Презентация для педагогов "Психоэмоциональное выгорание педагогов: причины, меры профилактики
презентация
Психоэмоциональное выгорание педагогов: причины, меры профилактики
Понятие «синдром психоэмоционального выгорания» введено в психологию американским психиатром Г. Фрейденбергером в 1974 году. Он представляет собой комплекс симптомов, характеризующийся постепенной утратой эмоциональной вовлеченности в деятельность, нарастанием умственной и физической усталости, личностной отстраненности от содержания труда. Проявляется равнодушием к работе, формальным выполнением должностных обязанностей, негативизмом в отношении коллег, клиентов, невротическими и психосоматическими расстройствами.
Синдрому подвержены специалисты, работа которых предполагает постоянное глубокое взаимодействие с людьми. В группе риска находятся врачи, психологи, учителя, преподаватели, социальные работники, спасатели, служащие правоохранительных органов. Распространенность СЭВ среди таких специалистов достигает 80-90%. Эмоциональное выгорание чаще выявляется у работников, стаж которых превышает 10 лет. Существует гендерная предрасположенность, в числе людей, подверженных психоэмоциональному выгоранию, преобладают женщины.
Факторы, способствующие развитию СЭВ, активно исследуются. Установлено, что ведущую роль играют психологические особенности и общее состояние здоровья человека, содержание и организация процесса труда.
Основные причины, влияющие на возникновение синдрома:
• семейные неурядицы или затянувшийся кризис в отношениях с супругом / супругой, а также отсутствие отношений;
• возрастные кризисы, когда происходит сопоставление желаемого и возможного, имеются противоречия или разночтения, не находится новых целей, личностных и профессиональных ориентиров;
• неинтересные обязанности, повседневное однообразие или чрезмерная нагрузка, подавление начальством или сложные отношения между коллегами;
• рутинность, многозадачность в семье и на работе, душевное переутомление, невозможность снять напряжение и получить удовольствие;
• переживания за жизнь и здоровье родных людей и детей, что усугубляется у людей профильных профессий ‒ учителей, воспитателей, врачей;
• строгий режим работы: ранний подъем, позднее окончание трудового дня, работа в выходные дни, отдаленность от дома, ненормированный рабочий день;
Условно причины данного синдрома можно разделить на личные и внешние.
- Личные причины выгорания.
- чрезмерно амбициозные и нереалистичные цели;
- перфекционизм;
- неумение сказать «нет»;
- трудности с выражением чувств;
- игнорирование своих собственных потребностей и вместо этого стремление удовлетворить потребности других;
- плохая адаптивность;
- неумение организовать свое время;
- постоянный стресс в личной жизни;
- нехватка отдыха;
- слишком высокие требования к себе.
- Внешние причины выгорания.
- давление на работе (например, призыв делать все быстрее);
- отсутствие стимула или переутомление;
- отсутствие признания и поддержки;
- конфликты и плохая атмосфера в организации;
- высокое конкурентное давление;
- слишком много обязанностей;
- недостаток или отсутствие самостоятельности.
Выгорание часто возникает в результате столкновения личных факторов и внешних причин. Организм испытывает постоянное продолжительное воздействие неблагоприятных факторов. Синдром психоэмоционального выгорания складывается постепенно.
На первом этапе разворачивается фаза сопротивления – используются физиологические и психологические резервы, человек чувствует напряжение, но успешно с ним справляется. Интерес и удовлетворенность работой сохранены.
Второй этап – фаза истощения. Утрачивается способность организма противостоять стрессу, негативные факторы (организационные, содержательные, личностные) приводят к нарушениям на физиологическом и психологическом уровне. Снижается мотивация, заинтересованность деятельностью, нарастает подавленность настроения, раздражительность.
На третьем этапе истощение проявляется стойкими эмоциональными и соматическими расстройствами: развивается депрессия, обостряются хронические болезни, возникают новые заболевания на психосоматической основе.
Меры профилактики
Что же делать?
В основе СЭВ лежит физическое и психическое истощение, профилактика и коррекция должны быть нацелены на укрепление здоровья и выработку навыков преодоления стресса.
