Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в контексте идей Национального проекта "Образование"
статья
Статья, посвящённая актуальным проблемам музыкального воспитания в детском саду в контексте идей Национального проекта "Образование"
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Смирнова Елена Владимировна,
музыкальный руководитель ГБДОУ Детский сад № 9 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Красносельского района Санкт – Петербурга
Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в контексте идей Национального проекта «Образование» (из опыта работы музыкального руководителя)
В 2019 году в нашей стране началась реализация Национального Проекта РФ «Образование», рассчитанного на 5 лет. Одной из целей Проекта «Образование» является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
Задачи Национального проекта РФ «Образование» включают в себя, в том числе, внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс; формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости и всеобщности; создание условий для раннего развития детей в возрасте до трёх лет; создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды; что должно привести к успеху каждого ребенка.
Музыкальное воспитание является важнейшей составляющей образовательной области «Художественное развитие». Общеизвестно, что музыка является инструментом, который помогает раскрытию многих талантов, способствует развитию ребёнка. Как говорил В. Сухомлинский: «Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки».
Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка. Под музыкальным образованием в детском саду подразумевают «первые шаги» в этой области, которые раскрывают дошкольникам содержание элементарных сведений и знаний о музыке, видах, способах музыкальной деятельности. Развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве впоследствии с трудом восполнимо. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у дошкольников развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.
Программа воспитания в детском саду построена с учётом комплексного подхода к применению музыки как средства общего и музыкального развития ребёнка. Детям предоставляется возможность проявить себя в разных видах музыкальной деятельности. Дошкольники приобщаются к музыке не только на занятиях, но и на праздниках, концертах, вечерах развлечений и досугах. Они слушают музыку, поют, танцуют, играют на детских музыкальных инструментах, импровизируют. Музыка звучит в сюжетно-ролевых играх, на занятиях по физкультуре, на прогулке. С каждым годом все больше внимания уделяется развитию творческой активности ребенка.
Большое значение в музыкальном воспитании уделяется национально-культурным традициям нашей огромной страны. Рассказывая о музыкальных традициях народов, населяющий её, всё же большее время мы посвящаем русской народной музыке, русской классической музыке, проводим мероприятия, посвященные календарным праздникам (Осенины, Святки, Масленица и т.д.). В процессе подготовки к этим праздникам можно использовать неисчерпаемое многообразие фольклора: песен, поговорок, пословиц, потешек, закличек, хороводов, танцев, адаптированных к современности. Происходит знакомство со звучанием русских народных инструментов. В исполнительской деятельности мы используем простейшие народные инструменты: ложки, рубели, трещотки, бубенцы, свистульки. Показ русских костюмов, введение их элементов в детские костюмы, использование атрибутов из Хохломы, Федоскина, Гжели способствуют развитию художественного вкуса, интереса к народным промыслам.
Воспитание любви к родной стране и гордости за неё происходит и в процессе знакомства с творчеством русских и советских композиторов: Чайковского, Глинки, Римского – Корсакова, Мусоргского, Шостаковича, Прокофьева и других. Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием вызывает желание детей продолжать занятия музыкой в музыкальных школах или студиях.
Знакомство со славным прошлым происходит в процессе подготовки досугов и занятий, связанных с историей родного края. День рождения Санкт-Петербурга – важный праздник для любого петербуржца. При подготовке используется классическая музыка и, конечно, звучит Гимн Великому Городу Р. Глиэра. При оформлении зала используются работы, выполненные детьми совместно с родителями.
Для каждого жителя России День Победы является самым святым и почитаемым праздником. Чтобы не прервать единство поколений, знакомство с горькой и славной историей Великой Отечественной войны является очень важным фактором в работе с дошкольниками. На понятных примерах мы рассказываем детям о прошлом, учим современные детские песни о памяти и гордости за предков и обязательно знакомим их с подлинными песнями ВОВ, с великими «Вставай, страна огромная!» и «Прощанием славянки». Использование современного демонстрационного оборудования позволяет сопровождать исполнение песен и танцевальных композиций демонстрацией слайдов и клипов с кадрами 40-х годов. Близок по энергетическому посылу и наш, Ленинградский День Победы - День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, который необыкновенно важен для нравственного воспитания юных петербуржцев.
Преемственность поколений – то, что необходимо прогресса для любого народа, но сохранение памяти прошлого невозможно без сотрудничества и сотворчества людей разного возраста. Поэтому в ДОУ обязательно должны проводиться праздники и развлечения, выставки и музыкальные гостиные, в которые вовлекаются родители воспитанников. В ДОУ реализовывается программа методической и консультативной помощи родителям детей.
Любовь к Отчизне, в том числе, это и любовь к родной природе. Очень нужны для детей досуги, квесты, экологические тропы, где используется релаксационная музыка и песни о природе. Праздники и развлечения на свежем воздухе очень полезны для малышей.
Чтобы ребёнок был успешен, необходимо, чтобы он был здоров. Занятия музыкой оказывают оздоровительное действие на детский организм. Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный процесс, направленный на развитие музыкальности воспитанников, укрепление и сохранение детского психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности. Дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, кинезиологические, валеологические распевки, музыкально-ритмические движения, музыкотерапия – все эти технологии сохранения и стимулирования здоровья, не исключая и традиционных, входят в систему музыкально-оздоровительной работы.
Музыкальное воспитание в детском саду открывает детям дверь в добрый мир музыки, помогает делать первые шаги к прекрасному и волшебному искусству и создаёт доступные для каждого и качественные условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование народных национальных традиций в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста
Актуальность проекта Актуальность проекта определяется возрастанием роли, национально-культурного и исторического наследия в современном воспитательном и образовательном ...
Воспитание детей дошкольного возраста на основе мордовской национальной культуры.
В настоящее время очень остро встал вопрос о сохранении и возрождении культурного наследия, поэтому современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать...
Значение игровой деятельности в воспитании детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС ДО.
Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения.Игра организует чувства ребенка и ...
«Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в контексте идей Национального проекта «Образование»»
Основное содержание образовательной области «Музыка», к которой мы успели привыкнуть в логике Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы...
Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в контексте идей Национального проекта «Образование».
В статье освещена тема национального образования....
«Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО». Мастер класс
laquo;Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО». Мастер класс...
ТРУДОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ПРГРАММЫ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»
Значительное внимание в воспитании детей уделяется труду, как части нравственного становления. Воспитательная деятельность направлена на формирование эмоциональной готовности к труду, элементарных уме...