«Развитие речи детей раннего возраста средствами кукольного театра».
учебно-методический материал (младшая группа)

Резеда Ризвановна

Выступление на педагогическом совете

Зарипова Резеда Ризвановна

 

 «Развитие речи детей раннего возраста средствами кукольного театра».

 

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Это необходимое условие формирования личности ребенка. В современном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так, как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

В активизации речевой деятельности детей раннего дошкольного возраста играет огромную роль театрализованные игры. Почему именно театрализованные игры? Театрализованные игры один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Театрализация сказок очень увлекает детей. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

 

Развитие речи детей раннего возраста. Условно этот период называют «Меня понимают все». Что это значит?

Функции речи рассматриваются и речь становится не только средством общения ребенка со взрослым, но и средством его общения с детьми.

- Чем это определяется?

- Каковы особенности развития речи в данном возрасте?

Резко увеличивается способность подражать воспроизводить услышанное. Речь становится средством познания окружающего, продолжает обогащаться ее смысловое содержание. Дети хорошо понимают все, о чем говорит с ними взрослый, что касается их непосредственного окружения, связано с переживаниями детей.

К концу второго года жизни малыши не только слушают, но и понимают литературные произведения, рассказы взрослых, что безусловно обогащает их значения и речевой опыт.

Прекрасно, если взрослые наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способы духовно обогащать среду, в которой он растет.

В раннем возрасте ребенок проходит путь от копирования действия взрослого к его моделированию и далее к изобразительному действию («Как папа….», «Как мама …») при этом, называя себя именами тех людей, животных, действия которых воспроизводит; другими словами. Он уже не подражает, а изображает увиденное, услышанное.

Способность к изобразительному действию в раннем возрасте находит отражение в формировании, речи - важной познавательной функции. Сначала эта способность проявляется в пассивной (понимательной) речи, поскольку понимания рассказа, сказки не опирается на конкретную наглядную ситуацию.

Так в народной манере «сказывания» взрослый показывает сам и просит ребенка: «Покажи как …? (дед бил яичко, мышка бежала, тянет – потянет и другое).

Народная педагогика широко использовала и использует включение ребенка раннего возраста в воображаемые ситуации. Так, ребенок счастливо смеется, когда взрослые с шутливо-угрожающими выражением лица, делают рожки из пальцев «Идет коза рогатая ….» или предлагает покататься на лошадке, усаживая на колени «По кочкам, по ухабам …»

Побуждая ребенка изобразить, как мишка косолапый ходит, киска мяукает, а зайка прыгает, взрослые подводят малыша к театрализованной деятельности с игрушками и освоению предметно-орудийной деятельности и формированию таких познавательных функций, как речь, предметное восприятие, память, воображение.

В связи с этим следует отметить возможный вклад театрализованной деятельности в актуализации, двух важнейших потребностей ребенка:

1. Потребность в новых впечатлениях

2. Потребность в самоутверждении

Первая – проявляется в любознательности, стимулирует развитие восприятия речи, мышление, воображение.

Вторая – стимулирует собственную активность ребенка, выдумки, изменения окружающего, стремления заслужить поощрения взрослого.

 

В Советском союзе было обращено большое внимание на кукольные театры. Они получили заслуженное место среди кукольных учреждений нашей страны.

 

Организуя эту работу, я сначала проанализировала речь детей своей группы. Результаты показали, что малыши знают и любят потешки, сказки, прибаутки, песенки. Основная часть группы (Амалия, Алиса, Эмир, Бэлла, Марат) владеют активной речью. Они узнавали сказку и называли ее персонажей. Другие дети владели пассивной речью: они только показывали персонажей сказки.

 

Я поставила перед собой такие задачи:

- создать условия для проведения театрально-игровой деятельности;

- пробуждать детей участвовать в этом виде деятельности, формировать положительные отношения;

- воспитывать интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным куклам;

- развивать умение наблюдать за действиями театральных кукол в сказках. Понимать содержание;

- развивать речь детей, используя театр. Расширять словарный запас, побуждать понимать содержание спектакля;

- развивать с помощью театра память, внимание, мышление;

- побуждать детей к двигательной активности под музыкальное и стихотворное сопровождение;

- развивать мелкую моторику рук, используя пальчиковые игры и пальчиковый театр;

- поддерживать стремление играть с музыкальными игрушками, с шумовыми музыкальными инструментами;

- поощрять желание детей слушать музыкальное просвещение различного характера. Поддерживать желание детей подпевать вместе со взрослыми отдельные слова, фразы, фрагменты песенок, потешек, прибауток и попевок;

- привлекать и поощрять инициативу детей в играх с игрушками и театральными куклами.

