«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» ПЕДАГОГОВ ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА»
статья на тему
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» ПЕДАГОГОВ ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnoe_vygoranie_pedagogov_prichiny_i_profilaktika.docx | 20.26 КБ |
Предварительный просмотр:
В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой.
Высокая эмоциональная включённость в деятельность, жесткие временные рамки деятельности (урок, четверть, год), организационные моменты педагогической деятельности (нагрузка, расписание, кабинет) и ответственность перед администрацией, родителями и обществом в целом за результат своего труда провоцирует возникновение невротических расстройств и психосоматических заболеваний. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении. В связи с этим встаёт необходимость теоретического и практического изучения данного вопроса.
Для начала рассмотрим причины возникновения этого синдрома.
Так как личность человека достаточно целостная и устойчивая структура, то она ищет своеобразные пути защиты от деформации, возникающей от нервно-психического напряжения. Одним из способов такой психологической защиты и является синдром эмоционального выгорания. Основная причина синдрома- это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями. Часто синдром вызывается несоответствием между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности, определять способы и методы достижения тех результатов, за которые они несут ответственность, и жёсткой, нерациональной политикой администрации. Результат тотального контроля- возникновение чувства бесполезности своей деятельности. Отсутствие соответствующего вознаграждения за работу переживается работником как непризнание его труда, что тоже может привести к апатии, снижению эмоциональной вовлечённости в дела коллектива, возникновению чувства несправедливости и , соответственно, к выгоранию.
Представим ситуацию, когда у человека возникает несоответствие между собственными этическими принципами и ценностями и требованиями, которые предъявляет работа. Если для работника важно удержаться на этом рабочем месте, то постепенно идёт привыкание к нарушению собственных принципов, снижается их эмоциональная значимость.
Как уже сказано, СЭВ выступает как механизм психологической защиты в ответ на психотравмирующие воздействия. Выгорание- это отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.
Данное явление «заразно»: те, кто подвержен СЭВ, становятся циниками, негативистами и пессимистами, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгорающих».
Синдром эмоционального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, психологов, врачей, социальных работников, журналистов, - всех, чья деятельность невозможна без общения .
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека .
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. С точки зрения концепции стресса (Г. Селье), профессиональное выгорание – это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома – стадия истощения.
СТАДИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии, которые могут привести к профессиональной непригодности:
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
-начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но … скучно и пусто на душе;
-исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
-возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
ВТОРАЯ СТАДИЯ:
-возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
-неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:
-притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
-такой человек по привычке может ещё сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
ТРИ АСПЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
ПЕРВЫЙ – снижение самооценки.
Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
ВТОРОЙ – одиночество.
Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами. Преобладают объект-объектные отношения.
ТРЕТИЙ – эмоциональное истощение, соматизация.
Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.
СИМПТОМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
ПЕРВАЯ ГРУППА:
Психофизические симптомы
-Чувство постоянной усталости не только по вечерам , но и по утрам , сразу после сна ( симптом хронической усталости );
-ощущение эмоционального и физического истощения;
-снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
-общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
-частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
-резкая потеря или резкое увеличение веса;
-полная или частичная бессонница;
-постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
-одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
-заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
ВТОРАЯ ГРУППА:
Социально-психологические симптомы:
-Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
-повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
-частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
-постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
-чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
-чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, «что не получится» или « не справлюсь»;
-общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
ТРЕТЬЯ ГРУППА:
поведенческие симптомы
-Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять её - всё труднее и труднее;
-постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома её не делает;
-руководитель затрудняется в принятии решений;
-чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
-невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
-дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
-злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Анализ психических состояний во время проявления СЭВ показывает, что эмоциональное выгорание является сложным состоянием, включающим в себя несколько составляющих, имеющих негативную эмоциональную окраску. Оно является неравновесным и отклоняется от оптимального уровня как в сторону снижения психической активности, так и в сторону повышения.
Работа с педагогами является очень важным направлением сопровождения учебно-воспитательного процесса. В связи с переходом на ФГОС педагогам требуется психологическая поддержка, поскольку введение любых инноваций для многих учителей может сопровождаться стрессом, эмоциональными и нервными перегрузками. Это связано с тем, что педагогам бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование, в особенности тем, которые имеют достаточно большой стаж работы.
Появление новых требований к оформлению документации, введение в базовые классы детей с ОВЗ, внедрение интерактивных методов преподавания, открытые уроки, участие в конкурсах и другие сопутствующие факторы ставят современного педагога в совершенно новые условия, которые усугубляют их и без того напряженную деятельность.
Известно, что эмоционально уравновешенный педагог, справляющийся со своими задачами, более адекватно и справедливо воспринимает своих учеников, более доброжелателен в общении с ними и их родителями. Спокойный педагог не только в силах давать знания по программе, но и способен сформировать и развивать УУД, организовав педагогическое пространство, используя в своей практике методы, техники и приемы индивидуально личностного подхода в обучении каждого ребенка. Педагогу, который не испытывает эмоциональных трудностей, работа в удовольствие, такой педагог творчески и с любовью выполняет свои обязанности. Сохранение психического здоровья учащихся невозможно без работы с педагогами в этом направлении.
Опрос
Исследование данной проблемы мы решили начать с опроса педагогического коллектива школы. По нашим наблюдениям и исследованиям, учителя зачастую склонны отдавать предпочтение интеллектуальным достижениям школьников, а внутреннему миру ученика уделяется недостаточно внимания. К примеру, существующая система оценки знаний учащихся, его достижений и успехов формирует неадекватную самооценку учащихся. В начале моего профессионального пути и по сей день учителя чаще просят провести диагностику в том или ином классе именно каких-то интеллектуальных параметров. Или поступает запрос от учителя исследовать уровень развития ребенка, который не справляется с программой обучения.
Анализ запросов позволяет сделать и другой не маловажный вывод: учителю часто мешает поведение ребенка на уроках, которое он расценивает как неадекватное, неприемлемое. Например, ребенок ведет себя агрессивно, или он неорганизован, или медленно выполняет задания. Конечно, есть педагоги исключительные, чуткие к проблемам учащихся, и этот факт воодушевляет. Такие педагоги нередко используют в своей работе индивидуальный подход и чаще других обращаются за помощью к школьному психологу, стараясь понять ребенка и помочь ему преодолеть трудности в обучении или в адаптации.
В целях выявления таких трудностей в работе педагогов был проведен опрос с помощью анкеты, инструкция к которой была следующей: «С какими трудностями педагогической деятельности вы наиболее часто сталкиваетесь в своей работе (вы берите из списка несколько вариантов)?» (см. приложение 9 ). Данная анкета является нашей авторской наработкой и составлена самостоятельно.
В опросе принял участие 41 педагог. Основными трудностями в работе педагогов являются:
1. Неорганизованность учащихся, которая мешает работе, — 63% опрошенных учителей.
2. Неадекватное поведение учащихся (агрессивность, тревожность, вспыльчивость, болтливость) — 46% опрошенных.
3. Низкая учебная мотивация — 44%.
Кроме этого, 36% учителей младших и старших классов считают, что слабые знания по предмету являются проблемой в педагогической деятельности. Интересно, что ни один из преподавателей не отметил трудным для себя наличие каких-то личных проблем ученика, связанных с кризисными, возрастными моментами развития личности школьника.
Таким образом, мы видим, что и по сей день наибольшее внимание педагоги школы обращают имен но на организационные, поведенческие и интеллектуальные характеристики учащихся и мало значения придают истинным причинам неуспеваемости учеников. Завышенные требования к способностям, игнорирование возрастных особенностей зачастую формируют у учеников негативное отношение к учебе, к школе, негативное мышление в целом и отношение к себе как к ученику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический тренинг: «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» ПЕДАГОГА И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА».
В ходе тренинга участники познакомятся с понятием профессиональное «выгорание», особенностями проявления признаков выгорания, выделением источников неудовлетворения профессиональной деятельностью....
Профессиональное выгорание педагогов: причины и профилактика.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКОГОЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» ПЕДАГОГОВ: ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА»...
Психологический тренинг «Профессиональное «выгорание» педагога и его профилактика»
Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде.Задачи: 1.Знакомство с понятием профессиональное “выгорание”, с его характеристиками.2.Создание условий способствующих про...
«Профессиональное «выгорание» педагогов: причины и их профилактика»
Профессиональное “выгорание” это не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни и карьеры. Однако “выгорани...
Консультация для педагогов: "Профессиональное выгорание: понятие, причины, стадии, профилактика"
Синдром выгорания характерен для тех, кто из-за своего чрезмерного занятия работой теряет интерес к жизни....
Консультация для педагогов: «Профессиональное выгорание педагогов: причины, признаки, профилактика».
Синдром профессионального выгоранияПрофессиональное выгорание — совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом.Синдром профессионального выгора...
Презентация для педагогов "Психоэмоциональное выгорание педагогов: причины, меры профилактики
Психоэмоциональное выгорание педагогов: причины, меры профилактикиПонятие «синдром психоэмоционального выгорания» введено в психологию американским психиатром Г. Фрейденбергером в 197...