«Организация работы СП по развитию познавательной активности детей детского сада»
методическая разработка

Асметкина Людмила Викторовна
Мы живем и работаем в эпоху нововведений. И в системе дошкольного
образования идет модернизация, разрабатываются и внедряются новые документы.
Примером является принятие Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования.
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое
поколение: активное, любознательное.
И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже
представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он
должен обладать
Согласно ФГОС, задача педагогов ДОУ, используя наиболее эффективные
средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных
технологий, не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный
интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных
жизненных ситуациях.
Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать,
ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит
то, какими знаниями он будет обладать. Ведь согласитесь, если маленький ребенок
ничего, кроме квартиры, не видит и не знает, у него и мышление совсем узкое.
Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение ребенка в
самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.
ФГОС ДО использует три термина в «Познавательном развитии» :
• Познавательные интересы - это стремление ребёнка познавать новое, выяснять
непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании
вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения;
• Познавательные действия - это активность детей, при помощи которой, он
стремится получить новые знания, умения и навыки. При
этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная
потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения
знаний и кругозора;
• Познавательное развитие - это совокупность количественных и качественных
изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с
возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка.
Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ

СЕРГИЕВО – ПОСАДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»

141300, Московская область, Сергиево-Посадский городской округ, г. Сергиев Посад, ул. Дружбы, д. № 5

141330, Московская область, Сергиево-Посадский городской округ, д. Селково, д.21-Б, тел.8/496/546-48-26

141332, Московская область, Сергиево-Посадский городской округ, д. Торгашино, д.7г, тел.8/496/546-41-90

141332, Московская область, Сергиево-Посадский городской округ, д. Торгашино, д.18-б, тел.8/496/541-70-09

ОГРН 1035008355876 ИНН  5042055628 КПП 504201001

E-mail: spschool4@yandex.ru   Сайт: http:/spschool4.narod.ru Телефон/факс 8/496/ 542-08-74

Доклад

«Организация работы СП по развитию познавательной активности детей детского сада»

Подготовила воспитатель: Асметкина Л.В.

Протокол №2 заседания педагогического совета от 28 ноября  2022г.

«Организация работы СП по развитию познавательной активности детей детского сада»

Мы живем и работаем в эпоху нововведений. И в системе дошкольного образования идет модернизация, разрабатываются и внедряются новые документы. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.

И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать

Согласно ФГОС, задача педагогов ДОУ, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.

Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. Ведь согласитесь, если маленький ребенок ничего, кроме квартиры, не видит и не знает, у него и мышление совсем узкое.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельностьразвитие его воображения и любознательности.

ФГОС ДО использует три термина в «Познавательном развитии» :

• Познавательные интересы - это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения;

• Познавательные действия - это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знания, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора;

• Познавательное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей.

Что дает познавательная деятельность?

В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познаниеДеятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе ребенок познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками. В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности. В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому воспитатели должны четко придерживаться разработанных критериев.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ преследует следующие задачи:

• развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

• формирование познавательных действий, становление сознания;

• развитие воображения и творческой активности;

• формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

• формирование о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Что включает в себя образовательная область «Познавательное развитие»?

Образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя:

• Формирование элементарных математических представлений

• Развитие познавательно – исследовательской деятельности

• Ознакомление с предметным окружением

• Ознакомление с социальным миром

• Ознакомление с миром природы

Понятно, что конкретное содержание указанных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программах для каждой возрастной группы указываются те виды деятельности, в которых это содержание может быть реализовано.

Формы работы по развитию познавательной деятельности

Главное условие работы с дошкольниками - ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства. Воспитателю следует так строить занятия, чтобы ребенок был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу.

Основные формы работы, направленные на познавательное развитие по ФГОС ДО :

• личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность;

• применение различных дидактических заданий и игр;

• использование приемов в обучении, способствующие становлению у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти.

Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы дети не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры. Дети не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа воспитателей по познавательной деятельности.

Чтобы дети получили качественное познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, педагоги должны применять различные методы и приемы

Назовите методы и приемы по познавательному развитию, применяемые в повседневной жизни группы и на занятиях

Методы и приемы формирования познавательной активности :

• Наглядные методы: наблюдение, метод демонстрации, использование ТСО

• Словесные методы: объяснение, рассказ педагога, рассказ детей, чтение

• Практические и игровые методы: упражнение, игровые методы, элементарные опыты, моделирование

Формы и приемы организации образовательного процесса по познавательному развитию

В детском саду, будь то группа или участок, все создано так, чтобы развитие познавательной активности проходило естественно и непринужденно.

Каким хотят видеть своего ребенка родители? В разное время данный вопрос имел разные ответы. Если в советские времена мамы и папы стремились воспитать послушного во всех отношениях «исполнителя», способного в будущем усердно работать на заводе, то сейчас многие желают вырастить человека с активной позицией, творческую личность.

Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу. Ведь ребенку можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче. Ведь можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну - и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, он сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение.

Развитие познавательной деятельности невозможно, без сомнения. По-современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать знания "на блюдечке". Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить. Но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение – это дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности. Учите детей высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ.

Познавательное развитие в ДОУ по возрастам

С возрастом у детей меняются возможности и потребности. Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для детей разных возрастов должны быть различными, соответствующими исследовательским возможностям.

От группы к группе усложняются задачи и расширяются используемые приемы и формы работы с детьми.

1. Назовите формы работы с детьми младшего возраста по познавательному развитию

(Наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование, экспериментирование, развивающая игра, встречи с природой, ситуативные разговоры)

2. Назовите формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию

(Наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации, экскурсии)

Развитие познавательной активности по возрастам

В младших группах дети привыкают к жизни в детском саду. Их приучают принимать активное участие на занятиях и в играх. Познавательное развитие происходит в наблюдениях и организованных играх.

К началу средней группы малыши становятся более самостоятельными. У детей проходит кризис трех лет. Они начинают играть не рядом, а вместе. Период упрямства сменяется желанием быть хорошим. Дети очень любопытны. В этом возрасте их не зря называют «почемучками»Познавательное развитие в средней группе проходит более насыщенно, чем в младшей. С четырехлетками можно проводить разнообразные опыты и эксперименты.

В соответствии с ФГОС ДОдетей нужно продолжать знакомить с окружающим миром:

- Закрепляются знания об овощах и фруктах. Детей учат выделять признаки,

форму, цвет, вкус, поверхность овощей и фруктов.

- Знакомить с трудом сельских жителей на полях и фермах.

- Закреплять знания о диких и домашних животных и птицах, их жилищах и

зимовье.

- В процессе экспериментирования знакомить со свойствами воды, глины,

песка, воздуха, ветра, растений.

- Начинать знакомить с некоторыми профессиями.

- Учить выделять признаки времен года.

- Знакомить с жизнью растений.

- Учить правилам дорожного движения.

- Знакомить с видами транспорта.

Со старшими дошкольниками закреплять знания:

• о временах года, их красоте и неповторимости;

• о явлениях природы, катаклизмах, стихийных бедствиях;

• о профилактике болезней, травмах, об оказании первой помощи;

• о безопасном обращении с бытовой техникой;

• о поведении на улице, с незнакомцами, в транспорте.

Дети подготовительной группы, выпускники - гордость любого детского сада. Сколько труда, любви, терпения и знаний вложили воспитатели в каждого ребенка! На протяжении всего учебного года познавательное развитие в подготовительной группе усложняется и углубляется. К окончанию детского сада ребёнок чувствует себя значимым человеком, понимает, что его уважают, с ним считаются, он уверен в себе и прилагает собственные усилия, чтобы добыть необходимые знания. Ребёнок в этом случае не боится ошибиться, задаёт вопросы, чтобы правильно решить задачу, стремиться к самостоятельности.

В качестве важного условия познавательного развития в ФГОС ДО названа развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность, а также экспериментирование с доступными материалами.

Развивающая предметно-пространственная среда при организации познавательного развития должна быть содержательно-насыщенной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Одним из важных условий при создании развивающей предметно - пространственной среды является соответствие материала возрасту дошкольников.

В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагога должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольников. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса. Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, хочет его познавать : наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами. Все это - объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника - главный источник представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из образовательных задач.

Детское экспериментирование -основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников. Эксперименты влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей. Они дают детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Сейчас на экране появятся высказывания, касающиеся детского экспериментирования, но в некоторых из них есть ошибки. Пожалуйста, внимательно прочитайте и прокомментируйте.

1) Детское экспериментирование не свободно от обязательств.

(Мы не можем обязать ребёнка ставить опыты. Во время любого эксперимента у ребёнка должно сохраняться ощущение внутренней свободы).

2) Следует жёстко регламентировать продолжительность опыта.

(Если ребёнок работает с увлечением, то не стоит прерывать его занятия только потому, что истекло время, отведённое по плану. В то же время, если интерес к эксперименту не возник или быстро погас, его можно прекратить).

3) В процессе детского экспериментирования не следует жёстко придерживаться заранее намеченного плана.

(Можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия.)

4) Дети могут работать не разговаривая.

(Поделиться своими открытиями, является естественной потребностью любого человека. Лишение детей общаться друг с другом не только затрудняет усвоение материала, но и наносит ущерб личности в целом).

5) Во время эксперимента детям нельзя ошибаться.

(Учитывая наглядно – образный характер мышления, гораздо целесообразнее позволить детям самостоятельно убедиться на практике в неверности своих предположений. Такой приём сделает знания более реальными и осознанными).

6) Предметом особого внимания является соблюдение правил безопасности.

(Правила безопасности нужно соблюдать всегда

Исправьте ошибку в определении:

1. Познавательное развитие –это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта взрослого. Ответ: ребенка)

2. Что не включает образовательная область «Познавательное развитие» по ФГОС?

-Формирование элементарных математических представлений;

-Развитие познавательно-исследовательской деятельности;

-Ознакомление с предметным окружением;

-Ознакомление с космосом;

-Ознакомление с социальным миром;

-Ознакомление с миром природы

( Ответ: ознакомление с космосом)

Заключение.

Если маленький человек получит всестороннее дошкольное образование, то в первом классе он легко справится и с новой обстановкой, и с требованиями, и с нагрузкой. Он будет уверенным в себе, самостоятельным и инициативным. А это много значит для успешной школьной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с интеллектуально одарёнными детьми в детском саду

Проблемы одарённости детей дошкольного возраста волнуют и учёных, и родителей, и это неслучайно: по последним статистическим данным, примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым д...

Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду

Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию в детском садуАктуальность проблемы.     В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества являе...

Организация работы по изучению дошкольниками ПДД в детском саду.

Доклад о проводимых мероприятих, направленных на формирование у детей навыков правильного поведения на улице....

"Организация работы психолого -медико -педагогического консилиума в детском саду" (из опыта работы)

Проблема ранней профилактики, диагностики и коррекции негативных особенностей и недостатков в детском развитии является одной из приоритетных задач и требует поиска эффективных мер и способов для свое...

Организация работы с неблагополучной семьей в условиях детского сада

Согласно статье 44 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми...

«Особенности организации работы с умственно-отсталыми детьми в детском саду.»

презентация для воспитателей о работе с умственно-отсталыми дошкольниками....

Особенности организации работы с умственно отсталыми детьми в детском саду

Дети с проблемами в развитии – обобщенное понятие. В эту группу входят более 10 подгрупп с различными отклонениями в развитии......