Общеукрепляющие мероприятия. Показано соблюдение режима дня: полноценный сон ночью (не менее 7-8 часов), регулярные умеренные физические нагрузки, свежий воздух, правильный рацион. Рекомендуются продукты, богатые магнием - морепродукты, сардины, орехи, овощи с зелеными листьями, гречка, бобовые.
Для восстановления работоспособности рекомендован курс массажа, санаторно-курортное лечение, прогулки на природе. Необходимо выделять время для хобби, не переносить рабочие задачи на выходной день.
Cтратегии помощи при выгорании включают различные виды психотерапевтической работы.
Техники саморегуляции. Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается воздействием человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. При помощи данных техник достигается эффект успокоения, восстановления и активизации. К способам саморегуляции относятся смех и юмор, размышления о хорошем, релаксационные упражнения, рассматривание приятных пейзажей, фотографий, картин, прогулки на свежем воздухе, чтение стихов, прослушивание музыки и т. д.
Дыхательные упражнения. Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров и способствует мышечному расслаблению. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряжённость.
Телесно-ориентированная терапия. Под воздействием психических нагрузок возникают напряжение и мышечные зажимы. Умение расслабиться позволяет снять нервно-психическую напряжённость и быстро восстановить силы. В этом помогут техники медитации и расслабления.
Логотерапия (терапия словом). Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений позитивной направленности (без частицы "не").
Техники визуализации. Визуализация — мысленное представление, проигрывание и видение себя в ситуации, которая ещё не произошла. Человек воображает себя делающим (или имеющим) то, к чему он стремится.
Среди прочих методов коррекции синдрома выгорания - гомеопатия и фитотерапия.
Необходимо помнить, что отрицание чувств и нежелание обращаться к специалистам может привести к тому, что восстановление в итоге займёт гораздо больше времени.
Если человек находится на запущенной стадии эмоционального выгорания, то необходимо подключить специалистов других профилей и параллельно психотерапевтической работе использовать фармакологическое лечение.
Важно
- Научиться планированию: многие работники имеют привычку постоянно откладывать дела на потом (так называемая прокрастинация), но это "потом" рано или поздно наступает, после чего и начинается "штурм" отложенных дел, сопровождаемый стрессом
- Соблюдать порядок на рабочем месте. Правильное оборудование рабочего места — важная составляющая успешной деятельности. Помимо удобства полезно оформить рабочее место — поставить картинку, календарик или фотографию, которые вызывают приятные эмоции.
- Не брать домой недоделанную работу: как правило, поработать дома не удастся, а вот чёткое разграничение дома и работы помогает переключаться на другие роли и уделять больше времени семье.
Как бы ни хотелось следовать привычному шаблону и сразу же садиться после работы за соцсети или телевизор – все же стоит пересилить себя и найти время для занятий, которые помогут полноценно расслабиться. Например – вечерняя прогулка, прослушивание расслабляющей музыки, ванна с арома-терапией, размеренные упражнения (например, растяжка, йога).
Будьте здоровы!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihoemotsionalnoe_vygoranie.pdf | 1.19 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональное выгорание педагогов: причины и профилактика.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКОГОЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» ПЕДАГОГОВ: ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА»...
«Профессиональное «выгорание» педагогов: причины и их профилактика»
Профессиональное “выгорание” это не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни и карьеры. Однако “выгорани...
Консультация для педагогов: "Профессиональное выгорание: понятие, причины, стадии, профилактика"
Синдром выгорания характерен для тех, кто из-за своего чрезмерного занятия работой теряет интерес к жизни....
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» ПЕДАГОГОВ ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА»
laquo;ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» ПЕДАГОГОВ ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА»...
Консультация для педагогов: «Профессиональное выгорание педагогов: причины, признаки, профилактика».
Синдром профессионального выгоранияПрофессиональное выгорание — совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом.Синдром профессионального выгора...
«Эмоциональное «выгорание» педагога: причины, пути решения, профилактика.» Круглый стол
Психопросветительское направление для педагогов по предупреждению синдрома эмоционального выгорания...
Презентация: "Синдром эмоционального выгорания педагога: способы профилактики".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27444982","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27444990","attributes":{"alt":"","class"...