Дошкольное образование в контексте стандартизации и реализации национальных, федеральных проектов в области образования
проект
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей » Реализация проекта направлена на создание к 2024 году условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье, повышения психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся. Задачи проекта: создание условий для развития и доступности услуг ранней помощи; улучшение социального самочувствия и психологического климата в семьях, воспитывающих детей в возрасте до трех лет, в том числе с ОВЗ; профилактика и минимизация отклонений в развитии детей на основе комплексной психолого-педагогической, методической и консультационной помощи детям в раннем возрасте и их родителям; содействие созданию системы комплексного сопровождения детей-инвалидов, детей с ОВЗ и семей, воспитывающих таких детей.
Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» Основные мероприятия в рамках проекта: разработка методических материалов для педагогических работников и родителей по вопросам прав детей, семейного права, экономики семьи, этики и психологии семейных и детско-родительских отношений, основам семейного уклада; создание родительских клубов, как центров формирования и развития родительских компетенций, взаимодействия и поддержки, в том числе по вопросам раннего развития детей в возрасте до трех лет; создание консультативных центров методической, психолого-педагогической, медико-социальной, диагностической и консультативной помощи (включая службу ранней коррекционной помощи) образовательным организациям и родителям; разработка и реализация комплекса обучающих модулей для родителей детей-инвалидов по вопросам здоровья, развития, коррекции, обучения и воспитания .
ДЕСЯТИЛЕТИЕ ДЕТСТВА с 2018 года Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» с 2018 по 2027 гг. Десятилетие детства объявлено « в целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства»
ОБРАЗОВАНИЕ И ДЕТСТВО ДЕСЯТИЛЕТИЕ ДЕТСТВА ЗАСТАВЛЯЕТ ЗАДУМАТЬСЯ : Дети для образования или образование для детей? Не происходит ли у нас порой так, что процесс образования лишает детей детства? Всегда ли наше образование – образование для детей, которые хотят играть, двигаться, получать ответы на свои вопросы, проявлять свои способности и свой характер, делать свой выбор, самостоятельно думать, дружить со сверстниками, доверять взрослым, пробовать себя в новой деятельности… В какой мере учитывает наше образование интересы детства? В какой мере реализован в нашем образовании принцип «не навреди»? Как уберечь детство от разрушительного воздействия деструктивных факторов современного социума, от утраты самоценности детства в глазах взрослых? Как сделать образовательное пространство настоящим пространством детства? Каким должно быть образование в интересах детства?
ДЕТСТВОСБЕРЕЖЕНИЕ - ГЛАВНЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕСЯТИЛЕТИЕ ДЕТСТВА В ОСНОВЕ ДЕТСТВОСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - ИДЕЯ ПРИЗНАНИЯ САМОЦЕННОСТИ ДЕТСТВА Необходимость создания условий для детствосбережения в образовании связана с растущими вызовами глобализации, информатизации, тревожными тенденциями развития современной цивилизации с ее экологическими проблемами, высокой социокультурной динамикой, экономическими кризисами, обострением межнациональных конфликтов, миграционными процессами, террористической угрозой, экстремизмом и другими факторами, угрожающими современному детству .
По данным Федеральной службы государственной статистики о распределении населения по возрастным группам в 2017 году население от 0 до 19 лет составило 32238 тыс. человек СБЕРЕЖЕНИЕ НАРОДА РОССИИ – ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО СБЕРЕЖЕНИЕ ДЕТСТВА
03–05 октября 2019 года Иркутск, СибЭкспоЦентр – представители информационного мира, сетевого взаимодействия, виртуального общения. Дети не только будущее. Они настоящее, открытое к конструктивному диалогу с непонятным им миром взрослых, живущих по другим принципам и говорящим на языке требований и запретов СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ Происходит трансформация феномена детства
ПЛАН Основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 г. № 1375-р включает 131 позицию, структурированную по 15 разделам: • «Повышение благосостояния семей с детьми», • «Современная инфраструктура детства», • «Обеспечение безопасности детей», • «Здоровый ребёнок», • «Всестороннее образование - детям», • «Культурное развитие детей», • «Развитие физкультуры и спорта для детей», • «Безопасный детский отдых», • «Доступный детский туризм», • «Безопасное информационное пространство для детей», • «Ребёнок и его право на семью», • «Социальная защита детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их интеграция в современное общество», • «Обеспечение и защита прав и интересов детей», • «Качественные детские товары и продукты питания», • «Организационные мероприятия».
