ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДМЕТНО – ИГРОВОЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья
Статья на тему: Предметно – игровая среда как условия развития речи детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДМЕТНО – ИГРОВОЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Предметно – игровая среда как условия развития речи детей дошкольного возраста
Илюхина Анастасия Александровна,
воспитатель, г.о. Серпухов,
МБОУ СОШ №6
2023 год
В статье уделяется внимание возможности предметно – игровой среды для развития речи дошкольников. Также обращено внимание на организацию среды и, что жизненное пространство в группе должно давать детям возможность одновременно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Ключевые слова: речь, развитие речи, дошкольный возраст,
предметно - игровая среда.…………………………………………………….
Игра занимает самое важное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Актуальность обусловлена необходимостью дальнейшей разработки вопросов, связанных с созданием предметно-игровой среды в дошкольном образовательном учреждении, способствующей развитию речи дошкольников. Ведь всё, что окружает ребёнка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Понятие предметно - игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребёнка.
Проблемой организации предметно - игровой среды занимались такие исследовали, как В. В. Давыдов, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, С. Л. Новосёлова, В. А. Петровский, Д. Б. Эльконин. ………………………..
Цель: раскрыть сущность понятия «предметно – игровая среда». Показать применение и организацию предметно – игровой среды и возможности предметно – игровой среды в развитии речи детей дошкольного возраста.
В дошкольных образовательных организациях одним из важных условий в речевом развитии дошкольника отводится предметно-игровой среде. Насыщая групповое пространство, педагоги должны думать в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей. Предметно-игровая среда является основным средством развития личности ребёнка, источником его знаний и социального опыта. От этого зависят характер игры, действия, которые выполняет ребёнок, его чувства и переживания. Организовывать предметно - игровую среду нужно так, чтобы оно способствовало не только развитию всех видов речи, но, и чтобы каждый ребёнок имел возможность наблюдать, добиваться поставленной цели, проявлять инициативу. Немаловажную роль также играет и соответствие развивающей среды возрастному периоду дошкольника. Создавая предметно-игровую среду группы, нужно стремиться к тому, чтобы окружающая обстановка была не только комфортной и вызывала стремление к самостоятельной деятельности, но и способствовала развитию речи воспитанников
Основополагающим принципом, реализующимся в выборе темы, сюжета игры, необходимых игрушек, места и времени для организации различных игр, – это свобода ребёнка реализовать своё право играть. Следующим принципом является принцип универсальности, который позволяет изменять игровую среду, трансформировать её в соответствии с намерениями, моделировать развитие игры и делать её насыщенной, мобильной и развивающей. Также учитывается принцип систематичности, который предполагает сомасштабность и целостность всех элементов игровой среды, она не должна быть перенасыщена, а её пополнение зависит от приоритетности детских игр по возрасту и развивающей сущности игры.
Проблему речевого развития, поможет разрешить грамотно организованная предметно-игровая среда группы. Ведь обстановка группы, позволяет предусмотреть чередование непосредственно образовательной, совместной и свободной деятельности детей, способствует реализации режима двигательной активности, что предупреждает умственное утомление, способствует здоровьесбережению.
Для того чтобы каждый ребёнок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделяются центры организации определённого вида деятельности. Каждый центр группы может быть отделён от остального пространства с помощью мебели или воздушного зонирования.
Среда группового развития должна быть организована с учётом возможностей для детей играть и участвовать в отдельных подгруппах. Вспомогательные средства и игрушки должны располагаться так, чтобы не нарушать свободу движений.
Можно сказать, что соблюдение принципов организации предметно-игровой среды группы способствует развитию познавательно-речевых навыков детей.
Таким образом, изучая возможности моделирования развивающей предметно - игровой среды, как условия развития игровой деятельности детей дошкольного возраста в групповом помещении дошкольного образовательного учреждения воспитатели должны учитывать всё, что
будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка дошкольного возраста. Правильно организованная предметно-игровая среда позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки а именно это лежит в основе гуманистических принципов образовательного процесса.
Список используемых источников
- Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду// Дошкольное воспитание. —№ 5. — 2015. С.32–34.
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. — М.: Мозаика — Синтез, 2017. —272 с.
- Доронова Т.Н., Ерофеева Т.Н. Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих / Под ред. Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой. — М.: Элти-Кудиц, 2018. — 160 с.
- Карабанова О.А., Алиева и др. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. — М.: Федеральный институт развития образования, 2019. — 96 с.
- Новоселова, С. Развивающая предметно-игровая среда детства: мир «Квадро» / С. Новоселова // Дошкольное воспитание. — 2018. — № 4. С. 79-85.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного возраста
Игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного возраста...
Влияние развивающей предметно-пространственной среды на развитие речи детей раннего возраста
Развивающая среда младшей группы должна содержать все виды деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой деятельностью. В их содержании должны реализовываться все задачи развит...
«Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»
Данный материалл будет полезен педагогам младших групп ДОУ. Раскрывает особенности и тебования к организации предметно-развивающей седы по развитию речи в группе. Какие зоны необходимо создать в групп...
Презентация: «Особенности организации предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста».
*Предметно-пространственная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития....
Организация развивающей среды по развитию речи детей дошкольного возраста
Доклад на тему: "Организация развивающей среды по развитию речи детей дошкольного возраста"...
Создание предметно - развивающей среды, стимулирующей развитие творчества детей дошкольного возраста
Среда, созданная в непосредственной образовательной деятельности, позволяет детям прочувствовать ситуацию, закрепить определённые навыки, узнать новое. Эта среда отражает содержание образователь...
Значение организации предметно-пространственной развивающей среды для развития речи детей дошкольного возраста с ММД
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира...