Организация предметно - развивающей среды для развития речи детей раннего возраста
консультация по развитию речи (младшая группа)
Речь является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством регуляции собственного поведения человека.
Ранний возраст является наиболее важным сензитивным периодом в развитии речи. Недостатки в речевом развитии в раннем возрасте влекут за собой отставание в развитии ребёнка в целом. Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей, стимулировать ее развитие.
Цель речевого развития: формирование у детей лексического, грамматического, фонетического уровней системы языка, понимания речи взрослого; диалогической речи как средства общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prs_rannego_vozrasta.docx | 25.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11 «Олененок»
«Организация
предметно - развивающей среды для развития речи
детей раннего возраста»
(консультация)
Подготовила: воспитатель
Власова Нина Александровна
2024
Речь является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством регуляции собственного поведения человека.
Ранний возраст является наиболее важным сензитивным периодом в развитии речи. Недостатки в речевом развитии в раннем возрасте влекут за собой отставание в развитии ребёнка в целом. Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей, стимулировать ее развитие.
Цель речевого развития: формирование у детей лексического, грамматического, фонетического уровней системы языка, понимания речи взрослого; диалогической речи как средства общения.
Задачи речевого развития:
- приучать ребенка внимательно слушать, понимать указания взрослого и выполнять несложные поручения;
- обогащать пассивный словарь и формировать собственную речь ребенка;
- побуждать участвовать в диалоге со взрослым и детьми, пользоваться словами для выражения своих желаний, просьб, для налаживания контактов с окружающими;
- развивать навыки общения с помощью слова;
- развивать начала монологической речи.
Они реализуются в специально организованной и нерегламентированной деятельности (игровой, трудовой, бытовой или повседневной под руководством воспитателя). Решение задач достигается путем комплексного использования методов и приемов развития речи.
Наглядные методы (направлены на накопление содержания речи):
• рассматривание иллюстраций, фотографий, мультфильмов
• рассматривание натуральных предметов, игрушек, картин
• наблюдения (экскурсии)
• описание предметов, картин, игрушек
• наблюдение за живыми объектами
• наблюдения в природе
• демонстрация объекта
• сюрпризный момент
Словесные (в сочетании с наглядными):
• чтение художественного слова
• загадывание загадок
• рассказывание сказки с показом иллюстраций, настольного театра
(других видов театра)
• чтение и рассказывание литературных произведений (потешек,
прибауток, сказок с использование наглядности)
• заучивание стихов, потешек и т. д.
• пересказ
Наиболее эффективным приемом в работе с детьми раннего возраста является использование малых форм фольклора, народных игр, игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности детей и взрослых.
Практические или игровые, направлены на применение речевых навыков в деятельности и их совершенствование. Могут быть и словесными и наглядными, повышают интерес к деятельности, речевую активность, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон образовательного процесса:
• игры с предметами
• дидактические игры и упражнения
• игры-драматизации
• инсценировки
• пластические этюды
• хороводные игры
• игры с правилами
• игры – сюрпризы
Решение основной задачи, методы и приемы развития речи предполагают организацию целесообразной речевой предметно - развивающей среды. Это одно из условий полноценного познавательно-речевого развития детей 3-го года жизни.
Предметно - развивающая среда 1 младшей группы должна:
• Побуждать детей к активной речи;
• Удовлетворять потребность малыша в движении;
• Формировать положительный эмоциональный настрой;
• Отвечать эстетическим требованиям;
• Предполагать условное зонирование группового помещения;
• Быть динамичной и мобильной.
Для развития речи детей 3-го года жизни в группах предусмотрены следующие зоны, стимулирующие речевую активность детей: книжный уголок, уголок речевого развития, музыкальный и театральный уголки, уголок сенсомоторного развития, игровой уголок.
Книжный уголок:
Включает художественную литературу, соответствующую учебной программе дошкольного образования, возрасту воспитанников (стихи, потешки, поговорки, приговорки). Репертуар постоянно меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В уголке должны быть представлены следующие виды книг:
• книги со знакомыми сказкам, потешками;
• книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т. п.);
• книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа, книжки – четвертушки, книжки – малышки;
• книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками);
• музыкальные или говорящие книги (с голосами животных, песенками сказочных героев и т. п.);
• книжки-раскладушки.
Уголок речевого развития включает:
• наборы предметных и сюжетных картинок для рассматривания детьми;
• картотека игр по звуковой культуре речи («Подбери и назови», «Подбери пару», «Большие и маленькие», «Чей домик?»);
• картотека игр для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматического строя речи, связной речи;
• картотека упражнений артикуляционной гимнастики;
• картотека упражнений дыхательной гимнастики;
• картотека пальчиковых игр;
• картотека логоритмических игр;
• картотека тематических стихов, потешек, прибауток для заучивания
• картотека словесных дидактических игр;
• фонотека сказок, песенок, голосов животных, птиц, игровых движений под музыку);
• медиатека (презентации, стихи, мультфильмы).
Уголок сенсомоторного развития:
• вкладыши разной формы,
• сюжетно-дидактическое панно с пуговицами,
• разные виды мозаик,
• пирамидки,
• настольно-печатные игры;
• настенные панно
- напольные мягкие модули для развития мелкой моторики.
Музыкальный уголок служит для развития фонематического слуха и чувства ритма.
Уголок включает:
• музыкальные инструменты (погремушки, молоточки и т. д.);
• шумовые инструменты, изготовленные своими руками
• звучащие игрушки (говорящие, поющие).
Театральный уголок: театр на варежках, на цилиндрах, теневой театр, театр игрушки, пальчиковый, кукольный, настольный, театр кружек, маски для игр-драматизаций, куклы би-ба-бо, разнообразные фланелеграфы.
Игровой уголок включает:
• дидактические игры, направленные на речевое развитие (например: «Кто и как разговаривает?», «Угадай чей хвост?» и др. ;
• игры для развития мелкой моторики (прищепки, массажные мячики, граненые карандаши и др.)
• игрушки-шнуровки разного вида («Шнурки», «Застегнём кукле пальто» и др.,
• крупный и мелкий строительный материал для строительно – конструктивных игр;
• игрушки, которые знакомят детей с окружающими предметами быта;
• кукольная мебель для комнаты и кухни;
• атрибуты для сюжетно–ролевых игр
Создавая предметно - развивающую среду по развитию речи, надо стараться сделать ее разнообразной, яркой, красочной, информативно богатой, что обеспечит содержательное общение педагога и ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация предметно-развивающей среды в группах для детей дошкольного возраста с целью всестороннего воспитания и развития
Организация предметно-развивающей среды в группах для детей дошкольного возраста с целью всестороннего воспитания и развития в условиях образовательного комплекса...
Организация предметно-развивающей среды по развитию речи, в группах ДОУ с учетом ФГОС
Развитие речи – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. Речь как ведущее средство о...
Влияние развивающей предметно-пространственной среды на развитие речи детей раннего возраста
Развивающая среда младшей группы должна содержать все виды деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой деятельностью. В их содержании должны реализовываться все задачи развит...
Организация предметно – развивающей среды по развитию речи в старшей группе.
Организация предметно – развивающей среды по развитию речи в старшей группе....
«Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»
Данный материалл будет полезен педагогам младших групп ДОУ. Раскрывает особенности и тебования к организации предметно-развивающей седы по развитию речи в группе. Какие зоны необходимо создать в групп...
Презентация: «Особенности организации предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста».
*Предметно-пространственная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития....
Значение организации предметно-пространственной развивающей среды для развития речи детей дошкольного возраста с ММД
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира...