Педагогический совет на тему «Организация познавательно-исследовательской деятельности»
учебно-методический материал

Галушина Надежда Михайловна

Форма проведения: деловая игра (соревнование 2 команд)

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов детского сада по вопросам организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poisko-issled.deya_3.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Красная шапочка» г. Котовска Тамбовской области

Педагогический совет №3

 на тему

 «Организация познавательно-исследовательской деятельности»

Котовск

Форма проведения: деловая игра (соревнование 2 команд)

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов детского сада по вопросам организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Задачи:

- раскрыть сущность понятия «познавательно-исследовательская деятельность»;

- определить место познавательно-исследовательской деятельности в развитии личности ребёнка-дошкольника в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО);

- проанализировать работу педагогов детского сада по созданию условий для организации познавательно-исследовательской деятельности детей;

- стимулировать творческую профессиональную активность педагогов по решению данной проблемы.

План.

1. Игра-тренинг «Ассоциации».

2. Теоретический аспект проблемы: определение содержания понятия «познавательно-исследовательская деятельность», выделить основные функции познавательно-исследовательской деятельности.

3. Итоги тематической проверки «Организация познавательно-исследовательской деятельности».

4. Деловая игра.

5.Защита проекта «Волшебный мир пузырей» (Руководитель кружка «Почемучка» Козодаева Т.В.)

5. Разное.

 

Ход педсовета.  

1. Игра-тренинг «Ассоциации» (вхождение в тему педсовета). Педагоги делятся на две группы и отвечают на вопрос:

- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «познавательно-исследовательская деятельность»? (Слова должны начинаться с первых букв слов.)

1 группа

2 группа

П

 

И

 

О

 

С

 

З

 

С

 

Н

 

Л

 

А

 

Е

 

В

 

Д

 

А

 

О

 

Т

 

В

 

Е

 

А

 

ЛЬ

 

Т

 

Н

 

Е

 

О

 

ЛЬ

 

 

 

С

 

 

 

К

 

 

 

А

 

 

 

Я

 

 

2. «Познавательно-исследовательская деятельность» Презентация, старший воспитатель Галушина Н.М.

Что такое «познавательно-исследовательская деятельность» в детском саду? (Ответы педагогов.)

Познавательно-исследовательская деятельность – это один из видов детской деятельности (ФГОС ДО).

Познавательно-исследовательская деятельность – сквозной механизм развития ребёнка (ФГОС ДО).

     «Сквозной механизм развития ребёнка» - что это значит? (Ответы педагогов) М. И. Лисина, подчеркивая необходимость изучения форм общения, специфичных для ведущей деятельности в каждом возрастном периоде, развивает мысль об общении как своего рода «сквозном» механизме смены ведущей деятельности у детей. Она пишет: «...Анализ общения ребенка с окружающими людьми не только обогащает психологическую характеристику каждого возрастного периода. Принимая во внимание общение, можно также приблизиться к пониманию механизмов смены ведущих деятельностей. Дело в том, что, общаясь по ходу деятельности со старшими детьми и особенно с взрослыми, ребенок действует на уровне, превышающем его обычную норму. Точнее говоря, он оказывается в пределах «зоны ближайшего развития», где сотрудничество с превосходящими его по опыту и знаниям партнерами помогает ему реализовать свои потенциальные возможности. Следовательно, именно в ходе общения ребенок совершает первые вылазки в новые области, благодаря общению подготавливается смена предыдущей деятельности последующей, более высокой по своему развитию»

    Таким образом, можно сделать вывод, что сквозной механизм развития ребёнка – сквозной механизм смены ведущей деятельности у детей, который обогащает психологическую характеристику каждого возрастного периода, помогает ребёнку реализовать его потенциальные возможности, помогает ребёнку «совершать первые вылазки» в новые области, подготавливает смену предыдущей деятельности последующей, более высокой по своему развитию.

    Познавательно-исследовательская деятельность - активность ребёнка, напрямую направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. На мой взгляд, соединив два понятия «познавательная деятельность» и «исследовательская деятельность» в одно «познавательно-исследовательская деятельность», авторы Стандарта обозначили исследование как главный и основной метод познания ребёнком окружающего мира.

В качестве основных функций познавательно-исследовательской деятельности на этапе дошкольного возраста могут быть обозначены следующие.

  • Развитие любознательности (познавательной инициативы ребёнка).
  • Освоение ребёнком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификация), пространственных и временных отношений.
  • Перевод ребёнка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (систематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира).
  • Развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений.
  • Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных графических и исторических представлений).

3. Итоги тематического контроля «Организация познавательно-исследовательской деятельности».  

Вопросы на контроле:

  1. Профессиональное мастерство педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников:

- теоретические знания педагогов по вопросам организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста,

- организация непосредственно образовательной деятельности по развитию познавательно-исследовательской деятельности воспитанников.

Методика организации контроля – анкетирование педагогов, наблюдение педпроцесса, взаимопросмотры ООД.

  1. Создание условий в группах для организации познавательно-исследовательской деятельности детей.

Методика организации контроля – посещение групп, анализ развивающей предметно-пространственной среды.

  1. Уровень развития познавательно-исследовательской деятельности детей (интерес, подбор и использование необходимых материалов, действия и пр.).

Методика организации контроля–наблюдение педпроцесса.

  1. Планирование работы по организации познавательно-исследовательской деятельности воспитанников группы.

Методика организации контроля –анализ календарных планов учебно-воспитательной работы.

4. Деловая игра. Педагоги делятся на две команды.

Задание 1. (По проблемам, выявленным в ходе анкетирования педагогов.)

Сравнить два понятия «любознательный» и «любопытный». (Одна команда определяет содержание понятия «любознательный», другая – «любопытный».)

Ответ: любознательный - склонный к приобретению новых знаний, пытливый; любопытный - мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям. (Словарь Ожегова.)

(Отметить, что именно на развитие любознательности, а не любопытства нас нацеливает ФГОС ДО!)

Задание 2.

Вопросы – ответы (на обдумывание 30 сек)

- Что является объектом познания детей раннего возраста?

Рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы

-Что первично, причина или следствие?

Следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины

-Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.

Аквариум – «исследовательская лаборатория»: плавает – не плавает; мокрый – сухой; извлечение звуков; исследование поверхности предметов.

-Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет

Наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации

-Формы работы с детьми раннего возраста по познавательному развитию.

Наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, предметно-манипулятивная игра, развивающие игры, встречи с природой, ситуативные разговоры.

-Объекты наблюдения для детей 3-4 лет.

Наблюдение за объектами и предметами своего непосредственного окружения, привлекающих их внимание

Задание 3.

Объяснялки:

  1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожным, а еще там по-разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Там работает дядя или тетя в белом халате. (Лаборатория)
  2. Это такое дело, когда что-то хотят узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если все получилось, то говорят, что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравится это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (Эксперимент)
  3. Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, потом на корабле делает всякие анализы. А еще он плавает с камерой и снимает всяких рыб и морских животных, и даже акул. Он очень смелый. И еще он пишет статьи в умных журналах(Океанолог)
  4. Этот человек все время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплескивается, там он может сгореть, но он все равно туда ходит, делает фотографии, говорит людям когда там опасно жить.(Вулканолог)

Задание 4.

Проблемные ситуации. 

 Для первой команды: «Воспитатель рассказывает детям о том, что зимой зайчик меняет шубку с серой на белую для того, чтобы легче было спрятаться от лисы на снегу: зимой на снегу лиса белого зайчика не заметит, а серого увидит сразу. Дети внимательно слушают рассказ педагога».

Задание: превратите детей в данной ситуации из «пассивных слушателей» в «активных деятелей».

  1. Для второй команды: «Инструктор по физической культуре знакомит детей с новой спортивной игрой: рассказывает о том, в какой стране зародилась игра, знакомит с атрибутами игры, объясняет правила игры и т.д. Дети внимательно слушают педагога».

Задание: превратите детей в данной ситуации из «пассивных слушателей» в «активных деятелей».

Задание 5.

Найди применение.

Для первой команды: найти применение мыльным пузырям в познавательно-исследовательской деятельности.

  1. Для второй команды: найти применение пальчиковому театру в познавательно-исследовательской деятельности.

5. Защита проекта «Волшебный мир пузырей» (Руководитель кружка «Почемучка» Козодаева Т.В.»

6. Разное

Проект решения педсовета:

  1. Продолжать создавать в ДОУ психолого-педагогические условия для развития познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования детей, соответственно возрасту и комплексно-тематическому планированию.

2. Пересмотреть календарное планирование в соответствии с данными рекомендациями, уделив должное внимание детскому экспериментированию в ООД, в РМ, Самостоятельной деятельности.

3. Разработать план по внедрению метода проектов в воспитательно-образовательный процесс с обязательным привлечением родителей, как непосредственных участников проектной .

4. Пополнить центры экспериментирования сериями картин с изображением природных сообществ; книгами познавательного характера, атласами; тематическими альбомами; коллекциями, в младших группах предусмотреть Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды), обеспечить свободный доступ детей к материалам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Сценарий педагогического Совета по теме "Организация и руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Педагогический Совет по данной теме проводится с целью систематизации знаний педагогов по организации игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО....

О подготовке к педагогическому совету №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс"

О подготовке к педагогическому совету №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедре...

По решению педагогического совета №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс"

По решению педагогического совета №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедрения ...

Педагогический совет на тему «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»

Педагогический совет на тему «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»...