Организация работы с интеллектуально одарёнными детьми в детском саду
методическая разработка на тему

Сивенко Елена Вячеславовна

Проблемы одарённости детей дошкольного возраста волнуют и учёных, и родителей, и это неслучайно: по последним статистическим данным, примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым детям.

Вопросы обучения и воспитания одарённых детей имеют важное общественное значение: талантливый человек – особая ценность для общества. Система работы с интеллектуально одаренными детьми, помогает во время  заметить их проявление, обеспечить своевременное выявление и успешное сопровождение.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы с интеллектуально одарёнными детьми

 в детском саду

Сивенко Е.В.

воспитатель разновозрастной групп

 старшего дошкольного возраста

МБДОУ «Монаковский детский сад «Дубравушка»

Проблемы одарённости детей дошкольного возраста волнуют и учёных, и родителей, и это неслучайно: по последним статистическим данным, примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым детям.

Вопросы обучения и воспитания одарённых детей имеют важное общественное значение: талантливый человек – особая ценность для общества. Умственные возможности ребенка, которые могут оказаться предпосылками подлинной одаренности, не должны быть оставлены без внимания.

Исследования отечественных психологов подтверждают: количество одаренных детей с каждым годом возрастает, что и обуславливает необходимость поиска эффективных подходов к диагностике одаренности и разработке программ развития и коррекции поведения одаренных детей. Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться уже в дошкольном возрасте. В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к точным наукам. Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты:

  • любознательность, пытливость;
  • способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя;
  • высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);
  • раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей;
  • развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;
  • способность к творческому преобразованию образов, импровизациям;
  • раннее развитие сенсорных способностей;
  • оригинальность суждений, высокая обучаемость;
  • стремление к самостоятельности.

         В поисках эффективных методов и приемов  взаимодействия с детьми в нашем детском саду были определены следующие формы работы:

- проведение психолого – педагогической диагностики детей;

- выбор  оптимального образовательного маршрута;  

- непосредственно – образовательная деятельность;

-образовательная деятельность при проведении режимных моментов;

-индивидуальная работа;

-самостоятельная деятельность детей;

-дополнительное образование;

-взаимодействие с  семьей.

Психолого-педагогическую диагностику необходимо начинать с наблюдения за ребенком, которая проводится  во всех видах деятельности, это позволяет получить первичную информацию о характере и направленности интересов, склонности ребенка. Однако в ходе наблюдения за детьми трудно  избежать субъективных оценок, и можно упустить из виду скрытые, нереализованные задатки и способности. Поэтому  проводится анкетирование родителей, а также обследование детей с помощью стандартизованных методик. Нами использовалась методика «Детская одаренность – развитие средствами искусства» (А.И.Савенков) и методики диагностики универсальных способностей для детей 5-7 лет (В. Синельников, В. Кудрявцев).

Комплексная диагностика помогает выявить уровень развития интеллектуальных способностей и наметить систему предстоящей работы.

        Для детей интеллектуально – одаренных  программа их возрастной группы оказывается достаточно легкой, а знания по ней усваиваются глубоко и прочно. Поэтому в организации образовательного процесса необходимо использовать принцип индивидуально-дифференцированного подхода. Дифференцированное обучение предусматривает создание оптимальных условий для развития способностей каждого ребенка. Так, например, таким детям следует предлагать усложненные варианты заданий, создавать условия побуждающие детей оказывать помощь другим детям, оценивать свои работы и работы других детей. Такой подход оказывает помощь детям в развитии их способностей и одаренности.

        В качестве примера предлагаю посмотреть фрагменты игр:

«Продолжи  рисунок». Цель: развивать у ребенка мышление, воображение, творческие способности. Для игры необходимо: листок бумаги и карандаш.
Описание: ведущий рисует на бумаге геометрические фигуры – восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге, а затем передает участникам игры. Они должны превратить геометрические фигуры в интересные рисунки. Например, круг -  в колесо машины или лицо человека. Выигрывает тот участник, который нарисовал самый интересный рисунок.

 «Лабиринты» Цель: развивать логическое мышления, сообразительность и смекалку, умение ориентироваться в плане схеме, развивать зрительное восприятие, память и внимание, доказательную речь. Описание: - берем любой блок и передвигаем его по лабиринту; - блоки можно передвигать из клетки в клетку только по прямой, наискосок ходить нельзя. Можно усложнить задание: предложить пройти лабиринт, опираясь на план - схему и индивидуальный маршрут.

Перспективным и важным направлением в работе с одаренными детьми  является развитие у них логического мышления, которое подразумевает формирование приемов мыслительной деятельности, а также умений понимать и прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения, делать выводы.

Обязательным условием развития логического мышления у интеллектуально одаренных детей является формирование приемов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа, синтеза, классификации, аналогии, систематизации, абстрагирования. В работе можно использовать различный занимательный материал: головоломки, ребусы, игры-лабиринты. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата:

  • дети очень активны в восприятии задач-шуток, занимательных вопросов. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Ребенку интересна конечная цель, которая увлекает его;  
  • задачи-головоломки, цель которых – составить фигуры из указанного количества счетных палочек: в данных задачах осуществляется преобразование, видоизменение заданной фигуры путем уменьшения или перекладывания ее составляющих;
  • группа игр на моделирование плоских или объемных фигур, которая способствует развитию образного и логического мышления, пространственных представлений;
  • наглядные логические задачи: на заполнение пустых клеток, продолжение ряда, поиск признаков отличия, нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличия одной группы фигур от другой.

Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно наряду с другими методами использовать ТРИЗ (теория решения изобретательных задач).  Это позволяет придавать занятиям комплексный характер (у детей развивается речь, развиваются способности к изобретательской деятельности, формируются математические представления) и дает возможность детям стать более инициативными, раскованными, проявлять свою индивидуальность, нестандартно мыслить, быть более уверенными в своих силах и возможностях;

         Используемые игры содействуют развитию познавательной активности детей, аналитического восприятия, устойчивого внимания, памяти, речи, воображения, формированию нравственно-волевой и мотивационной сферы личности дошкольника.

          Помимо непосредственно-образовательной деятельности, перечисленные выше дидактические и развивающие игры, применяются и в свободной игровой деятельности детей. Дети имеют возможность самостоятельно выбирать интересующий их материал, создавать, придумывать интересные задачи и переносить полученный опыт из совместной деятельности в самостоятельную. Поэтому очень важным является создание в группе развивающей среды.

Организуя  математический  уголок, необходимо уделять особое внимание его содержанию, так как он должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего и перспективного, творческого развития ребенка, становлению его способностей.

В математическом уголке нашего детского сада содержится большое и разнообразное количество игр и пособий:

-  игры-головоломки: «Танграм», «Пифагор», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Листик», «Вьетнамская игра», «Пентамино», «Логическая мозаика»; - развивающие кубики: «Сложи узор», «Уникуб», «Хамелеон», «Кубики Никитина», - игры на изучение чисел, состава числа, на решение арифметических задач; -  игры на ориентировку в пространстве, лабиринты; -  игры на сериацию, классификацию, обобщение, сравнение, анализ; -  игры на развитие логического мышления - палочки Кьюзинера, блоки Дьенеша, развивающие игры В. В. Воскобовича;

А также различные книги познавательного характера; математические сказки; дидактические игры.

Перечисленные игры содействуют развитию математических способностей детей, развитию аналитического восприятия, познавательной активности детей, устойчивого внимания, памяти, воображения, речи.

Одним из важнейших направлений в работе с интеллектуально одаренными детьми, является организация работы с их родителями. Взаимодействие с семьями воспитанников выстраивается по следующим направлениям:

  1. Информационно-аналитическое направление. Реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных. Предполагает решение педагогических задач:

- выявить интересы и предпочтения родителей;

- выявить уровень их осведомленности в вопросах образования и воспитания детей;

- узнать семейный опыт, традиции воспитания детей.

  1. Познавательное направление реализуется через консультации, беседы, тематические собрания. Основной задачей этого направления работы с семьей является: повышение компетентности родителей в вопросах по развитию интеллектуальных возможностей ребенка.
  2. Наглядно-информационное направление. Реализуется в подборе информации и оформления папок передвижек. Родители имеют возможность ознакомиться с содержанием работы, которая ведется в группе, а так же узнать о формах и методах развития одаренного ребенка в условиях семьи.

Таким образом, предложенная система работы с интеллектуально одаренными детьми, помогает во время  заметить их проявление, обеспечить своевременное выявление и успешное сопровождение этих детей.

Литература:

  1. Белова, Е. С. Психологические особенности одаренных дошкольников / Е. С. Белова, Е. И. Щебланова // Одаренный ребенок. – 2003. – № 6.
  2. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студентов дошк. факультетов высш. учеб. заведений / А. В. Белошистая. – М.: изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  3. Доровской А. И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997
  4. Леднева, С. Диагностика и развитие детской одаренности педагогом / С. Леднева // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 2. – С. 50.
  5. Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе» - М; 2000 г.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация работы с интеллектуально одарёнными детьми в ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Монаковский детский сад «Дубравушка»

Слайд 2

высоко развитая любознательность, пытливость; способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя; высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов); раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей; развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному; способность к творческому преобразованию образов, импровизациям; раннее развитие сенсорных способностей; оригинальность суждений, высокая обучаемость; стремление к самостоятельности. Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты:

Слайд 3

Направления работы:

Слайд 4

Психолого-педагогическая диагностика

Слайд 5

Организация непосредственно-образовательной деятельности с учетом дифференцированного подхода Дифференцированное обучение предусматривает создание оптимальных условий для развития способностей каждого ребенка. Так, например, таким детям следует предлагать усложненные варианты заданий, создавать условия побуждающие детей оказывать помощь другим детям, оценивать свои работы и работы других детей. Такой подход оказывает помощь детям в развитии их способностей и одаренности.

Слайд 6

Занимательный материал Задачи – шутки, занимательные вопросы, загадки У стены стоит кадушка, а кадушке той Лягушка. Если б было 7 кадушек, сколько было бы лягушек? Четыре гусёнка и двое утят В озере плавают, громко кричат. А ну, посчитай поскорей - Сколько всего в воде малышей? На груше росло десять груш, а на иве на две груши меньше. Сколько груш росло на иве?

Слайд 7

Занимательный материал Задачи – головоломки

Слайд 8

Занимательный материал Игры на моделирование плоских и объемных фигур

Слайд 9

Занимательный материал Наглядные логические задачи

Слайд 10

Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно использовать ТРИЗ ТРИЗ дает возможность детям стать более инициативными, раскованными, проявлять свою индивидуальность, нестандартно мыслить, быть более уверенными в своих силах и возможностях Цель: развивать у ребенка мышление, воображение, творческие способности . Ход: на листе бумаги нарисованы геометрические фигуры – восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге. Дети должны превратить геометрические фигуры в интересные рисунки. Например, круг - в колесо машины или лицо человека. Выигрывает тот участник, который нарисовал самый интересный рисунок . Игра «Волшебные Картинки» Ход: Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т.д. Закрасьте и дорисуйте им необходимые части. Игра «ПРОДОЛЖИ РИСУНОК»

Слайд 11

Самостоятельная деятельность детей

Слайд 12

Предметно – развивающая среда

Слайд 13

Модель работы с семьей Информационно-аналитическое направление. Реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных. Предполагает решение педагогических задач: - выявить интересы и предпочтения родителей; - выявить уровень их осведомленности в вопросах образования и воспитания детей; узнать семейный опыт, традиции воспитания детей. Познавательное направление реализуется через консультации, беседы, тематические собрания. Основной задачей этого направления работы с семьей является: повышение компетентности родителей в вопросах по развитию интеллектуальных возможностей ребенка. Наглядно-информационное направление. Реализуется в подборе информации и оформления папок передвижек. Родители имеют возможность ознакомиться с содержанием работы которая ведется в группе, а так же узнать о формах и методах развития одаренных детей в условиях семьи.

Слайд 14

Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай им такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами. Ш.А.Амонашвили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы по физической культуре в детском саду

Статья содержит методические рекомендаци по организаци работы по физкультуре в ДОУ...

Консультация для педагогов " Содержание и организация работы по развитию речи в детском саду"

Консультация для педагогов "Содержание и организация работы по развитию речи в детском саду"...

«Организация работы по изучению ПДД в детском саду»

Воспитание культуры поведения на улице - актуальная задача сегодняшнего дня. Формирование дисциплинированности, организованности пребывания на улицах и дорогах, в общественном транспорте надо начинать...

Организация работы по изучению ПДД в детском саду

В работе отражен опыт работы по теме "Организация работы по изучению ПДД в детском саду"...

«Организация работы по изучению ПДД в детском саду»

Система работы по обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах....

Организация работы с музыкально одарёнными детьми

Организация работы с музыкально одаренными детьми...