Национальный проект «Демография» «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет»
Основные направления развития дошкольного образования с учетом нацпроектов
03–05 октября 2019 года Иркутск, СибЭкспоЦентр Создание дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в дошкольных образовательных организациях Развитие сети образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программ дошкольного образования, в том числе частной формы собственности Возможность для выхода на работу экономически активных родителей (законных представителей), имеющих детей в возрасте от двух месяцев до трех лет
ОБУСЛОВЛЕНО потребностью в ликвидации неудовлетворенного спроса на услуги дошкольных образовательных организаций для детей в возрасте до трех лет; необходимостью преодоления отставания Российской Федерации в обеспечении раннего развития своих граждан, расширения форм дошкольного образования и обеспечения присмотра и ухода за детьми (в том числе за счет вариативных форм дошкольного образования); стимулированием молодых семей к рождению ребенка; потребностью в сохранении позитивных тенденций роста рождаемости.
Группы по присмотру и уходу Необходимы: Нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию деятельности данных групп; Методическое сопровождение деятельности специалиста по присмотру и уходу (помощника воспитателя); ПС Няня (работник по присмотру и уходу)
Конкретизация специальных условий для детей с ОВЗ - конкретизация специальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья всех категорий (глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), со сложной структурой дефекта, с расстройствами аутистического спектра, в том числе: - психолого-педагогических; - кадровых; - создание предметно-пространственной среды; - финансовых; - материально-технических.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ создание примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования разработка адаптированных образовательных программ дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья создание доступной образовательной среды, включая предметно-пространственную
Примерные адаптированные основные образовательные программы направлены на - создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; - на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации
FGOSREESTR.RU 9 Примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования слепых детей; слабовидящих детей; детей с амблиопией , косоглазием; детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи, заиканием); детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
FGOSREESTR.RU 9 Примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования детей с задержкой психического развития; детей с умственной отсталостью легкой, умеренной, тяжелой степени; глухих детей; слабослышащих и позднооглохших.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование направлены 1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; 2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Группы комбинированной направленности ООП Группы общеразвивающей направленности и оздоровительной направленности АОП АООП Группы компенсирующей направленности Дошкольная образовательная организация ООП АОП
Рекомендации к изменению штатного расписания При получении дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в отдельных группах ( группах компенсирующей и комбинированной направленности) в штатное расписание вводятся штатные единицы специалистов: учитель-дефектолог ( олигофренопедагог , сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор
НАВЫКИ И КОМПЕТЕНЦИИ XXI ВЕКА Базовые навыки - Навыки чтения и письма - Математическая грамотность - Естественнонаучная грамотность - ИКТ-грамотность Финансовая грамотность Правовая грамотность
НАВЫКИ И КОМПЕТЕНЦИИ XXI ВЕКА Компетенции 4К Кооперация, совместное творчество, сотрудничество, Коммуникация. Коммуникативные навыки , умение общаться Критическое мышление Креативность , творческие способности
НАВЫКИ И КОМПЕТЕНЦИИ XXI ВЕКА Личностные характеристики - Любознательность - Инициативность - Настойчивость - Умение адаптироваться - Лидерские качества - Социальная и культурная осведомленность
Программа «STEM-ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» парциальная модульная программа дошкольного образования, направленная на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной детской деятельности и вовлечения детей в научно-техническое творчество
«От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» Парциальная образовательная программа для детей 5-7лет Ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7-8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой
Группа кратковременного пребывания Наиболее полное удовлетворение запросов семьи. Обеспечение полноценного развития детей, их социализации в коллективе сверстников и взрослых. Оказание помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей.
