Методические рекомендации для педагогов по написанию рабочей программы
рабочая программа
Методические рекомендации для педагогов по написанию рабочей программы.
От структуры до оформления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура рабочей программы:
- Титульный лист.
- Пояснительная записка.
- Организация режима пребывания детей в группе
- Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей.
- Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы.
- Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения общеобразовательной программы.
РП педагога должна отвечать следующим характеристикам:
- Целостность — обеспечение согласованности и полноты взаимодействия и последовательности действий для реализации цели;
- Реалистичность — соответствие цели и предлагаемых средств ее достижения;
- Актуальность — ориентация на потребности сегодняшнего дня системы дошкольного образования детей;
- Прогностичность — способность в планируемых целях и действиях проектировать эффективные решения;
- Рациональность — определение таких способов достижения цели, которые в конкретных условиях позволят получить максимально достижимый результат;
- Контролируемость — определение ожидаемых результатов на основе отражения соответствующих способов их проверки;
- Корректируемость — своевременное обнаружение и быстрое реагирование на возникающие отклонения и изменения.
Рабочая программа разрабатывается на основе образовательной программы по следующим образовательным областям:
- физическое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
Цели и задачи рабочей программы педагога
Цель РП – планирование, организация и управление воспитательным процессом РП:
- конкретизирует цели и задачи;
- определяет объем и содержание материала, умений и навыков, которыми должны овладеть воспитанники;
- оптимально распределяет время по темам;
- способствует совершенствованию методики проведения занятия;
- активизирует познавательную деятельность воспитанников, развитие их творческих способностей;
- отражает специфику региона;
- применяет современные образовательные технологии.
Требования к содержанию рабочей программы РП должна:
- Четко определять место, задачи;
- Реализовать системный подход в отборе программного материала;
- Конкретно определить требования к приобретаемым воспитанниками знаний и умений рационально определить формы организации процесса обучения и воспитания с учетом возрастных особенностей детей.
Требования к оформлению РП
- Набор текста производится в текстовом редакторе Word for Windows с одной стороны листа формата А4, тип шрифта: Times New Roman, размер - 12 (14) пт.
Оформление титульного листа (Приложение №1):
- Полное наименование общеобразовательного учреждения в соответствии с Уставом ДОУ;
- Где, когда и кем утверждена РП;
- Название группы возраст детей;
- Указание примерной программы, ее авторов, на основе которой разработана данная РП;
- Ф.И.О. педагогического работника, составившего данную РП; ● Название населенного пункта и год разработки программы.
По контуру листа оставляются поля:
- левое и нижнее - 25 мм; ● верхнее - 20 мм; ● правое - 10 мм.
- Библиография оформляется в соответствии с ГОСТ.
Советы:
- Программу необходимо составлять с учетом приоритетов в направлении работы педагога, уровня развития детей группы;
- Структура и содержание рабочей программы должны учитывать принцип интеграции образовательных областей, практико-ориентированное взаимодействие всех участников процесса и мотивации ребенка;
- Все содержание программы по компонентам должно находить свое отражение в задачах, плане, мониторинге, литературе;
- Не перегружайте содержание рабочей программы. Так воспитателям будет проще планировать свою работу;
- В качестве примера используйте заполненный образец положения. (Пример РП);
- Используйте компилятивную форму написания РП (таблицы, графики и т.д.)
- Тематическое планирование должно совпадать с общепринятыми праздниками в ДОО
- Рекомендации для педагогов по написанию РП по программам раннего возраста: «Первые шаги», «Теремок», «Цветные ладошки», «Будь здоров». А также использование других программ развития «Детство», «От рождения до школы» адаптированных для детей раннего возраста. Рекомендации по написанию рабочей программы для раннего возраста
- Титульный лист
• Обеспечить полноту информации, придерживаться заданных норм
- Пояснительная записка
- Опираться на нормативные документы, на которые необходимо ориентироваться при работе с дошкольниками: закон об образовании (главный инструмент развития ребенка - семья), ФГОС (целевые ориентиры, принципы организации работы, требования к развивающей среде), СанПин и др.
- Использовать такие парциальные программы как «Цветные ладошки», «Расти малыш».
- Использовать игровые, здоровье сберегающие, личностно ориентированные образовательные технологии.
