разной величины. Гуашь в мисочках, салфетки, белая бумага, иллюстрации. |
2. | «Веточка рябины» | Рисование пальчиками, печать листьями. | -Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. -Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости при рисовании натюрморта. -Учить передавать в рисунке характерные особенности рябины (сложный лист из расположенных попарно узких листиков, овальные грозди) | -Гуашевые краски, альбомные листы, кисточки, влажные салфетки, веточка рябины в вазе. |
Работа с родителями | - Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности» -Выставки детских рисунков для родителей. | |||
Работа с педагогами: | -Консультация на тему: «Нетрадиционное рисование как средство развития творчества у детей |
Октябрь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
2 | «Грибы на опушке» | Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой, рисование крупами. | -Создание сюжетных композиций из круп. -Развитие чувства цвета и композиции. -Закреплять умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». -Учить дополнять изображение подходящими деталями. | -Бумага, крупы, акварельные краски, жесткая кисть, салфетки, муляжи грибов. |
2. | «Что созрело в огороде» | Различные | -Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. - Закреплять умения работать над композицией рисунка — равномерно располагать предметы по всему листу бумаги, оставляя между ними немного свободного пространства, находить для предметов величину, соответствующую величине данного листа бумаги. -Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. | -Бумага, цветная гуашь, листья, кисти, поролон, штампы овощей. |
Работа с родителями | -Выставки детских рисунков для родителей. -Консультация для родителей «Путешествие в страну рисованию» | |||
Работа с педагогами: | -Уголок ИЗО. Нетрадиционные материалы (ознакомительная экскурсия для воспитателей в группу). |
Ноябрь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Дымковская игрушка» | -Тычок жесткой полусухой кистью, - оттиск скомканной бумагой, поролоном, - ватными палочками. | -Совершенствовать умение детей в различных нетрадиционных изобразительных техниках. -Закреплять умения детей передавать характер и особенности дымковских народных игрушек, характер узора, его цветовую гамму, развивать самостоятельность, творчество, совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков. -Развивать чувство композиции. | -Бумага, жесткая кисть, поролон, ватные палочки, цветная жидкая гуашь, иллюстрации. |
2. | «Мое любимое дерево в разное время года» | -Оттиск печатками, листьями, пенопластом, рисование пальчиками. | -Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. -Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. -Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. | -Лист бумаги, листья-штампы, пенопласт, цветная гуашь. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. | |||
Работа с педагогами: |
Декабрь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Домашнее животное – собака» | Различные | -Закреплять умение самостоятельно использовать знакомые нетрадиционные техники рисования. - Воспитывать эмоциональную отзывчивость. -Развивать координацию движения рук. -Учить наносить отпечатки по контуру рисунка. | -Лист бумаги, жесткая кисть, салфетки, гуашь, ватные палочки, поролон, иллюстрации. |
2. | «Сказочный лес» | Рисование солью. | -Учить создавать рисунки используя клей ПВА и соль. -Развивать восприятие, чувство формы, ритма, цвета. -Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность. | -Альбомная бумага, клей ПВА, соль. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. Консультация для родителей: «Что означают рисунки детей» | |||
Работа с педагогами | - Круглый стол на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования в речевом развитии детей дошкольного возраста» |
Январь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Зимний лес» | Рисование восковыми мелками, свечой. | -Вызвать интерес детей к выполнению задания невидимыми материалами. -Развивать воображение, самостоятельность планирования своего замысла. | -Бумага, восковые мелки, кисть, акварельные краски. |
2. | «Волшебный аквариум»» | -Печать по трафарету, пальцами, листьями. | -Закреплять умение детей передавать в рисунке красоту подводного мира. -Развивать чувство композиции. | -Краски, листья, трафареты, бумага. |
Работа с родителями | -Выставки детских рисунков для родителей. | |||
Работа с педагогами | -Мастер-класс на тему «Рисуем без кисточек» (освоение нетрадиционных техник рисования) |
Февраль
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Сюрприз для папы» | Печать по трафарету, рисование пальчиком | -Закреплять умение пользоваться знакомыми нетрадиционными техниками рисования. -Учить располагать изображения на листе. -Развивать чувство композиции. | -Открытка, гуашь разного цвета, трафареты. |
2. | «Разноцветные шары» | Рисование мыльной пеной | -Упражнять в технике рисования мыльной пеной при составлении единой композиции. - Закреплять умения подрисовывать недостающие линии кисточкой. | -Акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. Консультация для родителей: «Пластилиновая живопись» | |||
Работа с педагогами | Консультация по нетрадиционным техникам рисования для воспитателей «Рисование с детьми 3-7 лет методом тычка» |
Март
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Букет незабудок для мамы» | -Рисование ватными палочками | -Закреплять умение рисовать ватными палочками. -Учить дорисовывать недостающие детали кисточкой. -Развивать аккуратность, чувство композиции. | -Открытка из цветной бумаги с нарисованной веточкой, гуашь белая, голубая, желтая в мисочках, кисти, ватные палочки. |
2. | «Какого цвета весна» | Кляксография | -Учить создавать образ используя трубочку. -Развивать цветовосприятие. -Упражнять в рисовании с помощью данной техники. | -Трубочка для коктейлей, краска кисти, вода. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. | |||
Работа с педагогами | -Оформление альбома с творческими работами детей «Вот как мы можем!» |
Апрель
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Веселые матрешки» | Граттаж. | -Познакомить детей с техникой «граттаж». -Учить детей выделять яркий, нарядный колорит, композицию узора. -Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества. | -Раскрашенные листы бумаги, покрытые черной гуашью, зубочистки. |
2. | «Море» | Граттаж. | -Закрепить умение передавать в рисунке характерные особенности предмета в технике «граттаж». -Продолжать учить создавать композицию рисунка. -Развивать чувство ритма. | -Раскрашенные листы бумаги, покрытые черной гуашью, зубочистки, одноразовые вилки. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. Консультация для родителей: «Пасхальные яйца необычной раскраски» | |||
Работа с педагогами |
Май
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Цветочная поляна» | Печатки из пластилина | -Познакомить с техникой печать пластилином. -Развивать наглядно-образное мышление. -Воспитывать желание создавать оригинальные рисунки. | -Иллюстрации цветов, гуашь разных цветов в мисочках, пластилин. |
2. | «Нарисуй, что хочешь» | Рисование ватными палочками | -Закреплять умение использование техники печать пластилином. -Учить детей аккуратно наносить рисунок на пластилин. Развивать воображение, художественное восприятие. | -Гуашь разных цветов в мисочках, пластилин, кисти. |
Работа с родителями | -Групповое родительское собрание на тему «Использование нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье» | |||
Работа с педагогами | -Отчет по теме самообразования -Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете. |
-Работу проводила поэтапно:
- На первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
- На втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.
-Мною были использованы следующие средства:
-Совместная деятельность воспитателя с детьми;
-Самостоятельная деятельность детей;
Применяла такие методы:
-Словесные,
-Наглядные,
-Практические,
-Игровые.
-Мною были подготовлены выставки детских рисунков для родителей.
-Для родителей подготовила несколько консультаций.
Перспектива:
-Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами
Имея за плечами большой педагогический опыт и сравнивая с тем временем, когда я поступила на работу – все равно остался открыт вопрос о развитии творческих способностей дошкольников. Дети, рисуя с удо...
План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилинографию в условиях внедрения ФГОС».
План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилин...
План самообразования «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования в условиях внедрения ФГОС».
План самообразования воспитателя старшей группы «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования в условиях внедрения ФГОС»....
План по самообразованию педагога Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования» 2017-2018 уч.год Подготовительная группа
План по самообразованию педагога Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования»2017-2018 уч.годПодготовительная группа...
План по самообразованию «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования»
Цель:- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверст...
План работы по самообразованию 2016-2018 гг. на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия. Так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка....
План по самообразованию:" Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования подготовительная группа".
Формировать умение детей выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве,развивать потребность к созданию нового образа творческой деятельности.Задача:расширять ...