«Метод проектов - как активная форма сотрудничества всех участников образовательного процесса в ДОУ»
методическая разработка

Асметкина Людмила Викторовна
В образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер со-
трудничества воспитанников, педагогов, родителей и других членов семьи. Родители
могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки
ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать
непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой
педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих
успехов и успехов ребенка.
Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой
личности. В условиях реформирования системы образования большое внимание
уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих
новые возможности для воспитания и обучения, способствующих развитию
инициативы, творческой активности и самостоятельности ребёнка.
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема до-
школьного образования – потеря живости, притягательности процесса познания.
Увели-чивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась
положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Тут же назревает
вопрос: «Что делать?»
Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в миро-
вое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории
и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических
технологий.
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое
направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников
инте-реса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из
перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является МЕТОД
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проектная деятельность - это педагогическая технология, стержнем кото-рой
является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая,
продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окру-
жающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. И итогом
любой проектной деятельности является обязательное представление полученного
продукта.
В ходе осуществления проектной деятельности в ДОУ ребёнок ощущает себя
субъектом, поскольку получает возможность экспериментировать, быть активным и
самостоятельным, а педагог занимает позицию «рядом» с ребенком, становясь
организатором его деятельности. Метод проектов позволяет развивать
познавательный интерес к различным областям
знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества
дошкольников. Этим обуславливается актуальность и необходимость
использования метода проектов в современном образовательном процессе. Следует
отметить, что осуществление проектной деятельности в ДОУ является
подготовительной ступенью для дальнейшей реализации метода проектов в школе.
 
«Наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее
возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при
этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей - вот та самая
важная и главная цель, которую мы используем при
организации проектной деятельности в нашей группе.
Мы моделируем цикл творческой,познавательной, практической деятельности не
только с учетом необходимости решения проблемы, лежащей в его основе, но и
учитывая задачи личностного роста и развития воспитанников.
Отличительной чертой использования метода проектов в нашей группе является
опора на ведущую деятельность дошкольников – игровую.
Именно посредством игры вводится проблемная ситуация, а затем осуществляется
реализация самого детского проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида № 50»

Доклад

«Метод проектов -  как активная форма сотрудничества всех участников образовательного процесса в ДОУ»

Подготовила воспитатель: Бухарова Л.В.

Протокол №2 заседания педагогического совета от 21 января 2022г.

 «Метод проектов — как активная форма сотрудничества всех участников образовательного процесса ДОУ»

В образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер со-трудничества воспитанников, педагогов, родителей и других членов семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности. В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих развитию инициативы, творческой активности и самостоятельности ребёнка.

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема до-школьного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увели-чивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Тут же назревает вопрос«Что делать?»

Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в миро-вое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников инте-реса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является МЕТОД ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проектная деятельность - это педагогическая технология, стержнем кото-рой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окру-жающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. И итогом любой проектной деятельности является обязательное представление полученного продукта.

В ходе осуществления проектной деятельности в ДОУ ребёнок ощущает себя субъектом, поскольку получает возможность экспериментировать, быть активным и самостоятельным, а педагог занимает позицию «рядом» с ребенком, становясь организатором его деятельности. Метод проектов позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества дошкольников. Этим обуславливается актуальность и необходимость использования метода проектов в современном образовательном процессе. Следует отметить, что осуществление проектной деятельности в ДОУ является подготовительной ступенью для дальнейшей реализации метода проектов в школе.

«Наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей - вот та самая важная и главная цель, которую мы используем при организации проектной деятельности в нашей группе.

Мы моделируем цикл творческой,познавательной, практической деятельности не только с учетом необходимости решения проблемы, лежащей в его основе, но и учитывая задачи личностного роста и развития воспитанников.

Отличительной чертой использования метода проектов в нашей группе является опора на ведущую деятельность дошкольников – игровую.

Именно посредством игры вводится проблемная ситуация, а затем осуществляется реализация самого детского проекта.

Поэтому перед нами, стоят важные задачи:

– подготовить дошкольников к осуществлению проектной деятельности;

– обучить умениям и навыкам исследовательского поиска;

– создать условия для развития коммуникативных навыков и рефлексии дошкольников;

– способствовать практическому применению имеющихся у детей нашей группы знаний и умений.

Метод проектов может использоваться в работе с детьми, не только старшего, но и начиная с младшего дошкольного возраста. Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста специфичны, позволяют определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала. При этом, при планировании проектной деятельности, педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.

Таким образомметод проектов основывается на интересах детей, предполага-ет самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошко-льного возраста.

И не без помощи проектной деятельности педагоги дошкольного учреждения родители формируют не только знания, умения, навыки дошкольников, но и помогают адаптироваться к социальной жизни, обучая детей через совместный поиск решений, предоставляя им возможность самостоятельно овладевать ролево-игровыми действиями.

Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития - непременные условия гуманистического подхода.

Реализация проектного метода в детском саду невозможна без вовлечения в неё родителей. Педагогу необходимо познакомить родителей с данной педагогической технологией, её ролью в развитии детей, замотивировать их на участие в организации проектной деятельности.

В зависимости от целей и задач проекта степень вовлечё нности в него родителей может быть разной: родители могут помочь ребёнку найти ту или иную информацию, изготовить вместе с ним поделку, нарисовать рисунок, выполнить аппликацию, сделать подборку художественной литературы, картинного или иллюстративного материала по теме проекта. Кроме этого, родители могут быть вовлечены в работу над проектом более широко, например, участвовать вместе с детьми в целевых прогулках и экскурсиях, игровой деятельности, экспериментировании и т. д. Родителей можно пригласить на презентацию проекта, показать успехи ребят и таким образом доказать актуальность данного метода в работе с детьми, а так же необходимость сотрудничества в этой работе семьи и детского сада.

Родителям робких и неуверенных детей можно предложить выполнить индивидуальные семейные проекты, что поможет повысить таким детям рейтинг в группе сверстников, а так же добавит уверенности в себе, укрепит родительско-детские отношения.

В беседах с родителями необходимо рекомендовать им поддерживать интерес ребёнка к теме проекта, задавать больше вопросов, интересоваться ходом работы над проектом в группе.

Для включения родителей в проектную деятельность необходимо информировать родителей о проектах, реализуемых в группе. Информация выставляется в родительский уголок, привлекаются родители для сбора информации. В начале работы над проектом на стенде для родителей должен появиться информационный лист следующего содержания.

Мы с ребятами решили начать работу над новым проектом на тему «Как звери нашего края готовятся к зиме?», чтобы узнать как можно больше об особенностях жизни животных, их повадках, способах подготовки к зиме. Для этого у нас в группе есть картинки с изображением некоторых животных нашего края, сборник стихов по данной теме. Нам очень нужно всё, что поможет больше узнать о жизни животных в период подготовки к зиме и способах зимовки:

- энциклопедии с информацией по теме;

- произведения художественной литературы;

- картинки из журналов или Интернета;

- настольные игры и раскраски по теме;

информация о том, как разные звери готовятся к зиме;

- мультипликационные фильмы по теме;

- помощь в организации экскурсии в краеведческий музей и т. д.

Таким образом, родители будут проинформированы о том, какая тема заинтересовала детей, какой объём материала у них имеется. Перед ними раскрывается перспектива работы над проектом. В дальнейшем в процессе индивидуальных бесед воспитатель выясняет у родителей более конкретно, кто какую помощь из предложенного списка сможет оказать. При этом необходимо поощрять проявление родителями инициативы и с радостью принимать от них любую помощь.

Воспитателю следует помнить, что проектная деятельность не может ус-пешно проходить отдельно от семьи. Родители должны понять и оценить всю важ-ность применения педагогом данного метода развивающего обучения, включиться в совместную деятельность для достижения общей цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Современные технологии, методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Семинар-практикум для педагогов «Современные технологии, методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»Тема: «Проектная деятельность в ДОУ».«Метод ПРОЕКТОВ»....

Обобщение опыта по теме «Развитие речи дошкольников в играх посредством повышения компетентности родителей в условиях внедрения активных форм взаимодействия участников образовательного процесса»

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи является необходимым условием работы по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи детей дошкольного возраста,...

Метод проектов как инновационная форма организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Одной из таких технологий, позволяющих объединить всех участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) - педагогов, родителей, детей - является метод проектирования....

Метод проектов - как активная форма сотрудничества всех участников образовательного процесса в ДОУ

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Презентация "Метод проектов- как активная форма сотрудничества всех участников образовательного процесса в ДОУ. Совместный проект детей, родителей и педагогов «Наши пернатые друзья»

Птицы приносят детям много радости своим появлением весной, но у детей недостаточно сформированы представления о птицах и их    значимости в природе. Этот проект поможет больше узнать о...

Метод проектов, как средство педагогических инноваций в образовательный процесс и взаимодействии с родителями воспитанников

Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе.Е. С. Евдокимо...