Консультация для воспитателей. « Обучение дошкольников рассказыванию по картине».
консультация

Смутюк Ирина Владимировна

В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, обладающей коммуникативными способностями, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об  общественных   и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamjatki.docx29.41 КБ
Файл konsultacija_sostavlenie_rasskaza_po_kartine.docx29.12 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка воспитателю по работе над составлением рассказа по картинке

1. В рассказе должно быть отражено настоящее, представленное на картинке, предшествующее и последующее – в их причинном и логическом взаимоотношении.

2. Картинка, намеченная для работы, должна быть вывешена заблаговременно.

3. Картинка должна соответствовать графическим и эстетическим нормам.

4. Содержание картинки должно соответствовать уровню развития детей и постепенно усложняться.

5. При работе с картинкой следует четко определить главное и второстепенное.

6. При планировании и проведении работы следует использовать весь потенциал картинки (познавательный, нравственный, эмоциональный).

7. Образец рассказа и требования к детям должны соответствовать уровню их развития.

8. Работу над составлением рассказа всегда надо начинать с подготовки (уточнение знаний, накопление словаря, уточнение грамматики).

9. Не следует подменять составление рассказа детьми заучиванием образца воспитателя.

10. Дети рассказывают поочередно.

11. Нельзя прерывать рассказчика. Все замечания делаются по окончании ответа.

12. Опрос детей следует проводить с учетом их индивидуальных особенностей.

13. В зависимости от сложности картинки следует использовать разные формы составления рассказа: по цепочке, образцу, плану.

Занятия в младшей группе

Задачи:

 1. Научить рассматривать картину, формировать умение замечать в ней самое главное.

 2. Постепенно перейти от занятий номенклатурного характера, когда дети просто перечисляют изображенные  предметы, объекты к занятиям, упражняющим  в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).

Структура занятия

 Часть 1. Рассматривание картины с помощью вопросов воспитателя.

 Часть 2. Заключительный рассказ воспитателя, являющийся образцом   для детей.

         Основной прием проведения занятия – беседа.

         К рассказыванию по картине дети подводятся постепенно.

         Используются дидактические игры с предметными картинками:

  • Подобрать пару к указанной  картинке. Назвать предмет, сказать, какой он и что с ним делают.
  • Игра «Прятки» (картинки прячут – расставляют по разным доступным местам, дети находят их, приносят,  называют).

          Возможно чтение воспитателем какого-либо авторского   рассказа.

          Перед показом картины необходимо вызвать у детей интерес к ней.

          Очень важно мотивировать речевую деятельность детей.

          Можно предложить внимательно посмотреть на картину, запомнить ее, а дома нарисовать.

          К концу года становится возможным переход к самостоятельным рассказам детей ( как правило, они почти полностью воспроизводят рассказ воспитателя).

Характерные особенности занятий

  • Чередование хоровых и индивидуальных ответов.
  • Обязательно наличие эмоциональных и игровых приемов.
  • Использование литературных и художественных вставок.

Возможные приемы

  • Игра «Расскажи кукле».
  • Выбор объекта описания.
  • Показ игрушки, идентичной персонажу картины.
  • Инсценировка ( в гости к детям приходят кукла, собачка, и дети разговаривают с ними).
  • Предложить ребенку встать на место того, кто нарисован ( «Как будто это мы гуляем», «Как будто это наш котенок».)

Занятия в средней группе

Задачи:

1. Подвести детей к  составлению небольшого связного повествования.

2. Развивать монологическую речь.

Виды рассказов по картине

  • Описательные  рассказы по предметным  и сюжетным картинкам.
  • Рассказывание по серии сюжетных картин (только после того, как  дети научатся описывать предметные и сюжетные картинки).

Характерные особенности занятий

  • Рассказ по вопросам воспитателя  (коллективный или совместный рассказ воспитателя и одного ребенка). В конце занятия, подводя итог всем высказываниям, воспитатель дает свой рассказ.
  • Рассказывание по образцу («Расскажите, как я»).
  • Требования к рассказу-образцу: должен отражать конкретное содержание, излагаться четко, живо, эмоционально, выразительно, быть интересным, коротким, законченным.
  • В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, можно постепенно усложнить задание, подводя к самостоятельному рассказыванию.
  • Рассказ по плану (например, «Таня и голуби»: где гуляет Таня, что она делает, во что играет, что видит за забором? И т.п.)

Структура занятия

  • Рассматривание картины.
  • Беседа, уточняющая  основное содержание картины и ее детали.
  • Рассказ воспитателя (можно дать описание одного персонажа, а остальных дети описывают самостоятельно).
  • Помощь воспитателя (пояснения, касающиеся последовательности описания, связи предложений).

Рассказ по серии сюжетных картин

  • Рассматривается и описывается каждая картина из серии.
  • Выделяются начало, середина, конец  развивающегося во времени сюжета.
  • Высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми.

Занятия в старшей группе

Цели

1. Учить детей правильно понимать  содержание картины.

2.Воспитывать чувства (в зависимости от сюжета картины): любовь к природе, уважение к данной профессии и т.д.

3. Учить составлять связный рассказ.

4.Активизировать и расширять словарный запас.

5.Развивать внимание, память, инициативность, мышление.

Характерные особенности занятий

  • Повторный просмотр картины, уточнение основных моментов сюжета.
  • Приемы: вопрос, план, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания.
  • Руководящая роль воспитателя в понимании и правильном  выполнении задания («Тебе сказали «расскажи», а ты одно слово сказал»; «Нужно придумать, что дальше было. Самому придумать, потому что на картине это не нарисовано», «Я  дала задание рассказать про этих ребят, а ты о другом рассказываешь».
  • Рассказ воспитателя (не простое его воспроизведение, а обобщенное).

    Образец чаще всего касается части картины, наиболее трудной,   менее яркой,  а потому и незаметной для детей).

Приемы составления коллективного описательного рассказа по серии картинок

  • Начало составляет воспитатель, заканчивают дети.
  • Начинает один ребенок, продолжает другой.

Составление описательных рассказов

  • Подбор названия картины (задания типа «Как назвал художник эту картину?»).
  • Характеристика самого существенного и деталей.
  • Придумывание начала или конца к сюжету, изображенному на картине.
  • Вопросы детям по сюжетной линии повествовательного рассказа.
  • Составление коллективного рассказа по картине:

 1.Дети придумывают, что с героями было раньше.

 2.Излагают события, изображенные на картине.

 3.Придумывают последующие действия, поступки и приключения    героев.

  • Включение элемента соревнования: рассказ, какой группы окажется наиболее интересным?
  • Оценивание рассказов товарищей, как по содержанию, так и по форме, замечание удачных слов и выражений, точно отражающих содержание картины или метко характеризующих события, которые предшествовали изображенному.
  • Одну и ту же картину можно использовать в течении года несколько раз, но при этом ставить разные  задачи, постепенно усложняя их.

Творческое рассказывание по картине

     В порядке возрастания сложности:

  • Составление рассказа с добавление последующих событий.
  • Составление рассказа с заменой объекта.
  • Составление рассказа с заменой действующего лица.
  • Составление рассказа с добавлением предшествующих событий.
  • Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.
  • Составление рассказа с добавлением объекта.
  • Составление рассказа с добавлением действующего лица.
  • Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.
  • Составление рассказа с изменением результата действия.
  • Составление со сменой времени действия.

Составление рассказа по картине

Приемы:

  • Перед составлением рассказа воспитатель объясняет ребенку, что будет записывать каждое правильно составленное им предложение.
  • При составлении рассказа воспитатель следит за его связностью, последовательностью, объяснением причинно-следственных взаимосвязей (не только что и когда происходит, но и почему).
  • При необходимости помогает ребенку, исправляет неточности,

     добавляет слова и выражения.

  • Если ребенок не может составить рассказ, взрослый составляет его, а ребенок после прослушивания воспроизводит.

Планирование творческого рассказа

  • Трансформация сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания.
  • Обсуждение замысла.
  • Выбор зачина, кульминации, развязки (начала, середины, конца истории).
  • Составление «предикативной цепочки» (перечень глаголов)
  • Построение плана изложения (можно в графическом варианте)
  • Установление объекта для прямой речи.
  • Придумывание заголовка к рассказу.

Приемы:

  • Объяснение  задачи изменения сюжета картины.
  • Ребенок придумывает название рассказа, чтобы в ходе рассказывания соотносить содержание с заглавием.
  • Осознанное и последовательное название всех действий в предлагаемом рассказе.
  • Составление ребенком графического плана.
  • Уточнение слов, с которых ребенок начинает рассказ (однажды, как-то раз, в один летний день…)
  • Уточнение финальных фраз, в которых отразится мораль либо основной смысл высказывания.
  • На первом этапе – образец рассказа.
  • Запись рассказа взрослым для обсуждения и оценки.

Анализ и оценка творческого рассказа

  • В соответствии с целью занятия.
  • Такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого и разумная требовательность.
  • Одобрение высказываний.
  • Ошибочные слова не повторять или обсуждать.

Рассматривание пейзажных картин

  • Предварительная работа – наблюдение разнообразия и красоты окружающей природы.
  • При рассматривании целесообразны вопросы:

        -Что художнику хотелось рассказать нам про этот лес?

            - Почему художнику хотелось рассказать нам про этот лес?

            - Почему художник так назвал свою картину?

            - Что художнику кажется интересным, красивым.

            - «Про что ?... , «О чем?....».

  • Использование музыки и поэзии.
  • Активизация опыта детей.
  • Рассказ-образец воспитателя или литературный образец.
  • В начале и в ходе занятия воспитатель может сказать несколько слов о художнике, написавшем картину.
  • Сравнение разных по настроению картин.

Занятия в подготовительной к школе группе

  • Используются все типы картин и все виды детских рассказов.

    Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству. В  качестве образца часто используется художественное  произведение.

  • Рассматривание картин осуществляется по частям.
  • Используются творческие задания, детям предлагается самим задавать вопросы.
  • Активизация словаря, обогащение образными выражениями.
  • Воспитатель может начать рассказ об одном эпизоде, дети продолжают.
  • После пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном  рассказывании.
  • Образец предлагается лишь в том случае, если дети плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа.                  

Рассматривание натюрмортов

  • Вывешивается несложная картина с изображением посуды, цветов, фруктов. Воспитатель воспроизводит эту картину на столе, разложив соответствующие предметы примерно так, как они нарисованы на картине.
  • Составление натюрморта детьми с одновременным описанием: цвет, сочетание красок, фон, форма предметов. Затем это все сравнивается с картиной.
  • В конце года самостоятельное описание натюрмортов.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

« Обучение дошкольников

рассказыванию по картине».

В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, обладающей коммуникативными способностями, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. В «Концепции дошкольного воспитания», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС) определены целевые ориентиры, которые  говорят о необходимости развития у дошкольников таких интегративных качеств, как: воображение, фантазия, творчество, коммуникативные способности (умением вести диалог, отвечать на вопросы, свободно общаться со сверстниками и взрослыми, потребность ребенка активно действовать в мире) и др.  

В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни.         Картина не только расширяет и углубляет детские представления об  общественных   и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Одним из показателей развития умственных способностей ребенка принято считать богатство его речи. В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни.         Картина не только расширяет и углубляет детские представления об  общественных   и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

 Рассмотрим

 СЕРИИ КАРТИН, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДЕТСКОМ САДУ:

  • предметные картины - на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» - автор С. А Веретенникова, художник А. Комаров).
  • сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.
  • серии сюжетных картин
  • репродукции картин мастеров искусства:

пейзажные картины: А Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поленов «Золотая осень» и др.;

натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П.Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».

Требования к картине:

* Интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему.

* Реалистичное изображение.

* Картина должна быть высокохудожественной.

* Доступность содержания и изображения (отсутствие множества  деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, незаконченности рисунка).

Виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине:

* Составление описательного рассказа по сюжетной картине.

* Составление описательного рассказа по предметной картине.

* Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине.

* Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картин.

* Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.

* Творческое рассказывание по сюжетной картине.

Обучение рассказыванию по картинам

         

   При обучении рассказыванию по картине используются следующие методические приемы:

  • образец рассказа педагога по картине или ее части,
  • наводящие вопросы,
  • предваряющий план рассказа,
  • составление рассказа по фрагментам картины,
  • коллективное сочинение рассказа детьми.

   Для активизации внимания, зрительного восприятия проводятся игровые упражнения типа «Кто больше увидит?» или «Кто самый внимательный?», в ходе которых необходимо найти все части картины. Все детали важны, нет ничего второстепенного. Дети перечисляют все детали картины.

  Вначале дети упражняются в составлении краткого, а затем более развернутого рассказа целиком по наводящим вопросам; в дальнейшем переходят к составлению рассказа по подробному плану, предлагаемому педагогом. В конце года дети сами составляют план.

   В занятия по составлению рассказов по сюжетной картине и по серии картинок можно включать логические упражнения:

  • расстановка картинок в логической, временной последовательности;
  • восстановление специально пропущенного звена;
  • придумывание дополнительных событий в начале или в конце (для этого использовались вопросы к детям: «Представьте, с чего начиналась эта ситуация?», «Как дальше развивались события?», «Что будет потом?»).    
  • придумывание названия к картине или серии картин, а также различных вариантов названия;
  • придумывание названия к каждой последовательной картинке серии (к каждому фрагменту-эпизоду).
  • разыгрывание действий персонажей картины (игра-драматизация с использованием пантомимы и др.) 
  • придумывание продолжения к действию, изображённому на картине (серии картин) составление завязки к изображённому действию (с опорой  на речевой образец педагога).

Основные этапы работы с картинкой:

1. Определение состава картинки, называние живых и неживых объектов, схематическое обозначение.

“Кто больше назовет живых предметов? ”,

“Кто больше назовет неживых предметов? ”,

“Кто больше увидит? ” (ребенок называет изображенные на картинке предметы указанного цвета, назначения, сделанные из того или иного материала)

“Кто самый внимательный? ” (дети поочередно заканчивают предложение, начатое педагогом, нужным по смыслу словом с опорой на картинку.)

2. Нахождение связей между объектами на картинке.

Педагог, соединяет линией два предмета:

“Расскажи, как связаны между собой объекты, которые я соединяю линией? ”

“Кто лучше запомнил? (ребенок должен вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи) .

“Закрой глаза и представь, что ты попал в картинку. Что ты слышишь? ”

“Пройди по картинке, дотронься до предметов, которые тебе попадаются на пути. Что ты почувствовал? ”

“Вдохни запах. Какие запахи ты почувствовал? ”

“Попробуй на вкус. Какие у тебя возникли вкусовые ощущения? ”

Младшая группа.

Так, в младшей группе, например, надо научить рассматривать картину, формируя умение замечать в ней самое главное, постепенно переходя от занятий номенклатурного характера, когда дети просто перечисляют изображённые предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и  составление небольших рассказов), поскольку трёхлетний ребёнок ещё не может составлять связного подробного  изложения.

        Структура занятия:

1 Рассматривание картины с помощью вопросов воспитателя.

2 Заключительный рассказ воспитателя, являющийся образцом для детей.

Основной приём проведения - занятие - беседа. К концу года становится возможным переход к самостоятельным рассказам детей (как правило они почти полностью воспроизводят рассказ воспитателя). Первые картины для младших дошкольников- это картины, изображающие отдельные объекты       ( игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные, а так же несложные сюжеты, близкие личному опыту детей: « Наша Таня», « Мы играем» и др.

Осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание. С помощью вопросов педагог учит показывать то, что нарисовано на картине. Полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины определяется вопросами воспитателя.

Чтобы дети лучше поняли содержание картины, нужны:

- предварительная беседа, в которой используется личный опыт детей;

- воспоминание о событиях, сходных с изображенными на картине. Это вызывает у детей оживление, определенный эмоциональный настрой.

Переход от беседы к рассматриванию картины должен быть логически последовательным и плавным. Важно сразу выделить центральный образ.

Основной методический прием – вопрос. С помощью правильных, последовательных вопросов обеспечивается целостность восприятия картины.

Переход от анализа одной группы факторов к анализу другой не должен нарушать целостности восприятия картины.

Далее идет обобщающий рассказ воспитателя.

Этим завершается занятие.

Неудачные вопросы воспитателя побуждают детей к простому перечислению и нарушают целостное восприятие картины, снижают интерес детей к занятию.

(Пример: Что нарисовано на картине?) Речь педагога должна быть четкой, лаконичной, выразительной, образной, эмоциональной.

Итак, цель занятия: учить последовательно, осмысленно воспринимать картину, выделять в ней главное, отличать яркие детали. Это активизирует мысли и чувства ребенка, обогащает его знания, развивает речевую активность.

 

Средняя группа.

Обучение остается прежним. Но у детей 4-5 лет возрастает мыслительная и речевая активность, что дает возможность готовить детей к составлению небольших связных повествований. Формируются навыки самостоятельного описания картины.

Основной прием – вопрос. Но он должен быть сформулирован так, чтобы ребенок учился строить развернутые связные высказывания. Нечетко поставленные вопросы тормозят развитие речевых навыков, а чрезмерно дробные вопросы приучают к однословным ответам.

Вначале воспитатель дает пример стройного выразительного высказывания. Опираясь на речевой образец, дети описывают следующий объект.

На протяжении всего занятия дети должны помнить, что от них ждут рассказа по картине.

Итак, цель занятия: упражнять детей в построении высказываний, составление их из нескольких предложений. В средней группе можно применить следующий прием: воспитатель дает образец рассказа по одной картине, а дети рассказывают по другой.

 В занятиях в средней группе необходимо подвести детей к составлению небольшого    связного повествования, развивать монологическую речь, т.к. в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность.

        Структура занятия:

1 Рассматривание картины.

2 Беседа, уточняющая основное содержание картины и её детали.

3 Рассказ воспитателя (можно дать описание одного персонажа, а остальных дети описывают самостоятельно).

4 Помощь воспитателя (пояснения, касающиеся последовательности описания, словаря, связи предложений). В конце года, если дети научились рассказывать     по образцу, задания можно усложнять, подводя дошкольников к самостоятельному рассказыванию.

Старшая группа.

В старшей группе важно научить детей правильно понимать содержание картины, учить составлять связный рассказ, активизировать и расширять словарный запас детей, развивать память, внимание, инициативное мышление. Рассказ-образец даётся воспитателем для обобщённого подражания, а не для простого воспроизведения. В некоторых случаях бывает целесообразным просто подсказать детям возможный сюжет или же наметить основные этапы его развития. Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и воображать предшествующие и последующие события. Таким образом, придумывая начало или конец к изображённому, дети приобретают умения, необходимые для самостоятельного рассказывания.

Используем самостоятельное составление рассказов по картине.

Методические приемы – беседа, коллективный рассказ, речевой образец.

Описание педагога или речевой образец раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины.

Дети этого возраста составляют рассказы по хорошо знакомым картинам. Чтобы занятие прошло успешно, за 2-3 дня до него организуют занятие по рассматриванию картины. Такое сочетание занятий имеет место в первом полугодии.

Занятие по рассказыванию начинается с повторного просмотра картины. В этой группе детей привлекают к коллективному рассказу, который по частям составляют несколько детей.

В дальнейшем на одном занятии сочетают 2 вида работы: рассматривание новой картины и составление рассказов по ней.

При оценке рассказов педагог отмечает:

- соответствие рассказа содержанию картины;

- полноту и точность передачи увиденного на картине;

- живую, образную речь;

- умение последовательно, логически переходить от одной части к другой;

- внимательно слушать товарищей.

Подготовительная группа

На занятиях с детьми подготовительной группы используются все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству. В качестве образца часто используется художественное произведение.

        В подготовительной группе картины используются на занятиях более широко. Требования к детскому рассказу возрастают: содержание, логическая последовательность изложения, точность описания, выразительность речи. При необходимости воспитатель дает образец правильного употребления слова, построения фразы.

Переход от рассматривания картины к составлению рассказов – важная часть занятия. Воспитатель дает план рассказа, ребенок повторяет последовательность.

Педагог предлагает детям самостоятельно обдумать последовательность рассказа.

Структура занятия:

1 Рассматривание картин осуществляется по частям.

2 Используются творческие задания, детям предлагается самим        задавать вопросы.

3 Воспитатель может начать рассказ об одном эпизоде, дети продолжают; можно использовать указания, кому начинать, о чём рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет.

4 После пояснений и указаний дети принимают участие в коллектив-      ном рассказывании. Образец предлагается лишь в том случае, если дети плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа.

        

Каждая группа получает фрагмент конспекта занятия (картинки выставляются на стенд). Ознакомившись с ним, педагоги должны сказать, какие ошибки были допущены воспитателем, и предложить свой вариант.

Вариант 1. Фрагмент конспекта занятия по составлению пересказа сказки «Почему у месяца нет платья» с опорой на иллюстрации (подготовительная группа).
Почему у месяца нет платья (сербская сказка)
Решил месяц сшить себе платье. Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем. А платье-то узко и коротко.
- Видно, я ошибся, – говорит портной. И снова сел за работу.
В назначенный срок пришел месяц за платьем. Опять платье мало.
- Видно, и теперь я ошибся, – сказал портной.
В третий раз месяц пришел к портному.
Увидел портной: идет по небу круглый месяц – не месяц, а луна целая, в двое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашел.
Так и остался месяц без платья.
* * *
Воспитатель. Вчера мы с вами читали сказку «Почему у месяца нет платья». Посмотрите, какие я принесла вам картинки, иллюстрации к этой сказке. Давайте расставим их по порядку. (Вызывает ребенка к доске, если он делает ошибку, исправляет ее.) А теперь перескажем сказку.
Дети выполняют задание.
После того как ребенок закончил, исправляет его ошибки: «Надо было сказать…».
Ребята, как вы считаете, у кого был самый хороший рассказ?
Дети отвечают.

Вариант 2. Фрагмент конспекта занятия по составлению рассказа по серии картинок «Старший товарищ» (старшая группа).
Воспитатель. На занятии по изобразительной деятельности (или по рисованию) мы рассматривали матрешку. Вспомните, что особенного в этой игрушке? (Ставит на стол матрешку.)
Дети. Она раскладывается, внутри есть еще матрешки.
Воспитатель. Да, это игрушка с секретом. Стоит одна игрушка, а в ней спряталось еще несколько. (Показывает на матрешке.) Сегодня мы будем составлять рассказ по серии картинок, а называется он «Старший товарищ». (Выставляет картинки по порядку.) Давайте рассмотрим, что на них нарисовано.
Дети. Мальчик не дает девочке матрешку. Другой мальчик на них смотрит, потом берет матрешку. Раскрыл ее, а там еще одна матрешка. Он ее девочке показал.
У всех детей стало по матрешке. Мальчик и девочка сели играть, а другой мальчик стоял с матрешкой.
Воспитатель. Давайте дадим детям имена, чтобы удобнее рассказывать. Кто хочет составить рассказ по картинкам?
Спрашивает 3-4 детей, по ходу ответа делает замечания, исправляет ошибки.

Вариант 3. Фрагмент конспекта занятия по составлению рассказа по картинке «Дети кормят птиц» (средняя группа).
Воспитатель. Когда мы изучали птиц, рассматривали эту картинку. (Выставляет на доску.) Какое здесь время года?
Дети отвечают.
Какие признаки зимы вы знаете?
Дети. Холодно, идет снег, деревья голые.
Воспитатель. Каких птиц кормят дети?
Дети. Воробья, синичку, ворону.
Воспитатель. Какие еще птицы могут прилететь к кормушке?
Дети. Снегири, галки, голуби.
Воспитатель. Чем дети кормят птиц?
Дети. Крошками.
Воспитатель. Чем еще можно кормить птиц?
Дети. Хлебом, семечками, крупой.
Воспитатель. Почему надо кормить птиц зимой?
Дети. Им холодно и голодно.
Воспитатель. Послушайте мой рассказ по этой картинке, а потом повторите его.