ЛЕКОТЕКА Лекотека – структурное подразделение ДОО, организованное для детей от 2 мес. до 7-8 лет, которые нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
СЛУЖБА РАННЕЙ ПОМОЩИ Цель: диагностика и консультирование детей от 2 мес. до 3 лет. Группа специалистов, включающая детского психиатра, невролога, психолога, логопеда и дефектолога, осуществляет определение уровня физического и психического развития детей, наличие проблем и степень их выраженности. Основная цель – оказание специальной квалифицированной помощи ребенку и его семье.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ФОРМЕ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Семейные группы - форма организации дошкольного образования, направленная на обеспечение всестороннего развития детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, поддержку семей, в том числе многодетных, предоставления родителям возможности трудоустройства, практической реализации индивидуального подхода в воспитании ребенка. Семейная группа организуется в жилых помещениях (частных жилых домах или квартирах) по месту проживания семьи.
Группа развития «Особый ребенок» Группа развития «Особый ребенок» создается для детей-инвалидов в возрасте от 2 месяцев до 7 (8) лет, с целью оказания систематической психолого-медико-педагогической помощи детям-инвалидам, формирования у них предпосылок учебной деятельности, социальной адаптации, содействия родителям в организации воспитания и обучения детей, подготовки ребенка с ОВЗ к посещению группы комбинированной направленности.
КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР Консультационный центр организуется в государственных (муниципальных) образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, создается для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 2 мес. до 7 (8) лет, не посещающих детский сад. Цель создания - обеспечение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям без взимания платы.
Профессиональный стандарт педагога : документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю (воспитателю), действующий на всей территории Российской Федерации . Область применения Профессионального стандарта
профессиональный экзамен на определение квалификационного уровня педагога В процессе внедрения профстандарта педагога апробируются: персонифицированные модели повышения квалификации работающих педагогов с точки зрения требований профессионального стандарта; должностные обязанности педагогических работников с использованием перечня трудовых функций профессионального стандарта и состава его профессиональных действий; новые модели процедуры аттестации педагога на основе требований профессионального стандарта; модели перехода на эффективный контракт, включая расчет норм рабочего времени и механизмы базовой и стимулирующей части оплаты труда во взаимосвязи с реализацией профессиональных действий стандарта .
ПРОЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Организация – разработчик: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО»
Включенные в ПС должности: ВОСПИТАТЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ИНСТРУКТОР ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ МЕТОДИСТ ИТОГО – 5 должностей
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Педагог дошкольного образования ( проект ) Содержание I. Общие сведения II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) III . Характеристика обобщенных трудовых функций 3.1. Обобщенная трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования» 3.2. Обобщенная трудовая функция «Организационно-педагогическое обеспечение музыкального воспитания и музыкальной деятельности детей» 3.3 . Обобщенная трудовая функция «Организационно-педагогическое обеспечение физического воспитания и физической активности детей» 3.4 . Обобщенная трудовая функция «Педагогическая деятельность и координация профессиональной деятельности педагогических работников по реализации образовательных программ дошкольного образования» 3.5 . Обобщенная трудовая функция « Организационно-методическое обеспечение реализации образовательных программ дошкольного образования» IV . Сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта
Профстандарт применяется : При принятии управленческих решений и реализации кадровой политики; В процессе составления должностных инструкций; При формировании штатного расписания; В процессе аттестации педагогов, позволяя определить соответствие занимаемой должности; При планировании получения дополнительного профессионального образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейное воспитание и дошкольное образование в контексте реализации ФГОС дошкольного образования
Семья и детский сад связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта м...
Обобщение опыта на тему: «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования».
Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе. Поступление в школу - это, прежде всего, переход ребенка на качественно - новую ступень своего р...
ОТЧЕТ о реализации проекта региональной инновационной площадки по теме: «Разработка и апробация модели оценки качества условий реализации образовательной программы дошкольного образования в контексте ФГОС дошкольного образования»
В публикации представлен опыт работы муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №19" города Кириши Ленинградской области по реализации проекта региональной инновацио...
Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в контексте идей Национального проекта "Образование"
Статья, посвящённая актуальным проблемам музыкального воспитания в детском саду в контексте идей Национального проекта "Образование"...
«Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в контексте идей Национального проекта «Образование»»
Основное содержание образовательной области «Музыка», к которой мы успели привыкнуть в логике Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы...
Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в контексте идей Национального проекта «Образование».
В статье освещена тема национального образования....