Статья "Инклюзия и коррекция - два пути развития современного образования
статья по теме
Постановление Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175 “О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы” , подробно освещает политику государства по созданию условий в различными ведомствами и учреждениями для обеспечения равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем организации доступности физического, социального, экономического и культурного окружения.
Очень много говориться и об организации новой образовательной среды, которая позволит детям с ОВЗ включаться в группы и классы детей не имеющих нарушений в развитии. Теперь многие ученые озабочены тем, чтобы прописать алгоритмы грамотного перехода к ИНКЛЮЗИИ. Необходимо понимать не только как, но и каких детей возможно включать в общий образовательный процесс, не ущемляя при этом права и комфорт детей с нормой.
К сожалению, пока на практике мы имеем много примеров того, как не надо делать и подтверждение известной русской пословицы "Поспешишь - людей насмешишь". Хотя в случае, когда речь идет о детях-инвалидах, смешного мало, хочется плакать. Проблемы создания условий для ИНКЛЮЗИВНЫХ групп, лежат не только в материально-финансовой плоскости, но и плоскости кадровой политики учреждения. Не стоит забывать и о длительной просветительской работе по изменению социальной оценки и видения ущербности рядом с собой. Сознание большинства наших граждат во многом не подготовлено к тому, чтобы инвалиды стали занимать позицию НА РАВНЫХ с остальными членами общества, принять тот факт, что более 50% детей на сегодняшний день рождаются с ОВЗ.
В своей работе, я уделяю много внимания данной проблеме, изучаю статьи и материалы, повышаю квалификацию для приобретения навыков и компетенций по организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ИНКЛЮЗИИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Шеина Анна Владимировна
Педагог-психолог
ГБОУ д/с комбинированного вида №994
Инклюзия или коррекция – два пути развития современного образования.
История специальной педагогики знает немало примеров организации совместного обучения детей с особыми образовательными потребностями и обычных детей. Наша страна долгое время шла по пути дифференцированной системы образования и накопила колоссальный опыт в области дефектологии. Уже к середине 80-х гг. в СССР насчитывалось восемь типов школ для детей с отклонениями в развитии. [2, с.1]
Можно перечислить множество примеров, когда именно специализированная коррекционная школа помогала ребенку с ограниченными возможностями получить образование, которое можно охарактеризовать только такими определениями как качество, высокий уровень, надежная база для дальнейшего профессионального самоопределения. Выходцами таких школ стали известные спортсмены, чемпионы паралемпийских игр 2012 в Лондоне с ДЦП, политики - Смолин О.Н. (депутат Государственной Думы РФ, первый заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы РФ) и многие другие выдающиеся личности. Таких результатов могут достичь не многие. Но, благодаря квалифицированной работе команды педагогов, опирающихся на базовые научные знания и исследования выдающихся отечественных ученых: Выготского Л.С., Леонтьева А.А., Запорожца А.В. можно увеличить количество таких людей в нашем обществе. Если не только педагог, но и сама система образования будет ставить во главу угла основополагающий принцип - формирование разносторонне развитой уникальной личности. Личности способной не только на быструю адаптацию и дальнейшее полноценное продуктивное взаимодействие с другими социальными субъектами, несмотря на ограниченность своих возможностей, но в первую очередь, личности, способной противостоять негативному, разрушительному воздействию внешней среды, умеющей самостоятельно мыслить и делать выбор. В современном обществе как никогда становится актуальным приобщение ребенка с ранних лет к культурному наследию страны, воспитания в нем морально-нравственных основ, знания и понимания своей природы, корней и истории, развитию у детей способности сопереживать, быть участливыми.
Никто не умоляет роли инновационных программ и технологий, которые стали повсеместно использоваться в различных отраслях и сферах – это превосходно и для системы образования, если не забывать о существовании нерушимых законов и парадигм, объясняющих всю суть, развитие и устройство человека с момента его рождения. И конечно работа этих теоретических основ не раз проверена на практике, как в воспитании детей общеобразовательных учреждений, так и в случае с детьми с особыми образовательными потребностями.
В случае с детьми с ограниченными возможностями мы можем говорить лишь об изменении условий образовательной среды, формах и методах подачи информации, принципов отработки навыков и умений. В свою очередь особенности и дефекты развития таких детей ни коим образом не должны являться препятствием, прямо или косвенно влиять на доступность образования и его качество.
Нельзя умалчивать и о тех случаях, когда специальные школы и интернаты вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира, адаптируя его к окружающей действительности, развивала в нем потребности в еще большей адаптации. К ребенку изначально складывалось негативное отношение в семье, в школе, в обществе, что выстраивало прочную высокую стену, преграждающую путь к полноценной жизни в социуме и лишающую даже самой перспективы на успешность и самореализацию.
