План по самообразованию педагога на тему «Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
учебно-методический материал (средняя группа)
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
- использовать разработанный материал на занятиях ФЭМП с детьми дошкольного возраста;
- активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
- обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания;
- активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать,
обобщать, классифицировать, анализировать).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
Заведующий МДОУ № 133
План по самообразованию педагога Приходько Оксаны Александровны
средняя группа, 4 – 5 лет
Тема: «Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
на 2020-2021 учебный год
г.Покачи 2020-2021 г
Тема: Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников
Актуальность:
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей,
- процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
- использовать разработанный материал на занятиях ФЭМП с детьми дошкольного возраста;
- активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
- обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания;
- активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать,
обобщать, классифицировать, анализировать).
Группа: средняя
Сроки: 2020-2021 учебный год
Ожидаемые результаты:
- активизация познавательного интереса дошкольников;
- развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления; - формирование элементарных математических представлений.
- воспитателя:
- повышение своего теоретического познания в области математики;
- умение анализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
- пополнение РППС новыми играми по ФЭМП;
- оформление центра «Занимательная математика»
Этапы работы:
1.Организационный этап
Изучение литературы по теме.
В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.
1. З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.
2.Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.:ВАКО, 2005 г. — 208 с.
3.«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
4.Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.
5.Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.
6. Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.
7.Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.
8.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2008 г.
2.Перспективный план работы на 2020- 2021 учебный год с детьми
СЕНТЯБРЬ
- Проведение первичной диагностики.
- Анализ и оформление результатов диагностики.
- Составление перспективного плана работы.
ОКТЯБРЬ
- Изучение литературы по теме самообразования.
- Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми.
- Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек)
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры на воссоздание силуэтов «Танграм»)
НОЯБРЬ
- Проведение занятий с использованием счетных палочек.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала.
- Подготовка картотеки занимательного математического материала.
- Вечер развлечений «Путешествие Знайки и Незнайки»
ДЕКАБРЬ
- Оформление уголка занимательной математики в группе.
- Проведение занятий с использованием логических задач и упражнений.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Сложи узор», «Сложи квадрат», головоломки)
- Чтение математической сказки «Как Нина брата учила», анализ и обсуждение сказки
ЯНВАРЬ
- Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей.
- Проведение занятий с использованием плоскостных блоков Дьенеша.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару»)
ФЕВРАЛЬ
- Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни».
- Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми.
- Проведение занятий с использованием плоскостных блоков Дьенеша.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала («Что лишнее? », «Объемные блоки Дьенеша»)
МАРТ
- Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»
- Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну чудес»
- Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера, настольно-печатные игры)
АПРЕЛЬ
- Конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись»
- Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.
- Игры на воссоздание силуэтов «Танграм».
МАЙ
- Оформление документации
- Проведение итоговой диагностики
- Анализ, оформление результатов диагностики.
- Коррекция и разработка перспективного плана на следующий год
Сроки | Содержание работы | Использование д/игр |
Сентябрь - Октябрь | Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях | Дидактические игры на усвоение понятия «цвета»: «Сделаем кукле бусы», «Цветные палочки» |
Ноябрь | Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру. | д/игра «Найди пару», «Разложи по коробочкам». |
Декабрь | Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов. | д/игра «Что лишнее?», «Что изменилось?» |
Январь | Знакомство с понятиями «один», «много». | Дидактические игры по развитию количественных представлений: «В лес за грибами», «Угости зайчат». |
Февраль | Сравнение групп предметов по количеству(столько же, больше, меньше). | Дидактические игры по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов: «Угостим белочек грибочками», «Бабочки и цветы». |
Март | Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3, формирование умения соотносить цифру с количеством. Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже). | Дидактические игры «Подбери дорожки к домикам», «Почини коврик» |
Апрель | Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал. Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5, формирование умения соотносить цифру с количеством. | Дидактические игры «Геометрическое лото», «Найди пару по форме» |
Май | Формирование пространственных представлений: на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи- внутри, за-перед и др. Количественный и порядковый счет от 1 до 5. Сравнение предыдущего и последующего чисел. | Дидактические игры на умение соотносить цифры с количеством: «Следопыты», «Строители», «Магазин игрушек». |
3.Работа с родителями:
- Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»
- Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни»
- Индивидуальные беседы и консультации
- Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»
4.Заключение:
Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.
Литература:
- Библиотека программы «Детство» «Математика до школы» — Санкт-Петербург, 2002г.
- Интернет ресурсы.
- З. А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» — Москва, 2010г.
- В.П.Новикова «Математика в детском саду» Москва, 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педаг...
«Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ...
Тема: «Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО» 2017– 2018 учебный год.
В течение всей жизни человек формируется и развивается в деятельности. Дошкольный возраст – короткий, но очень важный период становления личности: именно в это время ребёнок приобретает первонач...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
Развите математических способностей у детей через игровую деятельность ....
«Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО» средняя группа
Самообразование...
Перспективный план работы с детьми по теме самообразования Тема: Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность.
Перспективный план работы с детьми по теме самообразования Тема: Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность.Воспитатель: Минеева Вероника ВалерьевнаГруппа: средняя гр...
План по самообразованию Тема: "Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность"
Тема: Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольниковАктуальность:Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнк...