Консультация для родителей « Обучение дошкольников рассказыванию по картине. Младшая группа».
консультация (младшая группа)

Власова Татьяна Константиновна
Консультация для родителей
 
« Обучение дошкольников рассказыванию по картине. Младшая группа».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

« Обучение дошкольников рассказыванию по картине. Младшая группа».

В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, обладающей  коммуникативными  способностями, подготовленной  к  стабильному решению  нестандартных  задач  в  различных  областях  деятельности.

В  «Концепции дошкольного  воспитания», Федеральном  государственном  образовательном  стандарте дошкольного образования (ФГОС) определены целевые ориентиры, которые  говорят о необходимости развития у дошкольников таких интегративных качеств, как: воображение, фантазия, творчество, коммуникативные способности (умением вести диалог, отвечать на вопросы, свободно общаться со сверстниками и взрослыми, потребность ребенка активно действовать в мире) и др.  

В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни.        

Картина не только расширяет и углубляет детские представления об  общественных   и природных  явлениях,  но  и  воздействует  на  эмоции  детей,  вызывает  интерес  к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи.

Одним  из  показателей  развития  умственных  способностей  ребенка  принято  считать богатство  его  речи.

В  основе  рассказывания  по  картине  лежит  восприятие  детьми

окружающей  жизни. Картина  не  только  расширяет  и  углубляет  детские представления об  общественных   и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей,  вызывает  интерес  к  рассказыванию,  побуждает  говорить  даже  молчаливых  и застенчивых.

Рассмотрим серии картин, используемые в детском саду:

∙предметные картины -на них изображены один или несколько предметов

без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» -автор С. А Веретенникова, художник А. Комаров).

∙сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.

∙серии сюжетных картин

∙репродукции картин мастеров искусства:

пейзажные картины: А Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поленов «Золотая осень» и др.;натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П.Кончаловский «Маки», «Сирень у окна»

Требования к картине:

*Интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему.

*Реалистичное изображение.

*Картина должна быть высокохудожественной.

*Доступность содержания и изображения (отсутствие множества  деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, незаконченности рисунка)

Виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине:

* Составление описательного рассказа по сюжетной картине.

* Составление описательного рассказа по предметной картине.

* Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине.

* Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картин.

* Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.

* Творческое рассказывание по сюжетной картине.

Обучение рассказыванию по картинам

          При обучении рассказыванию по картине используются следующие методические приемы:

∙образец рассказа педагога по картине или ее части,

∙наводящие вопросы,

∙предваряющий план рассказа,

∙составление рассказа по фрагментам картины,

∙коллективное сочинение рассказа детьми.

Для активизации внимания, зрительного восприятия проводятся игровые упражнения типа «Кто больше увидит?» или «Кто самый внимательный?», в ходе которыхнеобходимо найти все части картины. Все детали важны, нет ничего второстепенного.

Дети перечисляют все детали картины.

Сначала дети упражняются в составлении краткого, а затем более развернутого рассказа целиком по наводящим вопросам; в дальнейшем переходят к составлению рассказа по подробному плану, предлагаемому педагогом. В конце года дети сами составляют план.

В занятия по составлению рассказов по сюжетной картине и по серии картинок можно включать логические упражнения:

∙расстановка картинок в логической, временной последовательности;

∙восстановление специально пропущенного звена;

∙придумывание дополнительных событий в начале или в конце (для этого использовались вопросы к детям: «Представьте, с чего начиналась эта

ситуация?», «Как дальше развивались события?», «Что будет потом?»).

∙придумывание названия к картине или серии картин, а также различных вариантов названия;

∙придумывание названия к каждой последовательной картинке серии (к каждому фрагменту-эпизоду).

∙разыгрывание действий персонажей картины (игра-драматизация с использованием пантомимы и др.)

∙придумывание продолжения к действию, изображённому на картине (серии картин) составление завязки к изображённому действию (с опорой на речевой образец педагога).

Основные этапы работы с картинкой:

1. Определение состава картинки, называние живых и неживых объектов, схематическое обозначение.

“Кто больше назовет живых предметов? ”,

“Кто больше назовет неживых предметов? ”,

“Кто больше увидит? ” (ребенок называет изображенные на картинке предметы указанного цвета, назначения, сделанные из того или иного материала)

“Кто самый внимательный?" (дети поочередно заканчивают предложение, начатое педагогом, нужным по смыслу словом с опорой на картинку.)

2. Нахождение связей между объектами на картинке.

Педагог, соединяет линией два предмета:

“Расскажи, как связаны между собой объекты, которые я соединяю линией? ”

“Кто лучше запомнил? (ребенок должен вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи) .

“Закрой глаза и представь, что ты попал в картинку. Что ты слышишь? ”

“Пройди по картинке, дотронься до предметов, которые тебе попадаются на пути. Что ты почувствовал? ”

“Вдохни запах. Какие запахи ты почувствовал? ”

“Попробуй на вкус. Какие у тебя возникли вкусовые ощущения? ”

 В младшей группе, надо научить детей рассматривать картину, формируя умение замечать в ней самое главное, постепенно переходя от занятий номенклатурного характера, когда дети просто перечисляют изображённые предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и  составление небольших рассказов), поскольку трёхлетний ребёнок ещё не может составлять связного подробного  изложения.

Структура занятия:

1 Рассматривание картины с помощью вопросов воспитателя.

2 Заключительный рассказ воспитателя, являющийся образцом для детей.

Основной приём проведения -занятие -беседа. К концу года становится возможным переход к самостоятельным рассказам детей (как правило они почти полностью воспроизводят рассказ воспитателя).

 Первые картины для младших дошкольников-это картины, изображающие отдельные объекты ( игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные, а так же несложные сюжеты, близкие личному опыту детей: « Наша Таня», « Мы играем» и др.

Осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине.

Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание. С помощью вопросов педагог учит показывать то, что нарисовано на картине. Полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины определяется вопросами воспитателя.

Чтобы дети лучше поняли содержание картины, нужны:

-предварительная беседа, в которой используется личный опыт детей;

-воспоминание о событиях, сходных с изображенными на картине. Это вызывает у детей оживление, определенный эмоциональный настрой.

Переход от беседы к рассматриванию картины должен быть логически

последовательным и плавным. Важно сразу выделить центральный образ.

Основной методический прием –вопрос. С помощью правильных, последовательных вопросов обеспечивается целостность восприятия картины.

Переход от анализа одной группы факторов к анализу другой не должен нарушать целостности восприятия картины.

Далее идет обобщающий рассказ воспитателя.

Этим завершается занятие.

Неудачные вопросы воспитателя побуждают детей к простому перечислению и нарушают целостное восприятие картины, снижают интерес детей к занятию.

(Пример: Что нарисовано на картине?) Речь педагога должна быть четкой, лаконичной, выразительной, образной, эмоциональной.

Итак, цель занятия: учить последовательно, осмысленно воспринимать картину, выделять в ней главное, отличать яркие детали. Это активизирует мысли и чувства ребенка, обогащает его знания, развивает речевую активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников рассказыванию по картине

Методические рекомендациидля педагогов ДОУ по основам теории и практики обучения детей рассказывани. по картине...

Консультация для воспитателей «Обучение дошкольников рассказыванию по картине»

Консультация для воспитателей «Обучение дошкольников рассказыванию по картине» ...

Консультация для педагога «Обучение дошкольников рассказыванию по картине»

Консультация для педаога по обучению дошкольников рассазыванию по картине в разных возрастных группах....

Доклад на педсовете «Обучение дошкольников рассказыванию по картине и серии картин» (из опыта работы)

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно расте...

Консультация для родителей «Обучение дошкольников началам математики в младшей группе»

Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоя...

Консультация для воспитателей. « Обучение дошкольников рассказыванию по картине».

В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, обладающей коммуникативными способностями, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях де...