До сих пор, основной проблемой, с которой столкнулась идея продвижения интегративной формы обучения, является неготовность нашего общества к сосуществованию и полноправному взаимодействию с инвалидами. Стереотипы на восприятие отклоняющегося от нормы прочно закрепились в сознании не одного поколения наших соотечественников, а сила реакции на человека с патологией зависит от степени выраженности дефекта и не зависит от социального статуса и положения в обществе. Чтобы решить эту проблему, необходима глобальная просветительская и психологическая работа с семьями детей общего развития, нормальными – развитие которых не выходит за пределы возрастной и психофизиологической нормы.
Если же озадачиться вопросом о самой норме и произвести качественную оценку этому понятию, то можно найти множество источников, ставящих современные представления о норме под сомнение.
Следует просто посмотреть статистические данные, начиная с 2010 года, процент новорожденных с I группой здоровья, без хронических заболеваний и патологий составляет всего 3-4% от общего количества. Остальные 96% - это дети с особенностями в развитии и различными психофизиологическими патологиями, дети с серьезными нарушениями ЦНС и другими дефектами.
Большинство этих детей в отсутствие ранней диагностики и коррекции, автоматически попадают в категорию детей с особыми образовательными потребностями – все они будут нуждаться в создании особого образовательного пространства, особой среды, особых условий для обучения и развития. Первый проректор МСГИ, доктор физико-математических наук Налбандян Овик Гагикович выступил на Международной конференции «Инклюзивное образование: теория, практика, перспективы развития» с темой «Инклюзия: философия пространства жизни». Он высказал мнение об изменении угла зрения на подрастающее поколение и современного ребенка, на то насколько каждый ребенок уникален и не похож на остальных, насколько широко можно трактовать понятие «особый ребенок, с особыми образовательными потребностями». Каждый десятый ребенок в классе или группе детского сада левша, каждый пятый гиперактивный, каждый второй имеет плоскостопие или близорукость – все это дети, нуждающиеся в особом внимании при организации учебно-воспитательного процесса.
Время реформ и перемен, одно из наиболее сложных периодов для любой социальной отрасли или сферы. Но есть надежда, что все придумано не зря, ведь наши дети должны получать качественное образование для того, чтобы затем иметь возможность применять свои знания на практике, иметь возможность поступить в ВУЗ и получить достойную высокооплачиваемую работу. Несмотря на современные темпы развития технологий и роста требований общества ребенок с ограниченными возможностями должен занять свою нишу, свое место, приносить этому обществу пользу. Долгое время дети инвалиды либо адаптировались к социальной среде, либо становились для нее неприемлемыми. Ведь образовательное учреждение только одно из звеньев длинной цепочки общественных институтов и несовершенство системы приемственности этих институтов, влияет на дальнейшую продуктивность самореализации ребенка инвалида. Без помощи государства, без помощи различных общественных организаций и СМИ, образование не способно осилить все проблемы, возникающие на пути особых детей.
По словам Н. Н. Малофеева (Николай Николаевич Малофеев — член-кор. РАО, профессор, директор Института коррекционной педагогики РАО) интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения — это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира. [5, с. 1]
Развитие – да, но не подмена коррекционного специального образования, ведь это две параллели, которые могут существовать одновременно, обогащая и дополняя друг друга.
Список литературы:
1. Л.С. Выгодский. Полное собрание сочинений т.5, «Дефектология».
2. Видеолекция "Инклюзивное образование детей с нарушениями развития" (Лектор Реут М.Н., зав. кафедрой коррекционной педагогики ИРО РТ., к.с.н. доцент) http://edurt.ru
3.Леонтьев А. А. Психология общения. — 3-е изд.— М.: Смысл, 1999. — 365 с.
4. Леонтьев А.А. Педагогическое общение // Педагогика и психология. М., 1979. № 3.
5. Тимофеева Е.А. Доклад с презентацией "Инклюзивное образование. Что это такое?" (Статья http://nsportal.ru от 19.08.2010).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
материалы Всероссийской заочной научно практической конференции "Проблемы и перспективы развития современного образования"
Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения....
Пути развития инклюзивного образования
Доклад на тему "Пути развития инклюзивного образования"...
Семинар «Информационная открытость ДОУ – одна из задач по развитию современного образования»
Семинар на тему информационной открытости в ДОУ, материалы из личного опыта...
«Качество современного образования и пути его достижения: новый этап развития дошкольного образования»
Дошкольное воспитание как первая ступень системы образования за последние годы претерпело существенные изменения. Анализ сложившейся ситуации показывает ее позитивные стороны – уход от еди...
Консультация для педагогов "Профессионализм и компетентность педагога как ресурс развития современного образования"
Двадцать первый век -век глобализации интернета,передовых технологий ,инноваций предъявляющих высокие требования к профессионализму и компетенции современного педагога....
Инновационные тенденции в развитии современного образования
Важной особенностью образовательной системы являются иновации, осуществляемые в сфере образования....
Диплом участника Всероссийской педагогической конференции "Тенденции и перспективы развития современного образования", 2021
Диплом участника Всероссийской педагогической конференции "Тенденции и перспективы развития современного образования", 2021...