Педагогический совет на тему «Организация познавательно-исследовательской деятельности»
учебно-методический материал
Форма проведения: деловая игра (соревнование 2 команд)
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов детского сада по вопросам организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poisko-issled.deya_3.docx | 27.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Красная шапочка» г. Котовска Тамбовской области
Педагогический совет №3
на тему
«Организация познавательно-исследовательской деятельности»
Котовск
Форма проведения: деловая игра (соревнование 2 команд)
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов детского сада по вопросам организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Задачи:
- раскрыть сущность понятия «познавательно-исследовательская деятельность»;
- определить место познавательно-исследовательской деятельности в развитии личности ребёнка-дошкольника в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО);
- проанализировать работу педагогов детского сада по созданию условий для организации познавательно-исследовательской деятельности детей;
- стимулировать творческую профессиональную активность педагогов по решению данной проблемы.
План.
1. Игра-тренинг «Ассоциации».
2. Теоретический аспект проблемы: определение содержания понятия «познавательно-исследовательская деятельность», выделить основные функции познавательно-исследовательской деятельности.
3. Итоги тематической проверки «Организация познавательно-исследовательской деятельности».
4. Деловая игра.
5.Защита проекта «Волшебный мир пузырей» (Руководитель кружка «Почемучка» Козодаева Т.В.)
5. Разное.
Ход педсовета.
1. Игра-тренинг «Ассоциации» (вхождение в тему педсовета). Педагоги делятся на две группы и отвечают на вопрос:
- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «познавательно-исследовательская деятельность»? (Слова должны начинаться с первых букв слов.)
1 группа | 2 группа | ||
П |
| И |
|
О |
| С |
|
З |
| С |
|
Н |
| Л |
|
А |
| Е |
|
В |
| Д |
|
А |
| О |
|
Т |
| В |
|
Е |
| А |
|
ЛЬ |
| Т |
|
Н |
| Е |
|
О |
| ЛЬ |
|
|
| С |
|
|
| К |
|
|
| А |
|
|
| Я |
|
2. «Познавательно-исследовательская деятельность» Презентация, старший воспитатель Галушина Н.М.
Что такое «познавательно-исследовательская деятельность» в детском саду? (Ответы педагогов.)
Познавательно-исследовательская деятельность – это один из видов детской деятельности (ФГОС ДО).
Познавательно-исследовательская деятельность – сквозной механизм развития ребёнка (ФГОС ДО).
«Сквозной механизм развития ребёнка» - что это значит? (Ответы педагогов) М. И. Лисина, подчеркивая необходимость изучения форм общения, специфичных для ведущей деятельности в каждом возрастном периоде, развивает мысль об общении как своего рода «сквозном» механизме смены ведущей деятельности у детей. Она пишет: «...Анализ общения ребенка с окружающими людьми не только обогащает психологическую характеристику каждого возрастного периода. Принимая во внимание общение, можно также приблизиться к пониманию механизмов смены ведущих деятельностей. Дело в том, что, общаясь по ходу деятельности со старшими детьми и особенно с взрослыми, ребенок действует на уровне, превышающем его обычную норму. Точнее говоря, он оказывается в пределах «зоны ближайшего развития», где сотрудничество с превосходящими его по опыту и знаниям партнерами помогает ему реализовать свои потенциальные возможности. Следовательно, именно в ходе общения ребенок совершает первые вылазки в новые области, благодаря общению подготавливается смена предыдущей деятельности последующей, более высокой по своему развитию»
Таким образом, можно сделать вывод, что сквозной механизм развития ребёнка – сквозной механизм смены ведущей деятельности у детей, который обогащает психологическую характеристику каждого возрастного периода, помогает ребёнку реализовать его потенциальные возможности, помогает ребёнку «совершать первые вылазки» в новые области, подготавливает смену предыдущей деятельности последующей, более высокой по своему развитию.
Познавательно-исследовательская деятельность - активность ребёнка, напрямую направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. На мой взгляд, соединив два понятия «познавательная деятельность» и «исследовательская деятельность» в одно «познавательно-исследовательская деятельность», авторы Стандарта обозначили исследование как главный и основной метод познания ребёнком окружающего мира.
В качестве основных функций познавательно-исследовательской деятельности на этапе дошкольного возраста могут быть обозначены следующие.
- Развитие любознательности (познавательной инициативы ребёнка).
- Освоение ребёнком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификация), пространственных и временных отношений.
- Перевод ребёнка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (систематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира).
- Развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений.
- Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных графических и исторических представлений).
3. Итоги тематического контроля «Организация познавательно-исследовательской деятельности».
Вопросы на контроле:
- Профессиональное мастерство педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников:
- теоретические знания педагогов по вопросам организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста,
- организация непосредственно образовательной деятельности по развитию познавательно-исследовательской деятельности воспитанников.
Методика организации контроля – анкетирование педагогов, наблюдение педпроцесса, взаимопросмотры ООД.
- Создание условий в группах для организации познавательно-исследовательской деятельности детей.
Методика организации контроля – посещение групп, анализ развивающей предметно-пространственной среды.
- Уровень развития познавательно-исследовательской деятельности детей (интерес, подбор и использование необходимых материалов, действия и пр.).
Методика организации контроля–наблюдение педпроцесса.
- Планирование работы по организации познавательно-исследовательской деятельности воспитанников группы.
Методика организации контроля –анализ календарных планов учебно-воспитательной работы.
4. Деловая игра. Педагоги делятся на две команды.
Задание 1. (По проблемам, выявленным в ходе анкетирования педагогов.)
Сравнить два понятия «любознательный» и «любопытный». (Одна команда определяет содержание понятия «любознательный», другая – «любопытный».)
Ответ: любознательный - склонный к приобретению новых знаний, пытливый; любопытный - мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям. (Словарь Ожегова.)
(Отметить, что именно на развитие любознательности, а не любопытства нас нацеливает ФГОС ДО!)
Задание 2.
Вопросы – ответы (на обдумывание 30 сек)
- Что является объектом познания детей раннего возраста?
Рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы
-Что первично, причина или следствие?
Следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины
-Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.
Аквариум – «исследовательская лаборатория»: плавает – не плавает; мокрый – сухой; извлечение звуков; исследование поверхности предметов.
-Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет
Наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации
-Формы работы с детьми раннего возраста по познавательному развитию.
Наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, предметно-манипулятивная игра, развивающие игры, встречи с природой, ситуативные разговоры.
-Объекты наблюдения для детей 3-4 лет.
Наблюдение за объектами и предметами своего непосредственного окружения, привлекающих их внимание
Задание 3.
Объяснялки:
- Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожным, а еще там по-разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Там работает дядя или тетя в белом халате. (Лаборатория)
- Это такое дело, когда что-то хотят узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если все получилось, то говорят, что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравится это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (Эксперимент)
- Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, потом на корабле делает всякие анализы. А еще он плавает с камерой и снимает всяких рыб и морских животных, и даже акул. Он очень смелый. И еще он пишет статьи в умных журналах(Океанолог)
- Этот человек все время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплескивается, там он может сгореть, но он все равно туда ходит, делает фотографии, говорит людям когда там опасно жить.(Вулканолог)
Задание 4.
Проблемные ситуации.
Для первой команды: «Воспитатель рассказывает детям о том, что зимой зайчик меняет шубку с серой на белую для того, чтобы легче было спрятаться от лисы на снегу: зимой на снегу лиса белого зайчика не заметит, а серого увидит сразу. Дети внимательно слушают рассказ педагога».
Задание: превратите детей в данной ситуации из «пассивных слушателей» в «активных деятелей».
- Для второй команды: «Инструктор по физической культуре знакомит детей с новой спортивной игрой: рассказывает о том, в какой стране зародилась игра, знакомит с атрибутами игры, объясняет правила игры и т.д. Дети внимательно слушают педагога».
Задание: превратите детей в данной ситуации из «пассивных слушателей» в «активных деятелей».
Задание 5.
Найди применение.
Для первой команды: найти применение мыльным пузырям в познавательно-исследовательской деятельности.
- Для второй команды: найти применение пальчиковому театру в познавательно-исследовательской деятельности.
5. Защита проекта «Волшебный мир пузырей» (Руководитель кружка «Почемучка» Козодаева Т.В.»
6. Разное
Проект решения педсовета:
- Продолжать создавать в ДОУ психолого-педагогические условия для развития познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования детей, соответственно возрасту и комплексно-тематическому планированию.
2. Пересмотреть календарное планирование в соответствии с данными рекомендациями, уделив должное внимание детскому экспериментированию в ООД, в РМ, Самостоятельной деятельности.
3. Разработать план по внедрению метода проектов в воспитательно-образовательный процесс с обязательным привлечением родителей, как непосредственных участников проектной .
4. Пополнить центры экспериментирования сериями картин с изображением природных сообществ; книгами познавательного характера, атласами; тематическими альбомами; коллекциями, в младших группах предусмотреть Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды), обеспечить свободный доступ детей к материалам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
Сценарий педагогического Совета по теме "Организация и руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Педагогический Совет по данной теме проводится с целью систематизации знаний педагогов по организации игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО....
О подготовке к педагогическому совету №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс"
О подготовке к педагогическому совету №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедре...
По решению педагогического совета №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс"
По решению педагогического совета №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедрения ...
По решению педагогического совета №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс"
решение педагогического совета...
Педагогический совет на тему «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
Педагогический совет на тему «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»...