Все эти задачи решались как во время непосредственно образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе с детьми в часы, отведенные для самостоятельной деятельности.

Любому непосвященному ясно, что театрализованная деятельность – это что-то связанное со словом «театр». Когда же начинается театр? Уже тогда, когда малыши первый раз входит в группу бодрствует, играет, кушает, моет руки, готовиться ко сну.

Я стараюсь обыгрывать, обговаривать любое свое действие и действия детей. Здесь я использую весь свой опыт, фантазию. Приемы народной педагогики, знание художественной литературы и свои артистические способности.

Порой бывает не просто наладить эмоциональный контакт с детьми в период адаптации, а ребенку войти в новый, не привычный для него, а потому таящий угрозу – мир детского сада. Эту задачу я старалась облегчить, используя не просто потешку, для новичка – так я их называла, а обыграть ее любимой игрушкой:

- Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?

(отвечает котик)

- Маратик хороший, Маратик пригожий!

(и поглаживает малыша лапкой)

Или скучную, но необходимую процедуру умывания превращаем в игру, дающую массу информаций. Ласково приговариваем с детками народную потешку: «Водичка, водичка! Умой деткам личико …»

Или вспоминаем К.И. Чуковского: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а не чистым, трубочистам стыд и срам …

 

Ни для кого не секрет, что многие дети плохо едят. Театр помогал и в этом случае. Детям я рассказывала, как готовилась к встрече с детьми обычная ложка - «Мылась горячей водой с мылом, сушилась, смотрелась в зеркало, одела красивый бантик на свою ручку, поэтому каша должна быть намного вкуснее. А ложка будет очень рада, что ребята все скушали. Действующими лицами в таких мини - спектаклях были любые бытовые предметы, игрушки и даже цветы и деревья на улице. Предметы оживали и разговаривали с детьми от своего имени, рассказывали о себе, об окружающем детей мире; читали стихи, потешки, пели песни, танцевали.

 

Дети в начале учебного года не умели еще говорить, но охотно слушали звучание слов, а затем воспроизводили их смысл действиями.

Огромное наслаждение доставляет детям театральное содействие вместе со взрослыми, применяемое в народной педагогике.

Это многократно исполняемая «Сорока», которая кашу варила и деток кормила. Я произносила слова, а дети водили пальчик по ладошке, загибали пальчики, а в финале полетели и на головку сели, песенки запели.

Мудры и наблюдательны были наши предки сказывавшие сказки, певшие песни и показывавшие их без картинок, но с помощью действия взрослого совместно с ребенком.

В своей работе я также побуждала детей изображать руками, голосом, мимикой, показывать, как плачет дед и бабка, когда мышка разбивает яичко курочки Рябы. Как они били и не могли разбить яичко, как испекла бабка колобок, а он укатился и повстречал героев сказки, а другие дед и баба репку тянут – потянут, а вытянуть не могут.

В воображаемых обстоятельствах ребята сначала переживали настоящие чувства, узнавали о добре и зле, о справедливости и долге.

К концу января понемногу ребята стали вступать в диалог друг с другом, с игрушками. Помогали мне рассказывать и показывать сказки: «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка».

В своей работе я использовала разные формы театральной деятельности:

1. Пальчиковый театр

2. Настольный театр

3. Театр – из фетра

4. Театр вязанной игрушки

5. Театр шапочки: «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок»

6. Драматический театр, то есть сама переодевалась в разные персонажи

И ребятам очень нравится переодеваться в русские народные костюмы, в животных. Ярко и весело проходили праздничные развлечения:

 

Я считаю, что патриотическое воспитание тоже должно начинаться как можно раньше. Ведь любовь к Родине начинается с малого. Я разработала и провела серию занятий: «У бабушки в гостях», где знакомила детей с домашними животными, с предметами домашнего быта, с овощами и фруктами. Для этого я использовала макет «В деревню к бабушке», а также свои театральные способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад №82 комбинированного вида» Кировского района г.Казани

«Развитие речи детей раннего возраста

средствами кукольного театра».

Выступление на педагогическом совете

Зарипова Резеда Ризвановна

Казань – 2023


«Развитие речи детей раннего возраста средствами кукольного театра».

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Это необходимое условие формирования личности ребенка. В современном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так, как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

В активизации речевой деятельности детей раннего дошкольного возраста играет огромную роль театрализованные игры. Почему именно театрализованные игры? Театрализованные игры один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Театрализация сказок очень увлекает детей. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

Развитие речи детей раннего возраста. Условно этот период называют «Меня понимают все». Что это значит?

Функции речи рассматриваются и речь становится не только средством общения ребенка со взрослым, но и средством его общения с детьми.

- Чем это определяется?

- Каковы особенности развития речи в данном возрасте?

Резко увеличивается способность подражать воспроизводить услышанное. Речь становится средством познания окружающего, продолжает обогащаться ее смысловое содержание. Дети хорошо понимают все, о чем говорит с ними взрослый, что касается их непосредственного окружения, связано с переживаниями детей.

К концу второго года жизни малыши не только слушают, но и понимают литературные произведения, рассказы взрослых, что безусловно обогащает их значения и речевой опыт.

Прекрасно, если взрослые наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способы духовно обогащать среду, в которой он растет.

В раннем возрасте ребенок проходит путь от копирования действия взрослого к его моделированию и далее к изобразительному действию («Как папа….», «Как мама …») при этом, называя себя именами тех людей, животных, действия которых воспроизводит; другими словами. Он уже не подражает, а изображает увиденное, услышанное.

Способность к изобразительному действию в раннем возрасте находит отражение в формировании, речи - важной познавательной функции. Сначала эта способность проявляется в пассивной (понимательной) речи, поскольку понимания рассказа, сказки не опирается на конкретную наглядную ситуацию.

Так в народной манере «сказывания» взрослый показывает сам и просит ребенка: «Покажи как …? (дед бил яичко, мышка бежала, тянет – потянет и другое).

Народная педагогика широко использовала и использует включение ребенка раннего возраста в воображаемые ситуации. Так, ребенок счастливо смеется, когда взрослые с шутливо-угрожающими выражением лица, делают рожки из пальцев «Идет коза рогатая ….» или предлагает покататься на лошадке, усаживая на колени «По кочкам, по ухабам …»

Побуждая ребенка изобразить, как мишка косолапый ходит, киска мяукает, а зайка прыгает, взрослые подводят малыша к театрализованной деятельности с игрушками и освоению предметно-орудийной деятельности и формированию таких познавательных функций, как речь, предметное восприятие, память, воображение.

В связи с этим следует отметить возможный вклад театрализованной деятельности в актуализации, двух важнейших потребностей ребенка:

1. Потребность в новых впечатлениях

2. Потребность в самоутверждении

Первая – проявляется в любознательности, стимулирует развитие восприятия речи, мышление, воображение.

Вторая – стимулирует собственную активность ребенка, выдумки, изменения окружающего, стремления заслужить поощрения взрослого.

В Советском союзе было обращено большое внимание на кукольные театры. Они получили заслуженное место среди кукольных учреждений нашей страны.

Организуя эту работу, я сначала проанализировала речь детей своей группы. Результаты показали, что малыши знают и любят потешки, сказки, прибаутки, песенки. Основная часть группы (Амалия, Алиса, Эмир, Бэлла, Марат) владеют активной речью. Они узнавали сказку и называли ее персонажей. Другие дети владели пассивной речью: они только показывали персонажей сказки.

Я поставила перед собой такие задачи:

- создать условия для проведения театрально-игровой деятельности;

- пробуждать детей участвовать в этом виде деятельности, формировать положительные отношения;

- воспитывать интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным куклам;

- развивать умение наблюдать за действиями театральных кукол в сказках. Понимать содержание;

- развивать речь детей, используя театр. Расширять словарный запас, побуждать понимать содержание спектакля;

- развивать с помощью театра память, внимание, мышление;

- побуждать детей к двигательной активности под музыкальное и стихотворное сопровождение;

- развивать мелкую моторику рук, используя пальчиковые игры и пальчиковый театр;

- поддерживать стремление играть с музыкальными игрушками, с шумовыми музыкальными инструментами;

- поощрять желание детей слушать музыкальное просвещение различного характера. Поддерживать желание детей подпевать вместе со взрослыми отдельные слова, фразы, фрагменты песенок, потешек, прибауток и попевок;

- привлекать и поощрять инициативу детей в играх с игрушками и театральными куклами.

Все эти задачи решались как во время непосредственно образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе с детьми в часы, отведенные для самостоятельной деятельности.

Любому непосвященному ясно, что театрализованная деятельность – это что-то связанное со словом «театр». Когда же начинается театр? Уже тогда, когда малыши первый раз входит в группу бодрствует, играет, кушает, моет руки, готовиться ко сну.

Я стараюсь обыгрывать, обговаривать любое свое действие и действия детей. Здесь я использую весь свой опыт, фантазию. Приемы народной педагогики, знание художественной литературы и свои артистические способности.

