Инновационные тенденции в развитии современного образования
методическая разработка (подготовительная группа)

Тараканова Ирина Демьяновна

Важной особенностью образовательной системы являются иновации, осуществляемые в сфере образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные тенденции в развитии современного образования

Тараканова И.Д.

ГБДОУ  детский сад № 30                                               Калининского района Санкт-Петербурга


        Важной особенностью развития образовательной системы являются инновации, осуществляемые в сфере образования. Одной из острых проблем управления развитием образования отмечают оценку эффективности инновационной деятельности, отсутствие объективных данных с точки зрения их влияния на качество образования (Гогоберидзе А.Г., Крулехт М. В., Мельникова Н. В. и др.).

        В последнее десятилетие наблюдается особая активность в плане инноваций в области дошкольного образования. А. А. Мойер отмечает, что основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования являются поиск и освоение инноваций, способствующих проявлению качественных изменений в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Автор правомерно указывает на то, что для эффективности образования с точки зрения его результативности необходимо перестраивать взаимодействие с учетом вчерашнего дня (традиционного управления), достижений дня сегодняшнего (со управление, обеспечивающих интеграцию и личностный уровень развития ребенка) и потенциала «завтра» дошкольного образования (поддержка и самоуправление, обеспечивающих индивидуализацию и раскрытие индивидуальностей ребенка).

        Сегодня в системе дошкольного образования разрабатываются новые концептуальные подходы к обучению, воспитанию и развитию дошкольников, в основном, без учета особенностей развития современного дошкольника,

изменившихся его потребностей в познании окружающего мира, мотивации к процессу приобретения знаний. Изменились запросы молодых родителей, их отношение к собственным детям и педагогам, воспитывающих их детей. Изменился мир современного детства, его образ, субкультура. Дошкольник уже

не такой, каким его представляли и описывали ранее, и, конечно, необходимо пересмотреть и содержание, и подходы с учетом современных тенденций.

        На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства дошкольных образовательных учреждений в режиме поиска. Данный режим является переходным на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития. Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации, реализуемые в ДОУ, соответствуют насущным потребностям и возможностям его развития, удовлетворяют интересы и потребности детей, родителей, педагогов, способствуют достижению устойчивых высоких показателей развития. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии ДОУ становится наиболее важным.

        Существует ряд базовых тенденций в развитии системы:

гуманизация — определяет примат личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей). Гуманизация  образования — это процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что «составляет и важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений между ними в педагогическом процессе» и является ключевым компонентом нового педагогического мышления, сфокусированного вокруг идеи развития личности. Ведущим направлением гуманизации образования считается «самоопределение личности в культуре», ее приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным человеческим содержанием гуманизации — усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;

демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а также широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием;    

диверсификация определяется как необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, образовательных услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения разнообразных и разносторонних запросов участников образовательного процесса в ДОУ.

        Появляется ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развития ДОУ и его участников:

— принцип  человеко образности  (единство культуро- и природо образности);
— принцип целостности педагогического процесса и комплексности целей;
— принцип активности и равно партнерства в педагогическом взаимодействии всех субъектов педагогического процесса.

        Модернизация управления дошкольным образовательным учреждением связывается с многообразием видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов, мотивационного программно-целевого управления, самоуправления, рефлексивного управления и самоуправления. Показателями качественной трансформации управления ДОУ в первую очередь являются новые принципы:

 Демократизации и гуманизации;
—системности и целостности управления;
—централизации/децентрализации;
— взаимосвязи и разделения стратегического, тактического и оперативного уровней управления и соответствующих им видов управления (традиционное, рефлексивное, самоуправление);
—единоначалия и коллегиальности;
— объективности и полноты информации в принятии управленческих решений.

        На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ, в частности, такие, как:

  • совмещение инновационных программ с существующими в ДОУ;
  • раскол педагогического сообщества и сосуществование представителей различных педагогических концепций;
  • несоответствие новых типов дошкольных образовательных учреждений ожиданиям, требованиям родителей;
  • потребность в новом научно-методическом обеспечении проводимой образовательной деятельности;
  • потребность в новых педагогических кадрах;
  • приспособление новшеств к новым условиям;
  • проблема изменения, оптимизации, замены новшеств, способность вовремя избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного;
  • проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.