- Учитывать, что дети раннего возраста удерживают внимание 5-10 минут.
- Учитывать контингент группы (если имеются дети разных групп здоровья, дети с особыми образовательными потребностями, билингвальные дети, дети из неблагополучных семей и т.д.)
- Учитывать, что в раннем возрасте у детей преобладает нагляднодейственное мышление (то есть они не могут адекватно воспринимать абстрактные, словесные и логические объяснения).
- Учитывать, что для детей раннего возраста свойственна предметная игра, ближе к трем годам – символическая.
- Содержательный раздел
- Одна тема может быть поставлена на 1-2 недели. В праздничные периоды одна тема ставится на 2 недели.
- Наибольшую эффективность имеют занятия, проходящие в игровой форме.
- Образовательную деятельность допускается осуществлять в первую и во вторую половину дня (по 8 – 10 минут), также на игровой площадке во время прогулки.
- Образовательная деятельность осуществляется в группах/ подгруппах по 6-8 детей.
- В занятия необходимо включать двигательные паузы.
- Организационный раздел
- В расписании занятий их количество должно быть равно 7-12 в неделю.
- В первой половине дня рациональнее ставить интеллектуально насыщенные занятия.
Адаптация
Задачи воспитания на адаптационный период
- Создать для детей атмосферу психологического комфорта.
- Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:
- организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт;
- формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;
- обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;
- воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.
3. Закладывать основы будущей личности:
- воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;
- закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;
- закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками.
Образовательные области | Совместная деятельность | |
Физическое развитие. | • | Прием детей на воздухе в теплое время года |
• | Утренняя гимнастика | |
• | Закаливание в повседневной жизни | |
• | Физминутки на занятиях | |
• | Физкультурные занятия | |
• | Прогулка в двигательной активности | |
• | Гимнастика после сна | |
• | Физкультурные досуги. | |
Познавательное развитие. | • | Занятия познавательного цикла |
• | Дидактические игры | |
• | Наблюдения | |
• | Беседы | |
• | Экспериментирование | |
• | Индивидуальная работа. | |
Речевое развитие. |
прочитанного. | |
Социально - коммуникативное развитие. |
столом.
| |
Художественно - эстетическое развитие. |
|
РППС
«Спортивный уголок» | ■ Расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности | • • • | Оборудование для ходьбы, бега, равновесия Для прыжков Для катания, бросания, ловли |
• | Атрибуты к подвижным и спортивным играм | ||
• | Нетрадиционное физкультурное оборудование | ||
«Уголок природы» | ■ Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности | • • • | Сезонный материал Паспорта растений Стенд со сменяющимся материалом на экологическую тематику |
• | Макеты | ||
• | Литература природоведческого содержания, набор картинок, альбомы | ||
• | Материал для проведения элементарных опытов | ||
• | Обучающие и дидактические игры по экологии. | ||
• | Инвентарь для трудовой деятельности | ||
• | Природный и бросовый материал. | ||
«Уголок развивающих игр» | ■ Расширение познавательного сенсорного опыта детей | • | Дидактический материал по сенсорному воспитанию |
• | Дидактические игры | ||
• | Настольно-печатные игры | ||
• | Материал для детского экспериментирования | ||
«Строительная мастерская» | ■ Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца | • • • • | Напольный строительный материал; Настольный строительный материал Пластмассовые конструкторы Транспортные игрушки |
«Игровая зона» | ■ Реализация ребенком полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре. Накопление жизненного опыта | • • | Атрибутика для с-р игр по возрасту детей («Семья», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», Предметы- заместители |
«Уголок безопасности» | ■ Расширение познавательного опыта, его использование в повседневной деятельности |
| |
«Маленький Патриот» | ■ Расширение краеведческих представлений детей, накопление познавательного опыта |
| |
«Книжный уголок» | ■ Формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию. |
| |
«Театральный уголок» | ■ Развитие творческих способностей ребенка, стремление проявить себя в играх- драматизациях |
|
«Уголок творчества» | ■ Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца | • • • | Бумага разного формата, разной формы, разного тона. Достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки) Наличие цветной бумаги и картона. |
• | Достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок, тряпочек, салфеток для аппликации | ||
• | Бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.) | ||
• | Место для сменных выставок детских работ, совместных работ детей и родителей | ||
• | Место для сменных выставок произведений изоискусства | ||
• | Альбомы- раскраски | ||
• | Наборы открыток, картинки, книги и альбомы с иллюстрациями, предметные картинки | ||
• | Предметы народно - прикладного искусства | ||
«Музыкальный уголок» | ■ Развитие творческих способностей в самостоятельноритмической деятельности | • • • | Детские музыкальные инструменты Портрет композитора (старший возраст) Магнитофон |
• | Набор аудиозаписей | ||
• | Музыкальные игрушки (озвученные, не озвученные) | ||
• | Музыкально- дидактические игры |
Режим дня
Режим дня
Время | Режимные моменты |
7.00 - 8.00 | Приём детей на свежем воздухе, игровая зарядка. |
8.00 - 8.20 | Свободная игра, самостоятельная деятельность. |
8.20 - 8.55 | Подготовка к завтраку, завтрак. |
9.00 - 10.00 | Непосредственная образовательная деятельность («физическая культура» и «музыка»), игры. |
9.45 – 10.00 | Второй завтрак. |
(холодный период года)
Время | Режимные моменты | ||
7.00 - 8.10 | Приход детей в детский сад, свободная игра, самостоятельная деятельность, утренняя гимнастика. | ||
8.10 - 9.00 | Подготовка к завтраку, завтрак. | ||
9.00 - 9.30 | Непосредственная организованная образовательная деятельность. | ||
9.30 - 9.45 | Второй завтрак. | ||
9.45 - 11.30 | Подготовка к прогулке, прогулка. | ||
11.30 - 11.55 | Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность. | ||
11.55 - 12.30 | Подготовка к обеду, обед. | ||
12.30 - 15.00 | Подготовка ко сну, дневной сон. | ||
15.00 - 15.15 | Постепенный подъём, гимнастика после сна. | ||
15.15 - 15.25 | Полдник. | ||
15.25 - 16.00 | Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность. | ||
16.00 - 17.00 | Подготовка к прогулке, прогулка. | ||
17.00 - 17. 30 | Подготовка к ужину, ужин. | ||
17.30 - 19.00 | Самостоятельная деятельность, уход домой. | ||
Режим дня |
(тёплый период года)
10.00 – 11.45 | Подготовка к прогулке, прогулка. Закаливающие мероприятия (солнечные и воздушные ванны). |
11.45 - 12.00 | Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры. |
12.00 – 12.30 | Подготовка к обеду, обед. |
12.30 – 15.00 | Подготовка ко сну, дневной сон. |
15.00 – 15.25 | Постепенный подъём, закаливающие и гигиенические процедуры. |
15.25 – 15.50 | Полдник. |
15.50 – 16.40 | Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность. |
16.40 – 17. 10 | Подготовка к ужину, ужин. |
17.10 – 19.00 | Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/15/picture-255109-1368598495.jpg)
Методические рекомендации для воспитателей по составлению рабочей программы дополнительного образования
Что такое рабочая программа и какое место она занимает в ряду нормативных документов, определяющих содержание дошкольного образования?...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/10/picture-197688-1360489911.jpg)
Методическая разработка по написанию рабочих программ педагогов
Презентация поможет воспитателям выстроить и структурировать материал при написании рабочей программы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/22/picture-163992-1361550581.jpg)
Методические рекомендации для педагога первой младшей группы (программа "Радуга")
Методические рекомендации для педагога (программа Радуга)....
Методические рекомендации по написанию рабочей программы педагога ДОУ.
Рабочая программа – это нормативный документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности. Содержание рабочей программы каждого педагога ДОУ адаптировано к условиям конкретн...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/20/picture-1305683-1642709629.jpg)
Методическая рекомендация заполняемости "Музыкальных уголков"по рабочей программе «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой»
Методическая рекомендации заполняемости "Музыкальных уголков"по рабочей программе «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/19/picture-1138761-1555707044.jpg)
Методические рекомендации к содержанию и оформлению рабочих программ по дополнительному образованию
Методические рекомендации по оформлению рабочих программ по дополнительному образованию разных направленностей....
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/05/picture-1441515-1670250865.jpg)
Консультация для педагогов ДОО «Разработка образовательных областей по ФГОС ДО для написания рабочей программы педагога.»
Как известно, с 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Федеральный государственный стандарт дошкольного о...