Порой бывает не просто наладить эмоциональный контакт с детьми в период адаптации, а ребенку войти в новый, не привычный для него, а потому таящий угрозу – мир детского сада. Эту задачу я старалась облегчить, используя не просто потешку, для новичка – так я их называла, а обыграть ее любимой игрушкой:

- Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?

(отвечает котик)

- Маратик хороший, Маратик пригожий!

(и поглаживает малыша лапкой)

Или скучную, но необходимую процедуру умывания превращаем в игру, дающую массу информаций. Ласково приговариваем с детками народную потешку: «Водичка, водичка! Умой деткам личико …»

Или вспоминаем К.И. Чуковского: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а не чистым, трубочистам стыд и срам …

Ни для кого не секрет, что многие дети плохо едят. Театр помогал и в этом случае. Детям я рассказывала, как готовилась к встрече с детьми обычная ложка - «Мылась горячей водой с мылом, сушилась, смотрелась в зеркало, одела красивый бантик на свою ручку, поэтому каша должна быть намного вкуснее. А ложка будет очень рада, что ребята все скушали. Действующими лицами в таких мини - спектаклях были любые бытовые предметы, игрушки и даже цветы и деревья на улице. Предметы оживали и разговаривали с детьми от своего имени, рассказывали о себе, об окружающем детей мире; читали стихи, потешки, пели песни, танцевали.

Дети в начале учебного года не умели еще говорить, но охотно слушали звучание слов, а затем воспроизводили их смысл действиями.

Огромное наслаждение доставляет детям театральное содействие вместе со взрослыми, применяемое в народной педагогике.

Это многократно исполняемая «Сорока», которая кашу варила и деток кормила. Я произносила слова, а дети водили пальчик по ладошке, загибали пальчики, а в финале полетели и на головку сели, песенки запели.

Мудры и наблюдательны были наши предки сказывавшие сказки, певшие песни и показывавшие их без картинок, но с помощью действия взрослого совместно с ребенком.

В своей работе я также побуждала детей изображать руками, голосом, мимикой, показывать, как плачет дед и бабка, когда мышка разбивает яичко курочки Рябы. Как они били и не могли разбить яичко, как испекла бабка колобок, а он укатился и повстречал героев сказки, а другие дед и баба репку тянут – потянут, а вытянуть не могут.

В воображаемых обстоятельствах ребята сначала переживали настоящие чувства, узнавали о добре и зле, о справедливости и долге.

К концу января понемногу ребята стали вступать в диалог друг с другом, с игрушками. Помогали мне рассказывать и показывать сказки: «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка».

В своей работе я использовала разные формы театральной деятельности:

1. Пальчиковый театр

2. Настольный театр

3. Театр – из фетра

4. Театр вязанной игрушки

5. Театр шапочки: «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок»

6. Драматический театр, то есть сама переодевалась в разные персонажи

И ребятам очень нравится переодеваться в русские народные костюмы, в животных. Ярко и весело проходили праздничные развлечения:

Я считаю, что патриотическое воспитание тоже должно начинаться как можно раньше. Ведь любовь к Родине начинается с малого. Я разработала и провела серию занятий: «У бабушки в гостях», где знакомила детей с домашними животными, с предметами домашнего быта, с овощами и фруктами. Для этого я использовала макет «В деревню к бабушке», а также свои театральные способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с родителями по развитию речи детей раннего возраста средствами фольклора <<Малыши столицы>>

Взаимодействие с родителями по развитию речи детей раннего возраста  средствами фольклора “Малыши столицы” ...

Проект " Развитие речи у детей раннего возраста средствами кукольного театра"

Развитие речи у детей посредствам театралезованной деятельности...

Речевое развитие детей раннего возраста средствами кукольного театра

Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей раннего возраста средствами кукольного театра...

Конспект НОД по речевому развитию детей раннего возраста средствами кукольного театра "Теремок"

Тема: «Теремок» Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие детей раннего возраста средствами кукольного театра. Возраст детей: 2-3 года...

«Развитие речи детей младшего возраста средствами кукольного театра».

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. В акт...

Презентация на тему: Развитие речи детей раннего возраста средствами кукольного театра.

Федерально Образовательная Программа дошкольного образования определяет содержание основной образовательной программы, которое должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в р...

Развитие речи детей раннего возраста средствами кукольного театра

В арсенале современного педагога существует много разных средств и методов по активации речевой деятельности. Традиционным средством в работе с детьми раннего возраста являются произведения устного на...