        Основные тенденции развития дошкольного образования связаны с установкой на создание полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста. Насыщенное и безопасное жизни проживание, событийность, связность взрослого и ребенка в образовательном процессе, приоритет развивающих и воспитательных задач в ДОУ способствуют благоприятной социализации детей и закладывают базовые компетентности дошкольника в освоении мира и присвоении культуры.

        Выделенные пространства являются необходимыми и на сегодняшний день достаточными для большинства ДОУ в целях обеспечения требуемого уровня воспроизводства результатов инновационной деятельности учреждения.

        В.Т.Кудрявцев отмечает, что в России дошкольное воспитание находится в подчинении структур управления образованием: это фактически свидетельствует о том, что ребенок дошкольного возраста нуждается в воспитании, обучении и развитии. Таким образом, дошкольное образование становится исходной, неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы в целом, как это и определено законом «Об образовании»

        На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства ДОУ в режим поиска, что является переходным этапом на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития.

        Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации соответствуют насущным потребностям и возможностям в ДОУ. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии дошкольных учреждений становится наиболее важным.

В.Т.Кудрявцев выделяет четыре ведущих направления инноваций ДОУ.

1. Рассмотрение дошкольного образования в качестве не подготовительной к школе ступени, а относительно самостоятельной, ценной, развивающейся и развивающей системы, направленной на амплификацию (обогащение) детского развития за счет возможностей, которые присущи дошкольным видам деятельности (творческий характер игры, активное восприятие сказок, различная продуктивная деятельность и т.д.). Культивируя творчество на занятиях и вне их, мы тем самым способствуем не только общему психологическому созреванию ребенка, но и созданию фундамента полноценной школьной готовности на основе развития творческих возможностей, интеллектуальных сил воспитанников. Достаточно просто внимательно относится к главной психологической особенности дошкольного возраста – продуктивному или творческому воображению, которое должно развиваться во всем многообразии детской деятельности. Развитие воображения связано с обретением человечности в самом широком смысле этого слова путем приобщения ребенка к культуре. Поэтому нужны образовательные программы, направленные на развитие воображения дошкольников.

2. Утверждение гуманных субъект-субъектных отношений в процессе равно партнерского взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых посредством диалога в педагогическом процессе.

3. Развитие связи между практиками и теоретиками в области инноватики.

4. Широкая поисковая и экспериментальная деятельность, организуемая с позиции исследовательского подхода .

Список источников

1. Гмурман В.Е.  Введение достижений педагогики в практикум школы. М., 1981.

2. Кудрявцев В.Т.  Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития//Дошкольное воспитание. 1997. №7, 10, 12. 1998. №1, 4, 5, 10, 11. 1999. №3, 12.

3. Майер А.А.  Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2008.

4. Поташник М.М., Хомерики О.Б.  Структуры инновационного процесса в образовательном учреждении// Магистр. 1994. №5.

5. Сластенин В.А., Подымова Л.С.  Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.

Innovative trends in modern education.

preschool education

preschooler

innovation

pedagogical process

humanization of education

children and adults


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Инклюзия и коррекция - два пути развития современного образования

Постановление Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175 “О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы” , подробно освещает политику государства по созданию у...

Статья на тему: «Инновационные подходы к развитию современной системы дошкольного образования»

В статье описываются возможжные инновационные подходы к развитию современной системы дошкольного образования...

«STEM — ТЕХНОЛОГИИ, КАК ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Сегодняшний мир не похож на вчерашний, а завтрашний – не будет похож на сегодняшний! Динамично развивающиеся технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности человека.Что такое STEАM?Если ра...

STEM — ТЕХНОЛОГИИ, КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ВЕКТОР В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

STEM — ТЕХНОЛОГИИ, КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ВЕКТОР В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Диплом участника Всероссийской педагогической конференции "Тенденции и перспективы развития современного образования", 2021

Диплом участника Всероссийской педагогической конференции "Тенденции и перспективы развития современного образования", 2021...

«STEM — ТЕХНОЛОГИИ, КАК ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

laquo;STEM — ТЕХНОЛОГИИ, КАК ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ  В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»...