Стояла зима. На улице было очень холодно. Листья с деревьев давно облетели. Теперь ветки деревьев, земля покрыты толстым слоем снега. Холодный ветер наметает сугробы. Артур и Лариса надели теплые куртки, шапки, варежки и пошли на улицу. Дети хотели посмотреть: прилетели ли птицы к кормушке, которую они повесили на дерево. Ребята взяли с собой крошки, оставшиеся от завтрака, чтобы покормить птиц. Они насыпали корм. Тут же прилетели воробышки и синички. Они бойко клевали крошки. На суку сидела ворона. Она тоже хотела есть, но боялась детей. Дети были рады, что помогают птицам выжить холодной зимой.
Воспитатель. Послушаем ваши рассказы.
Спрашивает детей, исправляя каждое предложение, добиваясь повтора образца.

На обсуждение задания группам отводится по 10-15 мин, после чего представители групп зачитывают свои конспекты и анализируют ошибки.
Возможные ошибки
Вариант 1
• Воспитатель не прочитал сказку, не напомнил ее содержание.
• Картинки демонстрировались впервые, у детей не было времени рассмотреть их и разобраться в содержании.
• Перед тем как расставить картинки по порядку, дети должны были назвать эпизоды, изображенные на них.
• Ошибки при расстановке картинок надо было исправить по завершении работы, спросив у ребят, правильно ли расположены картинки и почему?
• Порядок опроса детей: сначала «слабые» дети по цепочке, в заключение – «сильный» ребенок полностью. Сначала «сильный» ребенок дает образец пересказа, за ним несколько «слабых» детей, в заключение – «сильный ребенок».
• Не был подведен итог: почему же у месяца нет платья, с каким явлением это связано?
Вариант 2
• Матрешка не является героем, определяющим смысл рассказа, поэтому вспомнить о свойствах этой игрушки надо было после рассматривания картинки.
• У каждой картинки есть название. Нужно было обратить на это внимание и обсудить, почему они названы именно так, объяснить слово «фокус».
• Обсудить название рассказа. Выяснить: кто же из детей «старший товарищ».
• При рассматривании картинок следовало обратить внимание на выражение лиц детей, описать их эмоциональное состояние.
• С именами детей нужно было определиться еще при описании каждой картинки в отдельности.
• В предложениях не отражены причинно-следственные связи.
• Воспитатель не предложил детям образец рассказа.
• Заранее не продумал порядок опроса детей.
• Не подвел итог. Не использовал воспитательный потенциал картинки.
Вариант 3
• Необходимо повторить признаки зимы, названия птиц по предметным картинкам, а затем выставить знакомую картинку и беседовать только по ее содержанию.
• Не продуманы вопросы.
• Ответы должны сопровождаться показом называемых предметов.
• От детей в качестве ответа надо было требовать предложение, а не слово.
• Рассказ, составленный воспитателем, не соответствовал уровню речевого развития детей: много непонятных слов и оборотов, слов сложных по звуковому составу. Этот текст мог прозвучать в конце занятия, как образец, к которому надо стремиться.
• Когда составление рассказа только начинается, его следует составлять по цепочке, комментируя и исправляя ошибки в каждом предложении. Лишь в конце «сильный» ребенок может составить рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для молодых воспитателей "Обучение детей рассказыванию по картине"

Наблюдая организованную деятельность молодых педагогов с детьми, сделала вывод, что они испытывают трудности в обучении дошкольников рассказыванию по картине. В этой консультации дана методика проведе...

Обучение дошкольников рассказыванию по картине

Методические рекомендациидля педагогов ДОУ по основам теории и практики обучения детей рассказывани. по картине...

Консультация для воспитателей «Обучение дошкольников рассказыванию по картине»

Консультация для воспитателей «Обучение дошкольников рассказыванию по картине» ...

Методические рекомендации для воспитателей по использованию проектной деятельности в обучении дошкольников рассказыванию по картине

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. И одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Этот метод актуале...

Консультация для педагога «Обучение дошкольников рассказыванию по картине»

Консультация для педаога по обучению дошкольников рассазыванию по картине в разных возрастных группах....

Доклад на педсовете «Обучение дошкольников рассказыванию по картине и серии картин» (из опыта работы)

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно расте...