Инновационные тенденции в развитии современного образования
методическая разработка (подготовительная группа)
Важной особенностью образовательной системы являются иновации, осуществляемые в сфере образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_tendentsii_v_razvitii_sovremennogo_obrazovaniya.docx | 50.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные тенденции в развитии современного образования
Тараканова И.Д.
ГБДОУ детский сад № 30 Калининского района Санкт-Петербурга |
Важной особенностью развития образовательной системы являются инновации, осуществляемые в сфере образования. Одной из острых проблем управления развитием образования отмечают оценку эффективности инновационной деятельности, отсутствие объективных данных с точки зрения их влияния на качество образования (Гогоберидзе А.Г., Крулехт М. В., Мельникова Н. В. и др.).
В последнее десятилетие наблюдается особая активность в плане инноваций в области дошкольного образования. А. А. Мойер отмечает, что основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования являются поиск и освоение инноваций, способствующих проявлению качественных изменений в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Автор правомерно указывает на то, что для эффективности образования с точки зрения его результативности необходимо перестраивать взаимодействие с учетом вчерашнего дня (традиционного управления), достижений дня сегодняшнего (со управление, обеспечивающих интеграцию и личностный уровень развития ребенка) и потенциала «завтра» дошкольного образования (поддержка и самоуправление, обеспечивающих индивидуализацию и раскрытие индивидуальностей ребенка).
Сегодня в системе дошкольного образования разрабатываются новые концептуальные подходы к обучению, воспитанию и развитию дошкольников, в основном, без учета особенностей развития современного дошкольника,
изменившихся его потребностей в познании окружающего мира, мотивации к процессу приобретения знаний. Изменились запросы молодых родителей, их отношение к собственным детям и педагогам, воспитывающих их детей. Изменился мир современного детства, его образ, субкультура. Дошкольник уже
не такой, каким его представляли и описывали ранее, и, конечно, необходимо пересмотреть и содержание, и подходы с учетом современных тенденций.
На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства дошкольных образовательных учреждений в режиме поиска. Данный режим является переходным на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития. Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации, реализуемые в ДОУ, соответствуют насущным потребностям и возможностям его развития, удовлетворяют интересы и потребности детей, родителей, педагогов, способствуют достижению устойчивых высоких показателей развития. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии ДОУ становится наиболее важным.
Существует ряд базовых тенденций в развитии системы:
гуманизация — определяет примат личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей). Гуманизация образования — это процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что «составляет и важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений между ними в педагогическом процессе» и является ключевым компонентом нового педагогического мышления, сфокусированного вокруг идеи развития личности. Ведущим направлением гуманизации образования считается «самоопределение личности в культуре», ее приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным человеческим содержанием гуманизации — усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;
демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а также широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием;
диверсификация определяется как необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, образовательных услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения разнообразных и разносторонних запросов участников образовательного процесса в ДОУ.
Появляется ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развития ДОУ и его участников:
— принцип человеко образности (единство культуро- и природо образности);
— принцип целостности педагогического процесса и комплексности целей;
— принцип активности и равно партнерства в педагогическом взаимодействии всех субъектов педагогического процесса.
Модернизация управления дошкольным образовательным учреждением связывается с многообразием видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов, мотивационного программно-целевого управления, самоуправления, рефлексивного управления и самоуправления. Показателями качественной трансформации управления ДОУ в первую очередь являются новые принципы:
Демократизации и гуманизации;
—системности и целостности управления;
—централизации/децентрализации;
— взаимосвязи и разделения стратегического, тактического и оперативного уровней управления и соответствующих им видов управления (традиционное, рефлексивное, самоуправление);
—единоначалия и коллегиальности;
— объективности и полноты информации в принятии управленческих решений.
На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ, в частности, такие, как:
- совмещение инновационных программ с существующими в ДОУ;
- раскол педагогического сообщества и сосуществование представителей различных педагогических концепций;
- несоответствие новых типов дошкольных образовательных учреждений ожиданиям, требованиям родителей;
- потребность в новом научно-методическом обеспечении проводимой образовательной деятельности;
- потребность в новых педагогических кадрах;
- приспособление новшеств к новым условиям;
- проблема изменения, оптимизации, замены новшеств, способность вовремя избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного;
- проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.
Основные тенденции развития дошкольного образования связаны с установкой на создание полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста. Насыщенное и безопасное жизни проживание, событийность, связность взрослого и ребенка в образовательном процессе, приоритет развивающих и воспитательных задач в ДОУ способствуют благоприятной социализации детей и закладывают базовые компетентности дошкольника в освоении мира и присвоении культуры.
Выделенные пространства являются необходимыми и на сегодняшний день достаточными для большинства ДОУ в целях обеспечения требуемого уровня воспроизводства результатов инновационной деятельности учреждения.
В.Т.Кудрявцев отмечает, что в России дошкольное воспитание находится в подчинении структур управления образованием: это фактически свидетельствует о том, что ребенок дошкольного возраста нуждается в воспитании, обучении и развитии. Таким образом, дошкольное образование становится исходной, неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы в целом, как это и определено законом «Об образовании»
На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства ДОУ в режим поиска, что является переходным этапом на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития.
Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации соответствуют насущным потребностям и возможностям в ДОУ. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии дошкольных учреждений становится наиболее важным.
В.Т.Кудрявцев выделяет четыре ведущих направления инноваций ДОУ.
1. Рассмотрение дошкольного образования в качестве не подготовительной к школе ступени, а относительно самостоятельной, ценной, развивающейся и развивающей системы, направленной на амплификацию (обогащение) детского развития за счет возможностей, которые присущи дошкольным видам деятельности (творческий характер игры, активное восприятие сказок, различная продуктивная деятельность и т.д.). Культивируя творчество на занятиях и вне их, мы тем самым способствуем не только общему психологическому созреванию ребенка, но и созданию фундамента полноценной школьной готовности на основе развития творческих возможностей, интеллектуальных сил воспитанников. Достаточно просто внимательно относится к главной психологической особенности дошкольного возраста – продуктивному или творческому воображению, которое должно развиваться во всем многообразии детской деятельности. Развитие воображения связано с обретением человечности в самом широком смысле этого слова путем приобщения ребенка к культуре. Поэтому нужны образовательные программы, направленные на развитие воображения дошкольников.
2. Утверждение гуманных субъект-субъектных отношений в процессе равно партнерского взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых посредством диалога в педагогическом процессе.
3. Развитие связи между практиками и теоретиками в области инноватики.
4. Широкая поисковая и экспериментальная деятельность, организуемая с позиции исследовательского подхода .
Список источников
1. Гмурман В.Е. Введение достижений педагогики в практикум школы. М., 1981.
2. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития//Дошкольное воспитание. 1997. №7, 10, 12. 1998. №1, 4, 5, 10, 11. 1999. №3, 12.
3. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2008.
4. Поташник М.М., Хомерики О.Б. Структуры инновационного процесса в образовательном учреждении// Магистр. 1994. №5.
5. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
Innovative trends in modern education.
preschool education
preschooler
innovation
pedagogical process
humanization of education
children and adults
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Инклюзия и коррекция - два пути развития современного образования
Постановление Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175 “О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы” , подробно освещает политику государства по созданию у...
материалы Всероссийской заочной научно практической конференции "Проблемы и перспективы развития современного образования"
Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения....
Статья на тему: «Инновационные подходы к развитию современной системы дошкольного образования»
В статье описываются возможжные инновационные подходы к развитию современной системы дошкольного образования...
«STEM — ТЕХНОЛОГИИ, КАК ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Сегодняшний мир не похож на вчерашний, а завтрашний – не будет похож на сегодняшний! Динамично развивающиеся технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности человека.Что такое STEАM?Если ра...
STEM — ТЕХНОЛОГИИ, КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ВЕКТОР В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
STEM — ТЕХНОЛОГИИ, КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ВЕКТОР В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...
Диплом участника Всероссийской педагогической конференции "Тенденции и перспективы развития современного образования", 2021
Диплом участника Всероссийской педагогической конференции "Тенденции и перспективы развития современного образования", 2021...
«STEM — ТЕХНОЛОГИИ, КАК ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
laquo;STEM — ТЕХНОЛОГИИ, КАК ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»...